«Отец Горио», художественный анализ романа Оноре де Бальзака. Проблематика и образная система романа О. де Бальзака "Отец Горио" Идейно художественное своеобразие романа отец горио

В 1834 у Бальзака зарождается мысль создать многотомное произведение – “картину нравов” его времени, огромный труд, впоследствии озаглавленный им “Человеческая комедия”. По мысли Бальзака “Человеческая комедия” должна была быть художественной историей и художественной философией Франции, как она сложилась после революции.
Над этим трудом Бальзак работает в течение всей своей последующей жизни, он включает в него большинство уже написанных произведений, специально для этой цели перерабатывает их. Это огромное литературное

Издание он наметил в следующем виде:
Первая часть – “Этюды о нравах”- шесть отделов: “Сцены из частной жизни” , “Сцены из провинциальной жизни” , “Сцены из жизни Парижа”, “Сцены из политической жизни” “Сцены из военной жизни”, “Сцены из деревенской жизни”
Вторая часть – “Философские исследования”. Задумано 27 произведений, из них осуществлено 22: “Шагреневая кожа”, “Неизвестный шедевр” , “В поисках абсолюта”.
Третья часть – “Аналитические исследования” (задумано 5 – осуществлено одно произведение: “Физиология брака”).
Бальзак так вскрывает свой замысел: “”Исследование нравов” дает всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы, ни одной французской области, ни детства, ни старости, ни зрелого возраста, ни политики, ни права, ни военной жизни. Основа – история человеческого сердца, история социальных отношений. Не выдуманные факты, а то, что везде происходит”.
Роман ” Отец Горио” знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 год. В нем за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. ” Отец Горио” не явояется историей жизни одного персонажа – это срез жизни общества в определенный период его развития. Интересно движение романа по разделам ” Человеческой комедии”: в 1843 году об был включен в ” Сцены парижской жизни”, на заметки автора говорят о том, что он решил поместить этот роман в ” Сцены частной жизни”. Путь тот же, что и у ” Гобсека”: сцены частной жизни вбирают в себя большее количество фактов и явлений, они характеризуют общество в целом. А частная жизнь – это жизнь семей, ” Человеческая комедия”, как писал Бальзак, изображает мир через призму семьи.
Растиньяк раскрывается в письмах сестрам и тетке, у Викторины Тайфер судьба строится на отношениях с отцом и братом, судьба Горио есть, по сути, судьба его двух беспутных дочерей. Истинное чувство отсутствует. Семьи связывают лишь денежные отношения. Даже отличающийся от парижской публики провинциал Растиньяк выпрашивает деньги, чтобы попасть в высший свет. Роман создавался тогда, когда замысел ” Человеческой комедии” уже сложился в сознании автора. У Бальзака нет другого произведения, в котором бы соединилось столь большое число персонажей и были бы представлены практически все слои современного ему общества. Исключение может составить лишь ” Гобсек”. События разворачиваются преимущественно в пансионе мадам Воке, это парижское мещанство, где рядом с Мишоно, Пуаре появляется Растиньяк – провинциальный дворянин, а так же будущий врач Бьяншон, творческая личность.
С помощью Растиньяка читатель попадает в аристократические салоны – де Босеан и де Ресто, через Дельфину – мы видим среду Нунсинжена – одного из самых богатых банкиров в ” Человеческой комедии”. Так входит в роман группа персонажей, фактически определившая в 1820-30х годах политику Франции. Однако Бальзаку не столь важно показать все уровни социальной иерархии, сколь продемонстрировать их сходство в восприятии жизненных ценностей и убеждений. Разнородная среда здесь превращается в монолит, где выше желания обогатиться нет ничего. В центре повествования находится пансион Воке. Он является своеобразным сосредоточием, может быть, даже символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции.
Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы Босеан и Вторена. Каторжник, говоря о людях, понимает мир как пауков в банке, однако виконтесса сравнивает людей с лошадьми, которых можно загонять и менять на каждой почтовой станции. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Сделать обобщения, соединить социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку вновь помогают вещи. С их помощью создаются портреты, так, название пансиона Воке свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или, скорее, о их безразличии к тому, что их окружает. ” Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая”.Детальное описание пансиона, где обитают герои, являющиеся обобщением самой среды, демонстрируют всю убогость существования героев, которые воспитываются в зависимости от этой среды. Внешность персонажа, его манера вести себя и даже одеваться (юбка госпожи Воке), неразрывно связаны с тем, что их окружает. Повествование ведется от третьего лица, но задача Бальзака не преподнести читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течет сама жизнь, как люди воспринимают свое место в жизни, свои возможности, а это и есть то новое, что автор вносит в концепцию романа ново века. Обилие рассуждений персонажей, так же как масса авторских описаний, избавляет автора от необходимости дидактизма, позволяя самому читателю делать выводы о нравах, царящих в современном Бальзаку обществе Франции 19 века.

