Уроки по биологии по модульной технологии. Блочно-модульное обучение. Методические аспекты реализации блочно-модульного обучения биологии








Алгоритм составления модульного урока 1.Определение места модульного урока в теме 2. Формулировка темы урока 3. Определение цели и конечных результатов урока 4. Подбор необходимого фактического материала 5. Отбор методов и форм преподавания и контроля 6.Определение способов учебной деятельности учащихся 7.Распределение учебного материала на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них


Преимущества модульного урока 1. Урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отводится определенное количество времени 2.Каждый ученик работает в удобном для себя темпе 3. Обеспечивается психологический комфорт учащихся 4. Учащиеся самостоятельно осваивают материал, учитель направляет деятельность учащихся 5. Индивидуализация контроля знаний учащихся




УЭ 3Цель: изучить способы бесполого размножения. Задание: прочитать текст учебника определите тип размножения 4 мин УЭ 4Цель: изучить процесс полового размножения. Задание: прочитать текст учебника, заполнить таблицу. 10мин УЭ 5Цель: изучить преимущества и недостатки полового и бесполого размножения. Задание: выявите по 3 преимущества и недостатка полового и бесполого размножения 5 мин




Графический диктант 1.Размножение-это воспроизведение себе подобных. 2.Половое размножение происходит при помощи гамет. 3. Растения могут размножаться при помощи спор. 4. Наиболее древним способом размножения является половое размножение. 5.Почкование-это способ бесполого размножения. 6. При половом размножении не изменяется генетический материал. 7. Животные не размножаются при помощи бесполого размножения.



Отдел по образованию

Администрации Курьинского района

Муниципальное образовательное учреждение

«Краснознаменская средняя общеобразовательная школа»

Работа в номинации: «Урок как основная форма организации учебно-воспитательного процесса»

Из опыта работы

учителя биологии

Быхановой В.Н.

с. Краснознаменка

Курьинского района

Алтайского края, 2008 год.

1. Введение………………………………………………………………

1.1 Цель модульного обучения…………………………………………

1.2 Ведущие принципы модульного обучения………………………..

1.3 Цель, объект, задачи и методы исследования…………………….

2. Технология модульного обучения…………………………………..

2.1 Средства модульного обучения – модель…………………………

2.2 Основные характеристики модульной технологии………………

2.3 Роль учителя при модульном обучении…………………………..

3. Элементы модульной технологии обучения – модульный урок…

4. Преимущества и недостатки модульного обучения………………

5. Заключение…………………………………………………………..

6. Результативность…………………………………………………….

7. Литература……………………………………………………………

8. Приложения…………………………………………………………..

Введение

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать такую систему обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально поменять отношение ученика и учителя в этом учебном процессе. В настоящее время учебный процесс в массовой школе продолжает сохранять объяснительно-иллюстративный характер, что приводит к усилению противоречия между требованиями ученика в развитии своих склонностей, интересов и традиционной системой обучения. Поэтому перед школьной практикой встала проблема поиска технологии индивидуального обучения, позволяющая обеспечить ученику развитие его интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей, осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.

Традиционная система с ее объяснительно-иллюстративными методами, при которой учитель лишь объясняет и спрашивает, контролирует и оценивает, а учащиеся работают в одном, заданном ритме однообразна и скучна. А главное - не дает возможности развивать у школьников навыки самостоятельной работы. Кроме того, приобретенные знания без интеллектуального развития учащихся лежат «мертвым грузом» в голове ученика. Трудно с этим не согласится. Развитию мышления и других психических процессов надо уделять особое внимание. Но довольно трудно планомерно и регулярно реализовать такие идеи на практике. Этому есть несколько причин. Самая серьезная из них та, что время обучения ограниченно, а объем знаний, которые учитель должен дать ученику, достаточно велик. В результате перед учителем встает проблема: как за ограниченное время, не переутомляя ребят, не только дать им знания, но и уделить внимание формированию психических функций.

Существует много возможностей совмещать одно с другим. Более того, есть приемы, которые позволяют создать своеобразный симбиоз. В долговременной перспективе они ведут к развитию мышления и других психических функций, а на ближайшем отрезке времени способствует более быстрому усвоению материала. Знание не просто становится более осмысленным (а значит более гибким, легче переносится в практику), дети начинают учиться с большей охотой. Ведь нежелание учиться у детей часто возникает оттого, что они учат не понимая. И возникает переутомление от этого: механическая память перегружается, а остальное «спит».

Все это побудило педагога искать такие технологии, которые позволили бы не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать тому, кто нуждается в помощи, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результат своего труда.

Решению этой задачи способствует организация учебного процесса по модульной технологии обучения. Наиболее глубоко и системно дидактическую специфику модульного обучения удалось исследовать и описать П.А. Юцявичене. Согласно взглядам данного автора, модульная система организации учебно-воспитательного процесса имеет некоторые отличия принципиального характера от традиционной системы. Содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. В основе такого обучения лежат субъект - субъективные отношения между учителем и учеником. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определённого уровня в учении. Наблюдается высокая степень адаптивности элементов к условиям педагогического процесса.

Цель модульного обучения (по П.А. Юцявичене):

Комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.

Ведущие принципы модульного обучения:

    Мобильность;

    Структуризацию содержания обучения;

    Динамичность;

    Действенность и оперативность знаний;

    Гибкость;

    Осознанную перспективу;

    Разносторонность методического консультирования;

    Паритетность;

Цель исследования: определить и обосновать основные элементы модульной технологии, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса на уроках биологии.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках биологии.

Предмет исследования: основные организационные и содержательные элементы модульной технологии.

Задачи исследования: охарактеризовать основные элементы модульной технологии.

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, школьной документации, моделирование, тестирование, анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ.

База: исследование проводилось на базе 7 класса 2005 – 2006 уч.г. и 2006 – 2007 уч.г .

Технология модульного обучения

Модульная технология – сочетание целей, принципов, способов проектирования, конструирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижения.

