Тема: «Постановка звука [л]».
Цель:
Продолжать учить правильно выполнять артикуляционную гимнастику;
Закрепить знания о механизме образования звука [л];
Показать и объяснить артикуляцию звука [л];
Учить соотносить звук с буквой;
Развивать фонематическое восприятие, память;
Воспитывать стремление совершенствовать свою речь.
Оборудование:
Материал для создания артикуляторной готовности к вызыванию звука [л]; автор – Т.А. Ткаченко;
Дидактический материал по постановке звука [л] авторы – В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко;
Предметные картинки из «Логопедического лото» автор - А.С.Галанов;
Картинки из пособия Л.Н.Зуевой «Занимательные упражнения по развитию речи»;
Бинт, напальчники, спирт, ватные шарики.
Ход занятия:
I . Артикуляционная гимнастика
1. Статическое упражнение «окошечко».
Цель : научить удерживать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход выполнения упражнения : улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам, удерживать позиции на счет до 5.
2. Статическое упражнение «заборчик».
Цель : Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы.
Ход выполнения упражнения: верхние и нижние зубы сомкнуты губы в улыбке, удерживать губы в таком положении под счет до 5.
3. Статическое упражнение «иголочка».
Цель : вырабатывать умение удерживать язык узким.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами, удерживать на счет до 5.
4. Статическое упражнение «парус».
Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубами,
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком языка с силой упереться в верхние зубы, удерживать в заданном положении на счет до 5.
5. Динамическое упражнение «маятник».
Цель: развивать подвижность языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.
6. Динамическое упражнение «качели».
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх; развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять положение языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку) на счет «раз», на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).
7. Динамическое упражнение «маленькие качели».
Цель: увеличить подвижность, развивать точность и активность кончика языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, слегка приоткрыть рот, широкий передний край языка положить на нижнюю губу; выполнять мелкие движения передним краем языка вверх-вниз.
8. Динамическое упражнение «вкусное варенье».
Цель: вырабатывать движение передней части языка вверх.
Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз(не из стороны в сторону) .
9. Динамическое упражнение «почистим зубы».
Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из сторо ны в сторону, потом снизу вверх.
II . Беседа об образе звука [л]; положение органов артикуляции;
При произношении звука [Л]. Широко открытый рот. Сделай язык узким, напряженным. Кончик языка поднять к альвеолам (за верхние резцы). Отчетливо, длительно произнести звук [ л ] . Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.
Характеристика данного звука. СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ
1. Повтори за мной следующие звуки.
Произношение звуков речи, близких по звучанию и артикуляции звука [л]
Н, Ы, В, ВЬ, Г, ГЬ, Ж, У, А, Э, Й
2. Подними сигнальную карточку если услышишь звук [л].
Упражнение для выделения на слух вызывае мого звука [ Л ] в потоке прочих звуков.
Примерный звуковой ряд: М-Н -Л --А-У -О-Л-В -3-ЛЬ- В-МЬ-Л-X-Н- М -Н -Л-А-У-О-Л-В-3-ЛЬ- В -М-Л - X -НЬ -Б -З
3. Картинка с изображением Л ожки и Л ампы . Если картинка будет названа верно, хлопни в ладоши, неверно - нет.
ложка
ряд произносимых слов: ожка, вожка, ложка, дожка, сожка, ложка, божка, ложка, кожка, можка, гожка, ложка, ложка, ложка
лампа
ряд произносимых слов: вампа, ампа, лампа, кампа, сампа, бампа, лампа, тампа, лампа , дампа, шампа, лампа, бампа, рампа, чампа, нампа
4 . Перед тобой шесть карточек, выбери картинки в названии которых есть звук [л].
Используя цифровой ряд, определить место звука [л] в слове. Поставить вопросы к словам предметам и определить (живые и неживые).
III . Домашнее задание:
Ежедневно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику.
Упражнения «окошечко», «заборчик».Удерживать позиции на счет до 5.Чередовать эти два
упражнения.
«иголочка». Удерживать позиции на счет до 5 .
«вкусное варенье». Выполнять по часовой стрелке 10 раз, против часовой 10 раз.
«парус» . Удерживать позиции на счет до 5.
«змейка» .Выполнять 10 раз.
Дидактический материал к уроку
1
2
3
4
5
6
Филиппова Ю.А., учитель-логопед МБДОУ ЦРР – Д/с № 86 “Колокольчик” г. Якутска.
