Табакаева Елена Леонидовна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная школа – Детский сад №11», г.Зима
Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
по ФГОС, их виды и реализация»
Цель: трансляция опыта применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе по ФГОС.
1) Познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье обучающихся.
2) Показать практическую значимость использования здоровьесберегающих методов и приёмов в образовательной деятельности.
3)Убедить в целесообразности использования элементов здоровьесберегающих технологий в практической деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, электронная презентация, капсулы с эфирным маслом апельсина, памятки «Влияние эфирных масел на энергетику человека», маркеры, листы бумаги, буклеты с психологическими зарядками, картинки — опоры, зонт с открытками, песня, звуковое сопровождение для упражнений.
Методы работы с аудиторией: эвристическая беседа, практическое выполнение упражнений.
Ход мастер — класса:
- Организационный момент.
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс
Еще раз всем здравствуйте, уважаемые коллеги!
И начнем мы с вами с высказываний великих людей.
СЛАЙД с высказываниями
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда
.
Конфуций
“Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум”
(Геродот)
О чём эти высказывания?
Как вы их понимаете?
Актуальны ли они на сегодняшний день?
2.Эмоциональный настрой.
2.1. Для поднятия настроения, снятия напряжения я применяю ароматерапию.
Я выбрала запах апельсина, который помогает согреться, забыть о зимней стуже и неприятностях, тонизирует нервную систему, снимает депрессию, повышает работоспособность.
2.2. Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»
Участникам предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
- Обоснование проблемы.
Фокус- группа. Вам я предлагаю опровергнуть переместительный закон сложения. Вы его помните? Попробуйте составить формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменится и обосновать своё решение.
(разделить учителей на 2 группы по 3- 4 человека, на столе листы А-4, и ручки)
(Формула жизни: Жизнь = здоровье + семья + работа, учеба + друзья.) СЛАЙД
Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только сумма “жизнь” изменится, изменится и ее качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
ВЫВОД — Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является – одной из главных жизненных ценностей человека.
Если Вы сегодня пришли на мой мастер – класс, значит проблема сохранения здоровья школьников для вас актуальна.
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей. У каждого третьего первоклассника имеется какое-либо заболевание или отклонение.
Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения.
Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров и телевизоров, не знают простейших правил гигиены зрения, пишут и читают при неправильном освещении – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Второй проблемой, названы нарушения осанки.
Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, осанка искривляется.
Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников.
Вопросы здоровьесбережения в федеральных документах:
Актуальность рассматриваемой нами темы отмечена и в государственных законах, которые регламентируют сегодня образовательную деятельность
В первую очередь это закон «Об образовании РФ» 273-ФЗ,
который отмечает, что включает в себя охрана здоровья обучающихся, какие условия должна создать образовательная организация в своей деятельности,
Отмечена важность их применения и во втором документе, на который опирается современная система образования – в федеральном государственном образовательном стандарте.
В нём учитываются образовательные потребности всех обучающихся, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.
- Здоровый ученик – успешный ученик
Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Для того чтобы сформировать данное качество у детей, и применяются здоровьесберегающие технологии в начальной школе, которые определяются как система мер по укреплению и сохранению здоровья детей, в которой учтены главнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, влияющие на состояние здоровья.
Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе. НО поможете мне в этом вы уважаемые коллеги!
4.1. Работа в парах. Составление кластера. (Раздать листы, клей, картинки- опоры)
Я предлагаю составить кластер и ответить на вопрос — Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока?
А сформулировать факторы вам помогут картинки -опоры
ВЫВОД- Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
— двигательная активность
— психологическое здоровье школьника
— творческий характер процесса обучения
— использование оздоровительной силы природы
— использование технологий, имеющих здоровье сберегающий ресурс
- Разнообразные виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе можно объединить в три блока:
направленные на соблюдение гигиенических требований;
организующие рациональную физическую активность;
другие психолого-педагогические технологии.
Первый блок: обеспечиваем гигиенически оптимальные условия
В первую очередь в классе должна быть комфортная температура, и достаточным уровнем освещения. Все эти требования содержатся в нормах СанПиН.
