Кто такие ассирийцы? Ассирийцы и русские. Ассур и Русь Народ ассирийцы

    Ассирийцы один из самых гонимых национальностей в мире. К древним ассирийцам имеют косвенное отношение, только по названию и изначальному месту проживания.

    Главная беда ассирийцев в том, что они упорно, на протяжении веков исповедуют христианство в радикально мусульманском окружении, за что целенаправленно уничтожались. В российской империи их насильно заставляли принимать православие, в СССР объявляли преступной народностью.

    Тем не менее ассирийская народность существует, даже сохранила свой язык, религию и традиции, что не может не вызывать уважения.

    Ассирийцы — это народ, который ведет свою историю со времен Древней Ассирии (Ассирийское Царство). Если кто думает, что народ вымер вместе с исчезновением Ассирии, то он заблуждается. Ассирийцы живут и сегодня в Грузии, России, Ираке, Иране, Ливане, Сирии, Турции, Армении, США, Германии, Швеции, Великобритании.

    Ассирийцы говорят на ассирийском языке, который является новоарамейском (немного измененном языке Христа, который говорил на арамейском). В народ Ассирии входили шумеры, амореи, халдеи, аккадцы и другие народы. Ассирийцы исповедуют христианство, но преимущественно они миафизиты и несториане.

    Ассирийцы — люди, которые пошли от древнего населения, которое жило в Передней Азии.

    Жители Месопотамии, которые говорили по-арамейски являются предками ассирийцев.

    Теперешние ассирийцы живут не только у нас, но и в Иране, Сирии, Турции, США, Армении, Грузии и других странах.

    Могут говорить на родном языке, а также персидском, турецком, арабском.

    Очень спорный вопрос: кто же такие ассирийцы? Ассирийцы — это представители древнего семитского народа. Раньше у них было сво государство. В ходе завоеваний и исторических событий Ассирийская империя полностью исчезает, а сами ассирийцы находят себе дома в различных уголках мира.

    Вероисповедование у них христианское.

    Разговаривают на новоаомейском языке, а также на тех языках, на которых разговаривает местное население.

    Следует различать современных ассирийцев и ассирийцев, живших в Месопотамии до нашей эры. Современные ассирийцы — малочисленный народ, который раскидан по всему свету, но большая часть которого проживает в в Сирии, Турции и Ираке. Они ведут свое происхождение от потомков древних ассирийцев, которые в начале нашей эры приняли христианство. Это решение отразилось на народе, живущим в мусульманском окружении не лучшим образом и первоначально многочисленная община практически полностью уничтожена и продолжает уничтожаться сейчас, в частности боевиками нового Исламского государства.

    Древние ассирийцы — могущественный и воинственный народ, создавший в 3-2 тысячелетиях до нашей эру огромное государство в Месопотамии и на Ближнем Востоке. Имели свое верование и своих верховных богов — Мардука и Тиамат. В памяти многих ассирийцы древности ассоциируются с прекрасным городом Ниневия.

    Ассирийцами принято считать народности, относящиеся к группе семитов, живущих в большинстве в Турции, Ираке и Иране. Но нельзя сказать и том, что ассирийцев вы можете встретить по всему миру. Эта народность сохранила свой специфический язык, на котором говорил Иисус Христос. Все они — христиане. Ранее на территории перечисленных стран и близлежащих была страна Ассирия, которая была расформирована.

    Страны Ассирия уже не существует, но нация есть, хотя и малочисленная, расскиданная по всему миру, но больше всего эта народность живет в Иране, Ираке, Сирии. Раньше сущессвовало государство Месопотамия, которое располагалось на месте Ирана, Ирака, Сирии. Разговаривает народность на древнем арамейском языке.

    Ассирийцы-это древний народ, создавший большое государство в Месопотамии и на ближнем востоке. Но вс пошло как всегда после принятия христианства(как всегда-это войны из-за религии). Их стали уничтожать мусульмане и почти добились своего. Теперь они живут небольшими сообществами раскиданные по всему миру, но хранят традиции и даже сохранили свой древний язык. Вот так уже вс сво существование народы убивают друг друга из-за веры. А ведь извращнные мозги до сих пор находят способы внедрить религию в умы. И как бы не кричали о религии, что это добро-тронь е и тебя убьют, самые добрые религиозные люди. Вот и ассирийцы попали под такой замес, хотя наверняка и сами ущемляли других. И так будет всегда.