(Пока оценок нет)

Другие сочинения:

  1. Бальзак – один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений – врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки Read More ......
  2. Я сам их приучил топтать меня ногами… Ради них я обесценил самого себя. О. де Бальзак. Отец Горио В романе “Отец Горио”, написанном Оноре де Бальза-Ком, мы являемся свидетелями многих человеческих драм и трагедий. Но одна из основных здесь проблема Read More ......
  3. В “Отце Горио”, законченном за сорок дней бешеной работы, сосредоточилось столько содержания, что трем его главным героям как бы тесно на сравнительно небольшом пространстве этого романа. Бывший торговец мучными изделиями, страстно и слепо любящий двух своих дочерей; они продавали ему Read More ......
  4. Если отцов будут топтать ногами, отечество погибнет. О. де Бальзак. Отец Горио Во все времена уважение к старшим было одним из основных столбов, на которые опирается не только семья, но и все общество. Дети всего мира воспитываются на сказках и Read More ......
  5. Валантена, Гобсека, Евгении Гранд. Эти персонажи были тесно связаны со своим окружением, созданные своей социальной средой, которая “оттеняла” центрального героя, служила для полнейшего раскрытия его характера. Но Бальзак все больше ощущал, что традиционная форма романа не подходит для воплощения его Read More ......
  6. Сочинение Французский писатель Оноре де Бальзак по праву считается одним из величайших романистов XIX века. Главная особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, – он написал историю целого общества, которую назвал потом “Человеческая Read More ......
  7. Отец Горио Главные события происходят в пансионе “мамаши” Воке. В конце ноября 1819 г. здесь обретается семь постоянных “нахлебников”: на втором этаже – юная барышня Викторина Тайфер с дальней родственницей мадам Кутюр; на третьем – отставной чиновник Пуаре и загадочный Read More ......
  8. Верный вожатый это сердце. О. де Бальзак. Отец Горио Наверное, нет ни одного литературного произведения, где не затрагивалась бы проблема выбора, с которой мы так часто сталкиваемся и в обыденной жизни. Разные пути выбирают для себя герои романа Оноре де Read More ......
Специфика “Этюдов о нравах”. Анализ романа “Отец Горио”

Оноре де Бальзак - один из основоположников реализма в европейской литературе. Темы, затрагиваемые писателем, не изолированы от повседневных реалий. Его произведения довольно жесткие и беспощадные, впрочем, как порой и сама жизнь по отношению к людям. В литературных шедеврах, вышедших из-под его пера, персонажи выглядят натурально, живо, их интересуют вещи, которые привлекают каждого из нас. Многие герои его романов - люди, желания которых алчны, решения и поступки прагматичны, основная цель - получение удовольствий, а не возвышенные помыслы, присущие обычно романтичным персонажам.

Оноре де Бальзак: «Отец Горио»

История создания романа связана с возникшей у Бальзака идеей написания цикла рассказов, которые должны были изобразить жизнь его соотечественников. Произведение стало первым в серии сочинений, затем объединенных в сборник под названием «Человеческая комедия». Когда же написал данное произведение Оноре де Бальзак? «Отец Горио» был создан в 1832 году, однако публикация состоялась лишь через два года. В течение этого времени в воображении гения формировался план написания повестей, которые должны были показать реальную жизнь французского общества, стремления и чаянья современников писателя. Что хотел донести до читателя Оноре де Бальзак? «Отец Горио» показывает гамму обычных чувств, испытываемых человеком, в том числе и нелицеприятных, таких как алчность, удовлетворение собственных амбиций за счет унижения других и патологическое желание череды бесконечных удовольствий.

События происходят в Париже, городе, который, по мнению автора, отбирает у людей все человеческое, оставляя им лишь страстные и неутолимые желания. Краткое содержание «Отца Горио» позволяет ознакомиться с главными идеями произведения, потратив на это минимум времени.

События романа переносят читателя в небольшой пансион, расположенный на окраине Парижа. Люди, живущие в нем, очень разные, но их объединяет одно - удача давно прекратила им благоволить.

