Фантазия бальмонт анализ. Анализ стихотворения К. Бальмонта «Фантазия. Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта

Стихотворение К.Бальмонта «Фантазия» написано в 1894 году и вошло в первый сборник стихотворений поэта. «Фантазия» отличалась от других произведений Бальмонта того периода лёгкостью и изяществом.

Лирический герой восхищается увиденным, как будто забывая, что все образы возникают лишь в его воображении. Символист Бальмонт продолжает традиции романтизма с его двоемирием. Автор раскрывает красоту зимнего леса: «Шепчут сосны, шепчут ели, в мягкой бархатной постели им отрадно почивать».

В зимнем пейзаже есть что-то таинственное, даже колдовское, волшебное:

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют

И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

Этот мир идеален, но очень хрупок. Интересен образ луны, традиционный и для романтизма, и для символизма. Этот образ-символ придаёт стихотворению загадочность и в то же время олицетворяет смятение в душе лирического героя, в которой происходящее находит отклик. Его «томит тревога, жажда веры, жажда Бога».

Стихотворение состоит из трёх восьмистиший, оно написано восьмистопным хореем. Женская рифма (сиянье – изваянье) чередуется с мужской (берёз – грёз). Всё это придаёт звучанию стихотворения гармоничность.

Выразительность, эмоциональность стихотворения создаётся при помощи многочисленных тропов: сравнения («как живые изваянья»), метафоры («в искрах лунного сиянья»), эпитетов («вещий лес»), олицетворения (лес «дремлет»), а также синтаксических средств: риторических вопросов («Что их мучит?»), анафоры (повтор слов «что», «точно» в начале предложений и строк), рядов однородных членов («чары ясных, светлых снов»).

Анализ стихотворения К. Бальмонта "Фантазия"
Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта,
разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в
целом.
Ход урока
Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное
именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает
стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей
этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества
литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных
книгопродавческих успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается
впечатление какого­то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень
скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд, является наиболее
ярким представителем русского символизма?
Ученик: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб…
Учитель: Одним предложением назовите яркую особенность поэтики каждого.
Ученик: В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его поэзии нет мистической
символики, характерной для символистов; его лирический герой – индивидуалист, не принимающий
современность, поклоняющийся только искусству; Д.Мережковский – характерны осознание рокового
одиночества, раздвоенность личности, проповедь красоты; З.Гиппиус – мистицизм, душевная тоска,
одиночество, разлад действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь,
возвеличивание любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия импрессионистична; Ф.Сологуб –
глубоко пессимистичная поэзия; характерны мифологические и фольклорные образы.
Учитель: Но ведь в их творчестве и очень много общего.
Ученик: Да, общее – это их стремление с помощью художественных образов­символов, часто загадочных по
смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны бытия; они верили в спасительную миссию
красоты и протестовали против действительности, уверенные в неблагополучии и гибели современного
общественного устройства.
Учитель: Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта. Поэта, которым
восхищались, которого называли гением. Итак, К.Бальмонт, стихотворение “Фантазия”. Год написания – 1893.
Какие события в жизни и творчестве Бальмонта произошли в этот период?
Ученик: В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто полюбил, но и сроднился с
нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под северным небом”, где вторым
стихотворением была “Фантазия”. Этот сборник стихов стал не только знаменательным событием в творческой
биографии Бальмонта, но и ознаменовал новое художественное направление – символизм. В ряде
стихотворений еще заметно подражание Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий, оригинальный
поэтический дар.
Чтение стихотворения наизусть.
Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3 смысловые части.
Беседа с классом по первой смысловой части.
Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? – Картина спящего зимнего леса. Природа погружена не
просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно дремотой, ленью (“спокойно дремлют”, “отрадно
почивать”). Автор вроде бы описывает реальный материальный мир, но, читая стихотворение, мы как будто
отрываемся от земных реалий и отправляемся в какой­то сказочный, загадочный мир, фантастический
(вспоминается почему­то сказка А.Роу “Морозко”).
Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их очертания. Кажется, что если
закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже исчезнут. Мы видим не саму луну, а только “искры лунного