Тема: Звук [Л].
Этап: Постановка звука [Л].
1. Коррекционно-образовательные:
- формирование правильного произношения звука [Л];
- уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
- закрепление представлений о механизме организации звука [Л].
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие мелкой моторики (шнуровка);
- выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
- развитие плавного длительного выдоха (упражнение “Мыльный пузырь”);
- развитие фонематических представлений (игра “Хлоп-топ”);
- закрепление звука в изолированном виде, в слогах, словах;
- развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
- формирование положительного отношения к занятиям.
Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.
Ход занятия:
Этапы занятия |
|
1. Организационный момент |
“- Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку: Любит всех смешить чудак Попадает он впросак, Много разных шуток знает В цирке часто выступает”. |
2. Сообщение темы |
“- Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво”. |
3. Развитие мелкой моторики посредством шнуровки |
“- С нашим клоуном случилась не приятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить”. |
4. Артикуляционная гимнастика |
“- Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели. В цирке выступают различные животные, давай покажем выступление со змеёй”. |
5. Развитие длительного и плавного выдоха |
“- Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались”. |
6. Постановка звука |
Используемый приём: От сохранного звука: “Теперь давай вспомним, как мы гудели на прошлом занятии - губы растянуты, при длительном произнесении звука [А], проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении”. (Фиксируем внимание ребёнка на положении губ и языка). |
7. Произнесение изолированного звука |
“Ты наверное знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт). “А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!” |
8. Анализ артикуляции |
“Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)”. |
9. Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”) |
“Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами. Например: в слове “слон” – есть звук [Л]? Значит, что мы делаем? А в слове мяч?”. машина, полка, шкаф, лопата, стул, мышь, пила, кошка, мел, лента, мишка. |
10. Закрепление звука в слогах |
“Повторяй за мной: ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло - лэ ” |
11. Закрепление звука в словах |
“Посмотри, нашему клоуну прислали конверт. Интересно, что там лежит. Давай посмотрим? Да это же загадка. Чтоб её разгадать надо назвать все предметы и подумать какая картинка лишняя и почему”. |
12. Домашнее задание |
1. Повторить артикуляционную гимнастику 2. Вспомнить пять животных, в названии которых есть звук [Л] 3. Раскрасить загадки. |
“Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным? |
|
14. Оценка |
“Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!” |
Использованная литература:
1. Индивидуальные формы логопедической работы/ Авт.-сост. Н.Э. Куликовская, С.В. Семёнова -Якутск: Из-во Ин-та мерзлотоведения СО РАН, 2010 – 122 с.
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, ЛЬ. Альбом 3
Предлагаемый конспект можно использовать в подгрупповой или индивидуальной работе.
При отсутствии специальной деревянной шнуровки в виде пуговицы, можно использовать обычную пластмассовую пуговицу большого диаметра и шнурок.
Для загадки используется упражнение “Четвёртый лишний”, предметные картинки можно подбирать исходя из лексической темы. Например, для лексической темы “Одежда” можно подобрать следующие картинки: платье, пальто, брюки, блузка. Ребёнок называет все картинки и находит лишний предмет (брюки), далее он должен объяснить, почему именно этот предмет лишний (нет звука Л).
Цели:
Выполнять артикуляционные упражнения для постановки звука;
Формировать направленную воздушную струю;
Учить правильно произносить звук [л], опираясь на слуховой и зрительный контроль;
Учиться выделять звук в слове из потока других звуков;
Развивать фонематическое восприятие и фонематический;
Закрепит умение подбирать слова с уменьшительно-ласкательным значением;
Развивать мелкую моторику, внимание и память;
Воспитывать интерес к занятиям через игровые приемы.
Оборудование: зеркало; форма листика для дыхательного упражнения; картинка Незнайки; картинки - Лампа, лак, лапа, локоть, пол, стул, стол, кол;
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: К нам сегодня на занятие пришел гость. Но ты узнаешь об этом позже.
Но сначала нужно хорошо размяться, сделать гимнастику. Сделаем упражнение «Вкусное варенье», «Лопата», упражнение «Индюк», «Бочки».
дыхательная гимнастика:
Давай подуем на листочек?
2. А теперь посмотрите, кто к нам пришел?
Незнайка!
Давай покажем ему, как мы любим и умеем заниматься.
Сейчас я назову слова, а ты должен сказать, на какой звук начинаются эти слова.