Среди постояльцев заведения живет старик, который имеет довольно скверный характер. Никто не подозревает, что на самом деле он обедневший дворянин, отчаянно пытающийся устроить своим дочерям счастливое будущее. Его сосед по пансиону - Растиньяк, единственный, кто случайно узнает об этом. Данное открытие полностью изменяет мнение молодого человека о несчастном старике. Краткое содержание «Отца Горио» содержит квинтэссенцию ключевых событий и описание значимых для анализа произведения характеров. Бывают случаи, когда необходимо прибегнуть к помощи более сжатого рассказа, например, при наличии огромного объема информации во время экзаменов. В таких ситуациях краткое содержание «Отца Горио» позволит в считаные секунды понять направление авторской мысли, а также основные идеи произведения.

Главные герои романа

Произведение имеет большое число персонажей, как главных, так и второстепенных. В данной главе рассмотрим значимых персонажей сочинения великого Оноре де Бальзака. Несомненно, краткое содержание «Отца Горио» частично позволяет читателю понять и представить внутренний мир персонажей романа, но, чтобы сделать картину более полной, следует уделить внимание характеристике каждого героя. Что же замечательного открывается в произведении «Отец Горио»? Персонажи данного литературного шедевра продуманы автором до мельчайших подробностей, вплоть до привычек и воспоминаний.

  • Главный герой, так называемый папаша Горио, неизлечимый который в своем сумасшествии тих и кроток. Однако он искренне любит своих дочерей, которые используют несчастного отца исключительно для получения финансовой помощи на свои увеселения.

  • Эжен де Растиньяк, студент, который приехал из провинции. Вначале романа у него были чистые юношеские надежды получить образование, приносить пользу родителям, но однажды попав в высший свет, он полностью меняет свои жизненные приоритеты и вслед за «сливками» парижского общества предается разврату. Со временем он становится любовником второй дочери Горио - красавицы баронессы. Растиньяк - единственный, кто питает к старику хоть немного уважения и жалости.
  • Дельфина де Нусинген - старшая дочь Горио, которая замужем за довольно состоятельным человеком, но открыто изменяет ему, впрочем, как и он ей.
  • Анастази де Ресто - младшая дочь старика Горио, замужем за графом.
  • Вотрен - сосед Горио и Растиньяка по пансиону. Если внимательно проанализировать образы произведения, то двуличность и лицемерие многих персонажей романа прослеживается очень отчетливо. Но Вотрен, хотя и являющийся буквально воплощением мирового зла в романе, по крайней мере честен. Это бывший каторжник, довольно опасный человек, играющий чужими жизнями. В произведении «Отец Горио», персонажи которого описаны весьма искусно, этот преступник кажется не столь уж плох на фоне алчных и бесчестных соседей, которых он откровенно презирает.
  • Виконтесса де Босеан - родственница Растиньяка, которая вводит несозревшего юнца в высший свет, тем самым подталкивая его к падению.
  • Воке - владелица пансиона, вдова пятидесяти лет. Когда-то женщина хотела выйти замуж за Горио, но была отвергнута. После этого она стала враждебно относиться к главному герою. Ее презрение увеличилось, когда стали заметны признаки его явного разорения.

Характеристика отца Горио

Главный герой олицетворяет всепоглощающую отеческую любовь, которая полностью лишает его возможности анализировать происходящее между ним и дочками. Несомненно, что именно он стал причиной того, что дочери выросли такими. Его безрассудная любовь привела к столь трагичному финалу. Автор подчеркивает, что прекрасное чувство, которое дарит людям радость и счастье, все же должно быть подчинено разуму.

Любовь - страшное оружие, которое способно убивать, ведь именно это и произошло в романе. Отцовское чувство, не знающее меры, убило все человеческое в дочерях главного героя. Характеристика отца Горио не может обойтись без критичного взгляда на данного персонажа. Профессионалы, которые впоследствии анализировали роман, ставили в укор автору именно факт безрассудной любви, настаивая на том, что это противоестественное, патологическое чувство, которое, скорее, похоже на помешательство.

Анализ сочинения

Что может почерпнуть для себя читатель в романе «Отец Горио»? Анализ этого произведения позволяет пересмотреть отношения в семье. С одной стороны, любящий отец, который не может похвастать блестящим образованием или принадлежностью к древнему аристократическому роду, однако олицетворяет идеал родительской любви. С другой стороны - дочери главного героя, которые, как только отец удачно выдал их замуж, поспешно отвернулись от него. В конце романа главный герой умирает, однако на самом деле он был мертв еще в начале повествования, потому что без остатка отдал себя собственным детям. Финал произведения трагичен и психологически тяжел: лежа на смертном одре, Горио не проклинает своих дочерей, наоборот, он прощает их и благословляет. Понимая безмерную прагматичность своих детей, он не может винить их, даже более того - оправдывает их поступки. Что же случилось с детьми этого несчастного человека? Виноват ли отец, что баловал их? После его смерти этот факт становится очевиден. К сожалению, Оноре де Бальзак вынужден признать, что настоящая любовь не в чести в Париже - ее заменили на что-то совсем иное. Как замечает автор романа устами одной героини - вся жизнь парижан строится на титулах и деньгах, искренность здесь не считается добродетелью, а скорее, дурным тоном или даже пороком.