сиянья”, “яркий блеск”. Появляется ощущение мгновения, мига, легкости, зыбкости, переменчивости
происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим “роптанье ветра”, “тихий стон метели”, шепот елей и сосен
(помогает аллитерация “щ”, “ш”, “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто­то приложил палец к губам и тихо произносит: “Т­с­
с­с”. Какому изобразительному средству отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед нами живой
образ природы. Она живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная внутренняя жизнь: лес
“вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез” (мечты, никому неизвестные, скрытые,
глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка “Ни о чем не вспоминая, никого не проклиная” указывает
на присутствие лирического героя, глубоко взволнованного.
Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна – это внеземной мир, мир
грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит творческая фантазия, воображение; мир,
очень далекий от реальности. Луна ассоциируется с космосом, а космос – с вечностью, вечность – с
бессмертием. Вспомним, как в 1942 году в Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с
поэзией, говорил, что он уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом берегу… Свершив
заветное, час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых звезд зачатье…”. Также встречаются образы
– символы свободных стихий метели и ветра (мы понимаем, что воображение поэта ничем не сковано, ему сейчас
ничего не мешает, поэт волен, свободен…).
Выступление учащегося по теме: “Образы – символы в творчестве Бальмонта”.
Бальмонт часто использует различные образы – символы. Проанализировав 3 сборника стихотворений поэта
(“Под северным небом”, “Тишина”, “В безбрежности”), я пришел к выводу, что одним из самых частых является
образ луны. Вот несколько строчек из стихотворений: “Отчего нас всегда опьяняет Луна? Оттого, что она
холодна и бледна. Слишком много сиянья нам Солнце дает, И никто ему песни такой не споет, Что Луне, при
Луне, между темных ветвей, Ароматною ночью поет соловей”; “Когда Луна сверкает во мгле ночной Своим
серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным”
(“Лунный свет”); “На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем Луны, Хорошо нам с тобой… Как отрадно
мечтать и любить… В царстве чистых снегов, В царстве бледной Луны” (Без улыбки, без слов”).
“Ветра вечернего вздох замирающий. Полной Луны переменчивый лик. Радость безумная. Грусть непонятная.
Миг невозможного. Счастия миг”. (“Песня без слов”). В следующих сборниках стихов (например, “Горящие
здания”) Луна встречается несколько реже, называется “гаснущей”, “бледной”, “умирающей”, но уже в более
позднем сборнике “Будем как солнце” Луна вновь становится частым образом – символом, хотя поэт и говорит,
что он “в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”. Сами названия стихотворений сборника говорят об этом:
“Восхваление Луны”, “Влияние Луны”, “Новолуние”, “Лунное безмолвие”. Можно сделать вывод о том, что Луна
для Бальмонта “владычество великой тишины”; эта загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой иную
сторону бытия, мир неявленный, сокровенный. Луна – это символ другого, красивого мира, мира грез и видений,
это уход от настоящего в возвышенный мир. Недаром он писал: “Я жить не могу настоящим, Я люблю
беспокойные сны…”
Беседа с классом по второй смысловой части.
Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир воображения, фантазии,
далекий от реальности, но который так волнует поэта, зовет лирического героя в дальний путь. Как в
калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней ночи, ее мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская
фантазия. Что мы теперь слышим? – Уже “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же
– “упоенье”, т.е. состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части лексические повторы, слова
повторяются, словно баюкают (как не вспомнить В.Маяковского, который говорил, что “стихи Бальмонта
плавные и мерные, как качалки и турецкие диваны…”!). Но это состояние характерно не только природе. Кому
еще? – Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с лирическим героем ощущаем это состояние восторга.
Появляются “духи ночи” (заветные желания, воспоминания), иногда воспоминания о прошлом мучают, душе
становится больно. Возникает какая­то тревога (“точно им чего­то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? –
Жаль, что все это – не наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”). Лирический герой
философски подходит к этому.
Беседа с классом по третьей смысловой части.
В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни напряженности, ни роковых
тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть? – С союза “а”, вторая и третья части
противопоставляются, а первая и третья части как бы обрамляют вторую. В 3 части все успокоилось (“сладко
дремлют”, “безучастно… внемлют”, “с спокойствием приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирический

герой готовятся к встрече с новыми впечатлениями. Еще много будет прекрасных мгновений, открытий. А это
был лишь краткий миг в нескончаемом потоке времени. – Да, Бальмонт смог “остановить мгновенье”,
запечатлеть его в стихотворении, он показал нам личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он художник
– импрессионист (вспоминаются слова Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).
В чем же смысл названия стихотворения? – Фантазия – способность к творческому воображению, которое
достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы и внутренний мир человека находятся в
гармонии. Гармонии величественного мира природы, необъятного космоса и безграничных недр человеческой
души, видений, грез и мечтаний каждого из нас.
Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море голубом…”). Но в этом
стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая гамма. Почему? – Бальмонт сознательно делает
акценты на слуховом, осязательном, зрительном восприятии окружающей действительности. Лишь
жизнеутверждающий эпитет “светлый” встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении
отсутствует ярко выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется тем, что автор
изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана. Ведь Бальмонт был музыкально
одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки.
Около 500 романсов создано на его стихи. Произведение “Фантазия” не читается, а поется, и этому
способствуют внутренние рифмы, к которым так часто прибегает поэт. Действительно, читаешь Бальмонта –
попадаешь в сказку, слушаешь весну.
Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий и интересный
праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в котором принимают участие дети
всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в том числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль
длится целую неделю, в течение которой дети посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям
К.Бальмонта, в рамках фестиваля проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят, так
как каждая строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких струн любой человеческой
души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не оставит равнодушным ни одного читателя.
Домашнее задание: прочитать стихотворение “Алыча”, ответить на вопрос: “Какие характерные черты
самобытного творчества К.Бальмонта проявились в этом стихотворении?”

Бальмонт так же, как и Брюсов, принадлежал к числу старших символистов. Некоторые из современников считали, что его стихотворения, творчество лучше, чем у Брюсова.

С этим трудно спорить, потому что только у него мы видим наивысшую отточенность мастерства звукописи и цветописи. Каждое его стихотворение - это песня души, которая до конца понятна только самому автору.

Наверное, благодаря этой певучести, музыкальности все его произведения, прочитанные мной, с необычайной легкостью покорили мое сердце. Одним из них было стихотворение «Фантазия».

Оно было написано им в 1920 году, то есть до начала эмиграции. И это символично - ведь многие ценители его творчества утверждали, что истинно талантливые стихотворения были написаны им именно в России. Там, где может и было тяжело людям, но, где была природа свойственная только для России: зима с необычайно прекрасным лесом, осень с прозрачно одетыми деревьями. В России природа прекрасна, волшебна, что мы и видим в стихотворении «Фантазия».

Читая его, я на мгновение попала в белое царство снега и как наяву увидела спящий лес, с заботой укутанный в мягкое одеяло. Автор не стремиться к «ботанической» точности, даже наоборот, хочет показать нам то, как выглядит лес в его мечтах, что за лесом, природой можно не только наблюдать, но и использовать их как основание для развития зимнего воображения.

Зима. Ночь. Лес наполнен призрачными тенями деревьев. Он сладко спит под снежным одеялом и не замечает, что каждую ночь в его ветвях «качается» луна, озаряя все призрачным светом. Смотря на деревья, снег, освещенные луной, мы замечаем, что идущий и лежащий на кронах деревьев снег - это уже струящийся дождь, а очертаний елей, сосен трепещут, дрожат. Я отчетливо слышу шум метели то, как ветер, ища себе приют, блуждает между сосен, елей, а те в ответ качаются и что-то шепчут. Все это мы слышим благодаря четко выраженной звукописи, осуществляемой при помощи аллитерации:

Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели…

И вдруг в глубине спокойно спящего леса появляются духи ночи. Они, чем-то встревоженные, мчаться через весь лес, исполняя свою печальную песню. Именно в момент их появления мы видим, что герой, ранее почти не активный, начинает действовать, задавая череду вопросов. Это помогает нам увидеть второй план стихотворения - мистический:

Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?

Герой дает ответы на вопросы, говоря, что:

…их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.

Духи с «искрящимися глазами», внесшие суматоху, неразбериху в стихотворение, так же неожиданно исчезают, как и появились, и в свои права вновь вступает спокойная тишина спящего зимнего леса. Я даже улавливаю свежий нежный аромат мягкого снега, благодаря ассонансу:

А луна все льет сиянье, и без муки, без страданья
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов.

