О чем произведение приключения гекльберри финна. Река жизни. Марк Твен и его роман «Приключения Гекльберри Финна. Проблемы «Приключения Гекльберри Финна»

«Приключения Гекльберри Финна» анализ произведения Марка Твена поможет подготовиться к занятию.

«Приключения Гекльберри Финна» анализ

Год написания — 1884

Жанр — роман

Главная мысль — честная дружба и преданноcть, верность и порядочность.

В этом произведении Марк Твен пытается воплотить главную мысль своего творчества – о том, что источники душевного благородства никогда не иссякают, и сил человека хватает, чтобы совладать с самыми трудными ситуациями.

Главные герои: Гекльберри Финн, отец Гека, мисс Уотсон, Том Сойер, Судья Тэтчер, Вдова Дуглас, Джим, Король и Герцог

Проблемы «Приключения Гекльберри Финна»:

  • проблема свободы;
  • проблема дружбы;
  • проблема человеческого счастья;
  • проблема воспитания;
  • проблема общества;
  • проблема рабства…

Марк Твен был противником расизма и рабства, и устами своих героев прямо и недвусмысленно заявляет об этом со страниц романа.

Свобода, дружба, счастье – это общечеловеческие ценности. Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие испытания не могли погасить свободолюбие.

Свобода – возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами; отсутствие ограничений.

В то время, к которому относится создание романа, на юге США рабство было в порядке вещей, оно было законным, и помогать бегству раба значило идти против закона. Рабство было освящено церковью, и Геку предстоит сделать важнейший в жизни выбор: следовать ли букве закона или следовать движениям своего сердца? Если слушаться своего сердца, значит, надо освобождать Джима, то есть идти против закона и церкви. Но для Гека лучше гореть в аду, чем предать своего товарища.

Сюжет «Приключения Гекльберри Финна»:

В этой повести рассказывается о том, как Гекльберри Финна приютила вдова Дуглас. Она решила привить ему хорошие манеры и всячески его воспитывала. Гек не выдерживает такого отношения и решил сбежать от нее к своему пьянствующему отцу. От отца Гек тоже убегает, но чтобы увести следствие по ложному пути, он инсценировал ограбление хибарки и собственное убийство. Он встретил беглого негра Джима, который тоже решил пуститься в бега, услышав, что его хозяйка собиралась продать его работорговцам. Далее на лодке они перебираются в плавучий дом, пещеру, в которой они размещаются. Спасаясь от преследователей, Гек переодевается в девичий наряд. Потом они плывут на плоту по Миссисипи. Ночами они плыли на плоту, на котором Джим устроил шалаш и второй высокий пол, а днем они спали, замаскировав плот зелеными ветвями. Далее они встречаются с авантюристами, Королем и Герцогом, которые постоянно придумывали новые авантюры и аферы иногда, чтобы заработать на пропитание, а иногда чтобы обобрать людей и смыться. Геку нравится ловкость, с которой Король и Герцог обманывали простодушных обитателей небольших населенных пунктов, встречающихся у них на пути. Но однажды их попутчики решали обмануть сирот. Гек вмешался, он считал, что обманывать сирот – это несправедливо. После того, как афера благодаря действиям Гека сорвалась, мошенники выдают Джима властям. Они это сделали, чтобы отомстить Геку и чтобы заработать деньги, которые причитались за поимку беглых негров. Чтобы спасти Джима от рабства, Гек направляется на поиски Тома Сойера, чтобы его друг помог вызволить Джима из беды. Том не только помогает в организации побега Джима, но и превращает его в яркое представление. Выясняется, однако, что побег был организован напрасно. Хозяйка Джима умерла, а перед смертью она успела дать вольную своему рабу.

«Приключения Гекльберри Финна» — роман М. Твена. Опубликован в 1885 г. Из этого произведения, по замечанию Э. Хемингуэя, «вышла вся современная американская литература».

Как продолжение «Приключений Тома Сойера» (1876 г.) роман был задуман сразу по завершении первого из романов, но осуществление замысла растянулось почти на десятилетие, в результате две знаменитые книги о мальчиках с берегов Миссисипи и похожи, и непохожи друг на друга.