Проблемы, раскрытые в романе

Данное сочинение поражает своей многогранностью: казалось бы, на переднем плане виден вечный конфликт между поколениями, однако это только верхний пласт всего того, о чем хотел сказать Бальзак. Какие же проблемы хотел осветить автор романа «Отец Горио»? Проблематика, раскрытая в произведении, затрагивает взаимоотношения не только в семье, но и обществе. Необходимо понимать, что французский социум того времени был довольно неоднороден, а разрыв между различными группами настолько велик, что переход из одной социальной прослойки в иную не представлялся возможным. В том числе и на этой проблеме пытается акцентировать внимание автор.

Образ Растиньяка

Образ Растиньяка в романе «Отец Горио» очень показателен ведь соединяет в себе не только положительные, но и отрицательные качества, то есть читатель может проследить изменения, которые происходили в мировоззрении юноши в течение всего романа. В начале произведения он представляется как восторженный юнец, недавно покинувший родительский дом, но с момента его переезда в Париж с ним происходят значительные перемены. Конечно же, был период, когда, соприкоснувшись с настоящей жизнью парижан, Растиньяк категорически осуждал ее. Однако к концу произведения с ним происходят значительные метаморфозы. Это проявляется наиболее ярко, когда юноше приходит в голову мысль убить мужа своей любовницы.

Цитаты

Что привлекает читателей в романе «Отец Горио»? Цитаты, взятые из произведения, стали настоящими афоризмами, поскольку они наполнены мудрым смыслом и неприкрытыми жизненными реалиями:

  • «Продажность стала оружием бездарности, и его острие ощущается везде».
  • «Я отсюда вижу, какая морда будет у этих святош, если бог возьмет и отменит Страшный суд».
  • «Не существует большего удовольствия для женщин, как прислушиваться к журчанью нежных слов».

Значение романа

Произведение Оноре де Бальзака «Отец Горио» внесло огромный вклад в мировую литературу, пополнив ее сокровищницу достойным романом. Впервые читатель имел возможность столкнуться с произведением, столь ярко и реалистично передающим атмосферу повседневной жизни. Достоинство реализма в том, что он не устраняет и не сглаживает темные стороны человеческой натуры, а помогает по-новому взглянуть на общество, переосмыслить приоритеты и задуматься над перспективами.

Известный писатель, беллетрист, ставший родоначальником реализма в Европе девятнадцатого века, французский вершитель слова, чьи книги до сих пор оставляют глубокий отпечаток в душе современного читателя - это Оноре де Бальзак.

Знаменитая книга Бальзака "Отец Горио" была написана в 30-х годах XIX века и легла в основу сюжета нескольких экранизаций. Первая публикация романа была обнародована в ведущем журнале Парижа, а само творение стало частью сборника "Человеческая комедия".

Родоночальник реализма в литературе

Бальзак был рожден в обеспеченной французской семье крестьянина Бернара. Детство его прошло в городе Тур. Изначально семья имела фамилию Бальса, но узнав о том, что их фамилия очень похожа по звучанию на одну из дворянских, отец быстро сменил ее на Бальзак. А сам Оноре, уже будучи в тридцатилетнем возрасте, добавил частицу "де", этот факт окончательно возвел род Оноре де Бальзака в дворянское сословие.

Большинство критиков считают, что Бальзак уделял много внимания в своих произведениях теме взаимоотношений между супругами. В кратком содержании "Отца Горио", можно проследить историю его личных переживаний. Данные предположения связаны с ситуацией в семье Оноре де Бальзака, которая стала известна общественности. Его отец был старше матери на тридцать лет, молодая женщина имела связи с другими мужчинами.

В подростковом возрасте будущий писатель любил много читать. Во время проживания в пансионе колледжа города Вандом мальчик чувствовал себя очень одиноко. Сверстники не понимали его увлечений чтением и учебой. Позже этот период он отразит в романе с философским уклоном "Луи Ламбер".

Из юриста в писатели

Будучи двадцатилетним юношей, Оноре поступил в школу права. Однако его успешная карьера в роли клерка прерывается неожиданной любовью к письму.

В 20-30 годы XIX века публикуются первые остросюжетные романы Бальзака, в которых он придумывает кодекс нравственности и правильного поведения в светском обществе. Изначально его творчество носило анонимный характер. Но постепенно популярность его романов начала набирать обороты, в частности среди женского населения. В познании женской психологии писателю помогла его первая возлюбленная, которая была не только старше писателя на двадцать два года, но и состояла в официальных отношениях. В итоге одна из читательниц добилась прямого внимания Оноре и стала его женой (польская графиня Ганская).

