Сборник идеальных эссе по обществознанию. Мы говорим иногда о других людях ограниченный человек Стилистически окрашенная лексика

Текст 2 [Цыбулько 2011: 258]:

Мы говорим иногда о людях: Ограниченный человек». Но что может значить это определение? Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире. Ограничено и человечество в целом.

Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство , окруженное толщами непроницаемого черного камня. Вот его ограниченность. Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. Он находится как бы в капсуле, окруженной безграничным, загадочным миром. «Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? И нет, я думаю, человека, который бы прочитал все книги.

Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались ученые мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи… Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. Но очень важно разделять знания и представления. Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь нашему горняку в каменноугольном пласте.

Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. Вот н выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нем, думая, что мир ограничен его забоем. Под землей же работает и другой, мене опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Черном море, летал на самолете, рвал цветы… Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

То есть я хочу сказать , что можно встретить ученого человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. И можно встретить человека, не вооруженного целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)

Таким образом, учащимся предлагается обратиться к проблеме человеческой ограниченности и порассуждать, зависит ли уровень ограниченности от познания человека.

Текст 3 [Федосеева 2010: 196]:

Когда-то, приезжая в Костино, ходил я по здешним буграм за шампиньонами, как к себе в огород. Глянешь сверху на другой склон – где там белеет «ведьмин круг» – и вперед! Желающих собирать эти «поганки» почти не было. Сейчас все наоборот: желающих много, шампиньонов – едва-едва. Прежде на хлипконогие луговые опята и глядеть не хотелось, теперь кладу им поклон за поклоном.

В мглистый осенний денек вышел размяться, сунув в карман полиэтиленовый пакет. На всякий случай. Влажно тускнели полуоголенные ветки. Липкая палая листва не отзывалась шелестом на шаги. Пробившись сквозь нее, кое-где догорали увядающие шлемы мухоморов да изредка застенчиво подмигивали какие-то желтоватые гри бы. Я не удостаивал их вниманием. Ведь это были не опята, значит, никчемные, никому не нужные создания. Поганки, как зачастую нарекаем грибы, о которых не имеем понятия.

На этот раз я все же срезал крайний гриб. Он оказался упругий, на изломе кремоватый. Пальцы мои тотчас волнующе запахли лесной свежестью.

Дома я первым делом открыл справочник и нашел своего знакомца под странным именем «крепидот». Пояснялось, что в нашей стране растет он повсеместно, съедобен. Отведав грибы жареными, могу добавить, что они нежны на вкус.

Как часто встречаются среди любителей грибной охоты люди с таким же испорченным зрением, как у меня! Причем иной торопыга не просто обойдет стороной какой-нибудь подозрительно пятнистый «зонтик пестрый», но еще и ногой поддаст – ведь не подберезовик. Окажется ли в ту минуту рядом кто-либо способный сказать, что погубил он гриб, который может угодить самому изысканному вкусу?

Непросто сориентироваться в разноликом грибном царстве...

Но разве проще распознать человека? И не только с первого взгляда, с первой встречи... Кто скажет, мимо скольких внешне ничем не примечательных людей, которые могли доставить радость, а может быть, и принести счастье, прошли мы, едва удостоив их беглым взглядом?
Хорошо еще, если походя не толкнули. Ведь обликом они совсем не похожи на кумиров.

(По Ю. Н. Леонову)

Таким образом, предлагается для рассуждения проблема «душевной» зоркости человека, бережного отношения друг к другу; мысли о том, что внимание и бережное отношение к природе и людям приносит много открытий и радостей; наблюдения над порой внешней непритязательностью тех, кто достоин внимания.

Исходя из анализа учебных пособий, можно сделать вывод , что авторы предлагают серьезные темы для размышления, которые позволяют не только определить уровень практической подготовки к сочинению, но и особенности его мировоззрения, уровня культуры и жизненного / читательского опыта.
Обучение аргументированным умениям

Тема «Аргументация» – одна из самых сложных, поскольку предполагает усвоение знания о риторической аргументации, аргументах, их видах, способах доказательства, а также отработку аргументативных умений. Школьники должны уметь [Махновская 2004]:

– четко формулировать тезис;

– отбирать языковые средства, возможные речевые клише для введения тезиса в соответствии с тональностью и стилем общения;

– подбирать аргументы в связи с ситуацией общения;

– приводить аргументы согласно логическим правилам;

– приводить развернутые и сжатые аргументы;

– вводить аргументы в структуру текста, используя речевые стратегии (клише), соответствующие тональности общения и индивидуальному стилю общения;

– выбирать языковые средства для убеждения оппонента согласно ситуации общения;

– противостоять возможным ошибкам и уловкам при выдвижении аргументов;

– выбирать способ доказательства в соответствии с коммуникативным намерением, индивидуальным стилем автора речи, с ситуацией общения;

– соотносить выбранный способ доказательства с тезисом и системой выдвигаемых аргументов;

– подводить аргументативный текст к заключению;

– подбирать языковые средства, в том числе речевые стереотипы, помогающие сделать вывод в соответствии с коммуникативным намерением и индивидуальным стилем говорящего;

– связывать вывод с основным тезисом.

При обучении способам аргументации необходимо учитывать не только теоретические знания учащихся, дать им представление о понятии аргументации, об истории развития способов аргументации и ее видов, но и использовать приемлемую для школьников систему базовых форм аргументации, которые могут быть применимы не только в сочинении, но и в повседневной жизни.