Ведущая характеристика технологии – гибкость – способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям. Это – и мобильность структуры модуля, и дифференциация содержания обучения, и вариативность методов обучения, и гибкость системы контроля и оценки, и индивидуализация учебно-познавательной деятельности обучаемых. Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, внутри которых учебный материал структурируется в виде системы учебных блоков (элементов). Эти блоки взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Эта гибкость основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Поскольку модульное обучение предполагает формирование навыков самообразования, весь процесс обучения строится на достижении ближних (знания, умения, навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Средство модульного обучения – модуль

Средство модульного обучения – модуль- это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа.

В модуль входят:

План действий с указанием конкретных целей;

Банк информации;

Методическое руководство по достижению указанных целей.

Это структурная единица целостной системы обучения.

Величина этой единицы зависит от уровня:

Уровень 1 – учебный элемент – модуль;

Уровень 2 – урок модуль;

Уровень 3 – блок уроков (тема);

Уровень 4 – предмет – модуль.

Методическая сущность модульной технологии.

Предоставление учащемуся центрального места в системе « учитель – ученик», перевод школьника из состояния объекта обучения и воспитания в состояние активной деятельности как субъекта жизни.

Основные характеристики модульной технологии.

Мотивация деятельности;

Паритетные отношения учителя и учеников;

возможность общения с товарищами;

Открытость конечных результатов деятельности и гарантированность их достижения;

- «мягкий» контроль в процессе освоения учебного содержания;

Психологический комфортный климат на уроке.

Общеучебные умения и навыки учащихся при модульной технологии.

Умение ставить цель своей деятельности и подчинять все свои действия этой цели;

Умение самостоятельно добывать знания, приобретать определенные специальные навыки;

Оценивать и анализировать свою деятельность;

Навыки самоконтроля, взаимоконтроля, учебного, делового общения, самообучения,

Умение работать в паре, группе, самостоятельно по алгоритму и творчески.

Роль учителя при модульном обучении.

    Составление модулей – инструкцией;

    Уточнение инструкций при практической работе с ними;

    Контроль знаний и коррекция умений и навыков.

Учитель должен точно сформулировать цель урока, задачи каждого этапа урока, разбить учебное содержание на отдельные логически завершенные учебные элементы, продумать алгоритм выполнения каждого из них, определить способы учебной деятельности учащихся, спрогнозировать результат, подготовить необходимое количество копий текста урока (технологическая карта должна быть у каждого ученика или хотя бы на каждой парте).

Элемент модульной технологии обучения – модульный урок.

Модульный урок состоит из двух академических часа. При составлении модульного урока, я использую следующие элементы:

    формулировка темы урока;

    определение и формулировка целей урока и конечных результатов обучения;

    разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы (УЭ);

    подбор необходимого фактического материала;

    определение способов учебной деятельности учащихся;

    отбор методов и форм преподавания и контроля;

    составления модуля данного урока.

Каждый учебный элемент в модульном уроке – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебный элемент (УЭ) не должно быть очень много (максимальное количество – 7), но я обязательно использую следующие:

    УЭ-0 – определяется интегрирующая цель по достижению результатов обучения.

    УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявление уровня исходных знаний по теме; задания по овладению новым материалом и т.д.

    УЭ-2 и т.д. – отработка учебного материала.

    УЭ-п (где п – номер последнего учебного материала) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным в зависимости от успешности работы с учетом оценки окружающих).

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формированное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и д.р. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Модуль может быть оформлен в виде следующей таблицы:

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и переменного состава. Форма посадки свободная, каждая из них имеет право выбора: один он будет работать или с кем- либо из товарищей.

Роль учителя на уроке заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке учеников.

« Деление клетки. Митоз».

Деление клетки. Митоз.

Цели:

    в результате овладения содержанием модулей вы будите знать о значении деления клетки для размножения, роста и развития организмов, о процессах, протекающих в клетке, формах бесполого размножения: митотическое деление клеток;

    развивать навыки самостоятельной учебной работы.

Оборудование:

    таблицы по общей биологии;

    таблица “Митоз”;

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Цели урока: в результате работы над модулем вы получите представление о деление клетки, митотическом делении, бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы

Внимательно прочитайте цель урока

Подготовка к работе

1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы:

    Почему живая клетка является основной единицей строения, жизнедеятельности и развития организмов?

    Имеются ли принципиальные различия в строения между клетками прокариот и эукариот?

    Какие вещества обуславливают индивидуальное развитие организмов?

    Какие задачи стоят перед клеточной и генной инженерией?

    Докажите, что клетка – структурная и функциональная единица живых организмов?

Работайте в группе

2. Обсудите результаты выполнения заданий.

Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Вместе с классом.

Ваша оценка__

Цель: получить представление о деление клетки, митоз.

1. Лекция “Деление клетки. Митоз”.

План лекции

    Деление клеток у одноклеточных организмов. Деление клеток многоклеточных организмов.

    Подготовка к делению.

Внимательно слушайте лекцию, выделяйте при записи новые термины.

Ваша оценка__

Цель: изучить бесполое и половое размножение.

1. Размножение организмов – основа существования вида и в целом жизни на Земле. (Беседа).

2. Формы размножения организмов (Рассказ с одновременной зарисовкой схемы с соответствующим названием).

(Самостоятельная работа с учебником)

3. Сравнение бесполого и полового размножения по следующим характеристикам:

    Число особей, участвующих в размножении;

    Образуются ли гаметы?

    У какого способа отсутствует мейоз?

    На кого похожи потомки?

    Для каких организмов характерны?

    Где быстрее происходит увеличение численности?

(Беседа по вопросам с записью ответов)

Работа самостоятельно с учебником и запись в тетрадь.

Самостоятельно с учебниками, запись схемы в тетради.

Самостоятельно составляют характеристику

4. Строение и функция половых клеток.

Сравниваемые признаки

Женские гаметы

Мужские гаметы

1. Форма и размеры

2. Особенности строения

3. Функции

Заполните самостоятельно таблицу

Вместе с классом.

