Тест на тему: «Деепричастный оборот. Тест деепричастие и деепричастный оборот методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему Тест 13 вид деепричастия

Контрольный тест по теме "Деепричастный оборот"

Вариант 1

1. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов. (А.Алексин)
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд. (А.Иванов)
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.(Э.Казакевич)
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

2. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего. (И.Чесноков)
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. (И.Бунин)
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег. (Л.Князев)
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор. (М.Алексеев)

3. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана. (А.Иванов)
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов)
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше. (В.Беляев)
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий. (А.Фадеев)

4. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова. (А.Иванов)
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя. (А.Фадеев)
3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя. (Б.Савинков)
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу. (И.Чесноков)

5. В каком предложении два деепричастных оборота (знаки препинания не расставлены):

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото. (А.Куприн)
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу. (В.Курочкин
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика. (А.Грин)
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы. (К.Воробьёв)

6. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку. (В.Дудинцев)
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его. (В.Дудинцев)
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу. (В.Дудинцев)
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ. (Ю.Шаньков)

7. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к одному сказуемому (знаки препинания не расставлены):

1) Взглянув на часы генерал быстро поднялся и отодвинув тяжелое кресло выбрался из-за стола. (А.Бек)
2) Морозка не выдержал и обернувшись к окну замер упершись в пустоту. (А.Фадеев)
3) Сухой степной ветер все усиливался разгоняя в ярком весеннем небе белые облака делая даль бесконечной.(И.Бунин)
4) Очутившись наверху красноармеец отошел в сторонку и обиженно отвернулся закинув руки за спину. (К.Воробьёв)

8. Укажите предложение, в котором деепричастные обороты относятся к разным сказуемым:

1) Сводчатое ущелье развернулось перед всадниками, и, гремя камнями и бренча сбруей, они влетели в него. (М.Булгаков)
2) От времени до времени то один, то другой ловец поднимался, шатаясь в полусне, и, наступая на ноги и руки спящих, брел к бочке с водой. (А.Беляев)
3) Молодыe солдаты тем временем быстро шагали к себе в лагерь, восхищаясь бодростью старика и радуясь успешной разведке. (Э.Казакевич)
4) Позавтракав, папа ложится поспать в столовой на диване, укрывшись старой енотовой шубой. (А.Бруштейн)

9. Укажите предложение, в котором все знаки препинания расставлены верно:

1) Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына... (И.Бунин)
2) Собака ощетинилась, подняла нос, и, втягивая сырой воздух, осторожно пошла верхним чутьем на смолкший голос. (В.Шишков)
3) Девочки прислушивались к тишине ночного леса, и вспоминая рассказ Жердяя про Голыгинскую гать, боязливо натягивали на себя одеяла. (А.Рыбаков)
4) У перекрестков он [пудель] останавливался и махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. (А.Куприн)

10. В каком предложении нет пунктуационных ошибок?

1) Тропинка шла вдоль высокого прибрежного обрыва, извиваясь в тени, столетних маслин. (А.Куприн)
2) По утрам, наколов дров, и наведя чистоту во дворе, Дмитрий Алексеевич отправлялся на прогулку. (В.Дудинцев)
3) Фёдор Иванович прыгнул с постели и, не зажигая света, отпер дверь. (В.Дудинцев)
4) Зыбин вошел, и, не спрашивая разрешения, снял трубку. (Ю.Домбровский)

Вариант 2

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

Вариант 3

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

1) -а, -я, -вши, -ши;

2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3) -ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений .

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба )

Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида .

Задание 3. После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами .

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба )

Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом .

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Задание 5. Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки.

к о манда

Спортсмен, выполняющий сложные фигуры

вр а тарь

Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания

сп о р тс мен

Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью

ф и гурист

Краткий устный приказ командира по установленной форме

ч е мпион

Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве

х о кк ей

Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом

э кспре сс

В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота

р е портаж

Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений

а рена

Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению

с и гнал

Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Причастие и деепричастие

1. Укажите неверное утверждение. 1) Причастие имеет вид, залог, переходность. 2) Деепричастие – неизменяемая особая форма глагола. 3) Времена причастия такие же, как времена глагола. 4) Причастия могут переходить в прилагательные, теряя при этом глагольные признаки. 5) Причастие в предложении может быть сказуемым.

2. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.
брезж_щий рассвет, муч_щий животных, пол_щий огород, мол_щий о помощи
1) а, а, я, я 2) у, а, ю, я 3) у, у, ю, ю 4) а, у, ю, я 5) у, а, я, ю

3. Укажите последовательность, соответствующую пропущенным в словах буквам.
кле_мый, прируча_мый, гоня_мый, ненавид_мый
1) и, е, е, и 2) е, и, и, е 3) и, и, е, и 4) е, е, и, е 5) и, и, е, и

4. Укажите причастия, в суффиксах которых нужно писать Е.
1) растер_нный вид 2) замеч_нная опечатка 3) раскле_нный объявления 4) разве_нные сомнения 5) высме_нный окружающими 6) застрел_нный на границе

5. Найдите предложения, где в выделенных словах нужно писать Н.
1) Броски баскетболистов были точны и увере_ы. 2) Сыновья были избалова_ы судьбой. 3) У затопле_ой печи расположилось всё семейство. 4) Жаре_ые грибы были вкусны. 5) Будучи ране_ым, командир ещё отдавал приказания.

6. Укажите предложения, в которых НЕ с причастиями нужно писать слитно.
1) Не_подготовленный ученик молча стоял у доски и смотрел в пол. 2) Количество не_успевающих по химии в классе было невелико. 3) Вдали видны горы, но не_обожжённые, а все заросшие лесом. 4) Только не_сжата полоска одна.

7. Найдите предложение, в котором находится причастие со следующими признаками: в полн. форме, прош. вр., им. п.
1) Смотри, как роща зеленеет. 2) Я встретил вас – и всё былое в отжившем сердце ожило. 3) Лазурь небесная смеётся, ночной омытая грозой… 4) Море вешнее в заливе, светлея, не колыхнет день… (Ф. Тютчев).

8. Укажите предложения, в которых причастный оборот не выделяется запятыми (знаки препинания не расставлены).
1) Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру (А. Пушкин). 2) Занятый своим делом Алексей не замечал происходящего (Б. Лавренёв). 3) Окаймлённое кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит (И. Никитин). 4) Чуть желтеющие от засухи июльские дни сливались в один протяжный успокоительный день (К. Паустовский).

9. Укажите, в каких предложениях надо обособлять деепричастный оборот.
1) Нельзя жить сложа руки. 2) Говоря это я принял воинственную позу. 3) Он ушёл несолоно хлебавши. 4) Он шёл бодро и не уступая дорогу встречным людям.

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие.

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши .

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными.

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я.

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым.

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать .

ВАРИАНТ 1

1.Найдите причастие

А) золотой; Б) озолотить; В) позолоченный; Г) золото

2. Найдите деепричастие

А) сделав; Б) сделанный; В) сделать; Г) дело

3. В каком предложении причастный оборот выделяется запятой

А) Человек идущий по дороге был мне знаком

Б) Мы долго думали о предстоящем походе.

В) Мы ехали по занесенной снегом дороге.

Г) Опавшая с деревьев листва золотым ковром расстилалась перед нами.

4. В каком варианте не с причастием пишется слитно

А) (не)рассказанная история Б) книга (не)прочитана В) (не)купленная, а подаренная вещь

Г) (не)решенная мною задача

5. В каком варианте в суффиксе причастия пишется одна буква н.