Лапа, лопата, лук, лыжи.
Правильно на звук [Л]
3. Давай вместе с Незнайкой попробуем услышать этот звук среди других звуков?
Я называю звуки, а ты, если услышишь звук Л, подними этот цветок: Н, Л, П, Л, Р, К, Л, Л,Н. ма, му, лу, ны, ла. Ласка, кошка, пила, стол, башня, полка.
4. Физкультминутка
Руки вверх мы все подняли,
А потом их опустили.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем все опять.
5. Игра «Четвертый лишний»
Лопата, лук, пол, лоб
Стул, стол, пилот, пол;
6. А теперь давай назовем слова ласково: стул – стульчик; стол – столик; лопата – лопаточка;
7. Попробуй повторить за мной слова:
Ландыш, лук, лапа, локоть
Пол, стул, стол, кол;
8. Итог занятия:
Тебе понравилось заниматься с Незнайкой?
Какой звук ты сегодня учились говорить?
Какие слова с трудным звуком ты уже научился говорить?
9. Домашнее задание:
Артикуляционная гимнастика.
Припоминание слов со звуком [Л]
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки «Л» и «Ль»
Автор занятия: учитель-логопед: Самсонова А. П., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» автозаводского района городского округа Тольятти.
Цель:
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
Задачи:
Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
Совершенствование навыка деления слов на слоги;
Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
Координация речи с движением.
Продолжительность занятия:
Вид занятия:
Фронтальное.
Тип занятия:
Закрепление материала.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».
II. Основная часть занятия
Игра «Доскажи словечко»
Гладко, плавно лился стих,
Вдруг споткнулся и притих.
Ждёт он и вздыхает
Слова не хватает!
Чтобы снова в добрый путь
Стих потёк, как речка,
Помоги ему чуть-чуть,
Подскажи словечко!
Ну, давай играть в футбол!
Забивай скорее … (гол)
Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло)
Молодчина эта Лина,
Лепит всё из … (пластилина)
Заглянула в дверь коза,
Очень грустные … (глаза)
Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)
Характеристика звука «Л»
Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.
Отличие согласных звуков от гласных
Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.
Игра «Чей самолёт дальше улетит?»
«Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».
Игра «Большой и маленький самолёты»
Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.
Игра «Повтори за мной»
Воспроизведение пар и цепочек слогов.
ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ
Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»
Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.
Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»
Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.
Игра «Слоговой аукцион»
Придумайте как можно больше слов со слогом:
ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.
Подвижная игра «Самолёты»
Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)
Самолёты полетели.
На поляну тихо сели.
(Присели, руки на коленях)
Вновь над лесом полетели.
(Руки в стороны, бег по кругу)
Звуковой анализ слов
Используются слова: лапа, липа.
а)
Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.
б)
Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
Какой второй звук в этом слове? («а»)
Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
Почему? (Потому что это гласный звук.)
Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
Сколько гласных звуков? (Два)
Сколько согласных звуков? (Два)
в)
Аналогичная работа со словом «липа».
Игра «Магазин игрушек»
Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.
Игра «Узнай пословицу»
В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.
Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.
Игра «Проговори чистоговорку»
Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Яблоко, дятел, палатка, пчела,
Ласточка, платье, ложечка, стол,
Лампа, малышка, кукла, футбол.
Игра «Повтори скороговорку»
Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла,
Мила мыло не любила,
Не любила, но не ныла.
Итог занятия
Воспитатель подводит итог занятию и раздаёт призы.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОСТАВИЛА И. П. ФЕДОТОВА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД МОУ « Белозерская СКОШ- интернат VIII вида Индивидуальное занятие класс ГУО Тема: «Звук (л)» Этап: Постановка звука (л)
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формировать правильное произношение звука (Л) изолированно. Формировать правильное произношение звука (л) в закрытых слогах. 2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Уточнить представления об артикуляционном укладе звуков. Развивать фонематический слух. Развивать фонематическое восприятие. Развитие памяти, внимания, мышления. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Формировать положительную мотивацию на занятии. Воспитывать самоконтроль за речью.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Упражнение «ХОБОТ»
Упражнение «Вкусное варенье»
Упражнение « Качели»
Предварительный просмотр:
МОУ « Белозерская СКОШ- интернат VIII вида»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ КЛАСС ГУО
ТЕМА: « ЗВУК [ Л ]
ЭТАП: Постановка звука (л)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ СОСТАВИЛА И. П. ФЕДОТОВА,
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
ТЕМА: Постановка звука (л)
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать правильное произношение звука (Л) изолированно.