Ваши оценки ___

Цель: определить качество знаний по изученной теме.

1. Ответьте на вопросы и выполните задания.

2. Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого?

3. Каковы основные формы размножения? Объясните их.

4. Выберите правильный ответ.

Клеточным центром называется:

а) Период жизни клетки в течение интерфазы.
б) Период от профазы до телофазы.
в) Период от деления до деления.
г) Период от появления клетки до ее смерти.

Какой из процессов предшествует митозу?

а) Исчезновение ядерной оболочки.
б) Удвоение хромосом.
в) Образование веретена деления.
г) Расхождение хромосом к полюсам клетки.

Сколько хроматид содержит пара гомологичных хромосом в метафазе митоза?

а) Четыре.
б) Две.
г) Восемь.

Наиболее продолжительна:

а) Метафаза.
б) Профаза.
г) Интерфаза.
д) Телофаза.

У каких из названных организмов преобладает бесполое размножение ?

а) Горох.
б) Акула.
в) Майский жук.
г) Амеба.

Самостоятельно дайте ответы на вопросы.

Выберите правильный ответ

5. Установите последовательность стадии митоза.

Ответ:_________________________________

Запишите в строчку “ответ”

6. Распределите события в соответствии с фазами клеточного цикла.

События

Фазы митоза

1. Синтез белков и удвоение хромосом

а) Профаза

2. Расположение хромосом по экватору, образование веретена деления

б) Метафаза

3. Образование новых ядер

в) Анафаза

4. Расхождение хромосом к полюсам

г) Телофаза

Спирализация хромосом, исчезновение ядерной мембраны

д) Интерфаза

Проверьте свою работы.

Правильные ответы:

    4 – в, б, а, а, г;

    5 – 2, 1, 4, 3;

    6 – 1-д, 2-б, 3-г, 4-в, 5-а.

Все четыре выполнены правильно – “5”.

Три задания выполнено правильно – “4”.

Два задания выполнено правильно – “3”.

Одно или все задания выполнены неправильно – “2”

Вместе с классом.

Самостоятельно.

Ваша оценка______

Подведите итоги урока.

1. Прочитайте цель урока.

2. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

4. Сдайте тетради на проверку учителю.

5. Если по итогам урока вы получили “5”, то вы освобождаетесь от домашнего задания. Если вы испытывали затруднения, допустили много ошибок, поработайте с учебником:

Индивидуально.

Вместе с классом.

Подчеркните нужное слово.

За помощью обращайтесь к учителю

Таким образом, при модульной технологии обучения реализуется принцип

уровневой дифференциации, что даёт возможность обучающимися усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

Преимущества и недостатки модульного обучения/

ГАОУ ДПО «Институт развития образования РТ»

Кафедра современных образовательных технологий

ТЕХНОЛОГИЯ БЛОЧНО - МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ

(ПРОЕКТНАЯ РАБОТА)

Выполнили: Миннигалеева Анастасия Николаевна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ «Рудницкая СОШ» Камско-Устьинского муниципального района РТ; Шарафуллина Миляуша Исламовна, учитель первой квалификационной категории биологии МБОУ «Школа №42» Приволжского района г. Казани

Руководитель: Павлова Ирина Равильевна, доцент кафедры современных образовательных технологий ГАОУ ДОП «Институт развития образования РТ», кандидат педагогических наук

г. Казань – 2016 год

Введение

Подготовка учителя к традиционному уроку заключается, как правило, в тщательном отборе учебного материала, установлении в нем логических связей, компоновке его в виде схематических таблиц удобных для наглядного восприятия учащихся и т.д. в этом случае школьникам достаточно легко усвоить предлагаемое учебное содержание, однако, такой материал не способствует развитию творческого потенциала личности.

В настоящее время творчески работающие учителя используют в своей практике инновационные педагогические технологии обучения. Одной из таких методик является технология блочно-модульного обучения.

Цель проекта: разработать цикл уроков биологии с применением технологии блочно-модульного обучения.

Задачи проекта:

Изучить историю возникновения технологии блочно-модульного обучения;

Рассмотреть методику подготовки урока по технологии блочно-модульного обучения

Разработать цикл уроков биологии с применением данной педагогической технологии.

Глава 1. Педагогическая технология блочно-модульного обучения

и ее особенности.

      История возникновения модульного обучения.

За последние десятилетия в педагоге созданы предпосылки индивидуализации обучения, повышения активности и самостоятельности учащихся. Одной из первых попыток удовлетворения индивидуализированных потребностей в обучении было, несомненно, создание программированного обучения

В шестидесятые годы ХХ века начались интенсивные поиски возможностей оптимизации процесса обучения. Заинтересованность различных исследователей модульным обучением обуславливалась стремлением достичь различных целей. Первые стремились разрешить обучаемому работать в удобном темпе, вторые – помочь ему определить свои возможности в усвоении знаний, третьи – гибко строить содержание обучения; четвертые – интегрировать различные виды и формы обучения; пятые – достичь высокого уровня в профессиональной деятельности.

Рождение идеи модульного обучения можно отнести к тому времени, когда С. Постлуайт предложил концепцию единиц содержания обучения, согласно которой малую порцию (единицу) учебного материала можно считать автономной теме и свободно интегрировать в программу занятий. Сначала С. Постлуайт называл эти единицы «микро курсами», затем – «мини-курсами». Содержание и объем определялись дидактическими задачами. Впервые мини-курсы были внедрены в университете Пардью (1969 г.), получив быстрое распространение в колледжах и университетах США.

С обобщением педагогического опыта, применение концепции единиц содержания обучения, были сформулированы обобщающее понятие «модуль» (лат. – modulus – функциональный узел), и, соответственно, «модульное обучение» (modular instruction). По мнению одного из его основателей - Дж. Рассела (1974 г.) – модуль (module) пакет, охватывающий одну концептуальную единицу учебного материала.