Для того чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительно-выразительные средства - тропы.

За счет употребления многочисленных олицетворений (трепещут очертанья, лес дремлет, блеск приемлет, роптанью внемлет, шепчут сосны, дождь струится, деревьям мнится, луна льет сиянье ) Бальмонт создал яркую картину происходящего. Природные стихии - ветер, лес, метель - в стихотворении движутся, чувствуют, живут. Образ ветра будто просвечивается, приобретает прозрачность и глубину символов. Поэтому все так сильно воздействует на читателя. Природа лишается предметности: становится летуча, невесома, она дрожит и трепещет.

Благодаря эпитетам, в цепочке которых тонет определяемое им существительное (живые изваянья, лунное сиянье, вещий лес, яркий блеск, тайные грезы, мягкая бархатная постель, скорбное молчанье, светлый дождь, сказочные стволы ), автор достигает наибольшей выразительности, легкости, невесомости. Предметы, словно растворяются в «светлом дожде», «лунном сиянье». Также эпитеты помогают понять и почувствовать эмоциональное содержание стихотворения.

Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность, певучую медлительность происходящего. С их помощью мы видим, что автора что-то тревожит:

… И тоска, и упоенье - точно искрится звезда
Точно светлый дождь струится, - и деревьям что-то мнится,
То, что людям не приснится, никому и никогда…

Стихотворение написано двусложным размером стиха, а точнее восьмистопным хореем, который придает произведению ритмическую выразительность, но здесь за счет сильного удлинения стиха движение приобретает плавность, мелодичность, напевность.

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
/ _ / _ _ _ / _ / _ / _ _ _ / _

Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез
/ _ / _ _ _ / _ / _ / _ _ _ /

Давайте подведем итог.

Стихотворение «Фантазия» является ярким воплощением главных особенностей всей лирики Бальмонта. В нем мы видим музыкальность и певучесть слога, выразительность образов. Также стоит отметить высокий уровень цветописи и звукописи, достигаемых при помощи аллитерации и ассонанса.

К характерным особенностям поэзии Бальмонта стоит отнести и частое использование олицетворений, за счет чего происходит соединение человека с прекрасной живой природой. Природа Бальмонта - это не символ неживого мира, а мир, который чувствовать, трепетать и дрожать.

Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение. Фантазия является характерным примером и хотя относится к ранним произведениям автора, тут легко увидеть этот характерный бальмонтовский слог, который в дальнейшем будет его выделять среди многих других авторов.

Речь идет о зимнем лесе, который полон типичной для России растительности: сосны, ели березы. Поэт описывает эти деревья, как нечто массивное, грезящее и дремлющее. В первой части описывается спокойный сон деревьев, которые как бы перешептываются с ветром, внимают тайным звукам и видят нечто тайное в грезах.

Постепенно нагнетание увеличивается, становится более существенным, нарастает и содержательно стихотворение переходит к описанию духов ночи, которые струятся словно светлый дождь по лесным просторам. Какие-то мистические существа, которые неведомы людям и не могут даже им присниться. Поэт далее пытается понять какие мысли гложут самих этих духов и почему они так далеки от неба.

Вопрос про то почему «рой не может петь отрадный гимн небес?» указывает на инфернальность этих существ или как минимум дистанцированность от небесных высших сил. Эти страдания являются чем-то пугающим и страдающим. Далее мы получаем ответ на этот вопрос, эти духи томятся от жажды Господа, веры и именно поэтому они печальны.

Тут трактовки могут быть совершенно разными, но, так или иначе, наблюдается нечто похожее на поиски и печаль заблудших душ, которые стремятся снова обрести покой и веру. Чем-то этот образ, кстати говоря, напоминает людей заблудших в лесу в Старухе Изергиль. Только вот для этих духов ночи Бальмонт не предполагает своего Данко.

Помимо этого эти духи могут рассматриваться как падшие души, которые погрязли в собственных волнениях и заблуждениях. Контрастом тут выступают непоколебимые стволы деревьев, да и деревья как таковые, которые пребывают под светом луны, который в этом стихотворении описывается как благостный и сладостный. Этот свет навевает спокойные грезы и деревья впитывают в себя приятный свет, но практически не обращают внимания на стремительное движение духов ночи.