При всем реализме деталей, «Том Сойер» — идиллия, расцвеченная юмором и чуть-чуть приправленная ностальгической сентиментальностью. Это отвоеванное искусством у времени остановленное мгновение — золотая пора детства с его безмятежной свободой, избытком сил и фантазии, бесконечностью игры, благодаря которым однообразие провинциальной жизни преобразуется в приключение, скудость — в богатство, проза — в поэзию. Книга о Томе, по позднейшему (в письме 1887 года) признанию Твена, это «просто гимн, который облечен в прозаическую форму для того, чтобы придать ему земной вид». Гимн прославляет не напыщенную, «благопристойную» социальную норму (отношения с которой самого Твена были весьма проблематичны), а обаяние жизни в ее стихийной, непобедимой, неподражаемой вненормативности.

В новом романе «Приключения Гекльберри Финна» Твен делает одного из своих юных героев повествователем: эффект транскрипционного письма (к сожалению, почти исчезающий в русском переводе) создает иллюзию наивного, вольного устного сказывания, благодатной непосредственности отношений рассказчика (Гека) и слушателя (читателя) в «забвении» этикетных, литературных и грамматических норм. Композиция романа, как почти всегда у Твена, аморфна, эпизоды нанизываются на нить путешествия, которое точнее было бы назвать бегством от цивилизации. Цель его условна, даже призрачна: Гек и неф Джим не столько движутся, сколько движимы могучим и капризным течением Миссисипи. Проскочив в тумане Каир, откуда Джим намеревался бежать на Север, к свободе (искусственность этого хода отмечалась всеми, писавшими о романе: для того, чтобы попасть в свободный штат Иллинойс путешественникам было достаточно переправиться через реку с острова Джексон), плот скользит по реке, все дальше к югу, в связи с чем риск разоблачения и новой неволи только увеличивается. Плот — единственный приют, убежище Гека и Джима, мальчика-сироты и беглого раба, которые оба бездомны, беззащитны и полагаться могут исключительно на верность друг другу. Любой контакт с другими людьми, любая вылазка на берег чреваты для них насилием, предательством или обманом. Картины жизни по берегам великой американской реки колоритны, но малопривлекательны, всюду одно и то же: грязь, скудоумие, отупляющая деревенская скука, привычные жестокость и страх, циничное жульничество. Вынужденно взаимодействуя с опасным миром взрослых, Гек защищается от него игрой. Он снова и снова меняет маски, не уступая в этом профессиональным лицедеям (например, Королю и Герцогу), а иной раз и превосходя, «переигрывая» их. В сравнении с его отчаянными импровизациями по преимуществу книжные игры Тома Сойера выглядят искусственными, даже выморочеными. Но, при всей своей преданности игре, Гек наделен и «недетской» чуткостью к чужой боли, его сочувствие распространяется даже на тех, кто, кажется, менее всего его способен вызвать. «Люди бывают очень жестоки друг к другу», — таков его комментарий, сдержанный и емкий, к сцене расправы над Королем и Герцогом — пройдохами, безусловно, заслужившими наказания.

Едва ли не самой знаменитой сценой во всей американской литературе является момент, ближе к концу романа «Приключения Гекльберри Финна», когда Гек делает выбор между совестью как социальным предписанием, интериоризированным голосом общественного мнения (он велит донести на Джима, вернуть беглую «собственность» законным хозяевам) и совестью как непосредственным нравственным инстинктом. Отчаянная решимость «гореть в аду», сознательно согрешив против первой, демонстрирует завидное здоровье второй.

Богатое, сложное звучание романа, в котором соединились элементы идиллии и пикарески, бытописательства и «дикого» юмора, романтического мифа и злой социальной сатиры обеспечили ему привилегированное место в творчестве Твена, в традиции американского реализма и в национальном литературном каноне, каким бы переоценкам он ни подвергался.

Главное произведение Марка Твена — роман "Приключения Гекльберри Финна" (1885). "Это наша лучшая книга, — писал Э. Хемингуэй, — вся американская литература вышла из нее". Он имел в виду широчайший аспект воздействия произведения: его демократизм и гуманность, его универсальность, а также новый для литературы язык, простой и максимально приближенный к разговорной речи. Все это стало свойствами американской словесности XX века.