В зависимости от способов использования, содержание модулей может быть предназначено для индивидуального обучения студента или для обучения большой группы студентов с применением индивидуализированного методического подхода к каждому. По мнению Дж. Рассела, существование альтернативных модулей позволяет каждому, кто учится, выбрать подходящий для него модуль и изучить в удобное для него время в определенном темпе, что наиболее соответствует его личным способностям. В случае сложного учебного материала его изучение можно повторять при необходимости несколько раз. Важной чертой модульного обучения Дж. Рассел считает гибкость как для обучаемого, так и для педагога. Малые единицы материала (модули) могут группироваться в различные комплексы. Важной чертой модульного обучения, по мнению А. Алексюка, является свобода, предоставляемая учащимся, для самостоятельного изучения материала.

Первая попытка широкомасштабного практического применения модульного обучения студентов в педагогическом процессе высшего учебного заведения Украины осуществлена профессором А. Алексюком (Киевский университет им. Тараса Шевченко) (1989-90 уч.г.). Интересные попытки применить модульное обучение были сделаны в Литве (Институт повышения квалификации руководящих работников), а также в Вильнюсском университете и Каунасском политехническом институте. Педагогический опыт модульного обучения, полученный, в частности, в Приазовском техническом университете г. Мариуполя, позволил провести критический анализ традиционной дидактической системы по сравнению с модульным обучением. Этот анализ имеет в себе несомненный интерес, хотя отдельные его положения являются противоречивыми.

1.2 Модульное обучение. Что это такое?

Итак, что же такое модульное обучение и в чем его суть?

Обратимся к определениям.

Модульное (от лат. modulus – мера) обучение - организация образовательного процесса, при котором учебная информация разделяется на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модульное обучение способствует активизации самостоятельной учебной и практической деятельности учащихся. (Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009 )

Модульное обучение - технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособление к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо информирующих и контролирующих функций еще и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность изменять, дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания. (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999 )

В целом, в педагогической литературе модуль понимают как (по П.И. Третьякову, И.Б.Сенновскому) единицу учебной деятельности, включающую цель, содержание (текст, методы и формы обучения), планируемые результаты (знания, умения, навыки); часть содержания учебного курса (учебный материал и набор учебно-методических материалов)

Модульное обучение – это одна из педагогических технологий, которая, по сути, является личностно-ориентированной. Она позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся. Данная технология основывается на самостоятельном добывании школьниками знаний в процессе работы с учебной, научно-популярной и справочной литературой в результате обучения. Данная педагогическая технология позволяет совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Модульное обучение используется, чтобы решить проблемы обновления содержания школьного курса химии на базе его насыщения дополнительными сведениями и нахождения более эффективных методов изучения материала.

Важным достоинством данной технологии обучения является ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, «полного усвоения».

Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями.

Новая парадигма модульного обучения – ученик учится сам, учитель осуществляет мотивационное управление обучением. Меняется роль учителя. Она требует мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно «вести за руку» при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью.

Модульная технология обучения привлекает тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность учеников, освоение приемов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала.

Использование на уроках биологии модульной технологии обучения развивает индивидуальные способности каждого ученика, учит самостоятельно достигать конкретных целей в учебно-познавательной деятельности, самим определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях и умениях, осуществлять самоуправление учебной деятельностью.

На уроках модульного обучения присутствует элемент соревнования, что создает определенный стимул повышения познавательной активности учащихся.

Глава 2. Методика подготовки урока

по технологии модульного обучения

2.1.Постановка дидактических целей на уроках модульного обучения

Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.

В технологии модульного обучения существует три типа модулей :

Знаниевые модули (для изучения основ науки);

Операциональные модули (для формирования умений, навыков и способов деятельности);

Смешанные модули (направленные на формирование знаний, умений и навыков).

Модульная технология предусматривает создание положительных мотивов к обучению благодаря новизне содержания, занимательности, эмоциональному содержанию, организации учебного поиска, опоре на жизненный опыт, преодолению познавательных затруднений.

Каковы же должны быть действия при переходе на модульное обучение?

Прежде всего, необходимо разработать блочно-модульную программу изучения курса, предполагающую объединение различных форм учебной работы в единый блок уроков по теме. Необходимо использовать следующую последовательность действий при составлении модульной программы:

1. Определение комплексной цели обучения для учащихся и их формулирование (например, "В результате работы над модульной программой вы (ученик) будете уметь давать определения понятию… сравнивать объекты… объяснять… и т.д.").

2. Отбор содержания учебного материала и приемов учебной деятельности по овладению им.

3. Распределение содержанию по урокам с учетом принципов модульного обучения: определение исходного уровня владения учебным материалом (входной контроль); блок информации (теоретический материал темы); отработка содержания обучения (семинары, практикумы, лабораторные работы и т.п.); контроль усвоения знаний (итоговый контроль) и коррекция ошибок в усвоении этого содержания.

4. Подбор литературы для учащихся (указывается перечень обязательной и дополнительной литературы).

5. Написание модульной программы.

Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения при планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать весь учебный материал. После этого необходимо структурировать учебное содержание соответственно целям на определенные блоки. На основе этих блоков формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Из нее выделяют интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) для каждого отдельного блока (урока). Блок состоит из отдельных учебных элементов (УЭ), каждый из которых имеет свою частную дидактическую цель. Совокупность решения этих целей и обеспечивает достижение комплексной дидактической цели.

2.2 Методика подготовки урока по модульному обучению .

Другой элемент модульной технологии обучения – модульный урок.

Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов , т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. Составлению модуля занятия может помочь следующий алгоритм:

    Определение места модульного урока в теме.

    Формулировка темы урока.

    Определение и формулировка цели урока, в данном случае эта цель - интегрирующая, и конечных результатов обучения.

    Подбор необходимого фактического материала.

    Отбор методов и форм преподавания и контроля.

    Определение способов учебной деятельности учащихся.

    Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определение частной дидактической цели каждого из них.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих). Следует обратить внимание на разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые должны предполагать различные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно и письменно), заполнение таблиц, тестовые задания, работу с рисунками, как по учебнику, так и в дополнительной литературе; конспектирование учебного материала и др. в задания могут быть включены и работы логического характера: ребусы, кроссворды, загадки и др. задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность. Они ориентируют учащихся на работу с различными источниками знаний: текстами, рисунками, таблицами, схемами и т. д.

Для закрепления и проверки изученного материала применяются задания разных уровней сложности. Учащиеся могут выбрать их по своему усмотрению и желанию.

Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют ребятам максимально реализовать себя на уроке.

8. Составление информационной карты модуля данного урока.

9. Подготовка необходимого количества копий текста рабочих материалов, т.е. технологических карт урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Начиная работать с новым модулем, необходимо провести входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществлять текущий и промежуточный контроль после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.

При модульном обучении чаще используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая система по ряду признаков имеет большое сходство с количественной шкалой, но не является таковой. Рейтинг – это действительное число, которое получается путем набора очков (баллов). В конце учебного периода все очки суммируются, и получается рейтинговая оценка. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большей степенью достоверности характеризовать качество подготовленности учащегося по данной специальности. В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливается его рейтинг и сроки выполнения, т.е. основной принцип рейтингового контроля – это контроль и оценка знаний, умений и навыков с учетом их систематической работы.

Таким образом, при использовании модульной технологии обучения реализуется принцип уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт государственного образования, но и продвигаться на более высокий уровень обученности.

2.3. Роль учителя на уроке модульного обучения.

На уроке модульного обучения роль учителя сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач, к консультированию, помощи и поддержке учащихся. При этом учитель имеет возможность общаться на уроке с каждым учеником.

В заключение модульного урока подводятся итоги работы, ребята делают выводы по всем заданиям учебных элементов темы и сдают рабочие тетради на проверку. Учащиеся, справившиеся с заданиями раньше обозначенного времени, получают дополнительные баллы.

При проведении модульного урока практикуется объединение учащихся в группы, где должны работать несколько слабых и средних учеников и обязательно хотя бы один сильный ученик. Таким образом, в процессе работы сильный ученик помогает слабому и одновременно совершенствует свои знания.

Уроки с использованием модульной технологии проводятся сдвоенными. Практика показывает, что данную технологию с успехом можно вводить в среднем и старшем звене школы. Эффективность процесса обучения много выше, если ученик овладел приемами самообразования. Ведь основная задача учителя – научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, научить самостоятельно работать с различными источниками информации, развивать интеллектуальные способности учащихся.

В ходе модульного обучения осуществляется целенаправленное формирование и развитие приемов учебной деятельности. Учебное содержание здесь – средство для достижения целей этого важнейшего процесса.

В процессе изучения модуля учащиеся учатся самостоятельно добывать знания, работая с учебником и др. источникам информации. В результате учебной деятельности на уроках возрастает интерес к предмету, так как один вид деятельности сменяет другой.

Модульная технология обеспечивает преобразование учебного процесса из пассивного усвоения знаний в активный процесс формирования навыков и их применения в процессе обучения.

2.4. «Плюсы» и «минусы» технологии модульного обучения.

Преимущества данной технологии:

– самостоятельное получение знаний, развитие общих умений и навыков;

– урок четко структурирован и на каждый учебный элемент отведено определенное количество времени;

– каждый ученик работает с удобной для него скоростью, не смотря на предложенный учителем временной регламент;

– обеспечивается психологический комфорт учащихся (если ученик чего-то не знает, не может сразу найти нужную информацию, то коррекция знаний, предложенная в разработке, помогает справиться с проблемой);

– использование рефлексии (особое позитивное настроение вызывают комментарии в таблице оценок – «Ты молодец!», «Я тобой очень довольна!» и т.д., что повышает самооценку учащихся);

– форма урока создаёт условия успешности (практически все задания выполняются на «5» и «4»);

– возможно использование данной технологии в сочетании с другими технологиями.

Недостатки данной технологии:

– разработка урока требует большого объема времени (~1,5 часа);

– требуется большое количество бумаги, если задания выполняются на индивидуально распечатанных листах (можно выполнять задания в тетрадях).

1. Первый урок, проводимый по модульной технологии, должен быть не большим, не ёмким, т.к. ученики не адаптированы к такой форме работы и необходимо время на разъяснения, на знакомство со структурой урока.

2. Необходимо постоянно озвучивать ученикам временные промежутки, т.к. увлеченно выполняя какое-либо задание, они могут потратить слишком много времени и не успеть закончить работу.

3. Сверка с «ключом» ответов у учителя происходит за 5-7 мин до окончания урока (снижается возможность списывания); или поэтапно во время урока, если «ключ» разбит на отдельные учебные элементы.

4. Задания надо составлять таким образом, чтобы ответ ученика был четким и кратким (облегчает самопроверку учеников).

5. Учителю необходимо контролировать работу учащихся по ходу урока.

6. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать только элементы модульного обучения. Например, лекционную систему можно сочетать с модульной.

Глава 3 Цикл уроков биологии по теме «Развитие жизни на Земле» с применением технологии блочно-модульного обучения.

Данные уроки проводятся в 11 классе по теме «Развитие жизни на Земле». Основной материал детям знаком из курса биологии 9 класса.

Тема урока: Развитие жизни в архейскую, протерозойскую

и палеозойскую эру.

учебного элемента

Управление обучением.

Интегрирующая цель: в результате работы вы должны запомнить последовательность периодов развития органического мира; усвоить основные ароморфозы растений и животных в архее, протерозое и палеозое; изучить глобальные климатические изменения происходившие в эти эры, сформулировать вывод о влиянии организмов на развитие биосферы.

Выполнение тестового задания.

Цель: определить исходный уровень знаний об основных этапах эволюции растений и животных.

I .

II .

    Первые организмы возникли в:

а) почве; б) воздухе; в) воде.

2. Самый древний отдел растений?

в) водоросли.