А) избалова..ый Б) ухоже..ый В) связа..ая бабушкой Г) дорога пройде..а

6. Найдите неправильный ответ

А) Причастия образуются от глагола

Б) Причастия бывают настоящего, будущего и прошедшего времени

В) Причастия бывают совершенного и несовершенного вида

Г) Полные причастия пишутся с двумя буквами Н

7. Найдите действительное причастие

А) построенный Б) унесенный В) сказавший Г) выученный

8. Назовите признаки наречия у деепричастия

А) вид Б) неизменяемость В) возвратность Г) время

А) открыв окно Б) спустя день В) спустя рукава Г) раскрыв книгу

А) (не)сказав Б) (не)годуя В) (не)читая Г) (не)думая

Утро

Когда заря, светясь по сосняку,

Горит, горит, и лес уже не дремлет,

И тени сосен падают в реку,

И свет бежит на улицы деревни,

Когда, смеясь, на дворике глухом

Встречают солнце взрослые и дети,-

Воспрянув духом, выбегу на холм

И все увижу в самом лучшем свете.

Деревья, избы, лошадь на мосту,

Цветущий луг - везде о них тоскую.

И, разлюбив вот эту красоту,

Я не создам, наверное, другую...

Николай Рубцов.

1.Выпишите все деепричастия и укажите глаголы, от которых они образованы.

2.Выпишите причастие и укажите его морфологические признаки.

ВАРИАНТ 2

1.Найдите причастие

А) цвести Б) цветущий В) цвет Г) зацвести

2. Найдите деепричастие

А) золотой Б) выбежав В) догорает Г) убежден

3.Назовите предложение с деепричастным оборотом

А) Мы шли по тропинке усыпанной листьями.

Б) Дорога ведущая к дому была мне знакома

В) Гусь увидя детей улетел.

Г) Это было длинное и грустное письмо.

4. В каком варианте НЕ с причастием пишется раздельно

А) (не) рассказана история Б) (не)прочитанная повесть В) (не)сделанная работа

Г) (не)построенный дом

5. В каком варианте пишется две буквы н в суффиксе причастия

А) мороже..ое мясо Б) груже..ый автомобиль В) краше..ый вчера пол

Г) краше..ый пол

6. Найдите правильный ответ

А) Причастный оборот обособляется всегда

Б) Не с причастиями всегда пишется раздельно

В) Деепричастия образуются от глагола при помощи суффикса

Г) Деепричастия бывают действительные и страдательные

7. Найдите страдательное причастие

А) унаследованный Б) сказавший В) говорящий Г) думающий

8. Назовите признаки прилагательного у причастия

А) вид Б) время В) падеж Г) возвратность

9. Назовите фразеологический оборот

А) приведя в класс Б) приведя в чувства В) думая о прочитанном Г) рассказав историю

10. В каком варианте не с деепричастием пишется слитно

А) (не)доумевая Б) (не)решив В) (не) убрав Г) (не)посмотрев

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ

Звезда полей

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

Николай Рубцов

1.Выпишите все деепричастия и укажите глаголы, от которых они образованы.

2.Выпишите причасти и укажите его морфологические признаки

Н. А. Погодина, ГБОУ СОШ № 45, Москва

7 класс. Вариант 1.

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

1. Признак предмета по действию

2. Признак предмета

3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

4. Действие предмета

1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок

3. Выберите предложения с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.

2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

3. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.

4. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.

1. Глядя 2. Сложив 3. Отнявши 4. Улыбаясь

1. Хмурясь 2. Выскочив 3. Завидуя 4. Умывшись

6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:

1. (Не)годуя 2. (Не)увлекаясь 3. (Не)взлюбив 4. (Не)требуя

1. Ленька растянулся на траве положив голову на котомку и крепко уснул.

2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

8.

1) засекреченный 2) ненавидя 3) разрезая 4) перелетят

9.

Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний танец(3)яростно захвативший(4)весь лес.

1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.

10. Деепричастный оборот – это…

1. Одиночное деепричастие

2. Деепричастие с частицей НЕ

3. Деепричастие с зависимыми от него словами

4. Два деепричастия

11. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1. Средства 2. Километр 3. Красивее 4. Мельком

12. Найдите неверные утверждения

1 . Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.

2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.

3. Деепричастный оборот на письме всегда выделяется запятыми.

4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и прилагательного.

13.

1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.