    Ассирийцы — это такая народность, относится к группе семитов. Живут преимущественно в Иране, Ираке, Турции.

    А вообще, они расселены по всему миру.Они умудрились сохранить свой древний язык, один из старых арамейских диалектов, на этом языке, по преданию, говорил сам Иисус Христос. Ассирийцы почти все христиане.

    Ассирия — исчезнувшая страна, она располагалась на территории современных Ирака, Ирана, Сирии, Саудовской Аравии.

    У Ассирийцев когда то была своя могучая империя в передней Азии, а сейчас это народ без своего государства как цыгане. Разбросала их история по всему белому свету. В первом веке они приняли христианство. Оказавшись в окружении зороастрийского, мусульманского и иудейского населения подвергались гонениям и геноциду.

Ассирийцы (айсоры) – народ, представители которого возводят себя к древним ассирийцам. На самом же деле их происхождение, исторически судьбы, численность, как видно из приведенных ниже материалов, остаются предметами споров и разногласий.

Ниже я помещаю наименее неточные материалы – даже по ним видно, как мало реальных знаний об ассирийцах в нашем распоряжении. И даже по этим материала видно, какая трагическая судьба у этого относительно небольшого народа, время от времени попадавшего «под тяжелую руку» империй.

Современные ассирийцы – христиане по вероисповеданию (большинство принадлежат к «Святой Апостольской Ассирийской Церкви Востока» и к «Халдейской католической церкви), говорящие на так называемом северо-восточном новоарамейском языке, продолжатели староарамейского языка, на котором говорил Иисус Христос, считают себя прямыми потомками древнеассирийского государства, о котором мы знаем из школьных учебников истории. Сам этноним «ассирийцы» после долгого забвения появляется где то в средние века. Применили его по отношению к арамеоязычным христианам современного Ирака, Ирана, Сирии и Турции европейские миссионеры, объявившие их потомками древних ассирийцев. Этот термин успешно прижился среди христиан данного региона, окруженных чуждыми религиозными и этническими элементами, видевших в нем один из залогов своей национальной самобытности. Именно наличие христианской веры, а также арамейского языка, одним из центров которого была ассирийская держава, стали этноконсолидирующими факторами для ассирийцев стало христианство.

Нам практически ничего не известно о жителях древней Ассирии (костяк которой занимала территория современного Ирака) после падения их государства под ударом Мидии и Вавилонии. Скорее всего, сами жители не были полностью истреблены, уничтожению подвергся лишь правящий класс. В текстах и анналах Персидской державы Ахеменидов, одной из сатрапий которой была территория бывшей Ассирии, нам встречаются характерные арамейские имена. Многие из этих имен содержат священное для ассирийцев имя Ашур (одна из столиц древней Ассирии).

Многие арамеоязычные ассирийцы занимали в Персидской империи достаточно высокие посты, как, например, некий Пан-Ашур-лумур, который был секретарем коронованной принцессы Камбисии при Кире 2, а сам арамейский язык при персидских Ахеменидах был языком делопроизводства (имперский арамейский). Существует также предположение, что внешний облик главного божества персидских зороастрийцев Ахуры Мазды был заимствован персами у древнеассирийского бога войны Ашшура. Впоследствии территорию Ассирии занимали сменявшие друг друга различные государства и народы. Во II в. н.э. маленькое государство Осроена в западной Месопотамии, населенное арамеоязычным и армянским населением, с центром в городе Эдесса (современный турецкий город Шанлыурфа в 80 км от Ефрата и в 45 км от турецко-сирийской границы) благодаря усилиями апостолов Петра, Фомы и Иуды Фаддея первым в истории приняло христианство в качестве государственной религии. Приняв христианство, арамеи Осроены стали именовать себя «сирийцами» (не путать с арабским населением современной Сирии), а их язык стал литературным языком всех арамеоязычных христиан и получил название «сирийского», или среднеарамейского. Этот язык на данный момент практически мертвый (сейчас используется лишь в качестве литургического языка в ассирийских церквях), стал основой для возникновения новоарамейского языка. С распространением христианства этноним «сирийцы» приняли и другие арамеоязычные христиане, а затем, как было сказано выше, к этому этнониму прибавилась буква А.