3. Растения и животные перешли к наземному образу жизни под влиянием:

а) изменения освещенности;

б) периодического затопления водой участков суши и их последующего освобождения от воды;

в) изменения температуры окружающей среды.

4. Первыми наземными растениями были:

а) водоросли; б) псилофиты; в) мхи.

5. Почему мхи не заняли господствующего положения на Земле?

а) они медленно растут;

б) они живут в основном на болоте;

в) были вытеснены наиболее высокоорганизованными растениями – папоротниками.

6. Первые земноводные появились на Земле после:

а) птиц; б) рыб; в) пресмыкающихся.

7. Возможными предками земноводных могли быть:

а) ихтиозавры; б) кистеперые рыбы;

в) динозавры.

8. Переходной формой между пресмыкающимися и птицами является:

а) археоптерикс;

б) хвостатый летающий ящер;

в) динозавр.

9. Птицы и млекопитающие произошли от: а) рыб; б) земноводных;

в) пресмыкающихся.

10. Ископаемыми предками млекопитающих считают:

а) латимерию; б) зверозубого ящера;

в) стегоцефала.

III .

IV . Определи уровень своих знаний по схеме: 10 правильных ответов – высокий уровень, 8 – 9 правильных ответов – средний, менее 8 правильных ответов – низкий.

V. Проанализируй ошибки.

Работайте самостоятельно

в тетради.

Ответы возьмите у учителя.

Повторение изученного.

Цель: проверить знания учащихся о развитии жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.

    Подготовь ответы на вопросы домашнего задания (устно).

    По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды?

    Расскажите когда и как возникли первые организмы?

    какими организмами был представлен живой мир архейской эры?

Задание 1: (первый уровень сложности).

    В какую эру возникли на Земле живые организмы?

а) архей; б) протерозой; в) палеозой.

2. Какие организмы господствовали в протерозойскую эру?

а) прокариоты (бактерии и сине-зеленые водоросли);

б) эукариоты (водоросли, основные типы беспозвоночных);

в) псилофиты, все типы животных, кроме хордовых.

Задание 2: (второй уровень сложности).

    Каким типом питания могли обладать самые первые организмы в архейской эре и почему?

    какие организмы в это время могли быть производителями органических веществ?

    Какие организмы могли быть потребителями органических веществ?

III .

Работайте самостоятельно.

Работу выполняй письменно, в тетради.

Ответы возьмите у учителя.

Изучение нового материала.

Цель: самостоятельно изучите основные ароморфозы у растений и животных в палеозойскую эру; раскройте их значение для дальнейшей эволюции органического мира.

    Прочитайте внимательно § 14.2. в учебнике Захарова В.Б «Биология. Общие закономерности».

II . Рассмотрите рисунки 14.1, 14.2, 14.3 и обсудите в парах вопросы к § 14.2.

III . Заполните таблицу:

Развитие жизни в палеозойскую эру.

Период.

Природные условия на Земле.

Основные ароморфозы.

Кембрий

Ордовик

Силур

Девон

Карбон

Пермь

IV . Подготовьте (в парах) два сообщения о развитии жизни в раннем и позднем палеозое. Коротко представьте свои сообщения. Оцените работу друг друга.

Работайте самостоятельно.

Работайте в тетради.

Работайте в парах (устно).

УЭ – 4. Закрепление изученного материала.

Цель: проверить усвоение знаний о развитии жизни в палеозойскую эру.

I . Выполните задания:

Задание 3: (первый уровень сложности).

1. В каком периоде палеозойской эры растения вышли на сушу?

а) кембрий, б) ордовик, в) силур.

2. На какой период палеозойской эры приходиться расцвет земноводных?

а) силур, б) карбон, в) девон.

3. Какие растения господствовали в середине палеозоя?

а) семенные папоротники,

б) папоротникообразные,

в) водоросли и псилофиты.

Задание 4: (второй уровень сложности).

Рассмотрите рисунок. Как называются организмы, изображенные на нем? К каким систематическим группам они могут относиться?

Задание 5: (третий уровень сложности).

Прочитайте цитату: « В недрах теплого океана, под непригодной еще для дыхания атмосферой, миллиарды лет тому назад возникла жизнь – и, стремительно развиваясь, двинулась в свое будущее. Вот уже распространились в океане, а затем и в других условиях самые разнообразные живые существа. Появились зеленые растения – живые лаборатории по производству кислорода, питательных веществ и энергии для других организмов…»

Ответьте на вопросы:

а) Почему в вышеприведенных строчках возникновение жизни связывают с водной средой?

б) Какими особенностями строения должны были обладать первые организмы?

в) В чем проявилось ароморфозное развитие органического мира в ранних эрах?

II . Проверьте правильность ответов. Оцени свою работу.

Работай самостоятельно в тетради.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Правильный ответ на каждый вопрос – 2 балла, если ответ неточен – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.

Ответы возьмите у учителя.

Баллы занесите в лист контроля.

УЭ – 5 Подведение итогов.

I .

II .

Критерии оценок: Если вы набрали за урок 36 – 33 балла , то ваша оценка – «5», молодец! Если вы набрали – 32 – 26 баллов , то вы получаете – «4» , тоже хорошо. Если - 25 – 18 баллов , то «3» менее 18 баллов

Творческое задание:

Тема урока: Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий.

Управление обучением.

Интегрирующая цель: в результате работы вы должны усвоить основные ароморфозы и идиоадаптации растений и животных мезозое и кайнозое; изучить глобальные климатические изменения происходившие в эти эры, сформулировать вывод о влиянии организмов на развитие биосферы.

Тема и цель урока записаны на доске.

Выполнение тестового задания.

Вводный контроль.

Цель: определить уровень знаний об основных этапах эволюции растений и животных в ранние эры развития органического мира.

I . Запишите в тетради дату и название темы урока.

II . Выполните тестовую работу по теме «Эволюция органического мира». Ответы запишите в тетрадь.

    Архейская эра началась:

а) 4,5 млрд. лет назад;

б) 3,5 млрд. лет назад;

в) 2,5 млрд. лет назад.

