Какой самый востребованный и оплаченный педагог в России? Система оплаты труда педагогов Высокооплачиваемый педагог

Учитель - это звучит гордо. Эта знакомая сентенция подчеркивает, какая ответственная роль принадлежит учителю. Именно педагоги занимаются формированием мировоззрения подрастающего поколения, обеспечивают глубиной знаний детей. Особое место здесь принадлежит учителю начальных классов. Именно он принимает пришедших в школу совсем еще маленьких человечков, закладывает базу всего дальнейшего обучения, исполняет ведущую роль, как в последующем обучении детей, так и в формировании их персональных качеств. Однако есть уязвимое место в положении педагога - это зарплата учителя начальных классов.

Отношение к оплате труда учителя

Большая ответственность, работа с детьми, серьезная нагрузка, бюрократические сложности - за все это полагается не очень высокая зарплата, которая в большинстве регионов даже не дотягивает до среднего уровня. Неудивительно, что для многих россиян зарплата учителя начальных классов выглядит малопривлекательной. Но есть определенная категория людей, которые готовы и с такой оплатой нести в мир чистое и светлое.

Из каких составляющих «собирается» зарплата

Какая зарплата у учителей начальных классов? Доходы педагогического персонала муниципальных школ четко расписаны в юридических документах. Последние изменения были приняты на 2013/14 учебный год и действуют до сих пор. Под их действие подпадают все учителя, без учета уровня и типа учебных курсов, которые они ведут.

Итак, зарплата учителя начальных классов складывается из одинакового для всех оклада за проработанное время и разных добавочных выплат. К последним причисляются такие формы доплат:

  • за уровень успеваемости ребят, тут подразумеваются высокие оценки школьников, хорошие результаты контрольных работ, победы подопечных в олимпиадах и конкурсах;
  • за оформление классного помещения, поощряется умение педагога разработать тематическое оформление кабинета, развивающее у ребят вкус и интерес к знаниям;
  • за добавочный труд с детьми из трудных семей, способствующий росту их морального уровня или объема знаний;
  • за участие в межшкольных мероприятиях;
  • за работу с родителями школьников, проведение воспитательных мероприятий.

Достижения по любому из отмеченных показателей соединяются в особые баллы, создают добавочный коэффициент на «счету» учителя в бухгалтерии образовательного учреждения. На основе общей суммы баллов и рассчитывается премия, которую учитель дополнительно получает к своему общему окладу.

Коэффициенты

Кроме того, если работа или положение педагогического персонала подпадают под некоторые действующие законодательные акты, будут дополнительно выплачены коэффициенты за работу:

  • работа в сельской школе (деятельность в сельской местности гораздо сложнее в силу природно-климатических условий);
  • в коррекционном учреждении (школьники в таких местах труднее по характеру и/или по умственному уровню);
  • в школе-интернате для сирот, которые из-за своего социального положения требуют дополнительных усилий преподавательского состава;
  • в школе-интернате для обычных детей, в таком учреждении тоже нужно прилагать больше сил для осуществления дополнительных трудовых функций, ведь дети находятся в учреждении круглосуточно;
  • учитель обладает знаниями и навыками для преподавания местных языков (в России живет более ста народов, способность общаться со школьниками на их родном языке способствует лучшему усвоению знаний и сохранению языка и культуры их народа).

Коэффициенты могут выплачиваться и по другим причинам:

  • учитель получил высшее образование (полученные знания, умения и навыки повышают уровень преподавания);
  • квалификационная категория педагога, которая свидетельствует об опыте и знаниях конкретного учителя;
  • почетное звание в сфере образования, которое можно получить только при большом стаже работы, достаточном опыте и достижениях;
  • стаж работы в сфере образования;
  • обладание ученой степенью;
  • официальный уровень среднего заведения (учителя, которые работают в гимназиях или лицеях получают больше, чем их коллеги из общеобразовательных школ).

Руководство учреждения может определять дополнительные коэффициенты за трудность преподаваемой дисциплины, проверку тетрадей, работу с родителями и так далее. Данные выплаты начисляются за счет самой школы, поэтому вышестоящие органы их не контролируют.

Классное руководство

Кроме всего прочего, учителю добавочно выдают оплату за координацию деятельности детей в классе вне учебного процесса. Классное руководство - важный вид деятельности учителя, ведь кроме уроков, на которых школьники изучают различные дисциплины, есть внеучебная и внешкольная работа. Контролировать ребят на этом этапе во многом должен классный руководитель, назначенный из педагогического штата. Естественно, что эта работа, сложная, многообразная и трудоемкая, должна оплачиваться дополнительно. А поскольку все учителя начальных классов благодаря специфике своей профессии являются классными руководителями, такая форма денежного поощрения выдается всем.