2. Поклонившись

3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.

4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.

14. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.

2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.

3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.

4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.

15. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

3. Отошедший от станции поезд резко затормозил.

4. Наевшись, вороненок успокоился.

16. Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:

1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. Л

17. Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием

1. Открыв дверь 2. Придя домой 3. Уйти недалеко

4. Учиться хорошо

18. Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не

расставлены)

Замедляя ход к станции шёл поезд.

19. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1. Благодаря обилию снега

2. Наперекор обычая

3. Написал красившее

4. Пришел со школы поздно

Проверочная работа по теме «Деепричастие»

7 класс. Вариант 2.

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая объединяет:

1. Признаки существительного и глагола

2. Признаки наречия и прилагательного

3. Признаки наречия и глагола

4. Признаки причастия и наречия

2. Найдите словосочетание с деепричастием:

1. Засыпанный снегом 2. Украсил ёлку 3. Отпирая дверь 4. Пришёл в дом

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

1. Хозяйка радовалась встречая гостей. 2. Хозяйка радовалась и встречала гостей.

3. Радовавшаяся хозяйка встречала гостей. 4. Радуясь хозяйка встречала гостей.

4. Найдите деепричастия совершенного вида

1. Открыв 2. Решая 3. Принявши 4. Радуясь

5. Найдите деепричастия несовершенного вида

1. Щурясь 2. Построив 3. Ненавидя 4. Зарывшись

6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ раздельно:

1. (Не)приняв 2. (Не)навидя 3. (Не)взлюбив 4. (Не)побрившись

7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. Павел уснул на диване, положив руки под голову и улыбнулся во сне.

2. Вдруг из леса выбежала большая собака, громко залаяв и высунув мокрый язык.

3. Вчера по небу плыли тяжёлые тучи, предвещавшие обильные дожди, грохоча, уходили они далеко на деревню.

4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения .

Покупая справочник,

1. Я опоздал. 2. Запоминаются все правила.

3. внимательно посмотрите оглавление. 4. Нужно прочитать статью.

9. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.

1) прошитый 2) негодуя 3) приезжая 4) прибегут

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Свернув с просеки(1) мы направились по тропинке(2)уводившей нас к лесным(3)необычным красотам(4)и тайнам.

1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.

11. Деепричастный оборот на письме…

1. Не выделяется запятыми.

2. Выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

3. Всегда выделяется запятыми.

4. Выделяется запятыми, если стоит в середине предложения.

12. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1. Каталог 2. Килограмм 3. Щавель 4. Свёкла

13. Найдите неверные утверждения

1 . Деепричастие изменяется по лицам и числам.

2. Деепричастие в предложении зависит от глагола.

3. Деепричастный оборот в предложении является дополнением.

4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола.

14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.

1. Окрепший – действительное причастие прошедшего времени.

2. Читаемый – страдательное причастие настоящего времени.

3. Произведя – деепричастие совершенного вида

4. Приблизившись – действительное причастие прошедшего времени, возвратное.

15. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

    Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.

    Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.

    Маленькие дети спали, уткнувшись носом в подушку.

    Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

16. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

    Усеянное звездами небо манило к себе.

    Потрескивая, горел костер.

    Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.

    Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт .

17. Деепричастия совершенного вида образованы при помощи суффиксов:

1. А (Я) 2. В 3. ВШИ 4. СЯ

18. Найдите словосочетания «дееприч. + сущ.» с главным словом деепричастием

1. Открыв мне 2. Придя вечером 3. Приютив друзей 4. Радуясь встрече

19. Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не

расставлены)

Друзья встретили меня приехав на вокзал.

1. Сложное предложение, запятая нужна.

2. Простое предложение, запятая не нужна.

3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.

20. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1. Заплыл глубжее 2. Егошний друг

3. Оплатил за проезд 4. Заплатил за проезд

Тестирование по теме «Деепричастие»

Разнообразные формы контроля за уровнем знаний, умений и навыков школьников позволяют определить эффективность методики обучения, целесообразность применения тех или иных приемов, правильность подбора дидактического материала для коррекции знаний каждого ученика.

