Учимся писать суффикс - ок - в именах существительных. Слово с суффиксом "ик". Правописание слов с суффиксами "ик" Бывает суффикс ок

Правописание слов

с суффиксами -ок, -ек.

Черничкина Галина Валентиновна



Четвёртое апреля

Классная работа


СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад , м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

Проверь и оцени себя!


о к ко ок

горошки окошки пушок

Какие сочетания букв могут являться суффиксами?

Спишите слова. Разберите слова по составу.

О каком слове можно сказать, что оно «лишнее»? Почему?

Над правописанием какого суффикса мы будем сегодня работать?


ТЕМА

«НАПИСАНИЕ СУФФИКСА –ОК- ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ» ЦЕЛИ

Учиться…

Находить…

Различать…

Узнать…

Повторить…

Продолжить…

Употреблять…


  • Спишите слова.
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -ок, -ек.

Правило.

-ок : бережок, волчок, петушок, сапожок.

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение: ножичек, орешек.


  • Образуйте от слов снег, жук, паук, язык однокоренные слова при помощи суффикса –ок.
  • Подчеркните букву в корне, которая изменилась при образовании нового слова.

Поставьте ударение

Подчеркните согласную перед суффиксом

После шипящих под ударением пишется

суффикс –ок .

Суффикс -ек после шипящих пишется в том случае, если на него не падает ударение

бережок

волчок

петушок

сапожок

ножичек

орешек


Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.


Сапог

Сапож ок

Быч ок

Пирог

Пирож ок

Старик

Старич ок

Друг

Друж ок

Паук

Пауч ок

Снег

Снеж ок

Корень

Кореш ок


Чердак

Чердач ок

Кулак

Кулач ок

Башмак

Башмач ок

Судак

Судач ок

Стих

Стиш ок

Смех

Смеш ок

Пастух

Пастуш ок

Пуш ок


Составь словосочетания.

Разбери слова по составу.

маленький


Распределите слова на две группы

Мышонок, слонёнок, зайчонок, медвежонок, козлёнок, собачонок, котёнок.

  • Спишите слова в два столбика
  • Поставьте ударение
  • Выделите суффикс
  • Подчеркните согласную перед суффиксом
  • Сформулируйте правило о написании в словах суффиксов -онок, -ёнок.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Каких целей вы достигли?


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учебник на столе у вас? А ручки и тетрадки? Тогда урок начнем сейчас, Раз все у вас в порядке. Будьте внимательны, Послушны и наблюдательны. Чтобы русский язык познавать, Нужно серьезно все изучать.

А птека, библ ио тека, б о лото, д о рога, зап ад, м о л о ток, кр о вать, р а кета, тр а мвай, ш о фёр.

ЦЕЛЬ: Научиться правильно писать суффикс –ок в существительных после шипящих.

1 группа Сапог Сапож ок Бык Быч ок Пирог Пирож ок Старик Старич ок Друг Друж ок Паук Пауч ок Снег Снеж ок Корень Кореш ок

2 группа Чердак Чердач ок Кулак Кулач ок Башмак Башмач ок Судак Судач ок Стих Стиш ок Смех Смеш ок Пастух Пастуш ок Пух Пуш ок

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась. Три нагнулась и присела, На четыре – улетела.

Р.Т. с. 54 №59.

Р.Т. с. 54 №59 ХОМ Я Ч О К Ж и л-был на свете один Хом я ч о к. Спать он ложился на левый б о ч о к. А просыпался – на правом б о ку. Это не нравилось Хом я ку. (С. Козлов)

снег снежок снежочек вечер вечерок вечерочек свист свисток свисточек голубь голубок голубочек сад садик садочек звон звонок звоночек шаг шажок шажочек

«С малой удачи начинается успех!»

Домашнее задание У.с 99 № 111

Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  1. Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих. »
  2. Предмет – русский язык

3. Класс - 3 «б»

5. МКОУ «Сорочинская СОШ»

6. Калачинский район

7. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.

8. Тип урока - комбинированный

9. Форма организации - урок

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: продолжить формировать

Внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

Навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

Метапредметные результаты: обучающиеся научатся или получат возможность научиться

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Сравнивать слова с различными орфограммами в суффиксах

Устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные результаты:

Правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих

11. Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Здравствуйте ребята, садитесь.

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

- Сегодня мы с вами будем работать по группам.
– В ходе урока каждая группа будет получать жетоны за правильные ответы. Группа, которая сможет за урок набрать наибольшее количество жетонов, побеждает! Также,ребята, не забывайте про наши листики. В нужный момент вы можете ими воспользоваться.