Ассирийцы смогли сохранить христианскую веру и не раствориться в окружающем их мусульманском и зороастрийском населении. В арабском халифате христиане-ассирийцы были врачами и учеными. Они проделали там огромный труд по распространению светского образования и культуры. Благодаря их переводам с греческого на сирийский и арабский языки, античная наука и философия стали доступны арабам. Настоящей трагедией для ассирийского народа стала Первая мировая война. Во время этой войны руководство Османской империи решило наказать ассирийцев за «предательство», а точнее – за помощь русской армии. В ходе резни, а также от насильственной ссылки в пустыни с 1914 по 1918 г. погибло, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев (предположительно, треть всех ассирийцев). Причем около 100 тысяч восточных христиан были убиты в соседней нейтральной Персии, на территорию которой турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев были истреблены самими иранцами в городах Хой и Урмия.
Кстати, когда русские войска вошли в Урмию, из остатков беженцев они создали отряды, во главе которых поставили генерала-ассирийца Элию Ага Петроса. Со своим небольшим войском ему удавалось какое-то время сдерживать нападения курдов и персов. Еще одной черной вехой для ассирийского народа стало убийство в 1933 г. 3000 ассирийцев в Ираке. Напоминанием и днем памяти о двух этих трагических для ассирийцев событиях является 7 августа.

Источник: © Shkolazhizni.ru

Любопытная историческая историческая справка конца XIX в.:

Ассирийцы (айсоры) - народ, живущий разбросанно среди других национальностей в северо-западной части Персии, на запад от оз. Урмии, в турецком Курдистане и в пределах России (Российской империи), главным образом в Эриванской губ. Всех численность - до 300000, из них в России (с 1827 г.) около 2400. По языку А. принадлежат к арамейской ветви семитической группы; большинство говорит урмийским наречием; русскоподданные А. говорят еще на так назыв. саламасинском наречии. Около половины А. исповедуют несторианство, другие - иаковиты. Среди несторианцев в последнее время развивается уния с римско-католич. церковью и протестантизм. А., живущие в пределах России - православные. Занятия А. - земледелие, скотоводство и садоводство; они трудолюбивы, но стоят на низкой ступени культуры: высшим образованием среди них считается уменье читать священное писание. А. сохранили свой антропологический тип; их считают наиболее уцелевшими потомками древних халдеев. Сами А. производят себя от Ассура, сына Сима, внука Ноя, и называют себя либо сирийцами, либо халдеями.

Ср. "Изв. Кавказ. Отд. Русского Геогр. Общ." (т. VI и VIII); "Записки" того же отд. (кн. XV); "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа" (вып. IV, XVIII и XX); Е. Chantre, "Recherches anthropol. dans le Caucase" (П.-Лион, 1887, т. IV); Stoddart, "Grammar of the modern syriac language"; Nöldeke, "Grammatik d. neusyrischen Sprache".

Айсоры (справка Российского этнографического музея): Общая численность : 350 тыс.чел. (по данным 1989 г.)
Расселение: на территории Ирака (120 тыс.), в Турции (70 тыс.), также в Ливане, США, Швеции, Великобритании, Германии, а также в странах Закавказья и на Украине. Численность в Российской Федерации (9,6 тыс.)
Язык: новоассирийский (афразийская семья, семитская группа)
Вероисповедание: христиане - несторианцы
Количество экспонатов в коллекции музея: 56

Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках , входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух -, трёх-, а иногда и четырёх-язычны, владея помимо своего родного языка языками окружения - арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре, где находится

Ассирийцы Украины.

Сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего

этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.

(внешность современных ассирийцев)

Этноконсолидирующим фактором для ассирийцев была христианская религия , позволявшая им сохраниться в окружении зороастрийского , иудейского и мусульманского населения. Несмотря на это, внутри ассирийского этноса существует разделение на два направления христианства - Сиро-яковитскую церковь и Ассирийскую церковь Востока (несториане).