К 1840 году писатель был на пике популярности, однако это не сделало его жизнь безмятежной. Будучи авантюрным человеком, Бальзак вкладывал много денег в совершенно нерентабельные проекты. Например, покупка загородного дома, без хорошего денежного обеспечения или основание периодического издания, ставшего совершенно провальным.

Главная идея книг Бальзака

Изначальная цель писательской деятельности Бальзака - изображение современного общества со всеми присущими ему пороками. Он описывал социум, подразделяя его на виды, объясняя свой выбор многообразием внешних условий и разницу людских характеров.

Он сравнивал саму идею с чем-то материальным, пытался донести смысл порабощения человеческого ума больной целью, которая, в конечном счете, приведет к гибели владельца, несмотря на его социальный статус. Например, это можно заметить при прочтении краткого содержания "Отца Горио". Герои романов Бальзака - это целые истории столкновений между их безумным увлечением и социальными реалиями.

Сюжетные линии романа

Роман Бальзака "Отец Горио" считается главной работой автора. Это эпопея, которая включает в себя с десяток разнохарактерных персонажей. В центре сюжетной линии рассказ об утрате юношеских надежд и иллюзий. Роман делится на три тематические линии, которые сначала кажутся разными, но в конечном итоге читатель находит связующие их звенья.

Первой читатель узнает историю преданности отца - старика Горио, который отдал последние штаны своим дочерям, а сам ушел в мир иной нищим. Этот сюжет открывает главную беду человечества - власть денег над людьми.

Вторая история - это тема честолюбия. В ней рассказывается судьба студента из провинциального города, Эжена Растиньяка, который использует все возможности, чтобы статья частью высшего общества Парижа.

Третья сюжетная линия романа «Отец Горио» - тема философии криминала. Будучи беглым каторжником, Вотрен ведет борьбу за право пренебрегать законом таким сильным личностям, как он.

Роман "Отец Горио": главные герои

Центральным персонажем является отец Горио. Его отношение к миру воспринимается через любовь к каждой из дочерей, а смысл жизни состоит в том, что бы исполнять их прихоти. Он предстает так называемым мучеником родительской преданности.

Младшая из детей, Дельфина де Нусинген, является женой банкира. Однако ее супружеская жизнь сразу же дала трещину и впоследствии с мужем они начали жить совершенно разной жизнью: спать в разных комнатах и заводить романы на стороне, не скрывая их друг от друга.

Старшая же дочь, Анастази де Ресто, вступила в брак с графом и всем сердцем полюбила светскую жизнь. Старшая дочь Горио тоже далеко не ангел. Оказывается, что все ее дети были зачаты от любовника Максима де Трайя. После неоднократных обращений к отцу с просьбой о помощи в покрытии долгов Максима, Анастази сбегает с любовником, оставив свою семью.

В описании краткого содержания "Отца Горио" отдельное внимание стоит уделить юному студенту из деревенской семьи, Эжену де Растиньяку, который становится одним из любовников Дельфины. Однако он является практически единственным персонажем, проявляющим уважение к старику Горио.

Преступник Вотрен, который ведет скрытную жизнь, - бежавший каторжник, настоящий циник, он играет судьбами людей. Но, несмотря на свой скверный характер, является голосом совести, он прямолинеен, у него нет страха перед осуждением со стороны общества, когда он высказывает свою точку зрения. Вотрен симпатизирует студенту, предлагая ему стать мужем дочери миллионера. У студента есть двоюродная сестра, виконтесса. Она замужем, но имела отношения с неким маркизом, после свадьбы которого бежала от горя на север, в поместье своего супруга.

Держательница пансиона - вдова пятидесяти лет. Воке имела определенные виды на отца Горио. Однако он отверг ее, поэтому к старику она относится агрессивно и с открытой неприязнью.

И наконец, доктор Бьяншон, являющийся студентом и другом Эжена. Он приходит на помощь к своему другу, когда тот сообщает, что отец Горио тяжело болен. Он содействует в организации похорон старика.

История развивается в пансионе "Дом Воке", названном в честь вдовствующей хозяйки. Четырехэтажное здание заселено персонажами совершенно разных характеров. Четвертый этаж самый дешевый, второй - самый лучший и дорогой. Причем на втором этаже проживают две вдовы: сама хозяйка и госпожа Кутюр, жена погибшего комиссара, которая содержит вдобавок молодую воспитанницу Викторину Тайфер. Третий этаж занят стариком Пуарсе и бывшим каторжником Вотреном. На четвертом этаже расположились апартаменты старой девы Мишано, отца Горио (в прошлом владельца макаронной фабрики), а так же юного студента Растиньяка. Есть и мансардный этаж, где живут кухарка и слуга Кристоф. Жильцы пансиона ходят в потрепанной одежде, а лица их поникшие, кроме девушки Викторины, которую не признал отец миллионер.