Проверьте, все ли готово к уроку?

На доске эпиграф:

«С малой удачи начинается успех!»

Какое ключевое слово в этом высказывании?

Что необходимо для успешной работы на уроке?

Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха!

Проверяют, всё ли приготовили к уроку на столе.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Успех.

Внимательно слушать учителя, аккуратно и грамотно выполнять задания и т.д.

Слайд 1

Организовано рабочее место

Самооценка готовности к уроку.

Установлен контакт с одноклассниками

Слайд 2

Слайд 3

Актуализация знаний.

Актуализировать необходимые и достаточные знания о суффиксе –ок-

Cоздать условия для повторения правильного написания суффикса -ок

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Итак, приступаем к словарной работе.

Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, трамвай, шофёр.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки?

А теперь посмотрите внимательно на доску. Что за буквы составляют этот узор?

Что вы знаете о них?

Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть? Что это?

Пропишите это соединение у себя в тетради.

Ребята, для того, чтобы продолжить урок нам нужно вспомнить основное правило написания суффиксов в именах существительных. А чтобы мы смогли это сделать, давайте понаблюдаем за суффиксом – ок. –

Каждая группа получает карточку 1 со словами:

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.

Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?

Правильно ответившие группы получают жетон.

Дети пишут под диктовку слова.

Проверяют по словарю «Пиши правильно» стр 160

окикек



Это суффиксы.

Работа в группах

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный,

во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

Устные ответы, работа в группе.

Слайд 4

Слайд 5

Актуализированные знания о суффиксе –ок.

Формулирование собственного мнения и аргументирование его.

Слайд 6

Постановка учебной задачи

Организовать побуждающий диалог к формулировке темы, цели урока.

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

– Упражняться правильно писать слова – существительные с суффиксом - ок-Будем соревноваться, размышлять, делать выводы.

– Будем работать в группах.

Слайд 7

Формирование учебной мотивации

Сознательная формулировка темы и цели урока.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Организовать практическую самостоятельную работу по правильному написанию суффикса –ок.

Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания

Сейчас каждая группа получит задание. Вы должны будете внимательно прочитать задания и письменно его выполнить.

(карточка 2)

Образовать от данных слов слова с суффиксом – ок.

1 группа:

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Какая группа справилась с заданием, давайте проверять.

Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.

Правильно ответившие группы получают жетон.

С первым заданием обе группы справились. А теперь я предлагаю вам следующее задание. Откройте, пожалуйста, учебник ч.3, стр.108. Прочтите задание и выполните его.

Читают задание Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок. и выполняют его.

Проверка с места с комментированием (по два примера от группы), остальные по слайдам

Дети выполняют упражнение, пользуясь ч.2 обратным словарём.

Проверка (по одному представителю с каждой группы к доске)

Дети учатся работать в разноуровневых группах, оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе).

Проверка по слайду 8, 9

Корректируют работу и переживают ситуацию успеха.

Слайд 10

Маленький паучок.

Динамическая пауза

Снять мышечное напряжение, переключить внимание

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

(Дети выполняют упражнение)

Слайд 12

Дети отдохнули

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Рефлексия деятельности

Организовать деятельность учащихся по решению поставленной задачи

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Организовать ситуацию рефлексии

Оценивание работы ребят

Продолжаем с вами работу в тетради для самостоятельных работ. Откройте тетрадь на странице 54, №59. Прочитаем задания.

С этим заданием все справились! Молодцы!

Предлагаю вам следующее задание

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока.

Как вы думаете, мы её достигли?

А теперь посчитайте, сколько жетонов набрала каждая группа?

Вспомните эпиграф нашего урока. Слайд - На ваш взгляд, вы достигли успеха? Оцените результат своей работы нашими листиками.

Кто хочет пояснить свою оценку?

А кто постарался больше всех, чтобы ваша группа была успешной?
- Подарите друг другу комплимент за работу на уроке.

Читают задание, затем работают в группах.

Самый быстрый проверяет у своей группы

Учащиеся выполняют задания по карточке 3.

Совершенствовать знания в написании суффикса – ок.

- «С малой удачи начинается успех!»

Слайд 13

стр.54, №59

Слайд 14

Проверка по слайду

текста.

Слайд 15 проверка задания

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе)

Слайд 16

Проверка по слайду

Мотивируют свою позицию

Переживание ситуации успеха.

Слайд 17

Анализируют свою работу на уроке

Переживание ситуации успеха.

Домашнее задание

Спасибо, ребята за работу!

Запишите домашнее задание: У с. 99 №111

Запись д/з.