Под аргументацией понимается процесс приведения доказательств , объяснений, источников в систему для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником [Стернин 1996: 63], поэтому:

аргументация – это система утверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

аргументация – это процесс, следовательно, нужно расположить утверждения, аргументы в определенной продуманной последовательности.

Аргументы образуют систему, поэтому они должны быть расположены в определенной последовательности. Задача учащегося – не только предложить некую систему аргументов в защиту (опровержение) некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.

При многообразии форм аргументации можно наметить четыре стратегии, которые частично пересекаются с национально-культурными стилями, основываются на разнообразных традициях обучения или являются продолжением индивидуального стиля поведения.

Стратегии аргументации направлены на то, чтобы взять верный курс при постановке ключевых задач, а методы и приемы – чтобы одержать верх при обсуждении ключевых вопросов переговорного процесса.

1. Традиционная была разработана в школах античной риторики.

Чтобы использовать эту стратегию, достаточно получить ответы на вопросы:

«что предлагаете?»,

«как можно понимать это предложение?»,

«предложение простое или составное?»,

«из каких частей оно состоит?»,

«каковы причины, побудившие сделать такое предложение, и каковы следствия?»,

«как можно сравнить это предложение с другими?»

Очевидно, что подобная стратегия предполагает наличие достаточного запаса времени и направлена на расширение информированности.

2. Восточная, или интуитивная (ее второе название) основана на применении психологических приемов, которые привлекают такие особенности мышления, как ассоциативность, понимание переносного значения, отвлеченного высказывания или метафоры.

3. Европейская – аналитическая система аргументации вырастает из рационалистической философии, для которой характерно расчленение основного содержания на части в соответствии со здравым смыслом, кодексом, правилами или нормами.

4. Прагматическая – характерна для американского стиля, проводит четкую границу между речевым и практическим поведением. Цена слов, особенно сказанных человеком, заинтересованным в исходе дела, обычно невысока. Однако это не мешает риторически пышному оформлению речевого поведения. Такая стратегия особенно часто присутствует там, где есть явный перевес в силе и где за аргументами всегда просматривается мощный капитал или крепкий кулак. Такая аргументация используется исключительно в ритуальных целях и для поддержания правил игры.

Все стратегии аргументации греются под одним солнцем, имя которому – корректность.

Учащиеся должны понимать, что и в доказательной аргументации, и в контраргументации – двух составляющих процесса аргументирования – используются одни и те же приемы: тщательное изучение предмета, фактов и сведений; исключение возможных противоречий и алогизмов; формулирование ясных, логичных заключений.

Наилучшие аргументы – те, которые основаны на четких и логичных рассуждениях, на хорошем знании деталей и обстоятельств и на прогнозирующей способности точно и конкретно предусмотреть основные сценарии развития беседы.

Классический прием. Представляет собой прямое обращение к партнеру, которого мы знакомим с фактами и информацией , являющимися основой нашего доказательства, или же – если речь идет о контраргументах – оспариваем и опровергаем его доводы. Если школьнику удалось поставить под сомнение изложенные в тексте факты, то его позиция требует большей убедительности. Как показывает практика, выпускникам сложно придать значительности и доказательности своим рассуждениям.

Однако, можно обратить внимание учащихся, что цифры – прекрасный фон для собственных идей и доводов. Умело преподнесенные, они всегда выглядят убедительно. Цифровые данные – надежное доказательство. Однако их не должно быть слишком много. Кроме того, цифры следует представлять в форме, максимально отвечающей поставленным задачам.

Метод противоречия. Основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника (автора текста). Здесь учащиеся должны понимать, что их собственная аргументация должна быть непротиворечивой. По своей природе этот метод является оборонительным. В ответ на аргументы автора можно предложить учащимся принять позицию автора, но скорректировав его формулировку или вывод.

«Извлечение выводов» . Представляет собой точную аргументацию, которая постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов подводит к желаемому итоговому выводу. При контраргументации это означает опровержение ошибочных выводов партнера (автора) или требование логически правильных и безупречных доказательств.

Сравнение. Этот метод представляет собой вариант метода «извлечение выводов». Он очень эффективен, особенно, когда сравнения подобраны удачно. Сравнения могут быть краткими, пространными, фактическими или выдуманными, серьезными или с юмором. Сравнение, вызывающее представление о предмете в целом, называется метафорой. Сравнение, в котором соотносятся два или более предмета в одном или нескольких отношениях, называется аналогией. Аналогии бывают образные и буквальные. Образная аналогия сравнивает две совокупности явлений разного порядка или из разных областей, указывая на их символическую связь. Аналогия в буквальном смысле сравнивает явления одной области, одного порядка. Сравнение, представляющее собой форму противопоставления или контраста и содержащее на первый взгляд несовместимые утверждения, называется парадоксом.

Если сравнения отличаются конкретностью, новизной и доходчивостью, они делают аргументы более ясными, интересными и убедительными. Они стимулируют мысль, поясняют необычное, вызывают интерес к привычному.

Существуют различные классификации способов аргументации. Обобщая их, Стернин И.А. говорит о следующих способах [Стернин 1996: 64-71].

1. Нисходящая и восходящая.

Эти способы аргументации различаются по тому, усиливается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что в начале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем – менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом (например, «Прошу обратить внимание на мое бедственное положение с жильем. Я живу... У меня... Прошу помочь мне »).

Достоинства нисходящей аргументации заключаются в том , что она:

– позволяет легче привлечь и удержать внимание собеседника;

– заставляет активно работать мысль в начале и чувства в конце;

– первые аргументы лучше запоминаются. Наблюдения показывают, что нисходящая аргументация наиболее эффективна в слабо подготовленной, мало заинтересованной или совсем незаинтересованной аудитории.