В центре всех событий оказывается старик Горио. После ухода от дел на фабрике в 1813 году он поселился в пансионе и, будучи при деньгах, занял комнату на самом престижном этаже. Вдовствующая хозяйка желала выйти за него замуж, однако, не добившись своего, буквально воспылала ненавистью к Горио. С течением времени старик обнищал, и ему пришлось переехать на самый верхний этаж. Ему дали прозвище "папаша". Иногда к нему приезжают его дочери, которые одеты и обуты очень богато в отличие от своего отца.

События у Горио развиваются печально. Вотрен застает его за походом к ростовщику, принимающему старые столовые серебряные приборы, о чем сообщает хозяйке. Он пытается доказать всем, что отец содержит своих дочерей.

Бурные события в жизни пансиона

Дальше начинается круговорот событий. Студент сталкивается в доме Анастази с ее супругом и ее любовником - графом Максимом. Однако после упоминания об отце Горио Растиньяка выпроваживают, и он направляется в дом виконтессы де Босеан. В этот момент любовник виконтессы, португалец д"Аджула Пинто, без разочарования спешно уходит из ее дома, чтобы не признаваться в измене. Но его сподвижница по греху слышит о его намерениях жениться на другой даме.

В этот момент в доме де Босеан появляется герцогиня де Ланже. Самое интересное, что студент не подозревал о семейных узах Горио и Анастази. Эжен так же узнает, что отец заработал свое состояние во времена буржуазной революции во Франции и отдал дочерям огромную сумму денег в качестве приданого (по пятьсот тысяч франков). Тогда Босеан предлагает Эжену завести связь с младшей из дочерей и рассказывает, каким манерам нужно научиться, чтобы завоевать расположение дам высшего общества.

После возвращения в пансион Растиньяк принимает на себя роль опекуна старика Горио. В этот момент Вотрен договаривается о сделке со студентом, смысл которой в том, чтобы Эжен нашел ему невесту с миллионом франков в приданое. Растиньяк сразу смекнул, что если запугать отца Викторины, для признания отцовства, то никого искать не надо. В итоге события складываются так, как хочет студент, однако он отказывается от денег Вотрена за проделанную работу. И на это у него есть свой скрытый умысел.

Эжен все-таки знакомится с Дельфиной и дает ей денег, которых она совсем не видит от мужа. Со временем студент понимает, что влюбился в младшую дочь Горио и остается без средств.

Параллельно Пуарсе и Мишано выясняют, что Вотрен - сбежавший каторжник, называющий себя «Обмани смерть». Вотрен сообщает студенту о дуэли с братом Викторины.

У дочерей Горио появляются проблемы. Выясняется, что муж младшей занимался противозаконными делами. Старшая дочь всеми правдами и неправдами пытается помочь своему любовнику с выплатой долгов. На фоне переживаний за своих детей Горио слег с тяжелой болезнью. Однако ни одна из дочерей не волнуется за отца. Горио умирает очень мучительной смертью, и только студент находится все это время у его постели. В предсмертном бреду Горио признается сам себе, что дети его совершенно не любили. Эжен убеждается в этом во время похорон, которые он организовывает за свои деньги.

Экранизации романа

Существует пять экранизаций "Отца Горио" с одноименными названиями.

Самая первая из них появилась в 1910 году (режиссёр Арман Нюмес). Следующая экранизация вышла после окончания войны, в 1945 году. Итальянцы сняли свою версию в 1970 году. Через два года появляется телевизионный фильм по роману "Отец Горио".

Экранизация 2004 года

Самая свежая экранизация - это телевизионный фильм 2004 года (режиссер Жан-Даниэль Верхак). Шарль Азнавур на экране воплотил образ несчастного отца Горио. Сюжет фильма практически идентичен книге. Отец Горио платит за свою любовь к дочерям высокую цену, отдавая им все свои сбережения. Его чувства отцовской любви являются скорее неким помешательством.

Упомянутый в кратком содержании "Отца Горио" образ студента также хорошо раскрыт в телевизионном фильме. Его роль исполнил актер Малик Зиди.

    Предисловие к «Человеческой комедии» как программа реализма. Место романа «Отец Горио» в «Человеческой комедии».