Слайд 18

Слайд 19

Приложения к уроку

Карточка 1

В чём особенности суффикса –ок?

Адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок.

Карточка 2

Образовать от данных слов слова с суффиксом –ок.

1 группа: Сапог, бык, пирог, старик, друг, паук, снег, корень.

2 группа: Чердак, кулак, башмак, судак, стих, смех, пастух, пух.

Карточка 3

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке

Снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад, звон, шажок, садочек, звонок, шаг.


Цели урока:

  • совершенствовать знания учащихся о написании суффикса -ок-,
  • развивать умения и навыки правописания суффиксов имен существительных, память, внимание, речь, умение слушать,
  • воспитывать трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнем сейчас,
Раз все у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать,
Нужно серьезно все изучать.

2 . Словарная работа (Приложение 1 , слайд 5 ,6 )

Птека, б.седа, б.л.то, дев.чка, з.бота, з.вод, м.рковь, к.л.ндарь, к.стрюля, .г.род, р.кета, тр.мвай, ш.к.лад, ш.фер.

3. Изучение нового материала.

Проблемная ситуация. Давай понаблюдаем за суффиксом – ок – адресок, башмачок, белок, бочок, бугорок, бычок, ветерок, вечерок, волосок, волчок

Удалось ли тебе заметить особенности этого суффикса?

Вывод делают дети: во– первых, этот суффикс всегда ударный, во-вторых, звук (о) после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о.

4. Работа по учебнику с. 20 № 1. Образуй слова с суффиксом -ок-, которые бы называли маленькие предметы.

башмак, бык, волк, друг, жук, каблук, луг, паук, пирог, рычаг, сапог, снег, творог, утюг, хомяк, шаг, язык. (Слайд 7 , проверка)

5. Работа в тетради “Пишем грамотно” № 2

№1.Добавь суффиксы -ек-, -ок-.

6. Работа в парах.

Составь и запиши десять слов, используя суффиксы -ек-, -ок-.

сыр, друг, крюк, блинок, дружок, паук, человек, ветер, замок, пирог, дуб, снег.

Задание: прочитай еще раз исходные слова и назови те, в которых уже были суффиксы(это слова блинок, дружок), что произошло при добавлении к этим словам суффмкса -ек-.

Вывод делают учащиеся: в суффиксе -ок- произошло чередование к/ч.

7. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Зарядка для глаз.

Посмотрите вдаль в окно, закройте глаза, вновь посмотрите. Сделайте круговые движения глазами вправо и влево. Откройте глаза, посмотрите вдаль.

8. Работа по учебнику. с. 21 № 5.

Закрепление правописания существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик– , отработка анализа состава слова.

Выпиши группы родственных слов, записывая слова в таком порядке:

снежок, голубок, свисток, снег, шажочек, голубочек, вечер, садик, свист, вечерок, звоночек, снежочек, голубь, свисточек, вечерочек, сад звон, шажок, садочек, звонок, шаг.

(Приложение 1 . Слайд 8. Проверка)

9. Самостоятельная работа.

Закрепление правописания слов с суффиксами –ек-, -ик-, -ок-. Работа в тетради “ Пишем грамотно” № 2, с. 4

10. Дифференцированная работа на доске и в тетрадях.

Запись слов под диктовку в два столбика: в первый– слова с ь на конце после шипящих, во второй– слова без ь.

Диктуемые слова: пейзаж, чертеж, помощь, речь, ландыш, вещь, лещ, сторож, глушь, товарищ, шалаш, ночь, полночь, дочь, карандаш.

11. Проверка (Приложение 1 , слайд № 9 ).

12. Домашнее задание: с. 22 № 6, правило с. 20.

Записать слова в два столбика в зависимости от места орфограммы.

Шепот, паучок, черный, щелка, жучок, шорты, бычок, шов, шорох, шажок, пчелы, капюшон.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце - «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;
  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: "В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?" Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Способы образования слов при помощи суффикса -ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- возникают при помощи добавления морфемы к В итоге мы получаем новую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (например, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).

