Гар гор правило исключения. Презентация по русскому языку к уроку "степени сравнения наречий". Углубленное изучение материала

Л.И.НОВИКОВА,
г. Троицк, Московская обл.

Правописание корней -гар- и -гор-

Тема урока: «Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор- ».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока :

– научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
– выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
– способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

ХОД УРОКА

1. Комплексная работа с текстом.

Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Прочитайте текст выразительно вслух.

    О чем говорится в тексте?

    Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

    Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор написания.

    Составьте схему последнего предложения текста.

2. Проверка текста, работа с орфограммами.

Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

    В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (рассказывали) , в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

    Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

    Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

    Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос- .)

    Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

    Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

    Какие примеры вы подобрали на правописание корня -раст-, -ращ-//-рос- ? (Расти, растение, выросли, выращенный, отраслевой.)

    Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые ни в коем случае нельзя проверять ударением.

Мы познакомились с вами с правописанием двух корней, в которых выбор гласного зависит от последующего согласного в корне слова.

Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

    Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней. Запись на доске:

(В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

    Откройте учебник, посмотрите правило, которое там дано, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.) Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила?

5. Первичное закрепление изученного материала (словарный объяснительный диктант).

Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

6. Углубленное изучение материала.

    Сложное ли правило правописания корней -гар- //-гор- , которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

    Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
Помогите корню -гор- !

    Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

    Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора ?

    Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

Одинаковы мы внешне,
Схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде
Ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом,
В содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты,
Лишь тогда не будет тайн.

7. Выполнение тренировочных упражнений.

Задание 1 (распределительный диктант): запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Задание 2 (диктант-путаница): даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

8. Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.

    Составьте словарный диктант со словами, в которых есть корни -гар- и -гор- .

    Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

Инструменты пользователя

Инструменты сайта

Боковая панель

Русский язык – орфография:

Контакты

Корни с чередованием о - а

Корни с непроверяемыми гласными

Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака, во лдырь, ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

кос - кас, лож - лаг

В корнях кос- - кас-, лож- - лаг- пишется буква а , если за корнем следует суффикс -а- , например: ка с-а́-ться (но ко с-ну́ться), ка с-а́-тельная (но прико с-нове́ние); изла г-а́-ть (но изло ж-и́ть), сла г-а́-ть (но сло ж-и́ть).

клон - клан, твор - твар, гор - гар

В корнях клон- - клан-, твор- - твар-, гор- - гар- без ударения пишется буква о , например: накло н я́ть, скло н е́ние, покло н и́ться; тво р е́ц, тво р е́ние, сотво р и́ть; заго р е́лый, заго р а́ть, го р е́ть, го р е́ние.

В корне зар- - зор- (за р я́ - зо́ р и - зо́ р ька ) без ударения пишется а , например: за р я́, за р ни́ца, за р ево́й, оза р я́ть, оза р е́ние.

плав - плов

Корень плав- - плов- пишется с буквой о только в двух словах: пло в ец, пло в чиха , в остальных случаях пишется а : спла в лять, пла в ник, попла в ок, пла в унец (жук), пла в учий. (Запомните слово плы вун - слои подпочвы, насыщенные водой.)

wiki.eduvdom.com

Гар гор зар зор правила

§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.

1. Корни с буквами а и о.

гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).

зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).

кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).

клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.

крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.

лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.

мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).

пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.

плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.

Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.

равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .

Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).

Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.

разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).

рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.

Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.

скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).

Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).

Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).

твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.

2. Корни с буквами и и е.

блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.

вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).

лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).

сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.

Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.

Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.

Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.

11. Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-. Правила

Существуют корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся корни с чередующимися гласными.

В корне -кос- / -кас- в безударном положении пишется буква а,
если после корня есть суффикс -а- ; если суффикса -а- нет,
то пишется буква о:

В корне -гор- / -гар- , в безударном положении пишется буква о,
под ударением а:

В корне -клан- / -клон- в безударном положении пишется буква о,

поклони́ться, преклони́ть; покло́н - кла́няться.

В корне -зар- / -зор- в безударном положении пишется буква а,
под ударением та гласная, которая слышится - о или а:

заря́; зо́рька - за́рево.

БЕЗ УДАРЕНИЯ: -гор-, -клон-, -зар- .

Задачи на тему «Буквы о и а в корнях -кос- / -кас-; -гор- / — гар-; -клан- / -клон-; -зар- / -зор-«

Нечаянно к снуться, к сательная к окружности, попутно к саться, прик снуться к тайне, неприк сновенный запас, лёгкое прик сновение, слегка к саться, не прик саться к стене.