    Сюжетно-композиционное построение романа. (Роль экспозиции – описание пансиона Воке, основные сюжетные линии романа, прием контраста).

    Система образов и проблематика романа:

    Отец Горио и его дочери

    Эжен де Растиньяк

Литература:

    О. де Бальзак. Отец Горио.

    О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии» (консп.)

    Бахмутский В. «Отец Горио» Бальзака. М., 1970. (гл. 2) С. 37-110. (консп.)

    Реизов Б.Г. Бальзак. Л., 1960

    Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия. М.. 1967

    Моруа А. Бальзак «Отец Горио» // Моруа А. Литературные портреты (любое издание).

    Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1967

Семинарское занятие № 3

Философская проблематика и ее художественное воплощение в романе о. Де Бальзака «Шагреневая кожа»

    «Шагреневая кожа» как философский этюд: жанровые особенности (соотношение реального и условно-фантастического в романе, социального и философского начал).

    Рафаэль де Валантен: типичное и исключительное в характере и судьбе героя. Сравните образы Рафаэля, Растиньяка и Жюльена Сореля, проследите динамику образа молодого героя – искателя счастья во французской литературе.

    Женские образы в романе (Полина и Феодора – ангел-хранитель и демон-погубитель Рафаэля)

    Поэтика романа (роль эпиграфа, мастерство описаний предметного, вещного мира, специфика сюжетно-композиционного построения романа, особенности стиля и языка)

Литература:

См. список к предыдущему занятию, а также

    Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. М., 1970. С. 15-76

    Елизарова М. Бальзак. Очерк творчества. М., 1951

Семинарское занятие № 4

Мастерство Проспера Мериме-новеллиста

    Романтизм и реализм в «экзотических» новеллах П. Мериме («Матео Фальконе», «Кармен»). Различия в изображении исключительных, «экзотических» героев романтиками и Мериме (сравните образы Эсмеральды и Кармен).

    Социально-психологические новеллы П. Мериме о современном обществе («Этрусская ваза», «Арсена Гийо»). Авторская ирония и ее функции.

    Художественные особенности новелл П. Мериме (жанровое своеобразие, принципы сюжетостроения, рамочная композиция, автор и герои, роль детали)

Литература:

    Учебники

    Виппер Ю.Б. Проспер Мериме – романист и новеллист // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990. С. 262-284. (консп.)

    Андреев Л.Г. Проспер Мериме // История французской литературы. – М., 1987

    Фрестье Ж. Проспер Мериме. М., 1987

Семинарское занятие № 5

Объективный роман г. Флобера «Госпожа Бовари»

    Проблематика романа и ее воплощение в художественном мире произведения.

    Сюжет и композиция, художественное пространство

    Система образов, характерология:

Эмма и Шарль Бовари

Родольф и Леон

Аптекарь Омэ, ростовщик Лере.

Новаторство Г. Флобера: в чем заключается сущность объективного метода Флобера?

Литература:

    Г. Флобер. Госпожа Бовари

    Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции. М., 1955

    Реизов Б.Г. Творчество Флобера. М., 1955

    Карельский А.В. От героя к человеку. (Развитие реалистического психологизма в европейском романе 1830-1860 гг.) // Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990. С. 197-247. (консп.)

    Моруа А. Гюстав Флобер «Госпожа Бовари» // Моруа А. Литературные портреты (любое издание).

    Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе (гл. о Флобере)

Семинарское занятие № 6

Бальзак - один из величайших романистов XIX века. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он написал не просто большое количество романов, но историю целого общества. Действующие лица его произведений - врачи, стряпчие, государственные деятели, ростовщики, светские дамы, куртизанки - переходят из тома в том, и тем самым создается осязаемость и достоверность мира, созданного Бальзаком.

В 1834 году Бальзак сделал первый набросок плана будущей серии романов, которую он назовет потом "Человеческой комедией". Начинает эту серию "Отец Горио", написанный в декабре того же, 1834 года. Эта книга открывает собой грандиозную эпопею, в ней участвуют самые важные действующие лица "Человеческой комедии", в ней завязываются сотни драм, каждая из которых в свою очередь станет темой нового шедевра. "Отец Горио" - краеугольный камень в творчестве писателя.

Как же развиваются события в романе?

Бальзак приводит читателя на улицу Сент-Женевьев в Париже, на которой расположен четырехэтажный дом, принадлежащий госпоже Воке. Это своеобразный пансион, где за различную плату проживают незаметные, потертые жизнью люди. Здесь доживают дни одинокие старики - бывшие лавочники, мелкие чиновники в отставке, вдовы на пенсии. Здесь находят пристанище те, кто только начинает свой путь, - отпрыски небогатых семейств, приехавшие в Париж из провинции, бедные студенты, сироты-бесприданницы. В этом потайном уголке парижских джунглей, в гуще маленьких людей скрывается под обличьем коммерсанта и беглый каторжник.