Во-вторых, дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение.
Для этого я обычно использую физминутки, пальчиковую, дыхательную, глазную гимнастику. Такие оздоровительные моменты, регулярно включаемые в урок, дают хороший эффект. СЛАЙД
В-третьих, на уроке нужно использовать несколько видов деятельности. А значит — не должно быть длительной монотонной работы, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание.
В-четвёртых, дети на уроке могут получать знания с помощью различных способов. Необходимо включать в урок практические методы.
В-пятых, очень важен для сохранения работоспособности психологический климат. А это: комфортной атмосферой, доброжелательностью во взаимоотношениях учителя и учеников, направленностью на сотрудничество.
В этом учителю хорошо помогают улыбка и юмор.
Включение в урок небольшой шутки, поговорки, весёлой иллюстрации или музыкальной минутки позволяет быстро и легко снять напряжение от утомительной монотонной деятельности, выполняя роль эмоциональной разрядки.
Второй блок: организуем обучение и физическую активность отмечает четыре важных момента в построении урока, включающего здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Момент первый: интересно — значит неутомительно! (на слайде)
— Педагог предотвращает у детей усталость от образовательного процесса.
Момент второй: вижу, слышу, пробую! (на слайде)
— Использует в работе разные варианты подачи материала, чтобы облегчить обучение для всех детей.
Момент третий: учет зоны работоспособности. (на слайде)
— Учитывая зоны работоспособности, составляет расписание,
Момент четвёртый: распределение интенсивности умственной нагрузки. (на слайде)
Поддерживает оптимальную работоспособность учащихся.
Третий блок: психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Включает использование на уроке элементов, снимающих эмоциональное напряжение:
игровые технологии;
обучающие интерактивные программы;
оригинальные задания и задачи;
введение в урок отступлений.
Создание благоприятного психологического климата на уроке:
доброжелательный стиль общения; увлекательная беседа;
интерес к каждому мнению;
тактичное замечание и спокойная реакция на ошибки;
стимулирование к самостоятельной деятельности;
тонкий юмор.
Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для сохранения и укрепления здоровья школьников.
А также давайте не будем забывать, что в школе необходимо оберегать здоровье не только детей, но и учителя. Ведь, как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников. А ведь от того, с каким здоровьем, настроением, с какими эмоциями входит учитель в класс зависит успешность, здоровье и настроение учеников.
Поэтому сегодня я вам предлагаю урок здоровья для нас с вами.
А методы и приёмы, которые мы будем использовать сегодня сами можно успешно включать на любых уроках для обучающихся. Мы все мечтаем о том, чтобы у нас было хорошее здоровье.
- Практическая часть.
- Приобретение практических навыков избавления от отрицательных эмоций.
Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья учителя выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение.
Энергетические упражнения —- помогают избавиться от всякого рода «энергетического мусора», предотвращая его накапливание. Я применяю энергетические упражнения, которые подходят для детей младшего школьного возраста.
После таких энергетических минуток дети становятся заметно веселее и бодрее, проходит вялость и усталость.
- Хлопки в ладоши парами.
- Стоя, потрясли руками, сбросили отрицательные чувства, посмотрели в окно – какая хорошая погода! Улыбнулись друг другу, сели.
- Потерли ладони, сделали шар, выкинули его, стряхнули с ладоней пыль.
- Подняли руки с открытыми ладонями вверх, взяли тепло от солнышка, закрыли лицо руками, (глаза закрыты), стали энергичными, сильными.
- Потянулись, кости затрещали, резко выдохнули Фуф! Ну и денек!
- Снегопад. Ловим воображаемые снежинки, может на себе, друг на друге. Подарили «букет» соседу.
- Увидели летающую тарелку, поморгали от удивления, помотали головой. Вот это да-а!
- Приложили руки к сердцу, раскрыли, подули на ладошки, подарили тепло и любовь всему миру.
- Показываем жестами: много подарков! Ура! Все отлично! Совсем худой! Этого не может быть! И т.д.
- Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».
Помните, тот, кто смеётся, живёт долго
Упражнение « Минута шалости»
Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить : каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает и т. п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям
- Голос – драгоценный дар природы.
Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.
Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.
Но учителю энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.
Например, можно трансформировать в энергию певческого звука.
Интереснейшее и перспективное направление, которое используется в лечебных и оздоровительных целях, — музыкотерапия.
Часто на уроках я использую упражнение-звукоподражание. Психологи рекомендуют пропевать гласные звуки, и оказывается, что
«Ее-ее-ее» – тренирует горло
Звук «м-м-м» снимает стресс и дает полностью расслабиться.
Звук «а-а-а» немедленно вызывает расслабление
Звук «и-и-и» — самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма, повышает настроение, чувства благополучия
Звук «о-о-о» — горло лечит, средство мгновенной настройки организма.
Звук «ы-ы-ы»
– лечит уши, улучшает дыхание;
Звук «э-э-э»
– улучшает работу головного мозга.
Участники тонируют на удобной для них ноте. (Этот мир придуман не нами…)
Вывод — За короткое время мы сняли стресс, расслабились, полечили горло, уши, улучшили дыхание, работу головного мозга, улучшили настроение.
- Упражнение «Поздравление».
Если вы хотите удвоить, усилить чувство радости – тоже пишите на бумаге. Пожалуйста, подойдите ко мне и выберите себе открытку. (участники тянутся за открыткой вверх как можно выше. Открытки подвешены на зонтике и поднимаются в зависимости от роста человека).
— Вы встали на цыпочки, потянулись, ещё раз потянулись, тем самым заставили работать мышцы спины, «потянули» позвоночник.
Такой прием позволяет предупредить нарушение осанки и возникновение сколиозов.
— Загляните теперь в открытку. Напишите пожелание друг другу в предстоящий праздник День матери
Думаю, вы это сделаете с удовольствием.
Еще просьба — пожелание напишите в течение 1 минуты.
— Я думаю, что вы в числе всего прочего пожелали всем и себе здоровья.
- Упражнение — рефлексия «Изобрази эмоцию».
Я думаю, мы не напрасно провели с вами время и каждый из вас в испытал разные эмоции. Я предлагаю изобразить эмоцию, присущую вам в данный момент. А поможет вам в этом звуковое сопровождение. Я включаю звук эмоции, если она ваша, вы встаете и её изображаете.
Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение!
- Благодарю всех за работу! Пожелание:
Желаю Вам никогда не забывать о своем здоровье, беречь его и заботиться о себе! Будете здоровыми – будете счастливыми!
Здоровьесберегающие технологии в школе
Подготовила: учитель начальных классов Соколова Н.Е.
Всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединились в его деятельности. (К. Д. Ушинский )
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский .
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
- в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Здоровьесберегающее обучение
- направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
- опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации)
- достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
- приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
- Стретчинг
- Витаминизация и аромотерапия
- Динамические паузы
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика пальчиковая
- Гимнастика для глаз- самокоррекция
- Гимнастика дыхательная
- Гимнастика бодрящая
- Организация работы в режиме смены позы
- Физкультурные занятия
- Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
- Занятия из серии «Здоровье»-Валеология
- Самомассаж
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная
организация урока .
Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
в школе;Занятия активно-двигательного характера : динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Релаксация
Релаксация - это расслабление после напряженной умственной дея-тельности.
Цель её - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вы-звать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала.
Для релаксации могут быть использованы различного рода движения, игры, шутки, пение, танцы.
динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений,
чтобы снять усталость.
Достаточно всего 3-4 упражнений,
чтобы снять усталость.
Требования к проведению физкультминуток
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
- Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Литература
- 1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
- 2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
- 3. Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.
- 4. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии.- Учитель 2009 г.
- http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровье сберегающие технологии в школе».