Г рение, кл ниться, оз рить, сильно заг реть, выг реть от солнца, ог рок свечи, пахнет г рью, газовая г релка, подг ревшее молоко, дог рает заря, утренняя з рька, раскл няться со знакомыми, накл нить голову.

Вставьте пропущенные буквы.

Не переставая кл няться, скл ниться над книгой, прекл няться перед талантом, укл ниться от ответа, на скл не горы, низкие накл ны, накл нять ветку, скл няемый ветром, раскл няться при встрече.

1. Проведите к сательную линию к окружности. 2. Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре к снуться до всего слегка. 3. В своей жизни ему пришлось соприк саться с различными людьми. 4. Прик сновение к оголённой электропроводке опасно для жизни. 5. Ветви ивы накл нялись над рекой и почти к сались воды.

school-assistant.ru

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР- / -ГАР-

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы вспомним корни слов, в которых выбор гласных О и А зависит от конечной согласной корня. Познакомимся мы и с корнями, в которых выбор гласных О и А зависит от ударения, и узнаем правила чередования этих гласных.

Повторение. Корни, в которых выбор гласных зависит от конечной согласной

Нам уже известно, что в русском языке существуют корни, в которых гласные О и А могут чередоваться. Например:

1) в корне -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- пишется А перед сочетанием СТ и Щ , в остальных случаях пишется О (рис. 1).

2) в корне -ЛАГ- / -ЛОЖ- перед Г пишется А , перед Ж пишется О (рис. 2).

То есть выбор гласных в данных корнях зависит от конечной согласной корня.

Чередование гласных О и А в корнях –ГОР- / -ГАР-

В корне -ГОР- / -ГАР- выбор гласных О или А зависит от ударения.

Под ударением в корне -ГОР- / -ГАР- пишем А (загар, угар, нагар), без ударения пишем О (подгорелый, угорелый, загорелый) (рис. 3).


Исключения из правила : выгарки, изгарь, пригарь.

Алгоритм действий для определения гласной в корне -ГОР- / -ГАР-:

3) если ударение падает на корень, пишем А ;

4) если ударение падает не на корень, пишем О .

Следует отличать от корня с чередованием -ГОР- / -ГАР- омонимичные ему корни, такие как: гор в слове гора

Для этого необходимо помнить о лексическом значении корня. Корни с чередованием О и А -ГОР- / -ГАР- имеют значение, связанное с огнём , например: гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность», а в слове горе корень имеет значение «несчастье».

Другие корни, в которых выбор гласных О или А зависит от ударения

1) Корни -ЗАР- / -ЗОР-.

В корне -ЗАР- / -ЗОР- без ударения всегда пишем А ( заря, зарница, озарять). Исключение: зоревой.

Алгоритм действий для определения гласной в корне –ЗАР- / -ЗОР-:

1) выделить корень;

2) определить, куда падает ударение;

3) под ударением пишем то, что слышим;

4) без ударения пишем А.

2) Корни -КЛАН- / -КЛОН- и -ТВАР- / -ТВОР-.

В корне -КЛАН- / -КЛОН- и в корне -ТВАР- / -ТВОР- под ударением пишем ту букву, которую слышим (кланяться, поклон, творчество), без ударения пишем О (поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь).

Исключение: утварь.

3) Корни -ПЛАВ- / -ПЛОВ-.

В корне -ПЛАВ- / -ПЛОВ- гласные О и А могут чередоваться ещё и с гласной Ы. В безударном положении гласная О пишется только в словах пловец и пловчиха, в остальных случаях в безударном положении пишется А (плавник, поплавок, плавучий). Гласная Ы пишется только в слове плывун.

Домашнее задание

  1. Вставьте пропущенные буквы: изл_гать, ул_житься, предпол_жение, пол_г, распол_гать, разл_жить, пол_гаться, пол_жение.
  2. Вставьте пропущенные буквы: р_стить, нар_щение, выр_сший, выр_стить, пор_сль, р_сток.
  3. Вставьте пропущенные буквы: г_рение, кл_ниться, оз_рить, сильно заг_реть, выг_реть от солнца, газовая г_релка, накл_нить голову, пл_вун, претв_рить в жизнь.
  4. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
  5. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
  6. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

Слова с корнем -гор-, -гар-: примеры

У загорелого повара Прошки

Подгорела сегодня картошка,

Потому что из печки сочился угар

И не вовремя сняли со свечки нагар.