Чтобы проверить, насколько прочно и осознанно усвоены основные понятия, изученные на уроке, я прошу учеников воспроизвести правила и определения. Ученики называют все признаки понятия, выделяют среди них существенные и несущественные, называют ключевые слова, иллюстрируют правила и определения своими примерами и выполняют практические задания, основанные на данных теоретических знаниях.

Использование тестов наряду с традиционными видами контроля обеспечивает объективность контроля знаний, умений и навыков учащихся, массовость и одновременность осуществления контроля, а также его точность, оперативность и своевременность;

– позволяет снизить трудоемкость работы учителя по отслеживанию, накоплению и систематизации статистических данных о достижениях каждого ученика;

– позволяет эффективно прогнозировать и планировать учебную деятельность по предмету, своевременно выявлять ее приоритетные направления;

– помогает осуществить индивидуальный подход к обучению;

– помогает ученикам развивать навык самоконтроля, определить программу действий по совершенствованию знаний и умений.

Понятно, что опросить на уроке всех не представляется возможным, поэтому я готовлю тесты, а к их проверке привлекаю учеников.

Желающих выступить в роли учителя много, но это право заслуживают лучше.

Тесты использую готовые, а также составляю сама и привлекаю учеников на этапе завершающего изучения тем.

По форме я использую различные тесты:

1) вставить слово или словосочетание в истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным, – это «компенсирующие» тесты;

2) тесты альтернативные, когда из трех вариантов ответов надо выбрать один, который кажется ученику верным;

3) третья группа тестов направлена на выяснение умений применять знания при решении той или иной лингвистической задачи.

I. ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

1-й вариант

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает _________, объединяет признаки _______ и _______ и показывает _______, _______, _______ совершается действие, названное глаголом.

2. Деепричастие отвечает на вопросы: _______, _______, _______, _______, _______ .

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи – _______ и _______.

4. Общее грамматическое значение деепричастий – _______.

5. Деепричастие в предложении является _______________.

6. Назовите признаки глагола у деепричастий: _______, _______, _______.

7. Деепричастие с зависимыми словами называется _______.

8. Где может стоять деепричастный оборот в предложении?

9. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола _______ времени с помощью суффиксов _______.

10. Не с деепричастиями пишется _______ .

2-й вариант

1. Деепричастие – ______________ часть речи, которая обозначает ____________, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, ___________, показывает ___________, _______, ___________ совершается действие, названное ___________.

2. Морфологические признаки деепричастия – ___________.

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов –___________.

4. Синтаксическая роль деепричастий в предложении – ___________.

5. Общее грамматическое значение деепричастий – ___________.

6. Назовите признаки наречия у деепричастий:___________ и ___________.

7. Деепричастным оборотом называется ______________________.

8. Деепричастный оборот может стоять в ________________.

9. Деепричастия совершенного вида образуются от основы ___________ с помощью суффиксов ___________.

10. Назовите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

II. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
ПРАВИЛ ПО ТЕМЕ "ДЕЕПРИЧАСТИЕ"

1. Деепричастие – это

1) самостоятельная часть речи;

2) служебная часть речи.

2. Деепричастие обозначает:

1) признак предмета по действию;

2) добавочное действие;

3) действие предмета.

3. В деепричастии объединяются значения двух частей речи:

1) глагола и прилагательного;

2) глагола и наречия;

3) глагола и причастия.

4. Деепричастия образуются при помощи суффиксов:

1) -а, -я, -вши, -ши;

2) -ущ (-ющ), -ащ (-ящ);

3) -ова, -ева, -ыва, -ива.

5. Синтаксическая роль деепричастия в предложении:

1) сказуемое;

2) определение;

3) обстоятельство.

III. ТЕСТЫ НА УЗНАВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЯ

«Узнавание в лицо»

Задание 1. Укажите буквы, которые стоят за деепричастиями в каждом из предложений .