Анализ стихотворения Фантазия по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я видел твой млечный, младенческий волос Фета

    Стихотворение относится к поздней любовной лирике поэта. В нем с большой силой выражена сила чувств, погружаясь в воспоминания о былой любви, автор смог воссоздать и передать яркую картину чувств.

  • Анализ стихотворения День Брюсова

    Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

  • Анализ стихотворения Признание Заболоцкого

    Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин.

  • Анализ стихотворения Андрея Белого На горах

    Произведение одного из поэтов-символистов полно многозначных образов, с помощью которых Андрей Белый рисовал свою картину реальности.

  • Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

    Это стихотворение «позднего» Заболоцкого, оно больше описательное, немного философское. В молодости Николай Алексеевич любил шокировать читателей своими сюжетами и сравнениями

Цели урока: анализируя конкретное стихотворение, увидеть особенности поэтической манеры К.Бальмонта, разобраться в его творческой “лаборатории”, понять значение творчества поэта для развития русской поэзии в целом.

Ход урока

Учитель: Литературная эпоха рубежа 19–20 веков. Почти полувековое царствование реализма, прославленное именами Пушкина, Лермонтова, сменилось эпохой безудержного творческого эксперимента. Поражает стремительность, с которой появляются новые направления, течения, школы. Один из первых исследователей этой эпохи Венгеров отмечает: “Ни один из предыдущих периодов нашей литературы не знал такого количества литературных имен, не знал такого быстрого достижения известности, таких головокружительных книгопродавческих успехов…” Если рассматривать пространство с 1890 по 1910 годы, то получается впечатление какого-то калейдоскопа. Хотя русский символизм и возник как цельное направление, но очень скоро преломился в ярких, независимых индивидуальностях. Кто из поэтов, на ваш взгляд, является наиболее ярким представителем русского символизма?

Ученик: В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт, Ф.Сологуб…

Учитель: Одним предложением назовите яркую особенность поэтики каждого.

Ученик: В.Брюсов – всему творчеству присущ материалистический взгляд на мир; в его поэзии нет мистической символики, характерной для символистов; его лирический герой – индивидуалист, не принимающий современность, поклоняющийся только искусству; Д.Мережковский – характерны осознание рокового одиночества, раздвоенность личности, проповедь красоты; З.Гиппиус – мистицизм, душевная тоска, одиночество, разлад действительности и мечты; К.Бальмонт – неприятие внешнего мира, скорбь, возвеличивание любви, природы; мощная музыкальность стиха; его поэзия импрессионистична; Ф.Сологуб – глубоко пессимистичная поэзия; характерны мифологические и фольклорные образы.

Учитель: Но ведь в их творчестве и очень много общего.

Ученик: Да, общее – это их стремление с помощью художественных образов-символов, часто загадочных по смыслу, отразить в художественной литературе тайные стороны бытия; они верили в спасительную миссию красоты и протестовали против действительности, уверенные в неблагополучии и гибели современного общественного устройства.

Учитель: Сегодня мы вновь обратимся к творчеству уникального, самобытного поэта. Поэта, которым восхищались, которого называли гением. Итак, К.Бальмонт, стихотворение “Фантазия”. Год написания – 1893. Какие события в жизни и творчестве Бальмонта произошли в этот период?

Ученик: В 1892 году Бальмонт впервые посещает Скандинавию, которую не просто полюбил, но и сроднился с нею. Отблески скандинавских впечатлений засверкали в книге стихов “Под северным небом”, где вторым стихотворением была “Фантазия”. Этот сборник стихов стал не только знаменательным событием в творческой биографии Бальмонта, но и ознаменовал новое художественное направление – символизм. В ряде стихотворений еще заметно подражание Фету, Тютчеву, но во всем чувствовался свежий, оригинальный поэтический дар.

Чтение стихотворения наизусть.

Учитель: Если посмотреть на стихотворение, то визуально можно выделить 3 строфы, 3 смысловые части.

Беседа с классом по первой смысловой части.

Какая картина нарисована Бальмонтом в 1 части? – Картина спящего зимнего леса. Природа погружена не просто в сон, а состояние умиротворенного покоя, все овеяно дремотой, ленью (“спокойно дремлют”, “отрадно почивать”). Автор вроде бы описывает реальный материальный мир, но, читая стихотворение, мы как будто отрываемся от земных реалий и отправляемся в какой-то сказочный, загадочный мир, фантастический (вспоминается почему-то сказка А.Роу “Морозко”).