Госпожа Воке отмеряет порции и меньше всего наливает старику Горио. Еще бы. Он так обманул ее ожидания! Когда он поселился в пансионе несколько лет назад, он был еще довольно свеж и крепок, и денежки у него водились. Госпожа Воке подумывала о том, чтобы женить его на себе, но на ее глазах Горио превращается в дряхлую развалину, жалкого бедняка.

Вместо новенького фрака на нем какое-то отрепье, он перестал пудрить парик, отказался от табака. Из лучшей комнаты пансиона Горио постепенно перекочевал в каморку на чердаке. Уважаемый постоялец превратился в отверженного, козла отпущения, предмет насмешек для всех жильцов. Почему это произошло? Госпожа Воке не знает причин и предполагает самое худшее.

Старик никого и ничего не замечает вокруг, он весь ушел в свои мысли, рассеянно катает шарики из хлеба и то и дело нюхает их, определяя качество муки.

Только один из жильцов пансиона глядел на старика с сочувствием. Это студент Растиньяк. Он узнал историю жизни Горио, печальную историю...

В молодости Горио был рабочим-вермишелыцйком, "ловким, бережливым и настолько предприимчивым, что в 1789 году купил все дело своего хозяина". После революции в голодные годы он нажил состояние на спекуляциях мукой. "Все его умственные способности ушли в торговлю хлебом". Все его чувства ушли в любовь к семье - жене и двум дочерям. Вне лавки и вне семьи у него не было никаких интересов: книг он не читал, в театре засыпал. Жена Горио рано умерла, и он сам растил и воспитывал дочерей. Наряжал их, баловал, выполнял любую их прихоть. "Отеческое чувство его перешло все разумные границы", дочери стали его кумирами. Горио "возносил их над собой, любил даже то зло, которое терпел от них". А с годами это зло становилось все ощутимее.

Наделив дочерей богатым приданым, Горио выдал их замуж. Старшую, Анастази - за графа Ресто, младшую, Дельфину - за банкира Нусингема. Они стали светскими дамами и стеснялись того, что отец их торгует мукой. В угоду им старик бросил свое дело. Дочери не хотели брать его к себе, зятья стыдились тестя с плебейской внешностью. Тогда Горио и поселился в пансионе.

Он думал, что будет жить на покое припеваючи. Лишь бы дочери позволили их навещать. Но дочери пускали его к себе очень редко и то тайком, с черного хода. Им нужны были только его деньги. Когда они не могли получить денег у мужей на какую-нибудь прихоть, они бросались к отцу, и постепенно он отдал им все, что у него было. Одряхлевший, опустившийся, он часами простаивал на улице, чтоб хоть мельком взглянуть на своих кумиров. А они обе отвернулись от него. "Они выжали лимон, а корку выбросили на улицу".

В предсмертном бреду Горио строит безумные планы, как добыть богатство, чтобы помочь своим "ангелам". Он умирает, а дочери так и не пришли к нему в его смертный час. Как бы прозрев перед смертью, Горио сознает причину своего несчастья. Он не нужен им потому, что он беден: "Ах, будь я богат, кабы я не отдал им свое богатство, а сохранил бы у себя, они были бы здесь, у меня бы щеки лоснились от их поцелуев".

Отец Горио являет собой один из самых ярких примеров людей, одержимых страстями; неуемное развитие таких страстей, которое приводит к полному разрушению личности, ставшей их жертвой, - одна из наиболее характерных черт искусства Бальзака. Ведя своего героя от уступки к уступке, от одной жертвы к другой, Бальзак приводит его к полному краху. Горио весь ушел в отцовское чувство, у него нет ничего в мире, он не думает ни о ком, кроме дочерей. Его страсть выросла на эгоистической почве, и сама сила этой страсти становится слабостью, ведет Горио к гибели.

Бальзак создал мир "Человеческой комедии" по образу и подобию реального мира. Его произведения в яркой художественной форме отражают нравы французского буржуазного общества первой половины XIX века, показывают безграничную власть денег. Он - исследователь, спускающийся в глубины океана. Океан этот - человеческая жизнь, с зыбью повседневных дел, с штормами страстей, с потайными заводями преступлений и пороков, вечно переменчивая, вечно движущаяся. И в этом движении, в этом хаосе, в цепи случайностей, катастроф, в глубинах человеческого падения и высочайших взлетах мыслей, труда, дерзаний Бальзак ищет главное, исследует законы, управляющие приливами и отливами человеческого океана.