Необходимо также иметь в виду, что слабые аргументы при нисходящей аргументации, выглядят лучше, чем при других способах аргументации. Как отмечают Е.А. Юнина и Г.М. Сагач, «если «слабые» аргументы употребляются в качестве дополнения «сильных» (а не как относительно независимые), то степень их «слабости» понижается и наоборот».

Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу (например, «Хорошо, мы посмотрим, кто окажется прав в конце концов... Мы уже имеем опыт... Мы создали организационные структуры... Нам удалось привлечь ведущих специалистов... Мы теперь точно знаем, что не надо делать... В общем, за одного битого двух небитых дают! »).

Преимущество восходящей аргументации – в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала аудитории до предела.

Данный способ аргументации эффективен в подготовленной, высоко заинтересованной аудитории. Он позволяет обосновать сложную мысль, при этом дает возможность аудитории сделать самостоятельный вывод.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что особая роль в системе образования отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. В едином государственном экзамене предусмотрена программа подготовки учащегося, отвечающая современным требованиям образовательных задач. Подготовка к части С позволяет не только обучить коммуникативным навыкам, но и воспитать общечеловеческие нравственные качества на основе художественных и публицистических текстов.

Но к сожалению, многолетний опыт проведения итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ заставляет задуматься о пересмотре системы предэкзаменационной подготовки к написанию части С учащихся 11-х классов, поскольку уровень готовности старшеклассников к выполнению части С не только невысок, но имеет тенденцию к снижению.

Возможно, причина состоит в том, что сначала на ЕГЭ предлагались тексты только публицистического характера, тогда как на уроках русского языка в основной школе публицистическим текстам (с типом речи рассуждение) уделялось мало внимания. Но вскоре решение было найдено: с публицистическими текстами стали работать на уроках русского языка и спецкурсах в 11-х классах. Учителя начали рекомендовать включать в текст новые клише, организовали активное повторение способов передачи чужой речи (в том числе и цитирование), стали учить выбирать информацию из текста. И с сочинениями по публицистическим текстам большинство выпускников начало справляться.

Однако, успешная работа с публицистическим текстом не привела автоматически к успехам при написании сочинения на основе фрагмента художественного текста. Проверяя работы по художественным текстам, специалисты нередко обнаруживали, что в сочинении все формальные требования соблюдены, но проблема и авторская позиция чаще всего определены неверно, а комментарий – в большем или меньшем объеме пересказанный (а нередко и переписанный) текст.

Почему же так? Прежде всего, потому, что на уроках литературы понятия проблема и авторская позиция долгое время активно не употреблялись, чаще использовались понятия тема и идея или на уроках русского языка – тема и основная мысль. К тому же чаще всего, что называется, «хором». Необходимость каждому ребенку написать собственное сочинение по незнакомому тексту показала, что такое обучение пониманию художественного текста нельзя считать эффективным.

Кроме того, разница в понимании публицистического и художественного текста имеет объективную природу. Если автор публицистического текста стремится быть максимально понятым и для этого он использует весь арсенал средств: прямые оценки, недвусмысленно формулирует и проблему, и свое отношение к ней , предлагает решение и т.д., то автор художественного текста этого не делает. Художник создает образ, ситуацию, характер. Художественный текст принципиально многозначен. Какую проблему писатель имел в виду в данном эпизоде (то есть выбранном для экзамена фрагменте), сказать бывает не всегда легко. Возникает и вопрос, правомерно ли «выдергивать» фрагмент из целого, потому что художественный текст в целом решает авторскую задачу. Но даже если допустить, что из текста выбирается удачный фрагмент, все равно он требует иных мыслительных операций для понимания, чем содержание публицистического текста.

Например, анализ школьных сочинений обнаруживает следующее.

Во фрагменте текста В.В. Набокова некоторые школьники не смогли выявить проблему автора – величие природы и слабость человека в сравнении со стихией, тем не менее, указав на то, что в тексте представлено любование природным явлением.

(1) На углу, под шатром цветущей липы, обдало меня буйным благоуханием. (2) Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощен был последний звездный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронесся вдоль пустевшей улицы. (3) В тусклой темноте, над железным ставнем парикмахерской, маятником заходил висячий щит, золотое блюдо.

(4) Вернувшись домой, я застал ветер уже в комнате. (5) Он хлопнул оконной рамой и поспешно отхлынул, когда я прикрыл за собою дверь. (6) Внизу, под окном, был глубокий двор, где днем сияли, сквозь кусты сирени, рубашки, распятые на светлых веревках, и откуда взлетали порой, печальным лаем, голоса, - старьевщиков, закупателей пустых бутылок, - нет-нет, - разрыдается искалеченная скрипка. <...>

(7) А теперь там внизу набухала душная мгла, - но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх , - и вдруг - прозрел, взмыл, и в янтарных провалах в черной стене напротив заметались тени рук, волос, ловили улетающие рамы, звонко и крепко запирали окна. (8) Окна погасли. (9) И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром. (10) И стало тихо. <...>

(11) В этой тишине я заснул, ослабев от счастия, о котором писать не умею, - и сон мой был полон тобой.

(12) Проснулся я оттого, что ночь рушилась. (13) Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. (14) Грохот за грохотом ломал небо. (15) Широко и шумно шел дождь.

(16) Меня опьянили эти синеватые содрогания, легкий и острый холод. (17) Я стал у мокрого подоконника, вдыхая неземной воздух, от которого сердце звенело, как стекло.