Как поэт достигает этого? Что мы видим? – Мы видим не сосны, ели и березы, а их очертания. Кажется, что если закроешь глаза на миг и вновь их откроешь, они уже исчезнут. Мы видим не саму луну, а только “искры лунного сиянья”, “яркий блеск”. Появляется ощущение мгновения, мига, легкости, зыбкости, переменчивости происходящего. Что мы слышим? – Мы слышим “роптанье ветра”, “тихий стон метели”, шепот елей и сосен (помогает аллитерация “щ”, “ш”, “ч”, “т”, “с”). Кажется, что кто-то приложил палец к губам и тихо произносит: “Т-с-с-с”. Какому изобразительному средству отдает предпочтение Бальмонт? – Олицетворению. Перед нами живой образ природы. Она живет, хотя и “спит”; за ее дремотой скрывается бурная внутренняя жизнь: лес “вещий”(предвидящий будущее, пророческий), “исполнен тайных грез” (мечты, никому неизвестные, скрытые, глубоко личные) и т.д. И только предпоследняя строчка “Ни о чем не вспоминая, никого не проклиная” указывает на присутствие лирического героя, глубоко взволнованного.

Какие образы – символы встречаются в первой смысловой части? – Образ луны. Луна – это внеземной мир, мир грез, фантазии, где рождается философская мысль, где приходит творческая фантазия, воображение; мир, очень далекий от реальности. Луна ассоциируется с космосом, а космос – с вечностью, вечность – с бессмертием. Вспомним, как в 1942 году в Париже больной и нищий Бальмонт, прощаясь с жизнью, с солнцем, с поэзией, говорил, что он уйдет по Млечному пути в вечность: “Достаточно я был на этом берегу… Свершив заветное, час ночи стерегу, Чтоб в Млечном быть Пути, Где новых звезд зачатье…”. Также встречаются образы – символы свободных стихий метели и ветра (мы понимаем, что воображение поэта ничем не сковано, ему сейчас ничего не мешает, поэт волен, свободен…).

Выступление учащегося по теме: “Образы – символы в творчестве Бальмонта”.

Бальмонт часто использует различные образы – символы. Проанализировав 3 сборника стихотворений поэта (“Под северным небом”, “Тишина”, “В безбрежности”), я пришел к выводу, что одним из самых частых является образ луны. Вот несколько строчек из стихотворений: “Отчего нас всегда опьяняет Луна? Оттого, что она холодна и бледна. Слишком много сиянья нам Солнце дает, И никто ему песни такой не споет, Что Луне, при Луне, между темных ветвей, Ароматною ночью поет соловей”; “Когда Луна сверкает во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным” (“Лунный свет”); “На алмазном покрове снегов, Под холодным сияньем Луны, Хорошо нам с тобой… Как отрадно мечтать и любить… В царстве чистых снегов, В царстве бледной Луны” (Без улыбки, без слов”).

Ветра вечернего вздох замирающий. Полной Луны переменчивый лик. Радость безумная. Грусть непонятная. Миг невозможного. Счастия миг”. (“Песня без слов”). В следующих сборниках стихов (например, “Горящие здания”) Луна встречается несколько реже, называется “гаснущей”, “бледной”, “умирающей”, но уже в более позднем сборнике “Будем как солнце” Луна вновь становится частым образом – символом, хотя поэт и говорит, что он “в этот мир пришел, чтоб видеть солнце”. Сами названия стихотворений сборника говорят об этом: “Восхваление Луны”, “Влияние Луны”, “Новолуние”, “Лунное безмолвие”. Можно сделать вывод о том, что Луна для Бальмонта “владычество великой тишины”; эта загадочная царица снов и мечтаний знаменует собой иную сторону бытия, мир неявленный, сокровенный. Луна – это символ другого, красивого мира, мира грез и видений, это уход от настоящего в возвышенный мир. Недаром он писал: “Я жить не могу настоящим, Я люблю беспокойные сны…”

Беседа с классом по второй смысловой части.