Значительная часть ассирийских беженцев укрылась в 1918 году на оккупированной британцами территории нынешнего Ирака. Британцы сформировали из ассирийцев элитный корпус «лива», который охранял учреждения и нефтепромыслы, подавлял восстания, боролся с бандитами. Семьям «лива» выделялись земли на севере страны, конфискованные у арабов и курдов за антибританские восстания. Это вызывало напряженность между ассирийцами и арабами. Летом 1933 года появились слухи, что ассирийцы хотят восстать и основать свое государство с центром в Мосуле . Иракские войска и жандармы устроили резню ассирийцев , погибло 3000 человек. Тысячи ассирийцев бежали в Сирию , откуда большинство перебралось в США . В 1941 году «лива» помогли британцам победить пронацистски настроенного Рашида Али аль-Гайлани , но позднее корпус был распущен .

Расселение в настоящее время:

Ближний Восток:

В Ираке живёт 850 тысяч местных ассирийцев. После падения режима Саддама Хусейна в 2003 г. происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов.

70 тысяч ассирийцев живут в Иране, 50 тысяч живут в Сирии. В Турции живут 20 тысяч ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа - «сурьяни» .

Армения:

На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны -1828 годов , когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия) переселиться на территорию Российской империи . В Армении ими были основаны три села: Арзни , Койпасар (Димитров) и Верхний Двин .

Прибывшие ассирийцы принадлежали к Ассирийской Церкви Востока и в каждом селе была своя церковь, заброшенные в советское время. Летом 2008 года в селе Верхний Двин была восстановлена первая ассирийская церковь и был прислан священник из Ирака.

Сейчас в Армении проживает около 8 тысяч ассирийцев в сёлах Верхний Двин, Димитров (Араратская область), Шарияр и Арзни Котайкской области. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык . Также его изучают в школе им. Пушкина в Ереване.

Грузия:

Старейшее и крупнейшее ассирийское село - Дзвели-Канда в 25 км северо-западнее Тбилиси, в нём проживает 1,5 тысячи жителей. Всего в Грузии - 3299 ассирийцев (по переписи 2002 года). Также в Грузии с октября 2009 года действует Ассирийская церковь .

Россия и СССР.

Часть ассирийцев поселилась в России, бежав из Турции в 1914 - 1918 годов . Беженцев было не менее 100 тысяч. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, в Турцию . В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру .

В 1930-1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям . Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949-1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве . Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь . Также в Москве построили Ассирийскую церковь. По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки» . По данным

Ассирийцы - один из самых загадочных и древних народов на земле. Даже после распада Великой Ассирийской империи, существовавшей семнадцать веков, наследие древнего государства продолжает жить в ее потомках. В том числе и в России.

Наследники древней империи

Ассирия - одна из древнейших империй, существовавшая с XXIV века до н. э. Это государство подчинило себе множество народов, и располагалось в период расцвета военного могущества на территориях современных Ирака, Ирана, Египта, Сирии и Израиля. Многим Ассирия знакома по знаменитым законам Хамураппи, среди которых есть и ставший впоследствии библейским тезис «око за око» (Левит 24:19-20).

Также широко известен ассирийский царь Ашшурбанипал, создавший крупнейшую из дошедших до нас библиотек древности. Наряду с достижениями культуры, ассирийцы прославились своей жестокостью по отношению к захватываемому населению и особой тактикой войны, в ходе которой они непременно выжигали дотла все вражеские территории. Несмотря на то, что империя в VII веке до н. э. пала под натиском многочисленных врагов, народ, проживавший на ее территории, до сих пор обитает во многих странах мира и мечтает возродить некогда великое государство.

Современные ассирийцы - потоки древних?

По данным ассирийских организаций, людей, которые называют себя ассирийцами, в мире около четырех миллионов. Консолидации ассирийцев поспособствовало их христианское вероисповедание и общий язык - новоарамейский, преемственный по отношению к староарамейскому, языку, на котором проповедовал Иисус Христос.

Однако не все ученые разделяют мнение о том, что современные ассирийцы генетически восходят к обитателям Ассирии: некоторые считают, что они и есть потомки аккадоязычного населения империи, другие же - что ассирийцами их по ошибке назвали европейские миссионеры. Интересен и еще один факт: именно массовая интеграция арамейского населения нанесла сильный удар силе Ассирийской империи, народ которой говорил, в основном, на аккадском.