Повышающий коэффициент

В части регионов нашей страны, для которых характерны трудные природные и другие условия, что ведет к увеличенным рискам для здоровья, а также более высоким ценам на товары и услуги по естественным причинам, трудящимся выплачивают повышающий коэффициент. Главным образом, это районы, охватывающие большие территории на востоке и севере страны.

Разумеется, эти выплаты распространяется и на учителей, которые проживают на этой территории. Как рассчитывается общий объем зарплаты учителя начальных классов? Выплаты производятся путем начисления коэффициента на официальные доходы согласно утвержденным нормам и прибавлением получившейся суммы к основному окладу.

Средняя зарплата

Средняя зарплата учителя начальных классов в 2015/16 учебном году в нашей стране достигала 25 тыс. руб. Заработная плата педагогов ниже среднемесячных доходов жителей России на несколько тысяч рублей. Так что зарплаты учителей требуют повышения, особенно в рамках постоянной инфляции. Иначе отток квалифицированных кадров из сферы школьного образования увеличится.

Доходы высокие

Самыми высокими являются зарплаты учителя начальных классов в Москве. Среднемесячный доход педагогов столицы достигает почти пятидесяти тысяч рублей. Высокий уровень зарплат является следствием наличия большого числа частных школ в столице, а также значительной столичной надбавкой.

Высокий уровень дохода учителей в Ненецком регионе. Средние зарплаты педагогов здесь составляют 37,5 тыс. руб. Доходы выше главным образом потому, что регион входит в перечень тех, где действует повышающий коэффициент.

Высокие зарплаты и во Владимирском регионе - выплаты достигают 32,5 руб. Такая зарплата также объясняется местными коэффициентами.

Доходы в Московской области достигают в среднем тридцати тысяч рублей. В этом регионе на зарплату учителя распространяются относительно большие региональные надбавки.

Зарплата учителя начальных классов в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республики Саха несколько ниже. Средние доходы педагогов не достигают и тридцати тысяч рублей.

И доходы низкие

Но наряду с благополучными случаями в стране достаточно примеров низкой зарплаты учителя начальных классов. Самый низкий уровень доходов педагогов в Ростовском регионе, здесь учителя зарабатывают чуть более десяти тысяч рублей. Такое трудное положение складывается из-за того, что нет никаких региональных надбавок, а заработать повышающие коэффициенты своими силами (опытом, званиями, квалификацией) молодые учителя пока не могут.

Еще один пример - это финансовое положение учителей в Тюменском и Волгоградском регионах. Там педагоги зарабатывают 24 тыс. руб. Немного больше - в Хакасии, Магадане и Архангельске - 25 тыс. рублей.

Зарплата учителей начальных классов в 2017 году

Недовольство учителей доходами и снижение престижа профессии заставляют правительство пересмотреть зарплаты. К настоящему времени, по официальным данным, зарплата учителей начальных классов в 2017 году в России в среднем достигла около 27 тыс. руб. Доходы по-прежнему значительно расходятся и зависят от среднего уровня региона.

Так, зарплата учителей начальных классов в Москве в 2017 году составляет 57 тыс. руб. В провинции доходы существенно ниже. Кроме того, нужно понимать, что приведены средние зарплаты, а доходы рядовых учителей существенно ниже.

В ходе последней "Прямой линии" президента В.В. Путина с населением России был поднят насущный вопрос о необходимости повышения зарплаты в сфере образования. В условиях улучшения положения в экономике и предстоящих выборов это вполне реально. Но пока государство не занимает внятной позиции по вопросу повышения зарплат. Скорее всего, положение несколько прояснится осенью, с началом нового учебного года.

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.

Какой самый востребованный и оплаченный педагог в России сейчас и на что ориентироваться абитуриентам педагогических ВУЗов и уже работающим учителям? Зарплаты учителей в школах и образовательных учреждениях в ближайшем будущем падать не будут, но и серьезного роста не ожидается. Наоборот, скорее всего, возникнет тенденция к сокращению персонала и увеличению норм выработки. Соответственно, самые высокооплачиваемые и востребованная педагоги - это те, которые смогут вычитывать большое количество часов и совмещать сразу несколько предметов. Наверное, наиболее перспективным направлением в школе является русский язык и литература, а также математика.