- http://www.za-partoi.ru/
Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии, критерии оптимальной организации урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе
« Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы! » Н.К. Смирнов
Карта здоровья учащихся 1 классов
«Здоровьесберегающ ие образовательные технологи и – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся ”. Н.К.Смирнов
Здоровьесберегающие технологии: - технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; - технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; - психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности
У РОК Основная структурная единица учебной работы с учащимися. Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы.
Основные требования к организации обучения в 1 классе «Ступенчатый» режим обучения Отсутствие бального оценивания знаний Отсутствие домашних заданий
Основные критерии оптимальной организации урока Психологи- ческий климат Физ- минутки 2 -3 за урок Чередование позы Место и длитель- ность ТСО Эмоциональная разрядка 2-3 Чередование видов препо- давания через 10-15мин. Число видов преподавания н е менее 3 Продолжи тель ность и частота видов деятельности 7- 10мин. Виды учебной деятельности 4-7 Урок
Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для улучшения мозгового кровообращения; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; упражнения для мобилизации внимания; упражнения, корректирующие осанку; дыхательная гимнастика
Упражнения для снятия общего или локального утомления
Упражнения для кистей рук
Гимнастика для глаз
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках Непрерывная длительность (мин.), не более 1-2 классы 3-4 классы Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения 10 15 Просмотр телепередач 15 20 Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения 15 20 Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой 15 15 Прослушивание аудиозаписи 20 20
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения: личностно-ориентированное обучение (проектная деятельность); дифференцированное обучение; проблемное обучение; игровые технологии; коммуникативные (интерактивные формы обучения)
Направления внеурочной деятельности: духовно - нравственное общеинтеллектуальное общекультурное спортивно - оздоровительное
Факультативный курс «Школа безопасности»
Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову) - Смотрите на вещи оптимистично - Стремитесь побороть страх - Найдите время побыть наедине с собой - Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого - Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно - Не оказывайте давление на своих детей - Не говорите: «Я этого не могу сделать» - Используйте возможность выступить с речью - Помните: маленькие радости в ваших руках - Не забывайте, что вы красивы
ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ 1. Соблюдайте режим дня! 2. Обращайте больше внимания на питание! 3. Больше двигайтесь! 4. Спите в прохладной комнате! 5. Не гасите в себе гнев, дайте ему вырваться наружу! 6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью! 7. Гоните прочь уныние и хандру! 8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма! 9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций! 10. Желайте себе и окружающим больше добра!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Поговорим о здоровье. Динамическая пауза между уроками. Использование здоровьесберегающих технологий с внедрением ФГОС нового поколения. (Из опыта работы).»
Динамическая пауза - активный отдых учащихся на свежем воздухе. Проведение во время динамической паузы подвижных игр на улице обеспечивает решение одной из важнейших задач по укрепле...
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.
В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....
Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС
презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы санаторная школа-интернат № 32
Департамента социальной защиты населения города Москвы
(Выступление на педагогическом совете школы)
подготовила
учитель начальных классов
Иванова Наталья Геннадьевна
г. Москва
2014
1 слайд
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
2 слайд
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос:
« Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий
счастливее больного короля
».
3 слайд
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных-педагогов Николай Иванович Пирогов, « всё будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему»
4 слайд
В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного,
Владимир Филиппович Базарный (род. 4 мая 1942, с. Юрковцы, Талаевский район, Сумская область, УССР, СССР) - российский учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики.
включающая в себя:
основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, использование конторок, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление.
Изучив методику В.Ф.Базарного по охране и укреплению здоровья детей, я приняла во внимание, что формирование у учащихся тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя. Всё это достигается за счёт разработки настольной конторки, установленной на стандартный стол.
Занимаясь по технологии В.Ф.Базарного, могу сделать вывод: дети отличаются свободой суждений, наблюдается повышенный интерес к изучаемым предметам, увеличения объёма выполняемых работ в классе.