(18) Все ближе, все великолепнее гремела по облакам колесница пророка. (19) Светом сумасшествия, пронзительных видений озарен был ночной мир, железные склоны крыш, бегущие кусты сирени. (20) Громовержец, седой исполин, с бурной бородою, закинутой ветром за плечо, в ослепительном, летучем облачении, стоял, подавшись назад, на огненной колеснице и напряженными руками сдерживал гигантских коней своих: - вороная масть, гривы - фиолетовый пожар. (21) Они понесли, они брызгали трескучей искристой пеной, колесница кренилась, тщетно рвал вожжи растерянный пророк. (22) Лицо его было искажено ветром и напряжением, вихрь, откинув складки, обнажил могучее колено, - а кони, взмахивая пылающими гривами, летели - все буйственнее - вниз по тучам, вниз. (23) Вот громовым шепотом промчались они по блестящей крыше, колесницу шарахнуло, зашатался Илья, - и кони, обезумев от прикосновения земного металла, снова вспрянули. (24) Пророк был сброшен. (25) Одно колесо отшибло. (26) Я видел из своего окна, как покатился вниз по крыше громадный огненный обод и, покачнувшись на краю, прыгнул в сумрак. (27) А кони, влача за собою опрокинутую, прыгающую колесницу, уже летели по вышним тучам, гул умолкал, и вот - грозовой огонь исчез в лиловых безднах. <...>

(28) Оторвавшись от окна, спеша и волнуясь, я накинул халат и сбежал по крутой лестнице прямо во двор. (29) Гроза отлетела, но еще веял дождь. (30) Восток дивно бледнел. <...>

Чтобы понять проблему и позицию автора в публицистическом тексте, надо уметь читать внимательно, то есть находить («вычитывать») нужные словосочетания и предложения. Читая художественный текст, хорошо бы понять, зачем эта ситуация рассказывается, проанализировать характеристику героев, понять роль описаний, деталей и т.д.

Например, можно выполнить следующее задание: Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

(1) Человек – первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем – какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области изменения человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков. (6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника – дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциала, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать , какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период.

(9) Что же делать?! (10) Да, мы открыли генетический код – код жизни, мы научились наконец разбираться в поразительном единстве человека как живого существа при всем разнообразии индивидов. (11) Но манипуляции на генетическом материале сопряжены, по-видимому, с огромным риском. (12) Мы можем избавить человечество от старых бед, но мы можем и вызвать к жизни новые, непредвиденные и непредсказуемые чудовища. (13) Ученые дали в руки человеку «чудесные игрушки», с помощью которых он может добиться огромных успехов в развитии цивилизации, но и сам человек, кажется, вот-вот станет игрушкой...

(14) Что же делать? (15) Действовать или бездействовать? (16) Экспериментировать, искать или объявить мораторий? (17) Одни говорят: чтобы познавать, надо рисковать. (18) Им отвечают: да, но мы оказались в положении, когда не столько можем открыть то, что есть, сколько создать то, чего нет. (19) И этот разнобой во взглядах естествен. (20) Одна и та же техника опыта на генах может обернуться и добром и злом. (21) Что несет с собой генетическая инженерия? (22) Надо ли отгадывать те загадки, которые задает нам мир сегодня?

(23) Эти мучительные сомнения объясняются во многом тем, что в наш век наука и техника развиваются несравненно быстрее, чем в века минувшие. (24) А мудрость человеческая, его нравственное сознание развиваются по-прежнему медленно. (25) Возьмите гигантских доисторических рептилий – динозавров. (26) Эти животные достигли огромных размеров, потому что на первом этапе их эволюции величина была важнейшим фактором в борьбе за существование. (27) Но поскольку увеличение роста не сопровождалось развитием остальных характеристик, в первую очередь мозга, животные вымерли. (28) Сегодняшний «мозг» человечества – его нравственное сознание – катастрофически отстает от огромного «научного тела».

(29) Именно поэтому ряд видных биологов Западной Европы и Америки и решили отказаться от дальнейших исследований в области генетики до тех пор, пока этическая ответственность, наш «мозг» не разовьется, не станет более высоким...

(По Е. Богату)


Текст №44 По В. Солоухину. Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек»

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство , окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать , что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем , наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину)


1)

сравнительный оборот

2)

парцелляция

3)

ряды однородных членов

4)

ирония

5)

метафора

6)

индивидуально-авторские слова

7)

вопросительные предложения

8)

диалектизм

9)

Эпитет
Ответы 7359 ????
1 ПРОБЛЕМА

Основные проблемы:

1. Проблема человеческой ограниченности. Какого человека можно считать ограниченным?

1. Ограниченность - понятие относительное. Человек может обладать большими конкретными знаниями и оставаться ограниченным, если он не имеет ясного представления о внешнем мире. В то же время не познанное человеком пространство настолько велико, что ограниченным можно считать каждого человека и человечество в целом.

Какого человека мы можем назвать ограниченным - вот проблема, поднимаемая В. Солоухиным в тексте.

Автор, рассуждая о том, кто из нас ограничен в своих знаниях или в своем представлении о мире, проводит интересную параллель. Он считает, что в наши дни найти мудреца, который знал бы все , как это было во времена Аристотеля, Архимеда, Леонардо да Винчи, невозможно, потому что неизмеримо вырос объем человеческих знаний. Значит, каждого в наши дни можно назвать «ограниченным» человеком? Да.Но один, по мнению В.Солоухина, ограничен знаниями темы, интересующей только его, зато другой, «не вооруженный целым арсеналом точных знаний», будет иметь широкое и ясное представление о внешнем мире.
В. Солоухин считает, что «ограниченный человек» - это тот, который замкнулся в изучении лишь одной какой-то науки, не замечая ничего, кроме нее.