Ассирийцы в России

Так или иначе, новые ассирийцы проживали после распада империи на территории арабского халифата начиная с VII века, и в Османской империи и Персии - с XVI. Однако в ходе русско-персидской войны в конце XIX века, из которой Россия вышла победительницей, был заключен Тукманчайский мирный договор, согласно которому христианское население Персии имело право переселиться в российскую Армению.

Многие из ассирийцев воспользовались этой возможностью, и стали переезжать в Россию. В 1914 году ассирийские диаспоры были уже во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, многие ассирийцы получали образование и становились российскими поддаными.

Вторая волна миграции ассирийцев в Россию началась во время персидской компании Первой мировой войны: после восстания в турецком тылу ассирийцев и армян, российские войска пришли повстанцам на помощь. Из ассирийцев российскими военными формировались особые батальоны, которые впоследствии сражались с турками.

Но ассирийское население сильно пострадало за свое предательство - в ходе столкновений с турецкими войсками и насильственной депортации погибло около четверти всех ассирийцев, сотни тысяч людей. Это событие вошло в историю как геноцид ассирийцев во время Первой мировой войны.

Национальное ремесло

После Первой мировой, в 1919 году, на парижской мирной конференции предлагалось создать ассирийское государство, подобно тому, как три десятилетия спустя подобным образом с помощью Лиги Наций будет создан Израиль.

В 30-е предполагалось расселение ассирийцев в Бразилии, Нигере или Гвиане. Однако предложение никто не поддержал, и беженцы-ассирийцы столкнулись с новыми проблемами. Те, кто проживал в СССР, подверглись гонениям из-за религиозных убеждений, а впоследствии, после Второй мировой - и принудительной депортации в Сибирь вместе с немцами Поволжья и другими некоренными народами России.

Ассирийцы, вернувшиеся из Сибири или избежавшие депортации, не были в состоянии жить городской жизнью, не говоря по-русски или даже не имея паспорта, и им приходилось искать способы приработка. Таким способом стала чистка обуви и ремонт обуви - этим ремеслом ассирийцы в России занимаются уже более ста лет.

Уличные сапожники и чистильщики обуви восточной внешности в Москве, Санкт-Петербурге и других городах уже давно стали неотъемлемой частью города. В ноябре 1920 году Михаил Калинин приказал «ассирийцам предоставить чистку и ремонт обуви», а в Ленинграде после войны даже существовала особая артель «Трудассириец», способствующая трудоустройству мигрантов.

Таким образом происходила постепенная интеграция ассирийцев в российское общество. Впоследствии, ассирийцы, привыкшие к родовым традициям, селились настолько компактно, что порой целые дома в Москве были заняты только ими. А необычные ассирийские фамилии быстро заменились на русские - Бен-Йохананы, к примеру, превратились в Ивановых.

Традиции современных ассирийцев

В 40-е в СССР появилась первая ассирийская футбольная команда - «Московский чистильщик». Впрочем, ассирийцы в России были не только чистильщиками обуви, и древнее культурное наследие проявилось в полной мере у представителей диаспоры. К примеру, до Первой мировой в Грузии существовало ассирийское театральное общество, в котором ставили спектакли на ассирийском языке.

Театралы и строители, врачи и художники, ассирийцы, независимо от своих ремесел, всегда твердо следовали религиозным убеждениям и традициям общины. Они гордятся тем, что сохранили свой национальный язык спустя почти три тысячи лет, и чувствительны к исполнению обрядов и ритуалов. Многие молодые ассирийцы даже предпочитают походы с семьей в общину модным дискотекам.

Ассирийцы любят отмечать вместе с семьей христианские праздники и дни памяти ассирийских святых, танцуют традиционный танец шейхани, готовят лепешки прахат - блюдо, символизирующее падение Ниневии. Московская ассирийская диаспора поддерживает религиозное и национальное единение: в столице существует ассирийская церковь, Храм Мат Марьям на Дубровке, при котором также имеется школа ассирийского языка и проводятся многочисленные мероприятия. Ассирийские рестораны и интернет-магазины - все это не забавные анахронизмы, а реалии современной России.

