Внутренние шрамы, или Почему человек не помнит свое детство? Амнезия детства Почему я ничего не помню из детства

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

Люди не помнят ничего из того, что происходило с ними до второго или третьего дня рождения. Некоторые ученые объясняют этот феномен, известный как «инфантильная амнезия», очень быстрым ростом мозга в раннем детстве: постоянно появляются новые нейроны, и воспоминания не успевают формироваться. Другие теории гласят, что младенческий гиппокамп — отдел мозга, отвечающий за память, — просто недостаточно развит для того, чтобы нормально функционировать. Однако исследование Алессио Травалии (Alessio Travaglia) из университета Нью-Йорка доказывает, что эти теории неверны.

Травалия проводил эксперименты на крысах, для которых, как и для людей, характерна инфантильная амнезия. Если юную (17 дней от роду, что равноценно 2−3 летнему человеческому младенцу) крысу ударит током стенка клетки, память об этом событии (а вместе с ней и страх перед стенкой) исчезнет в течение дня. Начиная с 24-го дня жизни память об опасных местах сохраняется на несколько дней. Однако воспоминания 17-дневных крысят, утерянные через сутки, можно восстановить, если в нужное время показать животному и клетку, в которой оно научилось избегать бьющей током стенки, и повторить удар током.

Сам по себе новый электрический разряд не формирует новую память об опасности. В экспериментах Травалии контрольные группы «наивных» крыс (то есть тех, которых током вообще никогда не били) ничего не запомнили. А вот крысята, которых приучили бояться тока в забывчивом 17-дневном возрасте, очень быстро вспоминали о том, куда не надо ходить, после такого «напоминания».

Вывод из работы Травалии следует такой: у малышей-крысят все в порядке с гиппокампом. Даже в самом юном возрасте он формирует и сохраняет воспоминания. Их даже можно извлечь из глубин памяти, если найти подходящий стимул. Ученый считает, что человеческая память может быть устроена подобным образом. А если это так, то человека можно заставить вспомнить свое раннее детство.

Во время эксперимента с крысятами ученые сравнили также состав белков в гиппокампе и обнаружили, что один из них — протеин BDNF — способен защищать ранние воспоминания от инфантильной амнезии. В теории вполне возможно с помощью этого или аналогичного белка защищать ранние воспоминания и человеческих младенцев, считает Травалия. Однако наука пока не готова тестировать подобные техники на людях, отмечает исследователь.

Коллеги Травалии высказываются осторожно: «Нельзя забывать о том, что мозг у людей и крыс устроен во многом по‑разному, и переносить результаты экспериментов с грызунами на людей нельзя», — предупреждает Джонатан Ли (Jonathan Lee) из университета Бирмингема, Великобритания.

Никогда не поздно для счастливого детства, — считает известная американская журналистка Регина Бретт, — но второе детство зависит только от нас самих. И это не пустые слова. У некоторых людей было тяжелое детство. У других — тяжелые эпизоды в жизни. Как справиться с этими плохими воспоминаниями? Устроить перезагрузку счастьем...

Внутри нас живут люди, какими мы были в каждый год своей жизни. Трехлетний карапуз, которого укусила собака. Шестилетняя девочка, которую мама потеряла в торговом центре. Десятилетний ребенок, которого щекотали, пока не описается. Тринадцатилетняя застенчивая прыщавая тихоня. Шестнадцатилетняя девушка, которую никто не пригласил на школьный бал, и так далее. Мы прячемся в телах взрослых, пока кто-нибудь не нажмет нужную кнопку и не пробудит одного из этих ребят.

Однажды я пошла и купила себе пинетки. У моей мамы было одиннадцать детей. У нас не осталось ни одной детской книжки. Мама ничего не сохранила из нашего детства, потому что все вещи передавались следующему ребенку или уже были подержанными.

Фотоальбом заполнен снимками первых четверых детей. Эти снимки делали профессионалы, а малыши на карточках улыбались в безупречном мягком свете. Я родилась пятой. Моих младенческих фотографий просто нет. А может, и есть. Случайные снимки: ребенок в манежике, в кроватке, в коляске, Возможно, это я. Или Мэри? Или Том? Теперь не отличишь. Мне всегда становилось грустно, что мама не сохранила никаких памятных вещей неповторимого и особенного младенца по имени Регина. Наверное, поэтому я бережно храню все вещи моей дочки.