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и –гар-. Каково же правило написания этого корня?

Корень –гор-/-гар-. Правило правописания

Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

  • с буквой «о»: загорелый, подгорела;
  • с буквой «а»: угар, нагар.
  • Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» — под ударением. Отсюда формулируется правило:

  • Гласные в корне с чередованием –гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный — это буква «а», безударный — буква «о».
  • Слова с корнем –гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

    На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

    В безударном положении: -гор-

    Под ударением – гар-

  • загореть;
  • угореть;
  • выгореть;
  • возгораемость;
  • горючий;
  • догорать;
  • загорелый;
  • нагорать;
  • прогореть;
  • пригореть;
  • угоревший.
    • загар;
    • угарный;
    • гарь;
    • разгар;
    • угар;
    • огарок.
    • Не всё так просто

      Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем –гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

      Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

      Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

      Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем –гор-:

      Дом сгорел — семья горюет.

      Подгорели блины — вот горе у жены.

      Горько Егорке – сгорели опорки.

      Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат — бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

      Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

      Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень –гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

      Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

      Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

      И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

      Горевать – страдать, переживать печаль, скорбь.

      Горько – неприятно, грустно, больно.

      Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

      Гореть — быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

      Существуют и переносные значения:

    • светить (снежинки горят на солнце);
    • сильно желать (горел жаждой перемен);
    • быстро, споро работать (всё горит в его руках).
    • Итак, получается, что столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

      А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:


    Дата______________№__________

    Тема: Правописание корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твор-(-твар-), -клон-(-клон-) написание которых зависит от ударения.

    Цель:

    Образовательная : Научить учащихся владеть способом выбора гласных, о-а при правописании корней –гар- (-гор -), -зар-, (зор-), -твар-(-твор-) ; развивать орфографическую зоркость; закрепить навык написания корней с чередующимися гласными и согласными, безударными гласными; Развивающая : развивать наблюдательность и умение анализировать, речевые навыки, коммуникативные способности учащихся.

    Воспитательная: воспитывать аккуратность, уважение друг к другу.

    Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: плакат –таблица, сигнальные карточки, солнце – правила, тучки –слова исключения, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

    1. Орг.момент Приветствие. Я рада видеть каждого из вас! И пусть прохладой осень в окна дышит, Нам будет здесь уютно, ведь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит .

    2. Актуализация опорных знаний

    Какие корни с чередованием вы уже знаете?
    – От чего зависит написание гласной в этих корнях?
    – Обратимся к таблице на доске (3 столбик закрыт)

    Написание а в корнях с чередованием о–а зависит от наличия

    закорневого суффикса -а-

    ЛАГ–ЛОЖ
    КАС–КОС: О/А (а)

    сочетания согласных ст/щ
    в корне слова
    РАСТ (РАЩ)–РОС:
    О/А (…ст (щ)

    ударения

    ГОР–ГА"Р: О/А (а")
    ЗАР–ЗОР: А/О (о")

    Ребята, мы с вами повторили правила написания гласных в корнях с чередованием и то, что написание гласных может зависеть: а) от наличия суффикса А после корня;
    б) от конечной согласной корня.

    Искл: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, на вырост, отрасль

    3) Работа с сигнальными карточками. Полагать, растение, подросток, прикасаться, ложиться, коснуться, отрасль, росток, Ростов, изложение, выращенный, касаться, излагать, вырос, прикоснуться, .

    4. C ообщение новой темы, постановка проблемы. – Сегодня мы познакомимся с другими корнями, в которых также наблюдается чередование гласных а–о .
    Наша цель: а) установить, от чего зависит написание гласной в корне
    гор–гар ; зор- зар
    б) сформулировать правило;

    в) научиться узнавать эту орфограмму и правильно писать слова. Поэтому откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.

    Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР.

    Индивидуальным заданием для 2 учащихся было составление рассказа по картинкам.. Послушаем эти рассказы и определим тему нашего урока

    Дети зачитывают описания рисунков.

    Какие однокоренные слова в рассказах ребят вы услышали? (предполагаемый ответ: загорать, пригореть, нагар, загар). Учитель записывает слова на доске.
    Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, почему в одном случае мы пишем в корне -А, в другом – О?
    Ответы учащихся.

    Действительно, мы столкнулись проблемой, известные нам правила в этих словах не работают. Поэтому, откроем наши тетради и запишем тему нашего урока.
    Из названия темы мы видим, что помогать нам придется и другим корням, но начнем с пылающих корней ГОР-ГАР. Возможно, это изображение натолкнет вас на правильное решение этой проблемы.