Абитуриентам, которые мечтают работать в школе, стоит посоветовать ориентироваться на частные учебные заведения. Они наиболее перспективные в том плане, что государственное образование на фоне падающей нефти и экономического кризиса может остаться без финансирования. Сегодня все помнят, как выживали учителя в 90-е годы, когда нефть стоила 25-30 долларов за баррель. Сейчас стоимость сырья, от которого напрямую зависит экономика России, вплотную снова приближается к этой отметке. Очевидно, что власти будут тратить деньги не на преподавателей (в ВУЗах уже идут сокращения), а на полицию, армию и структуры безопасности, которые им позволят остаться у должностей. На фоне этого обязательно возникнет потребность в альтернативном образовании, что уже видно по большому количеству частных детских садов. Причем российский менталитет имеет одну очень яркую особенность - на детей наши соотечественники готовы тратить последние деньги.

Так что, какие самые востребованные и оплаченные педагоги в России изначально ясно - те, которые работают в частных школах. В крупных городах также есть государственные школы, где учатся преимущественно дети чиновников и предпринимателей, там учитель работает за стандартную зарплату, но нередко имеет всякого рода «бонусы». Конечно, такая система вызывает целый ряд нареканий, но это реалии современной жизни. Например, если в крупном городе учитель высшей категории мог получать 30-40 тысяч рублей (в центральных федеральных округах даже выше), то сегодня этой суммы мало для нормального проживания. По сравнению с другими специальностями зарплата кажется высокой, но сколько нужно всего сделать, чтобы ее добиться…и это своеобразный потолок.

В то же время, если идти работать учителем исключительно за деньги, то хорошего педагога из вас не получится, как не достигнете вы и удовольствия от работы. Учителя в России всегда стояли наравне с солдатами, пожарниками и медиками - очень скромная жизнь, но зато всеобщее уважение и понимание, что ты приносишь пользу своим ближним.

Поэтому вопрос какой самый востребованный и оплаченный педагог в России хотя и важен, вряд ли кто-то приходит в эту профессию ради карьеры.

В конце 2018 года Госдума утвердила обновленную версию рекомендаций по поводу установления обновленной системы оплаты труда работников бюджетных учреждений, в том числе и педагогических работников. Данное решение было определено трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. При этом правила, которые действовали до этого, утратили свою силу, и в 2019 году использоваться не будут. Сегодня поговорим об изменениях в системе оплаты труда педагогических работников и о том, как поменяется подход к данному вопросу.

В 2019 с новыми показателями и без понижения заработной платы

Начиная с 2019 года, оплата труда педагогических работников будет рассчитываться с учетом нового показателя. Отныне при формировании дохода учителей и преподавателей в обязательном порядке учитывается среднемесячный заработок наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей. С текущего года данный критерий обязательно должен учитываться при разработке планов затрат, направленных на увеличение размера оплаты труда педагогических работников и сотрудников других бюджетных сфер. В июле 2018 года правительством Российской Федерации издано постановление, в соответствии с которым Росстат был обязан подготовить вышеуказанные данные до 15.04.2019.

При обсуждении трехсторонней группой нового регламента в документ был внесен пункт о недопустимости понижения заработной платы сотрудников детских садов, школ и государственных университетов. В соответствии с данной нормой, в 2019 году уровень оплаты труда педагогических работников будет не ниже, чем в 2018. Соответственно, педагоги из детских садов получат зарплату не ниже средней по России (в прошлом году – чуть более 28 000 рублей).

Еще одной важной новостью для педагогов стал учет показателя минимального размера оплаты труда. В прошлом году данный показатель находился на уровне 6 200 рублей. Новыми рекомендациями определено, что работник образовательного учреждения не может получить заработную плату ниже установленного показателя, при условии, что он полностью выполнил установленную норму и отработал достаточное количество часов. Однако никто не застрахован от ситуаций, при которых педагог отработает меньше времени, чем ему положено. Если работнику пришлось столкнуться с такой неприятностью, расчет оплаты труда будет осуществляться исходя из фактически отработанного времени, отталкиваясь от МРОТ.

Для того чтобы обеспечить полноценное внедрение рекомендаций в учреждении, работодателю, а также представителям властей необходимо обратить внимание на некоторые аспекты. В частности, к таковым относятся:

  1. Установление размеров оклада заработной платы должно осуществляться в соответствии с квалификационной группой работника.
  2. Если сотрудник бюджетного учреждения работает на должности, которая не имеет отношения к профессиональным категориям, ставка его заработной платы рассчитывается исходя из трудности возложенных на него обязанностей.
  3. Следует обязательно учитывать необходимость использования стимулирующих выплат и всевозможных компенсаций. Данный вопрос должен быть отражен в региональных и муниципальных нормативно-правовых актах.
  4. Утверждать штатное расписание имеет право исключительно руководитель детского сада, школы, ВУЗа, иной бюджетной организации.
  5. После внедрения новых рекомендаций в образовательном учреждении доход педагога должен быть не меньшим, чем был до этого. Данная норма применяется ко всем без исключения сотрудникам, чья норма трудовой деятельности осталась на прежнем уровне или повысилась.
  6. Норма оплаты труда должна определяться исходя из выполнения работником собственных профессиональных обязанностей на протяжении определенного промежутка времени (недели, месяца, года).