Но однажды я решила, что хватит себя жалеть. Пора создать свои собственные памятные вещи. Я купила пару белых шелковых пинеточек с перламутровыми пуговками. Это были мои изящные туфельки; я всегда мечтала, чтобы мама купила и сохранила такие для меня. Я даже выбрала прелестную погремушку и заявила, что это была моя.


Такой поступок может показаться глупым или странным, но он помог слегка затянуть рану и нарастить немного рубцовой ткани там, где рана все время открывалась, там, куда я все время проваливалась.

Родители дали мне лучшее детство, которое только могли. Лучше, чем было у них обоих вместе взятых. Теперь я взрослая, и они не могут сделать мое детство лучше. Это зависит от меня.

Я могу оглянуться назад и найти радость, которая была в моем детстве. Могу посмотреть на свою жизнь и на радость, которая есть в ней. Могу бросить взор на будущее и создать радость, которая может в нем быть. Это зависит от меня.

  1. Сходи в магазин игрушек и потрать там деньги на чистое удовольствие.
  2. Отправляйся в ближайший планетарий и загадай желание на падающую звезду.
  3. Смастери вулкан, используя соду и уксус.
  4. Съешь на завтрак эскимо, рожок или брикет.
  5. Приготовь себе сложный бутерброд из печенья, приготовленного на костре суфле и шоколада.
  6. Съешь первым делом десерт.
  7. Пальцами разрисуй старую простыню.
  8. Посмотри мультики в пижаме.
  9. Сделай себе на завтрак тост с корицей.
  10. Поиграй в пинг-понг.
  11. Нарви букет одуванчиков.
  12. Громко и по ролям зачитывай смешные кусочки из книги.
  13. Читай под простыней с фонариком.
  14. Сходи в зоомагазин и потискай котят.
  15. Зайди в отдел детской литературы в книжном магазине.
  16. Поиграй на качелях.
  17. Пробегись через кукурузное поле.
  18. Весь день притворяйся невидимкой.
  19. Играй, не ведя счета.
  20. Отправляйся "охотиться на мусор" и собери все предметы по списку.
  21. Купи упаковку восковых мелков и ни с кем ими не делись.
  22. Делай кульбиты перед домом.
  23. Играй в войнушку скошенной травой.
  24. Гуляй под дождем без зонта.
  25. Прокатись на велосипеде по лужам.
  26. Играй в настольные игры.
  27. Отправляйся искать птичьи гнезда.
  28. Прочитай "Винни-Пуха".
  29. Поиграй в бадминтон во дворе.
  30. Взбей коктейль из мороженого, сиропа и газировки.


  1. Устрой зимний пикник на полу.
  2. Приготовь шикарный десерт из банана, мороженого, сиропа, орехов, взбитых сливок и вишенки.
  3. Посмотри "Мэри Поппинс".
  4. Просимулируй работу.
  5. Ничего не делай целый день.
  6. Наблюдай за облаками, муравьями, белками и листьями.
  7. Сделай сумасшедшую прическу из мокрых покрытых шампунем волос.
  8. Выучи наизусть детский стишок.
  9. Испеки суфле в духовке.
  10. Поиграй в мяч.
  11. Поиграй в номера на машинах.
  12. Построй крепость из столов и простыней.
  13. Раскрась кожу между пальцами ног.
  14. Сделай ожерелья из ракушек или каштанов.
  15. Набери в стаканы воды и сыграй какую-нибудь мелодию, выстукивая по ним.
  16. Сходи в пожарное депо посмотреть на машины.
  17. Поставь палатку во дворе, на крыльце или в гостиной.
  18. Рисуй мелками на асфальте.
  19. Бросай "блинчики" по реке, ищи всяких букашек под камнями, перейди ручей вброд.
  20. Летом бегай в брызгах дождевальной машины на газонах, зимой лепи снеговиков.
  21. Устрой драку подушками.
  22. Отправляйся в приют для бездомных животных и выгуляй собаку.
  23. Иди по цепочке звериных следов, куда бы они ни вели.
  24. Организуй показ мод, перемерив всю свою одежду.
  25. Налови светлячков.
  26. Зайди к обезьянам в зоопарке.
  27. Ходи по дому и смотри в зеркало, держа его так, чтобы казалось, будто ты разгуливаешь по потолку.
  28. Запусти воздушного змея.
  29. Возьми десять четвертаков и опробуй все игровые автоматы в супермаркете.
  30. Прыгай на кровати, пока не устанешь и не заснешь.