2. Палеозойская эра длилась:

а) 2 млрд. лет;

б) 900 млн. лет;

в) 350 млн. лет.

3. Выход растений на сушу произошел в:

а) ордовике, б) силуре, в) девоне.

4. Первичными наземными споровыми растениями были:

а) мхи, б) папоротники, в) псилофиты.

5. Переходной формой между земноводными и рептилиями были:

а) стегоцефалы, б) динозавры, в) зверозубые ящеры.

6. Впервые семенами стали размножаться:

7. Выход животных на сушу произошел:

а) в карбоне, б) в девоне, в) в Перми.

8. Основной ароморфоз, позволивший растениям освоить сушу:

а) дифференцировка тканей, б) появление корня, в) размножение спорами.

9. Расцвет покрытосеменных совпал с расцветом: а) насекомых, б) рептилий,

в) папоротников.

10. Трилобиты были широко распространены:

а) протерозое, б) мезозое, в) палеозое.

11. Впервые легочное дыхание появилось:

а) у кистеперых раб, б) бесчелюстных рыб,

в) земноводных.

12. Первые теплокровные животные появились:

а) в палеозое, б) в кайнозое, в) в мезозое.

III . Проверь правильность выполнения тестовой работы.

IV . Определи уровень своих знаний по схеме: 12 правильных ответов – высокий уровень, 10 – 8 правильных ответов – средний, менее 7 правильных ответов – низкий.

V. Проанализируй ошибки.

Работайте самостоятельно

в тетради.

Ответы возьмите у учителя.

Свои баллы занесите в лист контроля.

Изучение нового материала.

Цель: получить представление о развитии органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры; самостоятельно изучить основные ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных того периода.

    Прочитайте текст § 14.3, 14.4.

II . Изучите рисунки 14.4, 14.5, 14.6, 14.7.

III . Выполните (устно) задания:

    Известно, что одни организмы «подготавливали» появление, расцвет и вымирание других организмов. Найдите в тексте §-ов примеры такого взаимодействия организмов.

    Как деятельность человека отразилась на вымирании многих млекопитающих?

    Выполните задания (письменно).

Задание 1: (первый уровень сложности).

    Когда началось господство пресмыкающихся?

а) в конце палеозоя, б) в начале мезозоя,

в) в середине мезозоя.

2. В какой период достигли биологического прогресса динозавры? а) триас, б) юра, в) мел.

3. Когда достигли биологического прогресса голосеменные растения? а) в конце палеозоя,

б) в течение всей мезозойской эры, в) в середине мезозоя.

4. Когда появились первые млекопитающие?

а) в Перми, б) в триасе, в) в юре, г) в меле.

Задание 2: (второй уровень сложности).

1. Ответьте на вопросы (письменно): Почему пресмыкающиеся в начале мезозоя стали властелинами суши?

2. Какие частные приспособления обеспечили заселение древними пресмыкающимися различных сред обитания?

3. Закончите заполнение таблицы, начатой на прошлых уроках.

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

Период.

Природные условия на Земле.

Основные ароморфозы.

IV . Мезозойс кая эра.

V . Кайнозой ская эра.

Третичный период

Четвертичный период

III . Проверьте правильность выполнения заданий. Оцените работу. Проанализируйте свои ошибки.

Работайте самостоятельно.

Работу выполняйте в парах.

Правильный ответ – 2 балла.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Каждый правильный ответ – 2 балла.

Заполнение каждого периода – 1 балл.

Ответы возьмите у учителя.

Закрепление изученного.

Мягкий контроль.

Цель: проверить усвоение знаний об эволюции органического мира в мезозойскую и кайнозойскую эры.

I . Выполните письменно задания.

Задание 3 (первый уровень сложности).

Рассмотрите рисунок. Напишите название каждого животного.

Задание 4. Используя учебник, ответьте на вопрос: какие виды млекопитающих вступили на путь биологического регресса в кайнозойскую эру и почему?

Задание 5. (второй уровень сложности).

Прочитайте суждения и определите, о какой эре (периоде) идет речь.

1. «Наличие большого количества графита в горных породах этой эры позволяет предполагать бурное развитие одноклеточных водорослей и бактерий. Происходили горообразовательные процессы, действовали вулканы».

2. «В этой эре процветали многоклеточные зеленые водоросли, среди них были как плавающие, так и прикрепленные ко дну – от них в дальнейшем возникли формы с расчлененным телом. Животные были представлены простейшими и кишечнополостными».

3. «Суша в это время была практически не освоена, т.к. не было еще почвы, жизнь обильно развивалась в морях, где преобладали зеленые, красные водоросли. Из животных наибольшее распространение получили членистоногие трилобиты».

4. «Данный период отличается относительно мягким климатом, обусловившим развитие покрытосеменных растений. Большого развития достигли насекомые и рептилии. Пресмыкающиеся заняли всю планету».

5. «Эра характеризуется резко континентальным засушливым климатом и усиленной вулканической деятельностью. Вымирают трилобиты и земноводные. Появляются головоногие моллюски и пресмыкающиеся».

6. «В результате геологических изменений поверхность Земли в этой эре примерно соответствовала современной. В морях появились китообразные и морские ластоногие млекопитающие. На суше продолжалось развитие покрытосеменных растений, появились злаки».

II . Проверьте правильность ответов. Оцените свою работу.

Работайте самостоятельно.

Работайте в тетради.

Правильное название каждого животного – 1 балл.

Работайте в парах (устно).

Правильное задание – 2 балл.

Работайте в паре, ответы запишите в тетради.

Каждый правильный ответ – 2 балла.

Ответы возьмите у учителя.

УЭ – 4 Подведение итогов.

I . Прочитайте интегрирующую цель урока. Достигли ли вы этой цели?

II . Сосчитайте баллы, полученные вами за урок. Поставьте оценку, которую вы получили.