Народ Ассирии имеет интересную культуру и огромное историческое наследие, которое сохраняется на протяжении долгих веков. Несмотря на то что государство Ассирия пало еще в шестом веке нашей эры, нация продолжает существовать и развиваться. Этот, вне всякого сомнения, феномен заслуживает того, чтобы о нем говорили и знали люди. Ассирийцы - кто они? Ответить на этот вопрос не так-то просто, но мы попробуем сделать это в нашей статье.

История ассирийского государства

Ассирийская держава закончила свое существование в 612 году, и с тех пор народность, называемая ассирийцами, живет, не имея собственного государства. Если говорить об исторической родине этноса, то она располагается на территории Месопотамии (ныне Ирак). Можно только предполагать, какие усилия были приложены народом Ассирии, чтобы не ассимилироваться, не разбрестись по свету, не исчезнуть с карты национальностей. И они это сделали - народность ассирийцев ныне живет на Кавказе, в Татарстане, Ираке, Турции, Соединенных Штатах Америки и поддерживает тесный контакт между собой.

Ассириец - национальность. Но при этом представитель народа не может иметь гражданство Ассирии, потому что такой страны просто не существует сегодня.

Культура народности Ассирии

Культура, которую и по сей день хранят ассирийцы, родилась и функционировала уже тогда, когда человеческая цивилизация находилась у своих истоков. Ассирийская держава просуществовала порядка двух тысяч лет, были построены города, создавалась управленческая инфраструктура, функционировало налогообложение. Это одна из самых богатых культур мира, ведь она имеет давний опыт. Многие достижения, которыми мы пользуемся, придумали или открыли для нас, людей современности, древние ассирийцы.

Письменность

Особого внимания заслуживает письменность ассирийцев. Все знания о жизни и культуре того времени человечество получило благодаря глиняным табличкам. Изначально использовалась пиктография (изображение предметов, их внешней формы). Поскольку рисунки как способ коммуникации занимали очень много времени, письмо все больше упрощалось, пока не превратилось в клинопись. Чернилами древних цивилизаций выступала глина, а орудием письма - острая палочка, выструганная из дерева.

Плитки, на которых древние ассирийцы писали о себе и окружающем мире, затем высушивались и обжигались, чтобы надпись не пострадала от сырости или времени.

Известно, что в Ассирии существовали школы. Во время раскопок были найдены таблички, которые идентифицировали как «пособия для обучения учеников». На обучение той же письменности отводилось четыре года. А позже удалось выяснить, что в Месопотамии находился даже университет, вероятно, первый для человечества. В нем изучалось письмо, грамматика и живопись. К сожалению, таблички с выполненными домашними заданиями или лекциями не сохранились. Ученые предполагают, что плитки обрабатывались неумелыми руками. И в итоге испортились, не донеся до нашего века уникальную информацию о методике преподавания.

На каком языке говорят ассирийцы?

Ассирийский язык представляет собой смесь восточно-арамейских диалектов, которые этимологически принадлежат к семейству семито-хамитских языков. На этом языке говорят не только ассирийцы, которые проживают в Иране, Турции, Ираке или Сирии, но и переселенцы на территории России, США. Литературный ассирийский язык сформировался в девятнадцатом веке. На нем издавалась и издается пресса, художественная литература. В языке укоренилось много иностранных слов.

Таинственные ассирийцы: религия и вера

Начать рассказ об ассирийской религии имеет смысл с библейской легенды. Ее бережно хранят и чтут ассирийцы. Религия у них на почетном месте, поэтому рассказ известен каждому. Суть его в том, что один из волхвов, который пришел к новорожденному Иисусу с дарами, был по национальности ассирийцем. Убедившись в том, что мессия действительно родился на свет, этот волхв вернулся к своему народу и разнес благую весть о том, что сотворилось чудо, и спаситель родился в каждый дом.

Религия ассирийцев представляет собой особую разновидность христианства под названием несторианство. Именно так верят ассирийцы. Кто они по вероисповеданию? Правильнее всего называть их христианами, только особенными.

Возникновение несторианства

Возникло религиозное направление приблизительно в пятом веке. Основателем считается монах по имени Несторий, а позже патриарх Константинопольский. Эту должность он занимал на протяжении четырех лет: с 428 по 431 год. Что касается несторианства как религии, в нем угадывается множество черт учения Ария. Напомним, вера Ария была отвергнута как ересь на Первом Вселенском Соборе в 325 году, поскольку отвергала понятие Иисуса Христа как божественного посланника. Безусловно, несторианство имеет множество догматических отличий, а именно, позиционирование Иисуса Христа не как Бога (Православие) и не как человека (Ария), но как существо, которое имело человеческий облик с Богом внутри. Речь идет о том, что в Иисусе Христе было два начала: божественное и человеческое, и их можно легко отделить друг от друга.