Чем заняться, решать тебе.

Никогда не поздно для счастливого детства — так устрой его себе. Это детство зависит от тебя.

Обсуждение

И обязательно с костерком

ушла ставить палатку в гостиной

Комментировать статью "День счастья: 60 советов для взрослых, как вспомнить детство"

На даче стараемся выращивать все ягоды нашего региона, дети любят лакомиться прямо с кустов, всей семьей собираем лесные землянику и чернику. По возможности стараюсь заготовить впрок: замораживаю, перетираю с сахаром. Помните один из важных составляющих правильного питания - овощи, фрукты, ягоды? Помимо того, что это сладкое и вкусное лакомство, ягоды способны многое сделать для нашего организма, так как содержат витамины, антиоксиданты, минералы, клетчатку и массу других полезных веществ...

"365 дней вместе" [ссылка-1] - это иллюстрированный ежедневник для родителей, которые мечтают: планировать важные дела и оставлять место сюрпризам; справляться с рутиной регулярных обязанностей и оставлять силы на игры и приключения; сохранять самые важные мгновения и вспоминать свое детство. Как пользоваться этим ежедневником? Этот ежедневник поможет планировать дела в течение года, вдохновит на маленькие чудеса и даст полезные советы на тему отношений с ребенком. Для каждой недели есть...

Содрала с ютуба - вспомнилось много позитива:) началось с клипа в одноклассниках - чьи то родители передрали [ссылка-1]

Вот я все о кошках больше пишу. А все потому, что с ними возиться в радость. Просто никаких отрицательных моментов. А с детьми так не получается. Не то чтобы дети радости не доставляли. Уже то, что они есть - большое счастье. Но вот все остальное... Самое страшное - школа. Я нормальная мать и хочу, чтобы у моих детей было хорошее образование. Но вот никак я не могу взять в толк, почему я должна принимать в процессе разгрызания гранита науки такое активное участие? Особенный кошмар с начальной...

Есть за горами, за лесами маленькая страна… Наверняка каждому ребенку хочется жить в таком сказочном королевстве. И, по секрету, мы, родители, тоже иногда мечтаем о чуде – для наших детей. В Тридевятое царство попадают не все, а вот в «Городе для детей» «жить» может любой ребенок-дошкольник. Мама мечтает о том, чтобы ее малыш рос активным, любознательным и общительным. Мы представляем себе, как наши здоровые и счастливые дети устраивают гонки между игрушечными машинками и обсуждают за чаем с...

Вспомнили детство:). -- посиделки. Ребенок от 7 до 10. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Хотя не могу сказать, что была несчастна в детстве - нет, но вспоминаю его как самый скучный этап своей жизни. Начиная с 16 лет мне моя жизнь нра гораздо больше, вот по периоду 16-20 лет я ностальгирую иногда, да!

Вспоминаю мое детство. На утренники никто из родственников не ходил, правда, недосуг было. Но стоило мне увидеть рОдную бабушку, которая шла мимо ограды садика в магазин (сад был во дворе) - все.

Как он станет вспоминать свое детство? Или необходима бурная социальная жизнь с шумными праздниками, которые мы - семейство - не очень-то и любим? Я в детстве была очень счастлива и вспоминаю о нем с огромной теплотой.

вспоминаем детство. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

С ужасом вспоминаю 7 лет в музыкалке (с >. C 6 до 14 лет детство мое было УБИТО музыкальной школой. Получив свидетельство, закрыла пианино на ключ и выкинула ключ в окно.

У меня было хорошее детство, с теплотой вспоминаю о родителях, были и совсем счастливые времена, но столько болезненных воспоминаний: о чем-то стыдно вспоминать, о чем-то жалеешь очень.