Роман "Приключения Гекльберри Финна" примыкает к "Приключениям Тома Сойера": здесь те же герои и то же время действия. Но эта вещь обнаруживает более зрелую позицию автора, богаче охватывает все стороны человеческого опыта и имеет более глубокий обобщающий смысл. Чисто художественная эволюция писателя столь же очевидна. Стиль Твена, уже вполне сформировавшийся в "Приключениях Тома Сойера" как один из лучших в американской словесности, легкий, острый и чуткий к диалектным нюансам, теперь перешел в новое качество.

Писатель вернулся здесь к своей излюбленной и многократно апробированной форме повествования от первого лица и сделал героем-рассказчиком не Тома, мальчика из буржуазной семьи, а Гека, бездомного бродяжку, дитя народа. Это имело двойной эффект. Во-первых, мастерски воспроизведенный, крепкий и колоритный, истинно народный язык, которым написана книга, придает картине американской жизни особую пластическую выразительность, создает впечатление разговора "без посредника" — как будто собственным голосом заговорила о себе сама Америка. Во-вторых же, это позволило полнее и глубже раскрыть характер героя, лишь бегло очерченный в "Приключениях Тома Сойера", показать становление его личности.

Ум Гека свободен от романтических клише, а характер сформирован реальностью. У него нет никаких внешних показных добродетелей, зато он обладает всеми существенными достоинствами. Природа дала ему твердое верное сердце, открытое всем униженным и отвергающее наглую силу, в чем бы она не выражалась. Гек обладает чувством внутренней независимости, заставляющим его бежать от довольства и комфорта, которые предлагает ему вдова Дуглас, в широкий грозный мир. Его свободолюбие — это неприятие ханжества, мещанского благополучия и узаконенной лжи.

По сравнению с "Приключениями Тома Сойера", в характере Гека появляется новое, весьма значительное свойство — гражданское мужество. С первых же глав Твен делает Гека активным участником социального конфликта. Он защитник и укрыватель беглого раба. Причем, спасая Джима от работорговцев, он рискует потерять собственную свободу. Но Твен подчеркивает, что потребность борьбы за свободу Джима так же органично присуща Геку, как и ненависть ко всему, что стесняет его самого. Пусть не вполне осознанная, борьба Гека за общественную справедливость придает его бунтарству гораздо более глубокий, чем в "Приключениях Тома Сойера", социальный смысл.

Характер Гека дан в развитии, и это развитие убедительно мотивированно. Гек вырос на Юге, где рабовладение накладывает свою печать на мышление любого белого. Он долго и с превеликим трудом продирается сквозь чащу рабовладельческих предрассудков в собственном сознании, пока человек окончательно не побеждает в нем южанина, пока он окончательно не решает остаться верным Джиму. Твен ни на минуту не отрывает героя от среды, взрастившей его, и в то же время показывает его в состоянии непрестанной борьбы с предрассудками этой среды. Диалектическое противоречие, лежащее в основе образа, делает его особенно живым и динамичным, придает ему психологическую достоверность.

Симптоматично, что в романе Гек, пария общества, стоит в глазах окружающих все же на более высокой ступени социальной лестницы, чем негр. Но так же, как Гек превосходит Тома храбростью и душевными качествами, негр Джим превосходит Гека в верности и природном мужестве. Чтобы изобразить черного самым благородным человеком в романе, чтобы нарисовать картину дружбы между белым и негром, дружба, которая очень многое дала и тому и другому, — для этого в Америке 1880-х нужны были большая отвага и смелость.

Не меньшая отвага и смелость потребовались и от Твена-художника, чтобы ради жизненной правды так вызывающе нарушить общепринятые нормы литературного языка. О том, насколько новаторским было это произведение, свидетельствует бурная полемика, развернувшаяся вокруг романа по выходе его в свет. Ревнители изящной словесности, требовавшие безупречно гладкого слога, безупречно добродетельного героя и непременно "хороших манер", клеймили книгу как "непристойную, вульгарную и грубую". В Конкорде (штат Массачусетс) "Приключения Гекльберри Финна" были изъяты из городских библиотек как "мусор, пригодный лишь для свалки".

Писатели-реалисты же восприняли роман как произведение новаторское и высокохудожественное. Джоэль Ч. Гаррис определил сущность книги М. Твена кратко и многозначительно: "Это — жизнь".