Во 2 части перед читателем как бы раскрываются врата в безбрежный и чудесный мир воображения, фантазии, далекий от реальности, но который так волнует поэта, зовет лирического героя в дальний путь. Как в калейдоскопе, сменяются здесь лики зимней ночи, ее мгновенья, и также быстро меняется бальмонтовская фантазия. Что мы теперь слышим? – Уже “вздохи”, “моленье”, природу точно томят тревога, “тоска”, но здесь же – “упоенье”, т.е. состояние восторга, наслаждения. Часто используются во 2 части лексические повторы, слова повторяются, словно баюкают (как не вспомнить В.Маяковского, который говорил, что “стихи Бальмонта плавные и мерные, как качалки и турецкие диваны…”!). Но это состояние характерно не только природе. Кому еще? – Человеку, лирическому герою. Мы уже вместе с лирическим героем ощущаем это состояние восторга. Появляются “духи ночи” (заветные желания, воспоминания), иногда воспоминания о прошлом мучают, душе становится больно. Возникает какая-то тревога (“точно им чего-то жаль”). А чего же жаль лирическому герою? – Жаль, что все это – не наяву, что это сказочный обман (“то, что людям не приснится”). Лирический герой философски подходит к этому.

Беседа с классом по третьей смысловой части.

В третьей, самой маленькой части, все возвращается на круги своя. Уже нет ни напряженности, ни роковых тайн, ни риторических вопросов. С чего начинается 3 часть? – С союза “а”, вторая и третья части противопоставляются, а первая и третья части как бы обрамляют вторую. В 3 части все успокоилось (“сладко дремлют”, “безучастно… внемлют”, “с спокойствием приемлют”). Почему? – Наверное, и природа, и лирический герой готовятся к встрече с новыми впечатлениями. Еще много будет прекрасных мгновений, открытий. А это был лишь краткий миг в нескончаемом потоке времени. – Да, Бальмонт смог “остановить мгновенье”, запечатлеть его в стихотворении, он показал нам личное, при этом сиюминутное восприятие ночи. Он художник – импрессионист (вспоминаются слова Гете: “Остановись, мгновенье, ты прекрасно”).

В чем же смысл названия стихотворения? – Фантазия – способность к творческому воображению, которое достигает своей кульминационной точки тогда, когда мир природы и внутренний мир человека находятся в гармонии. Гармонии величественного мира природы, необъятного космоса и безграничных недр человеческой души, видений, грез и мечтаний каждого из нас.

Бальмонт очень любил цвет (вспомните хотя бы “Красный парус в синем море, в море голубом…”). Но в этом стихотворении “Фантазия” практически отсутствует цветовая гамма. Почему? – Бальмонт сознательно делает акценты на слуховом, осязательном, зрительном восприятии окружающей действительности. Лишь жизнеутверждающий эпитет “светлый” встречается в стихотворении. Следует отметит, что в стихотворении отсутствует ярко выраженное деление на отдельные строфы. Почему? – Это объясняется тем, что автор изначально задумал стихотворение очень музыкального, напевного плана. Ведь Бальмонт был музыкально одарен. Музыка в его творчестве заливает все. На его стихах, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки. Около 500 романсов создано на его стихи. Произведение “Фантазия” не читается, а поется, и этому способствуют внутренние рифмы, к которым так часто прибегает поэт. Действительно, читаешь Бальмонта – попадаешь в сказку, слушаешь весну.

Заключительное слово. Каждой весной в г. Шуе Ивановской области открывается яркий и интересный праздник – детский Бальмонтовский фестиваль поэзии “Солнечный эльф”, в котором принимают участие дети всех школ города. Фестиваль посещает много гостей, в том числе и дочь К.Бальмонта С.К.Шаль. Фестиваль длится целую неделю, в течение которой дети посещают выставки, вернисажи рисунков по произведениям К.Бальмонта, в рамках фестиваля проводится и конкурс на лучшее прочтение стихов поэта. Поэта помнят, так как каждая строчка его произведений не может не задеть самых нежных и тонких струн любой человеческой души, а утонченное восприятие Бальмонтом природы не оставит равнодушным ни одного читателя.

Домашнее задание: прочитать стихотворение “Алыча”, ответить на вопрос: “Какие характерные черты самобытного творчества К.Бальмонта проявились в этом стихотворении?”