Вспоминаю детство... Так близко и далеко... С болью вспоминаю потерю блокнота с адресами. Особенно тогда плакала из-за потерянного адреса девочки из Москвы, на пол-года меня старше.

Вспомним детство! Девочки, не сочтите за бесцеремонность, но я вспомнила, как однажды тут кто-то название для фирмы обсуждал, и решила со своей просьбой воткнуться, Просто на подростковой за день никто может и не войти, а у нас тут всегда оживленно.

Как вы заметили, я начала затрагивать на сайте тему перерождений и прошлых воплощений. Хотя на эту тему «институтов не заканчивают», но писать мне об этом легко . Я откуда-то это знаю… Когда впервые столкнулась с этой темой, мне практически не у кого было спросить, что же такое погружение в прошлые жизни , и с чем это едят. Сейчас многие погружения проходят дистанционно, благодаря интернету. У меня несколько проводников, которым доверяю. А непосвященным важно понимать все риски погружений без техники безопасности .

Что полезного можно ждать от этой техники? Считается, что она помогает избавиться от самых глубоких эмоциональных травм . Мне же самой было очень интересно получить новый опыт . «Догоняет» до сих пор, и возможно, позже я бы написала об этом по-другому . А сейчас впечатления еще свежи.

Эта страничка будет интересна только тем, кто интересуется темой регрессий в прошлые состояния. Я на своем опыте подробно проведу и покажу, что это не сложно, не страшно и доступно любому:).

З а границей воспоминаний

Это был подготовительный прединкарнационный курс «Вспомнить все», предназначенный «потренироваться» на нынешней жизни. Чтобы научиться затем доверять своим ощущениям в «походах в запредельное». Я почитала другие отзывы и поняла, что не у всех получается. Отключить высокий самоконтроль мешает «сторожок » недоверия. Важно уметь или захотеть довериться и пойти за голосом.

Когда читала истории участников от этого курса , получивших результат, конечно, все это казалось очень неправдоподобным . «Ну что за бред!» – думала я о них, как о людях с бурно развитой фантазией. Поэтому я с интересом провела собственный сознательный эксперимент, чтобы убедиться на себе, что походы «туда» - не галлюцинации.

Возрастная регрессия

Оказалась приятная неожиданность. Раньше я считала, что это очень сложно, а оказалось, все намного проще, очень легкий гипнотический транс. Думала – страшно, оказалось наоборот. Десять сеансов подряд , в сопровождении руководителя центра, я просматривала свое детство, вытаскивая из памяти все глубоко забытые моменты, о которых сначала и вспомнить было нереально . К концу 10-го занятия детские ранние воспоминания не закончились, а наоборот, стали более яркими . И самое главное, что это «забытое», читай, вытесненное, подтверждалось при перекрестных опросах моих близких.

Феномены трансового состояния

Сейчас мне снятся очень яркие сны, и я их запоминаю – это потрясающе. Память стала работать намного лучше. Это один из первых побочных эффектов. Эта активизация памяти – огромный плюс, особенно если учесть, что на память я не полагаюсь и не расстаюсь с записной книжкой. Видимо, сказываются последствия анестезии 20-летней операции. С тех пор друзья напоминают мне некоторые события школьного периода, но я их не помню .

За той чертой, что не помнит сознание, но никогда не забудет подсознание

Урок 1. Тестирование способа запоминания информации. Какие личные каналы восприятия?

Из инструкции руководителя курса : «Сегодня вы узнаете, почему полезно путешествовать в прошлые состояния, убедитесь, как много может вспомнить обычный человек, и осознать, чем это может быть полезно для каждого».

Так как я товарищ довольно прокачанный, то представить объект мне было проще простого. Навык настройки встроился буквально за пару минут.

На этом этапе засыпаются большинство учеников, как я поглядела на ленте отчетов. Это для многих настолько простое занятие, что большинство «слетает» сразу же. Ну правильно, зачем заниматься ерундой? Но что-то мне подсказывало, что дальше ждет больше.

Из домашки.

6 Хорошая ли у Вас память? Как она работает?» - Память считаю слабой, вспоминаю скорее через ощущения.

7 Обращали ли Вы внимание на то, как именно Вы вспоминаете события, анализируете их? - События часто вспоминаю «через четвертое измерение» (кто в курсе).