Что касается суффикса -ок-, то он придает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато́к, зятёк, грибо́к, листо́к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево́к, бросо́к, пино́к, глото́к, рыво́к, мазо́к, толчо́к, прыжо́к, шлепо́к, скачо́к, щелчо́к, хлопо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее результат действия (приведем пример: обло́мок, мото́к, обру́бок, набро́сок, сле́пок, отпеча́ток, стежо́к, посёлок, вы́селок и пр.).
  • Предмет, а точнее орудие действия (приведем пример: свисто́к, звоно́к, гудо́к и пр.).
  • Предмет, а точнее субъект действия (например, поплаво́к, движо́к, росто́к и пр.).
  • Место действия (като́к).
  • Уменьшительно-ласкательное или только ласкательное значение (например, Нино́к, Витёк, Лидо́к, Игорёк, Сашо́к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (например, ездо́к, едо́к, стрело́к, игро́к, ходо́к и пр.).
  • Лицо, которое возникает в результате действия (например, недоно́сок, вы́родок, переро́сток, недоро́сток, подро́сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (например, пре́док, пото́мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим (например, дичо́к, бело́к, желто́к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именем существительным (например, мело́к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу одинаковых предметов. При этом их ровно столько, сколько называется мотивирующим (например, пято́к, деся́ток и пр.).

Тема (урока): Учимся писать суффикс –ок- в именах существительных..

Планируемые результаты:

: продолжить формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

метапредметные результаты:

регулятивные : контроль и оценка процесса и результатов деятельности, коррекция, умение определять тему и формулировать цель с помощью учителя; планирование учебной деятельности;

познавательные : находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы;

коммуникативные : участие в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; формирование умений работать в паре, группе;

предметные результаты:

Учиться правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих.

Цель урока: создать условия для знакомства с правилом написания суффикса – ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий и создания алгоритма правописания с суффикса – ок-. работая в группе.

Оборудование : учебник, презентация, печатная тетрадь.

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I . Организационный момент

Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я надеюсь, что у нас у всех замечательное настроение, а у детей достаточный багаж умений для открытия новых знаний.

Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну великого русского языка.

Для этого нам нужно повторить правила работы в паре, группе .

Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
четко высказываем свое мнение, доказывая правилом ;

если не можем прийти к общему мнению обращаемся за помощью к учителю.

Что можем добавить, если работаем в группе?

Выбираем того кто будет представлять работу и фиксировать .

Личностные: формировать

внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

II . Актуализация знаний

Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.

1.Мин чистописания

Посмотрите на мин. чистописания, что вы заметили?

Что такое суффикс?

Поставьте перед собой цель, над чем буду работать в минутке чистописания.

1 слайд

2. Спишите, выделите часть слова, где находится орфограмма, вставьте пропущенную букву.

Давайте ребята выберем формы работы (почему?)

ключ?к,зайч?нок,мудр?ц, каблуч?к

Проверяем

У кого написание слова каблучок вызывает затруднение?

Кто написал с буквой «о»?

Кто написал с буквой «ё»?

Можем ли мы утвердительно сказать, кто прав?

Ребята, а что такое ок? Почему?

К какой части речи относится слово каблуч??к?(записать на доске проблема???)

Вы догадались, какая тема урока?

Слайд 2

Тема : Суффикс ок в именах существительных.

Цель : учиться писать суффикс ок в именах существительных. (записываю на доске)

Слайд 3

Ребята помогите мне спланировать нашу работу.

Планирование деятельности для решения поставленных задач. Обучающимся предлагается расположить в правильной последовательности задачи урока и определить лишнюю.

1. Упражняться в написании слов с суффиксом –ок-.

2. Оценить свою работу.

3. Наблюдать за словами с суффиксом –ок- и делать выводы.

4. (лишнее) Упражняться в написании слов с безударным гласным в корне

5. Познакомиться с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий.

Проверка

Запись на доске.

1. Наблюдать за словами с суффиксом –ок- и делать выводы.

2. Познакомиться с правилом написания суффикса -ок- в словах с корнем, оканчивающимся на шипящий.

3. Упражняться в написании слов с суффиксом –ок-.

4. Оценить свою работу.

Слайд 4

Оценивание деятельности по критериям.

1. Уметь правильно писать слова с суффиксом –ок-

3. Аккуратное выполнение работы в тетради.

Это суффиксы.

Это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Дети выбирают формы работы, записывают слова

Проверяем.

(Дети поднимают руки)

Нет, не изучали данной темы, поэтому не знаем правила.

Это существительное. Обозначает предмет и отвечает на вопрос что.

- Суффикс ок в именах существительных.

- учиться писать суффикс ок в именах существительных.

Работа в группах

Обучающиеся располагают в правильной последовательности задачи для решения поставленной цели, находят лишнюю задачу.

3,5,1,2

Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы;

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, коррекция, умение определять тему и формулировать цель с помощью учителя; планирование учебной деятельности;

Коммуникативны е участие в коллективном обсуждении проблемы, планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками,формирование умений работать в паре, группе

III . Проблемное объяснение нового знания

Работа над первой задачей урока.

Слайд 5 - Спишите, выделите суффикс, поставьте ударение, понаблюдайте за суффиксом, сделайте вывод.