Саша Черный. «Книги»
Есть бездонный ящик мира-

От Гомера вплоть до нас.

Чтоб узнать хотя б Шекспира,

Надо год для умных глаз.

Цитаты

1. Мы можем настолько, насколько мы знаем (Гераклит, древнегреческий философ).

2.Не всякое изменение есть развитие (древние философы).

3.Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться (К. Краус, немецкий ученый).

4.Мы вышли из пещер, но пещера еще не вышла из нас (А. Регульский).

5. Джек Лондон. Мартин Иден

Ограниченные умы замечают ограниченность только в других.

Д. Лондон « Мартин Иден»

Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден - рабочий парень, моряк, выходец из низов, примерно 21 года от роду, знакомится с Руфь Морз - девушкой из состоятельной буржуазной семьи. Руфь начинает учить полуграмотного Мартина правильному произношению английских слов и пробуждает в нем интерес к литературе. Мартин узнаёт, что журналы платят приличные гонорары авторам, которые в них печатаются , и твердо решает сделать карьеру писателя, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. Мартин составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает много книг. Железное здоровье и несгибаемая воля движет его к цели. В конце концов, пройдя долгий и тернистый путь, после многочисленных отказов и разочарований, он становится знаменитым писателем. (Дальше он разочаровывается в литературе , своей возлюбленной, людях вообще и жизни, теряет ко всему интерес и кончает жизнь самоубийством. Это так, на всякий случай. Аргумент в пользу того, что исполнение мечты не всегда приносит счастье)

6. Джек Лондон.

Я просто робею, когда вижу свою человеческую ограниченность, мешающую мне охватывать все стороны проблемы, в особенности когда речь идет о коренных проблемах жизни.

То была извечная трагедия – когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений.

7. Мигель де Сервантес. Бывают люди, которым знание латыни не мешает все-таки быть ослами.

8. Евгений Замятин. Роман «Мы». Я не боюсь этого слова – «ограниченность»: работа высшего, что есть в человеке – рассудка – сводится именно к непрерывному ограничению бесконечности, к раздроблению бесконечности на удобные, легко переваримые порции – дифференциалы. В этом именно божественная красота моей стихии – математики.

9. М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о божием величестве...

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна ;

Звездам числа нет , бездне дна .

Раннее Средневековье принято называть «темными веками». Набеги варваров, разрушение античной цивилизации привели к глубокому упадку культуры. Грамотного человека трудно было найти не только среди простолюдинов , но и среди людей высшего сословия. Так, например, основатель франкского государства Карл Великий не умел писать. Однако жажда знания изначально свойственна человеку. Тот же Карл Великий во время походов всегда носил с собою восковые дощечки для письма, на которых под руководством учителей старатель но выводил буквы.

Стремление познавать новое живет в каждом из нас, и порою это чувство настолько овладевает человеком, что заставляет его переменить жизненный путь. Сегодня мало кто знает, что Джоуль, открывший закон сохранения энергии, был поваром. Гениальный Фарадей начинал свой путь разносчиком в лавке. А Кулон трудился инженером по крепостным сооружениям и физике отдавал лишь свободное от работы время. Для этих людей поиск нового стал смыслом жизни.

Ограниченный- СИНОНИМЫ

глупый; тесный; ограничительный, конечный, финитный, односторонний, узкий, недостаточный, связанный,стесненный, сведённый; куцый, недалёкий, узколобый; скудоумный, узкопрофессиональный,узкоконкретный, узкоотраслевой, придурковатый, урезанный, недалекого ума, скромный, сжатый, локальный,секвестрованный, звезд с неба не рвет, узкоспециальный, секвестированный, глуповатый,локализированный, лимитный, недалекий, недальний, обусловленный, пороха не выдумает, недальнего ума,небольшой, суженный, тупой, куриные мозги, звезд с неба не хватает, контингентированный, неумный,локализованный, лимитированный, неполный, прокрустов, ущемленный, уменьшенный, небезграничный,сервитутный, притесненный, пустоголовый, с придурью, секвестрированный, простоватый, условный,свернутый, незначительный. Ant. широкий, многосторонний, многогранны

проблемы


  1. Проблема соотношения знаний отдельного человека и человеческих знаний всего мира.

  2. Проблема важности процесса познания в жизни человека.
Данная проблема волновала многие поколения. Еще во времена Геродота и Гомера люди размышляли о мироздании, они осознавали необходимость изучения для развития человеческой личности.

И во времена золотого века русской литературы , и в наши дни многие писатели раскрывают в своих произведениях проблему необходимости научного познания в жизни человека.


  1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение русского писателя И.А. Гончарова «Обломов» . Один из героев произведения Андрей Штольц с раннего детства упорно совершенствовал свои знания. Он развивал свои знания каждую минуту. Познание мира – являлось главной его целью. Благодаря его стремлению к раскрытию тайн мира, он стал человеком, способным решить любой вопрос.

  2. Очень наглядный пример - Евгений Базаров из романа «Отцы и дети» И.С.Тургенева . Герой сформировался как личность благодаря его тяге к познанию, он стал человеком твердого и глубокого ума.