В "Приключениях Гекльберри Финна" был преодолен, а точнее, "обойден" главный недостаток твеновской техники — композиционная непродуманность, оставшаяся у Твена с его репортерских времен. Практически все книги писателя отличаются свободной композицией, близкой к ассоциативному мышлению, с чем советовал ему бороться его друг У.Д. Хоуэллс. В "Приключениях Гекльберри Финна" данный недостаток обернулся ярким достоинством. Он оказался исключительно органичным авторскому замыслу: свободная композиция романа удивительно соответствует очень важному здесь образу великой реки, на фоне которой разворачиваются колоритные картины жизни, окрашенные юмором, выдумкой, мелодрамой, подлинным трагизмом.

Образ полноводной реки Миссисипи не только объединяет действие, но и по контрасту оттеняет мелочность и бессмысленность человеческих страстей и амбиций: картинки сменяют одна другую, а река продолжает медленно катить свои воды по необозримым просторам Америки. Река определяет состояние души Гека — уносит его тревоги, дает ему покой и мудрость. Образ великой реки воплощает свободу, к которой стремятся герои романа, — спасающийся от изверга-отца Гек и беглый негр Джим — и придает их стремлению вечное, вневременное значение.

Внутренней пружиной романа, движущей сюжет, является бегство Джима и Гека из рабовладельческих штатов и их путешествие на плоту по реке в поисках свободы. Это позволяет Твену раздвинуть рамки повествования, развернуть широкую картину американской действительности. Повествование раскрывает гораздо более темные стороны жизни, нежели случайные драмы в "Приключениях Тома Сойера": равнодушие и садизм белых бедняков, трусость толпы, собирающейся устроить суд Линча, мошенничества торговцев, бессмысленную вражду богатых землевладельцев.

За всем этим притаился страх; не только суеверная боязнь впечатлительного подростка или темного человека негра Джима. Это вполне реальный и обоснованный страх перед бесконечной запутанной цепью грабежей, избиений, утоплений, убийств. За каждым поворотом дороги, за каждым изгибом реки открывается опасность насильственной смерти. В этот жестокий мир оказывается выброшенными главные герои: бездомный мальчик-сирота и беглый негр Джим, которые, полагаясь единственно на верность друг друга, стараются не попасть под чудовищный пресс превосходства белых и взрослых.

Дружба белого и цветного американцев, в силу их свободолюбия одинаково оказавшихся изгоями "приличного общества" — это куперовское открытие, новаторски разработанное Твеном. Разный возраст героев, первоначальная "вынужденность" союза, полная (пусть даже мнимая) зависимость одного от другого (старшего от младшего) делают Гека и Джима самостоятельным парным архетипом литературы США ("Лесная арфа" Т. Капоте, "Убить пересмешника" Х. Ли и др.).

Рассказанная Твеном история о рабстве и свободе, о смерти и возрождении (чтобы ускользнуть от отца, Гек хитроумно инсценировал свою смерть) имеет не только конкретное, но и символическое значение. Речь в романе идет не единственно об узаконенном рабстве чернокожих американцев, но и о несвободе белого человека, закрепощенного социальными условностями и предрассудками среды, не только о "возрождении" героя после его мнимой смерти, но и о действительном рождении его личности, обретшей душевную широту. Стремление Гека и Джима к свободе — это и вечный порыв человека к духовному освобождению. Свобода связана с рекой (читай: состоянием духа), не с Севером или Югом.

Поколение Твена, Джеймса, Хоуэллса создало новый литературный язык, перекинуло мостик в Европу, теоретически определило дальнейшие пути развития американской словесности и, таким образом, подготовило появление их младших современников писателей-натуралистов: Норриса, Гарленда, Крейна, Лондона, Драйзера. С последнего из них начался отсчет в литературе США XX столетия.

Мир произведений этих писателей, в сущности, тот, из которого все они вышли, не был миром традиционной культуры или традиционных моральных норм, что поначалу ставилось в вину литературной молодежи 1890—1900-х. Это был мир фермеров и рабочих-иммигрантов, мелких торговцев и разочарованных священников, нищих художников и проституток.

История создания произведения

К созданию романа об одном из персонажей книги «Приключения Тома Сойера», бродяге по имени Гек Финн, Марк Твен приступил в 1876 году. Однако писатель отложил роман, написав примерно одну четвертую книги. Вернулся к написанию в 1883 году, закончил в 1884, издал - в 1885 году в Великобритании.