В.Ф.Базарный называет ещё одну из биологических предпосылок нормального развития – это пространство. Пространство, говорит он,- это высшая свобода моторики. . А что мы делаем? Мы заключаем детей с 6-7 лет в бетонные тупики. И ещё в 30- сантиметровые книжные тупики. Вне пространства дети впадают в состояние хронической угнетённости. Не говоря уже о чёрно-белой палитре большинства наших книг. А мозг человека, и в первую очередь ребёнка, настроен на многоцветье. Сильное впечатление производит на меня идея В.Ф.Базарного об экологическом букваре – это натянутое на стену полотно (2 Х 3 м). На нём изображается сельский пейзаж: река, уходящая за горизонт, берёза, вдали – село. Экологическая стенка меняется с приходом нового времени года - осень, зима, весна, лето.
Продумывая урок, я планирую, где можно использовать материал экологической стенки, подойти к ней детям, предложить индивидуальные задания.
5 слайд
Какие же ориентиры я использую на уроках?
Cлайд 1
Cлайд 2
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия. Современная школа и состояние здоровья школьников.Cлайд 3
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции: значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их осталось не более 10 – 12%); стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50 – 60 % школьников; резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей; увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% школьников 5 и более диагнозов).Cлайд 4
Статистические данные о здоровье учеников школы №164 (из отчета мед.кабинета за 2007 г.)Cлайд 5
К важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся: стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся; недостаток физической активности учащихся; перегруженность учебных программ; невозможность реализовать индивидуальный подход к учащимся; несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса; неправильная организация питания учащихся в школе; недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов; низкий уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.Cлайд 6
Проблемам, связанным со здоровьем учащихся, соответствуют задачи в этой области, стоящие перед школой: снятие учебных перегрузок, приводящих их к состоянию переутомления; организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии; организация правильного питания школьников во время их пребывания в школе; профилактика школьных болезней; охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение стрессов, распространения вредных привычек, зависимостей и т.д.)Cлайд 7
Здоровьесберегающие образовательные технологии – то, что делают педагоги, медики, и другие специалисты школы для защиты здоровья учащихся и своего собственного от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом. Здоровьесберегающая педагогика – педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья. Здоровьесберегающее пространство школы – это территория грамотной, комплексной и неустанной заботы каждого о своём здоровье и о здоровье другого.Cлайд 8
Здоровьесберегающие технологии предполагают консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение формирование и укрепление здоровья учащихся.Cлайд 9
Принципы здоровьесберегающей педагогики: принцип ненанесения вреда. принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся; принцип триединого представления о здоровье; принцип непрерывности и преемственности; принцип индивидуального подхода к учащимся; принцип соответствия содержания обучения возрастным особенностям учащихся; комплексный междисциплинарный подход; принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих воздействий; приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными; приоритет активных методов обучения; принцип охранительной и тренирующей стратегии; принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье; принцип отсроченного результата; принцип контроля за результатами;Cлайд 10
Приоритет здоровья ШКОЛА, работающая по принципам здоровьесберегающей педагогики Диагностика и мониторинг здоровья и здоровье- сберегающей работы школы Учебно- воспитательные технологии Организационно- педагогические технологии Психолого- педагогические технологии Здоровьесберегающие образовательные технологии Обратная связь Обратная связь Лечебно- образовательные технологии Социально- адаптирующие технологии Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихсяCлайд 11
Возможные пути решения проблемы организации физической активности учащихся и профилактики гиподинамии: увеличение количества уроков физкультуры; изменение содержания уроков физкультуры, превращая их в «тропинки здоровья»; использование на уроках физкультминуток и проведение подвижных перемен; проведение занятий для детей с ограничениями по здоровью. обучение учителей-предметников технологиям, способствующим снятию у школьников мышечных зажимов и уменьшающим гиподинамию; предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале, бассейне и на спортплощадках школы во внеурочное время.Cлайд 12
Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. К физкультурно-оздоровительным технологиям относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового тренированного человека от физически слабого.Cлайд 13
Организация физической активности учащихся и профилактика гиподинамии в нашей школе имеет систему: Уроки физкультуры. Физкультминутки на уроках. Занятия в секциях ОДОД (баскетбол, волейбол, тхэквандо) Занятия в бассейне. Спортивные праздники. Спортивные соревнования Участие в городских и районных соревнованиях. Занятия одарённых детей в спортивных школах и клубах района.Cлайд 14
Методология воспитания культуры здоровья школьников основана на: обеспечении их грамотности в вопросах здоровья, формировании мотивации на ведение здорового образа жизни, воспитании ответственности за собственное здоровье и здоровье своих близких.Cлайд 15
Необходимый уровень грамотности в вопросах здоровья может быть достигнут путём интеграции вопросов здоровья в содержание большинства школьных программ (в первую очередь – ОБЖ, биологии, физкультуры).Cлайд 16
Здоровьесберегающая педагогика – это готовность и способность школы обеспечить высокий уровень образовательной деятельности без ущерба для здоровья учащихся.Cлайд 17
Идеальная школа Школа, целенаправленно создающая здоровьесберегающее пространство (процесс бесконечный) Все радует глаз: лица школьников и учителей, охранников и работников столовой; внутреннее убранство школы и внешний вид учеников В школе настроение сотворчества и взаимоуважения Пришкольный участок – чистый, много цветов, хорошо оборудованные спортивные площадки О курящих на ступеньках школы здесь не может быть и речи. Утром вас встречает улыбкой администрация школы, но не для того, чтобы отследить опоздавших, а чтобы поприветствовать каждого входящего. Чистота в коридорах и классах Удивляет чистота и опрятность туалетов: зеркала, сушилки, туалетная бумага. Цветы создают экологический комфорт. Заметна грамотная работа дизайнера(правильный подбор цвета стен, минимум прямых углов и прямоугольных фигур, утомляющих зрение).Cлайд 18
На стенах стенды, которые постоянно обновляются, а значит, читаются. В одном классе занимается 15-20 школьников. Помещения регулярно проветриваются, по графику. В классах кондиционеры, очищающие и увлажняющие воздух. Стекла чистые, почти не заметные. Когда включены светильники (все работают) нет никакого жужжания. Мебели много, но она складная, поэтому свободного пространства достаточно. Интерьер каждого класса индивидуален, но в каждом есть шведская стенка, широкая доска, рейки с крючками для развешивания схем, плакатов, таблиц. На потолке и в передних углах класса размещены рисунки-траектории для гимнастики глаз Телевизор и видеоплеер находятся в рабочем состоянии (экран не запылился). В одном из углов – музыкальный центр. Во всех кабинетах – компьютер. Гордость учителей – система для свето-цветовой оркестровки урока. Часть урока требует особой освещенности передней части класса, где находится учитель. В это время снижение освещенности остальной части класса позволяет учащимся лучше перестроиться в режим слушания и внимания на доску. И наоборот, когда класс выполняет задание освещенность передней части снижается.Эти переключения способствуют лучшему переключению учащихся с одного режима работы на другой.Cлайд 19
Во время урока проводятся физкультминутки. Если дети перевозбуждены, то учитель профессионально проводит короткий сеанс успокоения и отдыха. Улыбки в этой школе приветствуются и на уроках и во взаимоотношениях между всеми, находящимися под ее крышей. Столовая напоминает ресторан: чисто, уютно, красиво, оригинальный интерьер, тихая музыка, на столах – салфетки, йодированная соль. Но главное – ассортимент блюд соответствует принципам рационального питания. В школе используется питьевая вода. В спортзале на скамейке нет «освобожденных», они занимаются по отдельной программе. Зал оборудован всем необходимым для интересных уроков. В современно оборудованные медицинский кабинет дети почти не обращаются. Школа продолжает жить активно и творчески и после уроков. Проводятся факультативные занятия, работают кружки и секции.Идет подготовка нового стенда, снимается видеофильм, репетируется новая программа эстрадного ансамбля, идут занятия ритмикой. Не пустует психологический блок, в котором идут занятия самодиагностики и психологического тренинга, эмоциональной разгрузки. Эпицентр оживления активности – спортзал. Работает тренажерный зал и зал лечебной физкультуры. Школа проводит занятия по плаванию в бассейне.Cлайд 20