Что касается нормы труда педагогов, теперь ее изменение в ту или иную сторону непосредственно скажется на итоговом заработке. Поэтому рекомендациями предусмотрено отражение фактической нагрузки педагога в трудовом соглашении. Данная норма коснется таких работников, как:

  • школьные учителя;
  • университетские преподаватели;
  • тренеры детских спортивных секций;
  • лица, ведущие деятельность в сфере дополнительного образования.

С учетом данных нововведений, любые изменения в рабочем времени педагога также должны отражаться в трудовом соглашении. При этом следует помнить об условиях, при которых такое может стать возможным:

  • по соглашению сторон договора;
  • в исключительных случаях – в одностороннем порядке со стороны руководителя образовательного учреждения. Данная норма может быть использована в случае, если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану, образовательная организация не набрала достаточного количества учеников и т. д.

Еще одним немаловажным новшеством является дополнительное внимание к педагогам, имеющим среднее специальное образование. Рекомендациями предусмотрена невозможность ущемления трудовых прав сотрудников, которые не имеют высшего образования. Соответственно, больше не могут использоваться понижающие коэффициенты по специальности, на которую требуется работник с дипломом о получении высшего образования. Таким образом, отсутствие необходимого документа больше не позволит работодателю экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения. В этом плане он уравнивается в правах с педагогами, имеющими высшее образование.

Сегодня данные рекомендации одобрило немалое количество педагогических работников. Действительно, новый документ существенно расширил их возможности в плане оплаты труда и повысил их защищенность от неправомерных действий руководителя образовательной организации. Ожидается, что данные рекомендации будут действовать в ближайшие несколько лет и постепенно дорабатываться, чтобы доход педагогов дорос до достойного уровня.

«Учительская газета» опубликовала статистику средних заработных плат школьных учителей в Москве, данные, которые приводит издание, основаны на официальных цифрах столичного департамента образования. В ведомстве проанализировали зарплаты в 590 образовательных учреждениях, и статистика получилась достаточно интересная.

Несмотря на то, что оплата труда учителей в Москве достойная, если рассматривать общую картину, то можно заметить, что в некоторых школах зарплата отличается на 20%.

Так, например, в школе №1518 среднемесячная заработная плата в минувшем году составила 115 тысяч 289 рублей, причем доля педагогов, чей заработок превышает 60 тысяч, составила 100% от всего педагогического состава. Примерно аналогичная картина в школе №1252, там педагоги получают 109 тысяч 679 рублей. Но зарплату выше 60 тысяч получают не все, а только 98% в общей численности учителей.

Средняя заработная плата в школе №2036 — 97 тысяч 356 рублей, все учителя получают больше 60 тысяч. В общеобразовательной школе №625 в среднем представители одной из самых уважаемых профессии зарабатывают 86 тысяч 923 рубля, все зарабатывают больше 60 тысяч.

В школе №1552 педагоги зарабатывают около 75 тысяч рублей, заработок 95% педагогов превышает 60 тысяч.

И, наконец, самая скромная, но тем не менее, объективно достойная средняя заработная плата в школе №1708. Там педагоги получают 69 тысяч 177 рублей, больше 60 тысяч получают 84% учителей.

Руководитель департамента образования города Москвы Исаак Калина неоднократно отмечал, что подход, который применяется при формировании средней заработной платы в столице, является одним из самых эффективных и справедливых в стране.

«Важно, чтобы вектор финансирования был направлен на ученика, то, что сегодня заложено в московской системе образования. Когда я слышу про бухгалтерский подход к образованию, души нет, то как раз нет, подушевое финансирование, каждую душу поддерживает финансирование, а без поддержки финансирования душе всегда плохо. Это человеческий, гуманитарный подход», — подчеркивал Калина.

В настоящий момент в московских школах 50% наименее оплачиваемых педагогов получают заработную плату, достаточную для того, чтобы обеспечить себе комфортный уровень жизни.

Согласно статистике, которую приводит территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, средняя заработная плата в столице в III квартале составила 69 тысяч 847 рублей. А глава департамента экономической политики и развития Москвы Владимир Ефимов в октябре заявлял, что в среднем по 2017 году зарплата должна составить 63 тысячи рублей.

К слову, тот же Мосгорстат приводит среднюю заработную плату в сфере образования в столице за октябрь, она составила 77 тысяч 294 рубля, что значительно превышает среднюю зарплату по Москве.