8 Имеете ли опыт медитативных состояний? - Медитативный опыт – да, только с одним мастером, которому доверяю.

9 Доверяете ли своей интуиции? - Интуиции доверяю, я ею живу.

10 Были ли у Вас необычные состояния сознания? - Были многие необычные состояния сознания, да.

Урок 2. Определение своего способа просматривания.

Кажется, началось настоящее приключение. Меня поучили совершенно новому ощущению – быть «в своем теле» или «быть вне своего тела, сбоку или сверху».

Никогда ранее так не пробовала переключать и регулировать состояния, до этого урока. Очень интересное состояние, сильно вошла а транс, потом немного «водило» еще. Вспомнила одну ситуацию из детства, о которой крепко забыла (а может, вытеснила, чтобы никогда это не вспоминать). Было очень яркое воспоминание, буквально «как вчера».

Урок 3. Увеличение количества уровней просмотра.

Вот тут я уже наконец на личном опыте ощутила, что такое настоящее расширение сознания! Но мне пообещали, что я благополучно вернусь в исходное состояние с радостью от получения нового опыта.

Из домашки.

1 Получилось ли у Вас переключить своё внимание из состояния «в теле» - в состояние «вне тела»? - Легко получилось.

2 Как Вам кажется, в каких случаях целесообразно просматривать события, находясь «в теле», а в каких случаях «вне тела»? - Состояние «в теле» более уместно для разглядывания деталей, погружения в подробности. А «вне тела» - для осознания маршрутов и более глобальных осознаний.

3 Удалось ли Вам увеличить количество версий Себя? - Увеличить из 2-й в 3-ю - не давалось упражнение. Несколько раз останавливала запись, чтобы «въехать» в состояние.

4 Удалось ли Вам выйти из состояния «вне тела» в следующее состояние? - Сопротивление. Были мысли, что такие игры с психикой опасны. Это просто разрыв шаблонов.

5 Сколько Себя у Вас получилось? (от 10 до бесконечности) - В четвертую Себя выпрыгивать было уже легко и смешно:) четвертое ощущение Себя – какой-то сверх-мудрости. Всего попробовала в 5-6 Своих версий, больше не далось. Вывод такой. Первая версия – самая простая проекция. Вторая – как надсмотрщик над ней, как куратор, что ли. После 6 – уже терялась связь с первой версией, это над-уровень, глобальный родовой, что ли.

Чем было полезно : Понимание, что первая версия Себя – какое все-таки грубое физическое тело, даже если это самый хрупкий нежный беззащитный ребенок. И, конечно, очень необычный опыт, но в итоге понравилось.

Урок 4. Я – первоклашка. Путешествие в свое детство и тренировка на конкретных событиях.

В ходе проведенного сеанса мне пообещали вспомнить то, о чем я давно забыла:) Ну-ну:)

Из домашки.

1 Вспомните, как прошёл Ваш первый день в школе? - Да, вспомнился первый день! Неожиданно вспомнилось, да, это же так и было – меня зачислили в один класс, а перевели в другой. И мне вспомнилась суета момента перехода, как мама меняла мне учительницу.

2 Какие события произошли через месяц, через несколько месяцев после этого воспоминания? - Ч ерез месяц мне вспомнился уютный светлый теплый класс, хорошая атмосфера. Потом вспомнилась зимняя сумрачная пора. Потом новогодний утренник! Потом весна, и как мы строимся на общее фото класса!

3 Посмотрите события до того момента, как Вы впервые пошли в школу. Что Вы думали о школе? Хотели ли Вы в школу? - До школы вспомнилось лето, и как меня учили буквам и письму. Вспомнился двор и качели. Ранее – выпускной в садике. Еще ранее – зимний утренник. Еще ранее – моя любимая воспитательница возле осеннего дерева рябины.

4 С кем Вы играли и в какие игры? - Играла с друзьями в старом дворе. Вспомнилось (мама дорогая, ничего себе!) как меня учили в 6 лет курить в избушке дети (я первый и последний раз в жизни держала сигарету:)). Вспомнился ледовый каток (я первый и последний раз стояла на коньках:)). Вспомнились куличики в песочнице, как я играла в хозяйку.