Первое издание романа «Приключения Гекльберри Финна» сопровождалось авторской ремаркой «Время действия - 40 или 50 лет назад» - это автобиографическая отсылка, свидетельствующая о том, что автор, будучи подростком, был непосредственным участником событий (как и в книге о Томе Сойере).

Известно, что в детстве он был свидетелем случая дружбы между молодым рыбаком и беглым негром (центральное событие повествования). Рыбак, зная о высокой награде за поимку негра, не соблазнился деньгами и не выдал своего друга.

Многие события, описываемые в романе, были детскими впечатлениями автора, именно поэтому роман получился удивительно реалистичным, правдивым и беспощадным, и сделало его произведением, из которого «вышла вся современная американская литература» (мнение Эрнеста Хемингуэя).

Композиция, содержание

Роман о Геке Финне относят к категории «Великих американских романов». Главной его стилистической особенностью является то, что он написан на разговорном варианте языка (в американской литературе такое зафиксировано впервые, и за это произведение получило шквал критики).

Повествование ведётся от первого лица - от лица Гекльберри Финна. Автор живо изображает язык и речь маленького бродяги, создает волшебную иллюзию именно мальчишеского повествования, без каких бы то ни было этикетных, литературных и грамматических правил.

Романы «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» получились крайне разными: «Том Сойер» ностальгический и идиллический, «Гек Финн» - натуралистичный и жестокий. В плане композиции также существенные различия: «Том Сойер» плавный и последовательный, «Гек Финн» имеет отрывочную и аморфную композицию. Центральная линия повествования - путешествие на плоту и последующее бегство Гека и Джима. Все эпизоды - композиционные звенья этой центральной цепи.

В конце первой книги Гек и Том разбогатели, обнаружив клад Индейца Джо. Вдова Дуглас взяла Гека, как своего спасителя, к себе в дом, она намеревалась усыновить его и вырастить его джентльменом. В городе появляется отец Гека, пьяница и негодяй, и, похитив его, держит в лесной хижине. Гек инсценирует собственное убийство и убегает от отца по реке на остров Джексона. На острове Гек оказывается не один - здесь укрывается Джим, беглый негр. Он бежит на север, чтобы заработать денег и выкупить свою семью.

Во время разлива Миссисипи мимо острова Джексона проплывает плот, и Гек с Джимом решают уплыть на нем (Джима теперь ищут по подозрению в убийстве Гека). Они плывут по ночам, покупают или крадут еду, угоняют у бандитов лодку с награбленным, натыкаются в темноте на пароход, тонут и спасаются, теряют друг друга.

Гек иногда испытывает угрызения совести оттого, что фактически украл чужую собственность - негра, но в то же время он понимает, что друга, которым Джим для него стал, он предать не может. Мошенники, прибившиеся к путешествующей паре, сдают Джима, и его сажают в тюрьму, а Гек попадает к семье Фелпсов, родственников Тома Сойера. Гек и Том готовят побег Джима, но при освобождении негра Тома ранит пулей.

В конце выясняется, что владелица Джима, мисс Уотсон, умерла, завещав негру освобождение, и Том прекрасно об этом знал, но не смог отказаться от плана ради приключений.

Герой романа

Центральный персонаж романа - Гекльберри Финн. Автор неслучайно делает повествователем не Тома, а Гека. Главный герой романа - бродяга, истинное дитя народа, обладающее колоритным и выразительным языком. За уникальный язык и натуралистичные картины в некоторых штатах книгу приравняли к «мусору, пригодному лишь для свалки», изъяли из библиотек.

В произведении полностью раскрывается история и характер Гека, тогда как в первой части о Томе Сойере Гек был нарисован слегка, бегло. Гек - человек природы и воспитанник улиц, он ребенок, но смотрит на мир реально и независимо. Помогая Джиму, Гек, прежде всего, удовлетворяет свою первейшую потребность - быть всегда свободным.

Вначале Гек, как гражданин Юга, рассматривает негритянское рабство, как что-то само собой разумеющееся, естественное, но в конце он понимает цену верности, мужества, преданности и начинает ценить дружбу с негром. Парадоксально - потому что для такой дружбы в Америке конца 19 века нужно было быть очень смелым человеком.