  3. Несомненно, человек должен проявлять истинное желание и стремление к познанию, а не делать вид человека, познающего мир, как это представлено в произведении Д.И.Фонвизина «Недоросль» . Перед обществом главный герой Митрофанушка предстает человеком жаждущим знаний, а на самом деле был просто невеждой.

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек,

прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно

разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих

более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину*)

Сочинение

«Ограниченный человек». Что может значить это определение?» - так начинает свои размышления В. А. Солоухин. На мой взгляд, именно в этих словах заключена основная проблема текста.

Чтобы подвести нас к тому, каким самому автору видится решение проблемы, он несколько раз обращается к образу горняка, работающего в «некотором пространстве, окружённом толщами непроницаемого чёрного камня». Это его ограниченность. Но рядом работает другой, менее опытный горняк, и его ограниченность больше. Точно также относительна ограниченность людей, прочитавших определённое количество книг. Нет человека, прочитавшего все книги, нет «мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество». Даже такие учёные мужи, как Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи не обладали такими знаниями, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней».

Следовательно, делает вывод автор, «про каждого можно сказать, что он ограниченный человек». Ограниченность – понятие относительное. Можно обладать большими конкретными знаниями и быть ограниченным человеком. И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

Точка зрения В. Солоухина мне вполне ясна, я не могу не согласиться с ней. Я думаю, умение видеть мир не только в рамках своего собственного представления о нем, а как-то шире, с учетом видения других людей - это особый дар. Хочу добавить, что хорошо, когда человек способен заметить свои "границы". Это первый шаг на пути их расширения. И сделать этот шаг может только сам человек. Любая "помощь" со стороны обычно не принимается. Мне все же кажется, что идти по этому пути может каждый человек, если, конечно, появится у него такая потребность.

В русской классической литературе можно встретить образы людей, которых можно назвать ограниченными, но есть герои, которые сознают свою ограниченность и стремятся расширить свой кругозор. Примером образов людей первого типа может, я думаю, служить Чичиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Его мирок ограничен потребностью стать богаче. Он следует завету своего отца: «“А пуще всего береги копейку, копейкой все прошибешь». А разве не ограниченные люди Хлестаков, Сквозник-Дмухановский, Бобчинский и Добчинский и прочие персонажи гоголевского «Ревизора»?!

Вспомним другого героя русской классической литературы. Евгений Базаров в романе

И. С. Тургенева «Отцы и дети» стремится расширить свои знания, он занят наукой. Но в то же время и этого героя мы можем назвать ограниченным человеком: он не признаёт красоты природы, считает чтение художественной литературы бесполезным занятием, утверждает, что «Рафаэль гроша медного не стоит»… Мы-то знаем, что эта сторона мировоззрения Базарова неправильна.

В романе Людмилы Улицкой «Казус Кукоцкого» есть размышления, похожие на то, о чём писал В.Солоухин: «Профессия – это угол зрения. Профессионал очень хорошо видит один кусок жизни и может не видеть других вещей, которые его профессии не касаются». Но сама Улицкая подчёркивает, что нельзя ограничиваться только профессиональными знаниями, главное всегда оставаться человеком.

Да, человек не может знать всего, в чём-то он действительно ограничен, но нужно стремиться к расширению своего кругозора, не считать себя лучше и умнее остальных. Тогда вряд ли кому-нибудь придёт в голову назвать тебя ограниченным человеком.

Транскрипт

2 Солоухин! Про ягодные места я вообще... Тебе на Запсковье? - спросил его я и, получив утвердительный ответ, Руководители общества (30 50 человек) в годах проводили... в Русской партии Глазунова, Солоухина и Шафаревича и замечает, что... Пример такой конфронтации нашумевшая дискуссия Классика и мы в поделитесь друзьями я ру вконтакте одноклассники twitter facebook мой Последовательная смена людей есть один человек, пребывающий вечно. Б. Паскаль... Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия,


27 июн 2013. Узнала пароль от его почты, запросила восстановление пароля от. Ей осталось только ввести их на сайте и прочитать всю переписку.. Девушка об этом знала, но сделать ничего не могла, компьютер

ГДЗ к пособию по русскому языку Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. издательство Просвещение 2007г. 847736730668375 4 фев 2013. Решебник по русскому языку 10-11 класс

27 сен 2013. Бесплатно скачать ГДЗ по математиці 6-7 класс автор Виленкин (2008, 2009,. www.repetitor-5.ru: тренировка таблицы умножения.by. 980170998517 Анлийский язык не как остальные предметы, он немного

Сочинение пишется по определенному плану: 1. Введение 2. Постановка проблемы 3. Комментарий к проблеме 4. Позиция автора 5. Ваша позиция 6. Литературный аргумент 7. Любой другой аргумент 8. Заключение

Шаблоны сочинении ЕГЭ по русскому Шаблон написания сочинения: 1. Формулировка проблемы. Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся Именно этот вопрос, который не может не беспокоить

Речевые клише по русскому языку к сочинению ЕГЭ. Клише для сочинения ЕГЭ. Клише, которые можно использовать для написания сочинения ЕГЭ по русскому языку. Элементы сочинения Для вступления Языковые средства

22 ноя 2013. Сочинение по русскому языку 5 класс описание грозы, 6дней 7ночей, drayvera-dlya-videokarti-d33006.zip.. Уважаю. А я вот сижу в нете днями, друзья разом махнули новый год встречать за бугор,

12.11.2013 - теперь Вы можете купить книгу И.П. Цыбулько ГИА-2013.. Добавлен тренировочный тест к выполнению А3 ЕГЭ по русскому языку.. Очень жаль, что из задания С2 ушла альтернативная тема сочинения,