1. И отец и сын, вместо приветствия (а) после давней отлучки, начали садить (б) тумаки и в бока, и в поясницу, и в грудь, то отступая (в) и оглядываясь, то вновь наступая (г).

2. И старый Бульба мало-помалу горячился (а), горячился, наконец, встал (б) из-за стола и, приосанившись (в), топнул ногой.

3. Бедная старушка, привыкшая (а) уже к таким поступкам своего мужа, печально (б) глядела (в), сидя (г) на лавке.

4. Она не смела ничего говорить (а); но, услыша (б) о таком страшном для нее решении, она не смогла (в) удержаться (г) от слез.

5. Мать обняла (а) их, вынула (б) две небольшие иконы, надела (в) им, рыдая (г), на шею.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Ответы: 1 – в, г; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – г.

Задание 2. К этому тесту возвращаюсь еще раз после изучения темы «Деепричастия совершенного вида»:

1-й вариант – укажите деепричастия совершенного вида;

2-й вариант – укажите деепричастия несовершенного вида .

Ответы: 1-й вариант – 2-е и 4-е предложения;

2-й вариант – 1-, 3-, 5-е предложения.

Задание 3. После изучения темы «Деепричастный оборот» провожу сначала тест на узнавание.

Выпишите из предложений глаголы-сказуемые и относящиеся к ним деепричастия с зависимыми словами .

1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, боясь отца своего.

2) Кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям.

3) Он (Андрий) глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше замазывался.

4) Он хотел было узнать от дворни, которая кучею стояла за воротами, окруживши игравшего молодого бандуриста.

5) Но дворня подняла смех, увидевши его запачканную рожу, и не удостоила его ответом.

(Н.В. Гоголь. Тарас Бульба)

Задание 4. Выполните тест, проверяющий отличие причастия с суффиксом -вш- от деепричастия с суффиксом -вши-.

1-й вариант – укажите номера предложений с причастным оборотом;

2-й вариант – укажите номера предложений с деепричастным оборотом .

1) Ночь подобралась незаметно, окутавши землю темной вуалью.

2) Сумрак, окутавший землю, скрыл разрушения.

3) Врач, склонившись над солдатом, осматривал рану.

4) Врачи, склонившиеся над операционным столом, были сосредоточенны.

5) Птенец, запутавшийся в высокой траве, не мог оттуда выбраться.

6) Запутавшись в высокой траве, я потерял тропинку.

7) Шахматист, сделав неудачный ход, сдался.

8) Шахматист, сделавший неудачный ход, сдался.

9) Шофер, услышавший сигнал, свернул в сторону.

10) Путники, отдохнув в лесу, отправились дальше.

Ответ: 1-й вариант – 2, 4, 5, 8, 9; 2-й вариант – 1, 3, 6, 7, 10.

Задание 5. Одной из распространенных ошибок, связанных с изучением темы, является неправильное употребление деепричастных оборотов в устной и письменной речи. После разъяснения, как следует строить предложения с причастным оборотом, предлагаю следующий тест.

Укажите номера предложений, где допущены ошибки.

1 ко манда А Спортсмен, выполняющий сложные фигуры
2 вра тарь Б Звание, присуждаемое победителю в спортивных соревнованиях, играх на первенство, а также лицо, команда, удостоенная такого звания
3 спо ртс мен В Поезд или автобус, судно, идущее с высокой скоростью
4 фи гурист Г Краткий устный приказ командира по установленной форме
5 че мпион Д Спортивная командная игра с мячом или с шайбой на льду или на траве
6 хо кк ей Е Тот, кто систематически или профессионально занимается спортом
7 э кспресс Ё В некоторых спортивных играх игрок, защищающий ворота
8 ре портаж Ж Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений
9 а рена З Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация в печати, по радио, телевидению
10 си гнал К Большая круглая площадка посередине цирка, на которой даются представления

1) Мальчик долго лежал в темноте, прижавшись к подушке, и старался заснуть.

2) Привыкнув к тяжким крестьянским работам, обязанности дворника казались Герасиму шуткой.