Проблематика романа

Настоящие реалисты блестяще приняли роман, признав его жизнеспособность, новаторство и реализм высокого качества.

Это история о дружбе несоприкасающихся слоев общества (автор уравнял Джима и Гека в правах, сделав Гека бесправным бродяжкой, отбросом приличного общества), о предрассудках рабовладельцев, об истиной свободе и потребности в ней людей, не скованных цепями рабства.

Марк Твен отстаивает право чернокожих на нормальную жизнь: веками им внушали, что они созданы для служения, что белый лучше и умнее, чем черный. Автор утверждает - джентльменство не передается по крови, а вокруг черных людей полно белых с черными душами.

М, "Терра", 1996 г.

Повесть "Приключения Гекльберри Финна" увидела свет в самом конце 1884 - в начале 1885 года. Твен собирался взяться за нее сразу же по окончании "Тома Сойера". Он даже написал первые главы, но потом отложил работу. Писателю необходимо было время, чтобы у него сложилось ясное представление о том, что за человек Гек Финн, которому предстояло вести рассказ и самому судить о событиях. Позднее в "Автобиографии" Твен писал: "В "Гекльберри Финне" я нарисовал точный портрет Тома Блэнкеншипа. Он был неграмотен, неумыт, вечно голоден, но сердце у него было золотое. Он пользовался ничем не ограниченной свободой и был единственным по-настоящему независимым человеком на всю округу,.. а мы все ему отчаянно завидовали... Он стал мировым судьей в одном из глухих поселков штата Монтана, считается прекрасным гражданином и пользуется всеобщим уважением". Гек "списан" не только с Тома Блэнкеншипа, но и с его брата - Бенсона, который, будучи рыбаком, прятал у себя беглого негра-раба. Сам этот поступок грозил ему жестокой расправой рабовладельцев и власти. В этом герое немало и от самого Твена, щедро поделившегося с Геком своими мыслями о человеческом достоинстве, мужестве, чести. Автор использует в повести свои детские воспоминания.
Печатая повесть "Приключения Гекльберри Финна", в 1885 году, Твен указал на титульной странице: "Время действия - сорок или пятьдесят лет тому назад". Самому Твену исполнилось пятьдесят - зрелый человек. И если события относятся к периоду детства Марка Твена, то мысли, выраженные в повести - это мысли опытного, много повидавшего человека, знающего цену человеческой честности и благородству.
Повесть о Геке Финне, двенадцати - тринадцати летнем подростке, гораздо более сложная и совсем не радостная, как "Приключения Тома Сойера". Это попытка автора выразить свое суждение об Америке, его не страшила горечь реальности. В этом произведении Твен пытается воплотить главную мысль всего своего творчества - о том, что источники душевного благородства никогда не иссякают, и сил человека достает совладать с самыми трудными ситуациями.
В 1882 году писатель совершил большое путешествие по Миссисипи, посетил свои родные места. Впечатлениями об этой поездке он поделился в очерках, составивших книгу "Жизнь на Миссисипи" (1883). Книга тесно связана с "Приключениями Гекльберри Финна". Очерки Твена вызвали обвинения критиков в том, что писатель не видит в американской жизни светлых сторон, жестоко высмеивает заведенные, и поддерживаемые законом, порядки, глумится над Америкой. После выхода "Приключений Гекльберри Финна", эти обвинения зазвучали еще громче, требовали даже запретить подросткам читать эту книгу. Однако читатели приняли повесть с восторгом.
В Америке и в Европе слава Марка Твена после выхода "Приключений Гекльберри Финна" Твена еще более выросла. В России повесть перевели в 1885 году. Много лет спустя выдающийся американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал, что вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн"... Ничего равного ей не создано с тех пор".
Перевод повести на русский язык Н. Дарузес, редакционная статья о написании книги А. Зверева.

Аудио повесть для детей Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 1 - Гек живет у вдовы Дуглас, глава 2 - Старшная клятва нашей шайки. Коротко, буквально несколько предложений о повести "Приключения Тома Сойера". Далее повествование продолжается с момента, когда Гек вернулся к вдове Дуглас, и она вновь принялась воспитывать "заблудшую...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 3 - Засада на арабов, глава 4 - Гадание по шару. Мисс Уотсон относилась к Геку строже, чем миссис Дуглас. Наконец мальчик понял, "...что есть два бога: с богом вдовы несчастный грешник еще как-нибудь поладит, а уж если попадется в лапы богу мисс Уотсон, то спуску не жди... и решил,...