В связи с такими взглядами на природу Иисуса Христа, у несторианцев иначе трактуется и образ матери Богородицы. Ее называют Христородицей и не почитают так, как это делают православные. Что касается таинств, они у несторианцев сходятся с традиционными: крещение, священство, причащение, покаяние. Плюс ко всему этому, таинствами в этой вере считаются святая закваска и

Ассирийская церковь пользуется литургиями апостолов Фаддея и Марка, которые были написаны во время пребывания в Иерусалиме. Богослужения осуществляются на старосирийском языке. Иконы и статуи, символизирующие святых, не являются обязательным элементов в церквях. Для священников не предусмотрен целибат, ассирийская церковьпредполагает вступление в брак даже после рукоположения.

Гонения

На третьем несторианство постигла та же печальная судьба, что и веру Ария - его признали ересью. С тех пор несториане живут общинами, главами которых признаются Патриархи-Католикосы. В 1968 году учение раскололось на две школы, которые раздельно существуют и по сей день. Первая школа - Ассирийская церковь, центр которой, как ни удивительно, находится в США, штат Иллинойс. А вторая, так называемая Древняя Церковь Востока, обосновалась в Багдаде (Ирак).

Двадцатый век: ассирийцы, кто они сегодня?

Переселяться на территорию России ассирийцы начали после 1918 года, когда стало понятно: на территории Турции их просто уничтожат. Прием им организовали довольно теплый, что было связано с участием народности в Первой мировой войне на стороне российской армии. В целом двадцатый век стал самым кровопролитным для ассирийцев, которые были дважды втянуты в жестокие войны с турками. В то время многие ассирийцы возлагали на Россию надежды как на спасителя христиан Востока от гнета, а то и полного истребления. Им обещали автономию и широкие права, но когда война закончилась, надобность выполнять обещания тоже отошла на второй план.

Приблизительно половина ассирийцев, проживающих в Российской империи, погибла в Первой мировой войне. Четверть пострадала от репрессий несколькими десятилетиями позже. Затем Вторая мировая война, пришедшая в 1941 году на территорию России, снова унесла жизни многих ассирийцев, которые плечом к плечу с другими национальностями сражались против фашизма. И, наконец, выселение ассирийцев в Сибирь в 1949-м привело к тому, что около трети всех переселенцев погибли в следующую же зиму из-за нехватки теплой одежды.

В 1956 году им разрешили возвратиться на Кавказ, на свою историческую родину. Где и по сей день проживают ассирийцы. Кто онитакие? Почему проживают в Татарстане, на Кавказе, Ираке, Турции и Америке? Откуда бежали и почему? Ответы на все эти вопросы дает история, теперь ее знают и читатели.

19 октября в Клубе реальной истории прошла ещё одна лекция из цикла «История народов Российской Федерации».

Об ассирийцах слышали если не все, то, по крайней мере, те, кто хоть раз прочёл школьный учебник по истории древнего мира. Но когда современный человек неожиданно заявляет: «Я ассириец!», — удивляешься и невольно задаёшься вопросами. Не пошутил ли он? Не ошибся ли? О современных российских ассирийцах и их происхождении рассказала лингвист и писательница Анна Мурадова. Отец Анны — ассириец, мать — Л. А. Мурадова, романист, автор ряда учебных пособий по французскому языку. Анна работает в Институте языкознания РАН и преподаёт в МГУ. Ряд её публикаций и выступлений посвящён новоарамейскому языку и культуре современных ассирийцев.

О древних ассирийцах нам известно немало: этот народ оставил после себя множество исторических памятников, образцов древнего искусства и текстов, написанных клинописью. Об ассирийцах упоминают античные авторы и библейские тексты. Ассирией называлось древнее государство в Северном Междуречье, или Месопотамии, на территории нынешнего Ирака. В XIV–IX веках до н. э. ассирийцы завоёвывали Северную Месопотамию и соседние земли. Период наивысшего могущества Ассирии — 2-я половина VIII — 1-я половина VII веков до н. э. Но в 605 году до н. э. Ассирия была покорена Мидией и Вавилонией.