3) Включив радио, раздались звуки музыки.

4) Птицы, обрадовавшись солнцу, запели на все голоса.

5) Изучая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», у нас возник вопрос, почему братья оказались в противоборствующих станах.

6) Темная летняя ночь, вздрагивая, потухла далеко впереди.

7) Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести.

8) Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед.

9) Осенью березки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю.

Ответы: 2, 3, 8.

После самопроверки предлагаю учащимся исправить ошибки в указанных предложениях.

IV. ТЕСТЫ НА ЗАПОМИНАНИЕ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Задание 1. Соотнесите словарное слово и его лексическое значение.

Задание 2. После запоминания написания словарных слов и их лексических значений проводится еще раз проверка написания слов в виде теста «Проверь себя».

И ф_гурист О х_ккей
Е ч_мпион А вр_тарь
О сп_ртсмен О к_манда
Е д_монстрировать Э _кспресс
И м_нимальный Е т_ннис
О к_мментировать О пр_гресс
Е р_портаж Е д_ л_гат
А _рена Е пр_зидент
И с_гнал Е пр_зидиум
А тр_диция О инф_рмация

После повторения изученного по теме «Деепричастие» провожу итоговый тест из учебного пособия «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку» (М.: ТЦ «Сфера», 1997. С. 80).

Учащимся, удовлетворительно усвоившим тему, предлагается 1-й вариант, хорошо успевающим – 2-й вариант, вариант 3 – повышенной трудности. Также проверяю фактические знания теоретических понятий по теме в виде теста «Лови ошибку».

Согласны ли вы с утверждением:

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие. (Нет.)

2. Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. (Да.)

3. Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши . (Нет.)

4. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными. (Нет.)

5. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. (Да.)

6. Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого. (Нет.)

7. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я. (Да.)

8. Деепричастие в предложении может быть обстоятельством и сказуемым. (Нет.)

9. Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10. От этих глаголов нельзя образовать деепричастия: жечь, куснуть, вязать . (Да.)

В.И. МАКАРЕВИЧ,
г. Ноябрьск,
Тюменская обл.,
ЯНАО

Деепричастие и деепричастный оборот.

1.Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета по действию; б) признак признака; в) добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом; г) действие предмета.

2.Найти словосочетание с деепричастием:

а) закутанный в тулуп; б) укрепил болт; в) вырастив урожай;г) запер на замок.

3.Деепричастие и деепричастный оборот обособляются, когда:

а) стоят после определяемого слова; б) перед определяемым словом; в) всегда: в начале, в середине, в конце предложения, кроме деепричастий, выраженных фразеологизмом.

4. Имеет ли деепричастие окончание:

а) да; б) нет.

5 . Выбери деепричастие, которое пишется с НЕ слитно:

а) (не) прекращая; б) (не) годуя; в) (не) завидуя; г) (не) увлекаясь.

6. Найдите деепричастия:

а) увидел; б) поднявши; в)принявший; г) шлепая; д) спеша; е) свежий.

7. Укажите, какой глагольный признак имеет деепричастие:

а) время; б) вид; в) лицо.

8. Деепричастный оборот – это:

а) одиночное деепричастие; б) деепричастие с зависимыми словами; в) деепричастие с глаголом.

9. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
  2. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.
  3. Отошедший от станции поезд резко затормозил.
  4. Наевшись, вороненок успокоился.

10. Не пишется слитно в примере:

  1. (не)сделанная работа
  2. (не)выполненный вовремя заказ
  3. (не)решаясь сказать
  4. трава (не) скошена

11. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Усеянное звездами небо манило к себе.
  2. Потрескивая, горел костер.
  3. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
  4. Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.

12. Какое слово является деепричастием ?

1) поглядывая; 2) умевший;3)взлететь;4) стремящийся.

13. Какое деепричастие относится к несовершенному виду?

  1. окутывая; 2) набрав;3) одумавшись; 4) не услышав.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний танец(3)яростно захвативший(4)весь лес .