    Конечно же, вы догадались, что правописание зависит в этих корнях от ударения

    Солнышко, солнышко, ласковый лучик
    Выгляни, солнышко, к нам из-за тучи!
    Лучиком ласковым нас обогрей -
    Правило новое запомни скорей!

    В КОРНЯХ -ГОР-(-ГАР-) ПОД УДАРЕНИЕМ ПИШЕМ А, БЕЗ УДАРЕНИЯ БУКВУ О.

    Исключение из этого правила – выгарки, изгарь, пригарь . (слова записаны натучках) К счастью, эти слова достаточно редко употребляются в русском языке. Следует отличать от корня с чередованием -гор- – -гар- омонимичные ему корни -гор-, как в слове гора, и -гор-, как в слове – горе. Для этого обязательно смотрите на лексическое значение корня. Корень с чередованием о – а, -гор- – -гар- имеет значение, связанное с огнем, - гореть, загорать, загар. В слове гора корень имеет значение «возвышенность». А в слове горе корень имеет значение «печаль, несчастье». Пожалуйста, не путайтесь. А вот проверим, как мы это усвоили

    4. Закрепление материала: Объяснительный диктант. Костёр разгорается, красивый загар, молоко пригорело, нагар на свечке, обгорелые ветки, угарный газ; загорелые дети; свеча догорела. Загорать на пляже; загорелые дети; свеча догорела; выгореть на солнце; горелый пень; пирог пригорел; лампочка перегорела. (в слове разгорается, в корне гор пишется о, так как стоит под ударением)

    5. Объяснение материала (продолжение)

    Вы уже догадались, от чего зависит выбор буквы в изучаемых нами сегодня корнях? Ответ: (Да! От ударения).

    Но работает ли это правило к корням зор; зар, которые мы изучили сегодня: посмотрите на следующие словосочетания: разгорается з а ря, утренняя з о рька, з о ркий взгляд, алое з а рево, з а рница.

    Нет. По-разному влияет ударение на данные корни, смотрим на правило солнышко:

    А пиши без ударения, О под ударением .

    6. Самостоятельная работа (взаимопроверка) 1. заг.рать на солнце

    2. г.релые спички

    3. к.снуться рукой

    4. к.сание мяча 5. разг.релся спор 6. ог.рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг.ревшая листва

    В тетради учеников это должно выглядеть так:

    Молодцы! Вы прекрасно усвоили правописание этих корней

    7. Итог урока.

    1). Какова тема сегодняшнего урока?
    2). От чего зависит написание о–а в корнях гор–гар ? Расскажите правило.

    8. Работа по сигнальным карточкам

    1. В корне -гар- под ударением пишем букву А . (да)

    2. Корни –гар-, -гор- имеют значение связанное с огнем. (да)

    3. Корень слова «гора» является однокоренным корням -гор-,- гар-. (нет)

    4. В слове «горе» корень имеет значение «печаль». (да)

    5. Горелый, загар – это слова исключения. (нет)

    6. В корне -зор- под ударением пишем О. (да)

    7. Зоревой –это слово искючение. (да)

    9. Дом. Зад индивидуально на карточках.

    Правило – В корне -клан- – -клон -, как и в корне -твар- – -твор -, под ударением пишем ту букву, которую слышим. Например, кланяться , но поклон, творчество . А вот в безударном положении в этих корнях пишется буква о , например, поклониться, склониться, наклониться, творить, претворить в жизнь. Исключение – слово утварь, в котором в безударном положении в корне - твар - напишем гласную а.

    Задание : Накл_нился к земле, передать покл_н герц о гине, покл_ниться старшему, скл_нение прил а гательных, пр е кл_няться перед г е роизмом, пр и кл_нить голову. Великое тв _ рение, тв_рить чудеса, пр е тв_рять в жизнь, отв_рить калитку, хороший ра с тв_ритель, разная утв_рь, укл_няться от обяза нн остей, кухо нн ая утв_рь.