Формировать правильное произношение звука (л) в закрытых слогах.
2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:
Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
Уточнить представления об артикуляционном укладе звуков.
Развивать фонематический слух.
Развивать фонематическое восприятие.
Развитие памяти, внимания, мышления.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
Формировать положительную мотивацию на занятии.
Воспитывать самоконтроль за речью.
Оборудование:
Схемы, сигнальные карточки, зеркало.
Картинка клоуна.
Предметные картинки:
Компьютер
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Организационный момент:
Правило занятия.
Речевая разминка.
Друг весёлый,мячик мой
Всюду, всюду он со иной,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо с мячом играть.
Придумай слово, начинающееся со звука (м).
Какой месяц? День недели? Число? Время года?
Произношение гласных звуков с разной интонацией.
2 Основная часть.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯИЯ
К нам в гости пришёл клоун, чтобы сделать наше занятие весёлым и принёс интересные задания. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком (л). Будем стараться произносить его правильно и красиво в слогах и будем учиться слышать этот звук в слогах и словах.
Артикуляционная гимнастика.
А сейчас клоун нас приглашает в цирк, чтобы посмотреть на тех, кто там выступает. Скажи, ты знаешь, что такое арена. Арена-это место, где идёт цирковое представление. А поможет нам в этом наш рот и язычок.
Язычок – циркач у нас,
Нам покажет высший класс
В цирк пойдем мы с ним теперь,
Открываем шире дверь,
Улыбнемся широко,
Очень ловко и легко!
Улыбка-заборчик
Нас встречает добрый слон,
Длинный хобот тянет он.
Дрессирован лихо слон,
Хоботом вертеть учен!
Трубочка
Облизнулся тигр Фред,
Завтрак ждет он и обед.
Вкусное варенье
До свиданья, скажем мы
И помашем раз, два, три!
Качели
Молодец!
Погладим язычок и сделаем небольшой массаж.
Физкультминутка
Быстро встань и улыбнись,
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
И тихонечко садись.
- Постановка звука
Ты, наверное, знаешь, что все клоуны часто ездят на гастроли. Гастроли-это выступления артиста или коллектива в другом городе или стране. Нашему клоуну нравится отправляться в путешествие на пароходе. Давай послушаем, как гудит пароход, отправляясь в дальний путь.
А сейчас давай мы покажем как гудит пароход.
(прикусить кончик языка и произносим ыыы, потом разжать зубы и опять прикусить, продолжая гудеть)
- Анализ артикуляции
Когда мы произносим звук (л) :
- Губы в улыбке
- Язычок находится между передними зубами.
- Голосовые связки напряжены.
- Игра « Поймай мышек»
Клоун предлагает поиграть в игру. Будем ловить мышей и нам опять поможет наш язычок.
На арене цирка мыши.
Произнося звук а, будем кусать зубами кончик языка и опять отпускать, как будто ловим мышек за хвостики.
Ал,ол,ул,ыл. Молодец! Всех мышек поймали.
- Игра « Поймай звук»
Посмотри, у клоуна в руках конверт. Давай посмотрим, что там.
Логопед называет изолированно звуки, слоги, названия картинок, а ребёнок, если услышит звук (л) хлопает в ладоши.
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л: Л, Р, И, М, Л, Ж, Д, Л, Ч, Р, Л
Опознание из слогов
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в слогах: ЛА, РУ, ЛЫ, СА, АЛ, ЛО, ЛЕ, РО
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Л в словах: ЛАМПА, РУКА, НОРА, ПОЛКА, ЛАДОНЬ, ДОМ, ШОКОЛАД, ПИОН, СЛОН, СТОЛ, СТУЛ.
- Работа в тетради.
Подписать число.
Клоун предлагает нам стать фокусниками. Ты любишь фокусы?
Нам даны 3 слова. Слон, слова, глаз. Но так как мы с тобой ещё не учились произносить звук в словах, то клоун предлагает этот звук убрать из этих слов. Давай прочитаем, что у нас получится.
Сон, сова, газ. Вот такой у нас получился фокус.
Запись слов в тетрадь.
3 Итог занятия
Чем занимались на занятии? Что больше всего тебе понравилось?
Подарок от клоуна-раскраска.