1)1,2 2) 1,3 3) 2,3 4) 1,4.

15. Установите соответствие: А. Несовершенный вид Б. Совершенный вид

1) ликуя от радости 2) набив ватой 3) дивясь ошибке 4) махая другу 5) выскочив раздетым

6) испекши булочки

Ответ: 1___2___3___4___5___6___.

16.Каким членом предложения является деепричастный оборот ?

  1. Определением 2) Сказуемым 3) Обстоятельством) Дополнением

1 7. Найдите деепричастия несовершенного вида :

а) играя б)увидевши в)кружась г) просохнув

1 8. Отметьте предложения с деепричастными оборотами, расставьте в них знаки препинания .

а) Человек увидев меня проворно снял с плеча винтовку.

б) Опомнившись учитель увидел привязанного медведя.

в) Люди побежали в конюшню и возвратились неся в охапках сено.

19. Отметьте случаи правильного написания не с деепричастиями .

а) Не годуя г) Неответив

б) Не дыша д) Неустояв

в) Не взлюбив е) Недомогая

20. Отметьте те пункты, где верно определён вид деепричастия .

а) Ржавея – сов. д) Требуя – несов.

б) Взвалив – несов. е) Показываясь – несов.

в) Невзлюбив – сов. ж) Нахлынув – сов.

г) Распорядившись – несов. з) Улыбаясь – сов.
21. Укажите предложение, в котором есть деепричастный оборот:

1) В течение двух недель, проведенных в пути, мы с мамой выходили только на перроны больших городов.
2) Небо выяснилось и, синея, мерцало холодным узором звёзд.
3) На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
4) Мотыльки летели со всех сторон на свет и падали, обожженные, на скатерть.

22. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота:

1) Кирьян, прервав работу, с опаской глянул на подьячего.
2) Месячный свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты.
3) Лодка, прошуршав в камышах, мягко ткнулась в песчаный берег.
4) Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор.

23. Укажите предложение, в котором нет деепричастного оборота (знаки препинания не расставлены)

1) Навстречу летели покачиваясь белые космы тумана.
2) Андрей не решаясь сесть прислонился плечом к косяку двери.
3) Хлопец заткнул за пояс марлевый сачок и освободив вторую руку полез дальше.
4) Метелица миновав два переулка свернул в третий.

24. В каком предложении два деепричастных оборота?

1) Опомнившись, Фрол угрожающе засопел и, чуть пригнувшись, пошёл на Шатрова.
2) Ординарец пробрался к столу, низко склонив голову, ни на кого не глядя.
3) Сережа шел дальше, не оборачиваясь и не стреляя.
4) Рыбаки, откашливаясь и снимая шапки, вошли в избу.

25. В каком предложении два деепричастных оборота

1) Одинокие кочки покрытые мягким мохом и брусникой торчали кое-где из-под тонкого и хрупкого утреннего ледка затянувшего за ночь болото.
2) Позавтракав экипаж закурил и покурив нехотя поднялся и стал готовить машину к маршу.
3) Выговорив самое главное девушка повернула голову робко посмотрев на старика.
4) Ничего не понимая Сергей вглядывался в бледную полоску света идущую от лестницы.

26. Укажите предложение, в котором верно выделен деепричастный оборот (знаки препинания не расставлены):

1) В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ СЛЕДУЯ ЖЁСТКОМУ РАСПИСАНИЮ Дмитрий Алексеевич шел на прогулку.
2) Фёдор Иванович отошёл в сторону и с разбегу СХВАТИВШИСЬ ЗА ВЕРХНИЙ КРАЙ ЗАБОРА одним махом перескочил его.
3) Через минуту генерал РЕШИТЕЛЬНЫМ МЯГКИМ ШАГОМ ДЕРЖА РУКУ В КАРМАНЕ прошел через курилку к выходу.
4) Через полчаса уже знакомой дорогой Голенищев вернулся в учебный корпус и ПОДНЯВШИСЬ НА ТРЕТИЙ ЭТАЖ НАШЁЛ СТОЛОВУЮ.