    Приложение 1

    1. заг. рать на солнце

    2. г. релые спички

    3. к. снуться рукой

    4. к. сание мяча 5. разг. релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг. рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

    1. заг. рать на солнце

    2. г. релые спички

    3. к. снуться рукой

    4. к.сание мяча 5. Разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг.релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к. сается дна 10 сг.ревшая листва

    1. заг..рать на солнце

    2. г. релые спички

    3. к. снуться рукой

    4. к.с ание мяча 5. разг.релся спор 6. ог. рок свечи 7. разг. релся костер 8. паровозная изг.рь 9. к.сается дна 10 сг. ревшая листва

    КЛЮЧ

    1) о, 2) о, 3) о, 4) а, 5) о, 6) а, 7) о, 8) а, 9) а, 10) о.

    Правило. В корне гар- - гор- под ударением пишется а , без ударения - о (ср.: зага́р - загора́ть ).
    Исключения: при́гарь (привкус гари) и некоторые специальные слова.

    Корень зар- - зор-

    Правило. В корне зар- - зор- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - а (ср.: за́рево - зо́рька - зарни́ца ).
    Исключения: зорева́ть , зоря́нка .

    Корень кас- - кос(н)-

    Правило. В корне кас- - кос(н)- пишется о , если дальше следует н , в остальных случаях пишется а (ср.: касаться - коснуться ).

    Корень клан- - клон-

    Правило. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения - о (ср.: кла́няться - накло́н - наклони́ться ).

    Корень лаг- - лож-

    Правило. В корне лаг- пишется а (перед г ), в корне лож- пишется о (перед ж ), например: предлагать - предложить .
    Исключение: по́лог (по смыслу уже не связывается с корнем лаг- - лож- ).

    Корень мак- - мок-

    Правило. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (макать перо в чернила ); корень мок- пишется в глаголах (и в производных от них словах) со значением «пропускать жидкость» (ботинки промокают ).

    Корень плав- - плов- - плыв-

    Правило. В корне плав- гласный а может быть ударяемым и безударным (ср.: пла́вать - плаву́чий ). Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха , корень плыв- в слове плывуны .

    Корень равн- - ровн-

    Правило. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить , уравнять ); корень ровн- в словах со значением «ровный, гладкий, прямой» (сровнять , уровень ). Ср.: подравнять (сделать равным) - подровнять (сделать ровным); выравненный (сделанный равным) - выровненный (сделанный ровным).

    Корень раст- - рос-

    Правило. В корне раст- - рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ ), в остальных случаях пишется о (ср.: расти - наращение - выросший ).
    Исключения: отра сль (хотя нет ст ); ро сток , выро сток , ро стовщик , Ро стов , Ро стислав (хотя есть ст ).

    Корень скак- - скоч-

    Правило. В безударном корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (ср.: подскакать - подскочить ).
    Исключения: скачок , скачу .

    Корень твар- - твор-

    Правило. В корне твар- - твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения - о (ср.: тварь - тво́рчество - твори́ть ).
    Исключение: у́тварь .

    Корни бер- - бир- , дер- - дир- , мер- - мир- , пер- - пир- , тер- - тир-

    Правило. В указанных корнях пишется и , если дальше следует суффикс -а- (собирать , задирать , замирать , запирать , стирать ); в противном случае пишется е (беру , деру , умереть , запереть , стереть ).

    В русском языке имеются слова с корнем -гор-, -гар-. В некоторых случаях они являются однокоренными, в других даже при одинаковом корне слова не являются родственными. Иногда правописание не вызывает никаких затруднений, потому что ударение падает на гласную букву, стоящую после литеры "г", а порой необходимо подбирать проверочное слово или использовать определенное правило русского языка.

    Есть слова, смысл которых связан с процессом горения или воздействием высоких температур.

    В таких словах корень может быть и -гор-, и -гар-. Безударная буква "о" пишется в словах - загорелый, подгореть, сгорать, выгорание и др. Буковку "а" мы пишем в случаях: угарный (газ), нагар, загар, гарь, огарок и некоторых других, когда именно на нее падает ударение. Но есть слова-исключения, в которых в корне слова ставится первая буква нашего алфавита - выгарки, изгарь, пригарь.

    Имеются слова, которые означают возвышенность, холмистую местность. Во всех словах, употребляемых в данном контексте, пишется буква "о". Например, гора, взгорок, предгорье, холмогорский, черногорец, горный и другие. Однокоренных слов с буквой "а" в корне нет.

    Есть и другие словечки с похожими корнями. Например, горе, горевать. Или же - гаркать, гарцевать. Их написание надо просто запомнить. Они не однокоренные.

    Видео обзор

    Все(5)
    Слова с корнем -гор-, -гар-: примеры Какие бывают суффиксы Часть 3. Основные суффиксы существительных примеры слов предложений