Современные ассирийцы считают себя потомками древних ассирийцев, однако далеко не все историки и этнографы согласны с этим. В I веке, во время правления Осроены Авгаря V, среди арамейского населения Месопотамии распространяется христианство. В средние века в руках ассирийцев, или сирийцев (как их называли греки и римляне), сосредоточилась транзитная торговля и христианская миссия за Ефратом. Ими была создана христианская сирийская литература. Благодаря ассирийцам сохранились многие сочинения античных авторов.

В XIV веке, за отказ принять ислам, большая часть ассирийцев была уничтожена Тимуром, а уцелевшие укрылись в горах Курдистана и бежали на Кипр. Вследствие преследований ассирийцев в Османской империи в XIX — начале XX века образовалась обширная ассирийская диаспора. На территории Российской империи, преимущественно в Закавказье, ассирийцы начали селиться с 1828 года, особенно после неудачного антиосманского восстания в Турции и последовавшего за ним геноцида в 1914—1918 гг.

На территории СССР с 1924 по 1937 год действовал Всероссийский союз ассирийцев. В России существует ассирийское село Урмия в Краснодарском крае. Большинство ассирийцев живут в городах. Они говорят на новоассирийском языке, хотя и не все. Всего в мире их насчитывается около трёх миллионов. Самоназвание восточных ассирийцев — атурая, сурая, а западных — сурьян. Восточные традиционно проживали в Иране, Северном Ираке, к ним также относились выходцы из Северной Турции и ассирийцы бывшего СССР, в то время как западные (сирийцы) живут в Сирии и Южной Турции. Сегодня ассирийцы живут также в Ливане, Палестине, Израиле, Кувейте, Грузии, Армении, Азербайджане, России, США, Великобритании и Швеции.

Этноконсолидирующим фактором для них всегда оставалось христианство. В Москве людей с ассирийскими корнями — около трёх тысяч человек. Существует московский приход Ассирийской Церкви Востока. Богослужебная практика Церкви Востока основана на обряде, использовавшемся в областях с центром в городе Эдесса. Зарегистрированные общины ассирийской Церкви Востока существуют также в Ростове-на-Дону и Краснодаре. В 1998—99 годах в Москве был возведён храм во имя Пресвятой Девы Марии.

Вероучение Ассирийской Церкви Востока основывается на Никейском символе вере, постановлениях двух первых вселенских, некоторых поместных, синодальных и патриарших соборов. А также на других официальных текстах и комментариях богословов и выдающихся деятелей Церкви, начиная со времён святого Афрахата, «мудреца персидского», святого Якова Нисивинского и святого Ефрема Сирина. Будучи изолированной географически и политически от остального христианского мира и постоянно находясь под иноверческой властью (сначала зороастрийского Ирана, а затем исламских государств), эта церковь не только развивала свое собственное богословие, обряд и правила церковной жизни, но и всегда стремилась быть неотъемлемой частью Христовой Церкви во всем, что касается сущности веры, канонов и установлений, принимаемых в христианском мире. Так, уже в 410 году на соборе католикоса Мар Исхака были приняты Символ веры и каноны Никейского (в 325 г.), и Константинопольского (в 381 г.), вселенских соборов и целого ряда поместных соборов. Символ веры был ещё раз одобрен на следующем соборе католикоса Мар Явалахи в 420 году.

Согласно утвердившемуся в Ассирийской Церкви Востока мнению, насчитывается семь церковных таинств. Что касается личности Христа, то его учение, в сущности, согласуется с учением Вселенского Халкидонского Собора 451 года. Всё отличие заключается в том, что эта церковь пользуется терминологией, характерной для антиохийской школы богословия, согласно которой, во Христе — две природы и две «qnome» (это сирийское понятие не имеет греческого эквивалента и относится к конкретной индивидуализированной природе, но не к личности). Причём обе «qnome» соединены в одной личности Христа.

Яркие, шумные, весёлые ассирийские праздники, торжественно-сдержанные богослужения, пышные свадьбы и повседневный труд — всё это часть жизни не только маленького народа, но и большой семьи народов России.