Критерии оценок: Если вы набрали за урок 37 – 33 балла , то ваша оценка – «5», молодец! Если вы набрали – 32 – 26 баллов , то вы получаете – «4» , тоже хорошо. Если - 25 – 18 баллов , то «3» , необходимо повторить материал прошедших § -ов. Если вы набрали менее 18 баллов , то, к сожалению, ваша оценка «2». Срочно восполните пробел в знаниях!

Дифференцированное домашнее задание: если вы получили за урок «5», то вам задания нет; если «4» - повторите таблицу «Развитие органического мира», если «3» и менее, то вы плохо знаете тему, повторите материал § 14.1 – 14.3 и записи в тетради.

Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Развитие органического мира».

Практика использования модульного обучения показала, что :

1. она экономна во времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного;

    данная технология применима в группах и при индивидуальном обучении;

    данная технология позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащихся, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом стандартом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ученика; применение данной формы работы позволило повысить успеваемость в классах до 100 %, а качество – до 80-85 %.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.

    http://pedtehno.ru/pedagogichiskie_technology?term_node_tid_depth=605

    http://studopedia.su/4_18396_tehnologiya-modulnogo-obucheniya.html

    Галеева Л.Н. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006г.

    Гузеев В.В. Поколения образовательных технологий: «Традиционные методики», Модульно-блочные и цельноблочные технологии. Ж.: Химия в школе. №9 – 2003 г.

    Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. Библиотека журнала «Директор школы», №4 – 2006г.

    Иноземцева Н.А. Клетка – структурная единица живого. Модульное планирование темы. Ж.: Биология в школе №2 – 2003 г.

    Козлович Ю.П. Модульная технология: изучение полисахаридов. Ж. Химия в школе - №3-2004г.

    Лернер Г.И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений. Ж.: Биология в школе. №1 – 2003 г.

    Митрофаненкова Л.В., Улитина С.Н. Модульные технологии обучения. Пособие.

    Соколова В.В. «Развитие жизни на Земле». Блочно-модульная технология обучения. Ж.: Биология в школе. №7-2001г.

    Фадеева Т.П. Модульный урок по теме «Побег». Ж. Биология в школе. №1 - 2004г.

Цель урока:в результате овладения содержанием модуля вы узнаете признаки отрядов – бабочки,равнокрылые;продолжите развивать навыки самостоятельной работы; научитесь подсчитывать количество баллов.

Изучение нового материала.

Цель: получить представление о чешуекрылых.

Подготовка к работе.

    Откройте учебник на стр.77

    Найдите параграф 18.

    В тетрадях запишите подзаголовок «Характеристика отряда чешуекрылых (бабочек)»

    Читая текст,ответьте на вопросы.Ответы запишите в тетрадь.

    Почему отряд бабочек называется чешуекрылые?

    Сколько крыльев у бабочек?

    Рассмотрите расположение чешуек по рис.62-63.

    Что расположено на голове у бабочек? Обратите внимание на рис.64,стр 78.

    На какие две группы можно подразделить бабочек?

    На рис.65-66.стр.79 изучите дневных и ночных бабочек и запишите по 2 представителя каждой группы в тетрадь.

    Сколько видов бабочек насчитывается?

    Улетают ли бабочки на зимовку в южные страны?

    Какие бабочки могут зимовать во взрослом состоянии?

    Как происходит развитие бабочек?

    Какой ротовой аппарат у гусеницы?

    Как гусеницы могут защищаться от врагов?

    На рис.80 найдите подзаголовок «Значение бабочек в природе».Прочитайте ничего не записывая.

Изучение нового материала.

Цель: изучить отряд равнокрылые.

Подготовка к работе.

    Откройте учебник на стр.81

    Найдите подзаголовок « Равнокрылые».

    В тетради запишитепосередине «Характеристика отряда равнокрылые»

    Читая текст,ответьтена вопросы.Ответы запишите в тетрадь.

    Чем питаются равнокрылые и какой ротовой аппарат?

    Сколько крыльев и какие они?

    У всех ли есть глаза?

    Рассмотрите рис.69.стр81.запишите представителей.

    Кто из равнокрылых вредит сельскохозяйственной деятельности человека?

    Почему муравьи разводят тдю?(ответ не записывать)

    Назвать насекомых,которые сокращают численность тлей.

Если вы справились со всеми заданиями,а другие еще работают.откройте стр 84.Найдите рубрику «Знаете ли вы что».Прочитайте.

Закрепление изученного материала.

Цель: проверитьусвоение знаний об отрядах насекомых.

    Обсудите результаты работы.

    Сверьте правильность ответов по приложению.

    За каждый правильный ответ поставьте 1 балл.

    Подсчитайте количество баллов,запишитев тетрадь.

    Выполните задание.

    Чешуйками покрыты крылья:а)бабочек;б)равнокрылых;в)клопов.

    Ротовой аппарат бабочки:а)сосущий;б)лижущий;в)колюще – сосущий.

    К отряду равнокрылые относится:а)тля;б)водомерка;в)майский жук.

    Вредят полевым.садовым,огородным и лесным растениям:а)гусеницы бабочек;б)взрослые бабочки.

    К какому отряду относится насекомое,имеющее:2 пары прозрачных крыльев,передние развиты лучше,у некоторых задних крыльев нет,не у всех есть глаза:а)равнокрылые;б)бабочки;в)стрекозы.

За каждый правильный ответ теста поставьте по 1 баллу.

Подсчитайте общее количество баллов,запишите в тетрадь.

Если вы набрали 18-20 баллов----оценка «5»

Если вы набрали 16-17 балла--- оценка «4»

Если вы набрали 10-15 баллов---оценка «3»

Если вы набрали меньше 10 баллов ---неудовлетворительно,не огорчайся,постарайся на следующем уроке набрать больше баллов.

Выберите домашнее задание.

1. Если за работу на уроке вы получили оценку»5»,то освобождаетесь от домашнего задания.

2. Если вы испытывали затруднения,допускали много ошибок.прочитайте еще раз параграф 18 (стр.77-78),ответь на вопросы в конце параграфа(стр 84)