Как познакомиться с девушкой в интернете.. В этой статье мы разберемся как правильно заполнить анкету для сайта знакомств и какие... посмотрела на мои переписки, на мою анкету и предложила сменить фотки

ГДЗ по английскому языку к учебнику New Millennium English для 10 классов 2009г. UNIT 1. 1-5. Рейтинг@Mail.ru. GODOZA 2010-2013. 707483425420 Решебник содержит ВСЕ ответы на задания учебника New Millennium

20 фев 2013. Еще по вашему запросу. Готовые домашние задания (ГДЗ для 7, 8, 9, 10 и 11 класса... Маша и медведь 10 «Праздник на льду» (для мобильного).. решебник по английскому языку за 10 класс Enjoy

МБОУ «Центр образования поселка Беринговского» Статья учителя русского языка и литературы Янус О.А. Методика обучения написанию сочинения-рассуждения. Обучение аргументированным умениям В современной школе

Готовое домашнее задание (ГДЗ). Физика. 9,10,11 класс. Сборник задач по Физике. 9-11 класс, Рымкевич А.П. Выберите номер своего задания. 213372930 ГДЗ: Готовые домашние задания по Физике 10 класс, решебник

Стат град русский язык 9 класс вариант ря90801 >>> Стат град русский язык 9 класс вариант ря90801 Стат град русский язык 9 класс вариант ря90801 Учтите, 1 Инструкция по выполнению работы На выполнение

Решебник по русскому языку для 10 класса А.И.Власенков,. в случае возникновения каких-либо вопросов относительно работы, на которые. в в в в на 7 8 9 10 11 рейтинг mail ru 1 2 3 4 5 6 поделитесь с друзьями

Домашняя работа по английскому языку за 7 класс к учебнику Enjoy English Биболетовой М.З. и др. 4-е изд., стереотип. - М.: 2008. - 349 с.; Колесникова. 739714909 7 класс. Enjoy English: учебник английского

Скачать егэ 2018 русский язык цыбулько >>> Скачать егэ 2018 русский язык цыбулько Скачать егэ 2018 русский язык цыбулько Вариант 5 Проблема Проблема определения роли Родины в жизни человека. Это удивительно

13 окт 2011. новые решебники, готовые домашние задания (ГДЗ). русскому языку за 9 класс к учебному изданию» Русский язык: Сборник текстов. 498872799 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ за 9 класс

RU К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. М. Пособие ГДЗ по английскому языку 9 класс является незаменимым помощником в изучении школьниками. 4239173084469 Домашняя работа к учебнику английского языка для 9 класса

Гдз по английскому языку 9 класс гроза переводы текстов ГДЗ: Спиши готовые домашние задания по Английскому языку за 11 класс, Авторы: Гроза О.Л. Издание: СПб.: Виктория плюс, 2010. - 112 с. 1 2 3 4 5 6

Без атмосферы воздушной оболочки земли наша егэ ответы >>> Без атмосферы воздушной оболочки земли наша егэ ответы Без атмосферы воздушной оболочки земли наша егэ ответы What can I do to prevent this in

ГДЗ по геометрии - Скачать бесплатно дидактические материалы по геометрии. Б.Г. Зив. 11 класс.. 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс / ГДЗ. 03141708540940 Решебник к дидактическим материалам по

Университетский казачий кадетский корпус Подготовка к сдаче ЕГЭ Об официальных источниках информации о ЕГЭ и изменениях в КИМ http://www.ege.edu.ru http://www.fipi.ru/ http://www.fipi.ru/ !!! ВАЖНО!!!

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ГЕРЦЕНОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ-2017 Границы определения победителей и призеров: 100 80 баллов победитель (1 степень) 79 70 баллов призер (2 степень)

28 май 2010. тестовые задания + ответы гиа 9 класс. 1. скачать - ГИА. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания. Егораева Г.Т. (3.64 Мбайт). 5298511758 17 сен 2013. Название: ГИА 2013. Русский язык.

19 мар 2013. Программа для взлома Одноклассники 2013 Новая программа для взлома аккаунта Одноклассников Проверенная програма для взлома. 76011704816 Взлом аккаунта Одноклассники.ру. Взлом стриначки в Одноклассниках

Stavcur.ru: гдз по алгебре 9 класс. Мордкович. ГДЗ для учебника по алгебре 9 класса. Мордкович. Алгебра 9. Номер задания: Задачи на повторение, 1, 2, 3, 4, Контрольная работа 1. 1. Алимов Ш.А. Алгебра

Трехэтажный компромат Степень соответствия запросу: 91,72% Фрагменты текста поста:... Но огромное число русскоговорящих взрослых и детей. 007185992750390 Распечатать это сочинение Сочинение на тему ЧТО

26 авг 2013. ЕГЭ ЕГЭ по литературе ЕГЭ 2013, Литература, 11 класс,. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».). См.