Аудио повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", Глава 5 - Папаша, Глава 6 - Белая горячка. В повести появляется персонаж, о котором не раз упоминалось в повести о Геке Финне и в первой повести о Томе Сойере - папаша мальчика. "...Отцу было лет около пятидесяти и на вид не меньше того. Волосы, длинные, нечесаные...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гикльберри Финна", глава 7 - Я удираю от папаши. Гек задумал убежать сразу от всех, и от пьяницы-папаши от и вдовы Дуглас. Для этого мальчик инсценировал ограбление хибарки и его убийство. Желание увести следствие по ложному пути было столь велико, что Гек исполнил всё...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 8 - Беглый негр Джим. На острове Гек встретил своего знакомого негра мисс Уотсон - Джима. Джим заприметил работорговца, который зачастил в дом вдовы Дуглас. Мисс Уотсон обещала Джиму, что не продаст его на Юг. в Орлеан. Но однажды он услышал...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 9 - Плавучий дом, пещера. "...Это был довольно длинный и крутой холм, или горка, футов в сорок высотой... Мы нашли хорошую, просторную пещеру... Пещера была большая, как две - три комнаты вместе, и Джим мог стоять в ней выпрямившись... Мы подплыли поближе к пещере и перетаскали...

Аудио повесть американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 11 - За нами гонятся. Переодетый в девичье платье Гек вошел в маленькую хибарку. За столом при свете свечи вязала женщина лет сорока. Она спросила как зовут девочку. Та назвалась Сарой Вильямс. Женщина принялась рассказывать ей о наболевшем, но наконец...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 12 - На плоту по Миссисипи. Беглецам пришлось несколько поменять свою жизнь. Теперь они ночами плыли на плоту, на котором Джим устроил шалаш и второй высокий пол, а днем спали, замаскировав плот зелеными ветвями. Перед ними встал вопрос...

Аудио повесть для детей американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 13 - Затонувший пароход "Вальтер Скотт", глава 14 - Был ли Соломон мудрецом? Гек и Джим обнаружили, что их плот унесло. Им пришлось найти лодку бандитов, чтобы воспользоваться ею. Воры бросили в лодку какой-то мешок, спрыгнули в неё сами, но потом...

Аудио повесть для детей американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 15 - Бедного Джима дурачат. "Мы думали, что за три ночи доберемся до Каира, на границе штата Иллинойс, где Огайо впадает в Миссисипи, - только этого мы и хотели. Плот мы продадим, сядем на пароход и поедем вверх по Огайо; там свободные...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 16 - Змеиная кожа делает свое дело. По мере приближения к американскому Каиру негр Джим все более открыто радовался скорой свободе. Американского белого гражданина все более мучила совесть о том, что он не выполнил свой долг и не сдал...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 17 - У Грэнджерфордов. Гек оказался в доме Грэнджерфордов. Глава семьи - седовласый сухопарый высокий Саул, лет шестидесяти. Двое его сыновей лет по тридцати или больше - все трое видные, красивые. Их мать Рэчел - славная седенькая...

Аудио повесть для детей известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 18 - Кровная вражда. "Полковник Грэнджерфорд был настоящий джентльмен с головы до пяток, и вся его семья была такая же благородная... Полковник был очень высокого роста, очень худой, смуглый, но бледный, без единой капли румянца; каждое...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 19 - Появление герцога и дофина. Прекрасное, поэтическое описание Миссисипи, ее берегов, отражения в воде, неба, пароходов, плавания на плоту, рассвета, утра, дня, заката, ночи. Джим и Гек из осторожности плыли ночью, а днем отдыхали. Однажды на...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 20 - Герцог и дофин обработали Поквилл. Новые пассажиры плота интересовались почему плот на день прятали и избегали встреч с кем бы то ни было. Гек рассказал очередную легенду, по которой он жил в семье в округе Пайк штата Миссури. С отцом и...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 21 - Происшествие в Арканзасе. Глава повествует о самосуде устроенном сильным белым гражданином штата Арканзас полковником Шербоном над другим белым гражданином Америки задиристым, но безобидным стариком Богсом. В главе приводится емкое,...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 22 - Линчевание сорвалось. Цирк. Толпа направилась к дому полковника Шерборна, вопя и беснуясь, приводя в трепет обывателей, выглядывавших из-за своих заборов. "...Толпа сбилась в кучу перед забором Шерборна... Кто-то крикнул: - Ломайте забор!-...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 23 - Все короли дрянь. Семья негра Джима. Представление, которое было предложено почтеннейшей публике захудалого американского провинциального городка, было сущим обманом. Вначале герцог сказал несколько предложений о трагедии и исполнителе...