Как ребята будем работать? (в паре, группе)

бочок, снежок, язычок, адресок, каблучок

Проверяем

Работа над второй задачей урока.

Учебник стр. 25.

Читаем про себя и вслух.

Возвращаемся к слову каблуч?к .Почему суффикс ок?

Слайд 6

Прежде, чем приступить к 3 задаче урока, давайте составим алгоритм работы с суффиксом ок. Выберите формы работы.

Проверка. (фиксирую на доске)

Ребята выполняют в парах.(в группе)

Дети составляют план:

    Разберите слова по составу.

    Поставьте ударение.

    Выясните, на какую часть слова падает ударение.

    Понаблюдайте над последним звуком корня и ударным гласным.

    Сделайте вывод.

После составления плана дети наблюдают за данными словами, и делаю выводы .

Суффикс –ок- всегда стоит под ударением, после шипящей пишем букву о

Составляют алгоритм (форму работы выбирают сами

Алгоритм:

    Разберите слова по составу.

    Сформулируйте орфограмму.

    Поставьте ударение.

    Понаблюдайте над последним звуком корня.

    Запишите слово правильно.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, формирование умений работать в паре, группе;

Регулятивные: удержания цели и задач урока.

Познавательные: сравнивать, анализировать и делать выводы в результате совместной работы;

IV . Первичное закрепление

Работа над третьей задачей урока.

Упр. 1 стр. 25.(3 слова у доски с объяснением)

Башмак +ок=башмачок, бык+ок=бычок,

Самостоятельно 3 слова(друг,жук,луг )

Физминутка

Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Это дом. Живет здесь гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!

ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
присесть, приподняться
встать
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.

Дети работают в тетради

Дети делают вывод о написании суффикса на основе наблюдений.

Оценивают свою работу

Регулятивные : контроль и оценка процесса и результатов деятельности

V. Включение нового знания

в систему знаний и повторение.

Предлагаю выяснить насколько хорошо усвоены знания. Дифференциация( самостоятельная работа)

Печатная тетрадь стр. 5,упр.1

С. 25 упр. 1 (продолжение работы)

Обратите внимание на подсказку.

Выполняют. Проверяем.

Встаньте ребята у кого только суффиксы ок,

А у кого суффиксы и ок и ек

Назовите слова с суффиксом ок

Игра сказка о суффиксах.(Приложение) Сейчас мы будем выбирать волшебников в нашем классе (взаимопроверка)

Волшебники встаньте.

Правило стр.25

Упр.3 и упр.5(если хотите получить 5)

Проверяют слова и встают те, у кого записан во всех словах суффикс –ок-

Дети записывают домашнее задание

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы,

V /.Рефлексия. (Итог урока)

Работа над четвертой задачей урока

Предлагаю оценить себя по критериям.

1. Уметь правильно писать слова с суффиксом –ок-

2. Аккуратное выполнение работы в тетради.

Слайд 8

Сейчас закончите, пожалуйста, предложения, которые вы видите на доске: сегодня на уроке

    я узнал…

    я научился…

    я затруднялся…

    кого хочу поблагодарить за работу

    Где нам пригодятся эти знания?

Оценивают на «волшебной линеечке»

Определяют, что не совсем понятно в теме урока.

Регулятивные:

контроль и коррекция

Приложение 1

«Давным – давно по соседству были расположены две деревни. В одной жили корни, в другой- суффиксы. Между ними протекала широкая и глубокая река. Жители деревень плавали друг к другу в гости на лодках, общались, но не все могли управлять лодкой, а на тот берег хотелось всем. И вот решили корни и суффиксы объединиться и построить мост через реку. Мост получился отличный. Жители обеих деревень жили дружно, весело, устраивали вечеринки, свадьбы. Но пришла беда. Тролли напали на деревни. Они захватили мост, разрушили его, разлучили друг с другом корни и суффиксы. Реку же тролли заковали в цепи, чтобы никто по ней не смог переправиться на другой берег, а ключи бросили в реку. И остались корни и суффиксы каждый по одну сторону реки. Никак не могут навещать друг друга, и ни один смельчак не мог разломать цепи, а уж тем более отыскать ключи в глубокой реке. Но, говорят, что живёт где-то добрый волшебник, который может соединить мост опять. Для этого нужно лишь правильно подобрать суффиксы к словам». Может, этот добрый волшебник среди вас? Попробуйте. И даю задание: правильно подобрать суффиксы к словам.

Приложение 2(карточка)

стар? береж? петуш? волч? корабл? грач7

онок ёнок

ек иц ец

ок ик