Сочинение: Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков.. есть источник доблестного труда рабочего, удивительных открытий ученого,. 5976396623 Сочинение: Герои-богатыри(3). и почетом окружен «оратай-оратаюшко»

Заярная русский язык подготовка к егэ литературные аргументы скачать >>> Заярная русский язык подготовка к егэ литературные аргументы скачать Заярная русский язык подготовка к егэ литературные аргументы

ГИА (для 9 классов) Демоверсия Тесты Консультации. на лингвистическую тему (2013г.) Сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (2013г.). 331470793026243 20 сен 2013. Есть также образец сочинения-рассуждения

17 июл 2010. Чтобы отправить сообщение (обычно это текст или смайлики) в. odnoklassniki.ru, вы сначала должны добавить в друзья человека,. 97584960185 24 янв 2013. одноклассники удалят, если не хочешь

Для школьников 6 класса. Скачайте бесплатно: ГДЗ по английскому языку за 7 класс Афанасьева,. Решебник: Готовые домашние задания по английскому языку 7 класс. Чтобы скачать решебник нажмите на красную

Совершенный глагола несовершенный и вид. Школьникам 4-11 классов ГДЗ будут отличной английскому языку 1, 2, 3, 4, обучиться пониманию формул ввид их правильно, и реализовать все планы, намеченные. Благодаря

4 ноя 2013. Решебник по английскому языку скачать бесплатно кузовлев 10 класс. Готовые домашние задания по алгебре 9 класс кузнецова. 4413874919934 ГДЗ: Готовые домашние задания по Английскому языку 9

Учимся анализировать результаты выполнения задания 25 (сочинения) в ЕГЭ по русскому языку 1. Прочитайте исходный текст Исходный текст Виктор Сергеевич Розов - известный русский драматург, участник Великой

5 мар 2013. Решебник по математике лысенко. 17 ноя 2010.. скачать решебник гиа за 9 класс по математике Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. за 2013 год.. Решебник для подготовки к гиа 2013 по алгебре автор Лысенко

Сочинение на тему проблемы и уроки литературы 20 века В 1940 строчили сочинения на тему За что я люблю вождя народов что ЕГЭ должно учитывать знание литературы и истории, и сочинение в этом Если у ребенка

В помощь пишущему сочинение на ЕГЭ Опорная схема сочинения Несколько полезных советов 1. Главное условие успеха в этой части ЕГЭ чёткое знание требований к написанию сочинения. 2. Необходимо скрупулезная

ОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ СПОСОБ 1. ТРАФИК С ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ. СПОСОБ 2. ТРАФИК СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ. СПОСОБ 3. СОБИРАЙТЕ БАЗУ ПОДПИСЧИКОВ (РАССЫЛКА). СПОСОБ 4. ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВИДЕОМАРКЕТИНГ. СПОСОБ 5. КОММЕНТИРУЙТЕ

Итоги образовательной деятельности школы в 2011 2012 учебном году Публичный отчет МБОУ СОШ 31 г.липецка Содержание 1. Общая характеристика образовательного учреждения 2. Особенности образовательного процесса

Ответы егэ. Назначение пособия - предоставить читателям информацию задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ 2. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Ответы егэ >>>ответы

1 Ольга Сумина МЕТОДИКА самостоятельной подготовки к ОГЭ (ГИА) по русскому языку Как выбрать «своё» сочинение (часть 3) 2014-2015 2 Уважаемый девятиклассник! Книга поможет тебе понять, какое сочинение-рассуждение

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ

Эта страница содержит файл решебник по дидактическому материалу 6 класс чесноков, Нумерация файла на сайте 675083. Файл можно сохранить. 46359934210 29 сен 2013. Форум Решебник по дидактическому материалу

Group Icon Группа: Новичок Сообщений: 11. Регистрация: September 11, 2013, 19:12. Пользователь:1011. шпион в контакте читать чужие сообщения. 177028587 5 май 2010. Как читать чужие сообщения в контакте

Философская проблематика одного из произведений русской. ХХ века (Смысл жизни в рассказе И Бунина «Господин из Сан Франциско») - сочинение. от его социального положения или богатства - главная тема произведения.

6 май 2013. Габриеляна (базовый уровень) за 10-11 классы.. Литература. Самое полное издание типовых вариантов заданий.. Главная ГДЗ по химии Решебники по химии. (3 голоса, среднее 4.67 из 5). Домашняя

Люди проедают столько ресурсов, сколько Земля не в состоянии восполнить, вид Homo Sapiens погибнет от перенаселения

По данным на апрель 2017 года на Земле проживает 7 миллиардов 500 миллионов человек. Через каждые тринадцать лет (с середины шестидесятых годов двадцатого века) население прирастает на миллиард. Как ситуация будет развиваться дальше, мы не знаем. Ученые ВОЗ и ООН прогнозируют, что лет через сорок по Земле будут ходить 25 миллиардов Homo sapiens. А еще они опасаются того, что нас ожидает скорая катастрофа. Произойдет она не по вине озоновых дыр, падения метеорита или изменения климата, а из-за перенаселения. Профессор Богуслав Павлоский из Вроцлавского университета утверждает, что уже сегодня люди проедают столько ресурсов, сколько старушка Земля восполнить не в состоянии.

Глобальные проблемы угрожают существованию человечества


Есть мнение

Самоуверенность человечества может привести к апокалипсическому сценарию

Мы живем в кредит, - утверждает антрополог Павлоский. - Ситуация, когда организм, стоящий на вершине пищевой цепочки, получает такое преимущество, является беспрецедентной. Дальше так продолжаться не может, и хуже всего то, что у осталось в запасе не так много времени, чтобы одуматься.


Мы работаем над созданием оружия, способного разрушать метеориты, озабочены локальными войнами, боремся с и выбросами в атмосферу токсичных веществ и не замечаем угрозы, которая прямо перед нашим носом.


Человечество правит на Земле всего-то около двухсот тысяч лет. Даже если сравнить с , которые господствовали здесь чуть ли не в тысячу раз дольше, то срок ничтожный. Самоуверенность человечества может привести к апокалипсическому сценарию.


ВИДЕО: Последствия перенаселения планеты. National Geographic