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 24 - Король готовит новую аферу. На другой день, уже под вечер, мы пристали к заросшему ивняком островку посредине реки, а на том и на другом берегу стояли городишки, и герцог с королем начали раскидывать умом, как бы их обобрать..." Эти...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 25 - Сплошные слезы. В погоне за наживой авантюристы поставили на карту свою свободу, здоровье, а возможно и жизнь. Высота ставки подстегнула их актерский талант, проявившийся в неслыханной степени. Поверили все. "...Скоро...

Аудио повесть знаменитого американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 26 - Я хочу передать золото наследницам. "...Заячья Губа начала меня расспрашивать про Англию... - Ты когда-нибудь видел короля?.. Что ты мелешь, ведь Шеффилд не на море!.. Скажи, - говорит, - "честное индейское", что ты не наврал мне с три короба...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 27 - Золото в гробу. "Сначала я подкрался к дверям и прислушался: оба храпели. Тогда я на цыпочках пошел дальше и благополучно спустился вниз... все оставшиеся при гробе крепко спят, сидя на своих стульях. Дверь в гостиную,...

Аудио повесть известного американского писателя Марка Твена "Приключения Геккльберри Финна", глава 28 0 Гек открывает правду Мери Джейн. На рассвете Гек увидел плачущую Мери Джейн. Она плакала из-за того, что на аукционе семья негров была распродана поодиночке. "Подумать только, что они больше никогда друг с другом не увидятся!" Ей и в Англию...

Аудио повесть для подростков известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 29 - Бегство в грозу. На пароходе из Англии прибыли действительные дядюшки наследниц и братья умершего. Огромная толпа сопровождала новых претендентов на наследство. Король и герцог не испугались и не смутились. Смутился...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 30 - Золото спасает мошенников, глава 31 - Джима вновь продали, теперь за 40 $. Когда вся лихая команда собралась на плоту, король набросился на мальчика, так как тот отплыл не дождавшись его с герцогом. Потом свою агрессию король перекинул на герцога - выясняли, кто подбросил...

Аудио повесть известного американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 34 - Мы ободряем Джима. В своей повести о Геке Марк Твен показал мировоззрение простых американцев, когда в порядке вещей держать на цепи человека, если у него цвет кожи черный. Гек чувствовал себя чуть ли не предателем всей нации,...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 38 - Скорбные надписи, герб и змеи. "...Том сказал, что... не было ещё ни одного случая, чтобы государственный преступник не оставил на стене надписи и своего герба... Джим сказал, что ему целый год придётся возиться - выцарапывать столько всякой...

Аудио повесть американского писателя XIX века Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 39 - Анонимные письма, глава 40 - Удачный побег. Уклад жизни на ферме Фелпсов был таков, что каждый выполнял свою работу, и потому взаимных претензий у хозяев и их рабов не было. Отсюда никто не обращал внимания на происходящее у арестованного негра....

Аудио повесть для подростков американского писателя Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", глава 41 - После побега на ферме Фелпсов. Доктор, приятный и добрый с виду старичок, под предлогом слабости челнока, поплыл к раненому на островок один. Гек остался на берегу. Ночью он спал на бревнах. А утром, когда пошел в город, столкнулся с дядей...

Аудио повесть Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна", Глава 42 - Джим свободен, Том поправляется, Глава 43 - Гек богат и усыновлен. В дом Фелпсов вновь пришла толпа, принесли на носилках Тома, рядом шли старичок доктор и связанный в ситцевом платье Джим. Джима поместили в тот же сарайчик, но приковали сильнее и следили строже. Доктор...