6 Что Вам показалось наиболее интересным из этих воспоминаний? - Мне сразу пришли картинки, о которых я давно и глубоко забыла. И я не помнила их очередность. Но за эти 6-7 минут они выстроились в хронологическом порядке.

Чем было полезно : Я была «в теле», так мне было ярче вспоминать. Детство я помню средне, больше отрывками. Честно говоря, я не рассчитывала на успех этого упражнения. Но мне очень понравилось то, что удалось восстановить ощущение «присутствия» вплоть до запахов. Наверное, я способная ученица:) Жду с нетерпением следующее занятие.

Урок 5. Раннее детство.

Темы уроков заранее не озвучиваются, и я не знаю, что ждет дальше:) Наверное, это такой стиль, чтобы не знали, на что настраиваться. Ну вот наконец я и дошла до долгожданного путешествия в ранее детство! Вспомнились забытые улочки советского времени, и даже какая играла музыка.

Сейчас вы совершите путешествие в ранее детство, научитесь расширять свои воспоминания, поймете, как можно передвигаться по воспоминаниям. Также вы сравните разницу восприятия в разных возрастах. И научитесь путешествовать от раннего воспоминания к событиям сегодняшнего дня.

Интересно? Оооочень! Я была в предвкушении… Я и не догадывалась, пока, что сейчас будет эффект неожиданности. Это будет, конечно, жесть… И что я сильно прорыдаюсь… от увиденного..

1 Где Вы жили и с кем дружили в детстве? - Вспомнилось в основном то, что я помнила. Также вспомнила то, что давно вытеснила из памяти. Жила в маленьком старом дворе …

2 Во что Вам нравилось играть в этом возрасте, были ли у Вас любимые игрушки? - Игрушек совсем не помню. Период около 3-4 лет совсем выпал из памяти. Потом вспомнилось несколько эпизодов.

3 Что Вы любили или не любили есть? - Насчет вкусовых предпочтений совсем не помню. Я не была пищевой капризулей, поэтому не отложилось по еде.

5 Какое самое раннее воспоминание Вам удалось вспомнить? - Я многое вспомнила в предыдущих проработках, которые не относятся к этому занятию (около 3 месяцев мне было, я четко описывала маме ту ситуацию, все совпало). Сейчас же вспомнилось совсем экзотическое воспоминание. Мне пару годиков, я в пивной, смотрю снизу вверх на огромную крышу стола, а папа с дядями вверху надо мной пьют…

Чем было полезно : Это занятие вывело меня в нересурс. Я плакала. У меня слезы потекли градом. Вспомнились ситуации, которые память вытеснила из активных воспоминаний.

Урок 6. Покатайтесь “вперёд и назад” по памяти.

Из инструкции руководителя курса: Сегодня вы научитесь управлять своими воспоминаниями. Научитесь передвигаться по труднодоступным участкам памяти, определите оптимальный для себя темп движения. Вы поймёте, что останавливает Вас и не мешает двигаться.

Из домашки.

1 Смогли ли Вы управлять последовательностью своих воспоминаний? - Да, «соседние» события легко раскладываются.

2 Это было легко, или Вы столкнулись с некоторыми трудностями? - Трудности только от недостатка опыта. Как только понимаешь эту «фишку», сразу приходят дополнительные «опции».

3 Вы можете посоветовать что-то тем, у кого не получилось также хорошо, как и у Вас? - Расслабиться и не циклиться на остановившейся картинке. Перепрыгнуть на другую. И, как вы говорили, с шуткой попросить Вселенную показать еще. И еще. И еще. Задолбать, короче, Вселенную, и она наконец покажет:)

Чем было полезно : Такие осознания! С одной стороны, вспомнилось, что я знала, но с другой стороны, я это не вспоминала лет 20-30. И такое осознание. Вспоминаются не только улыбки, тон произношения, погода и время года, а даже обрывки фраз. Когда взрослым казалось, дети совсем ничего не понимают, и при них можно говорить что угодно. А дети все секут и подмечают. И потом это укладывается в подсознание. Сильно устала, большое напряжение. Но в то же время и ощущение восторга и совсем другого понимания мира.

Урок 7. Опыты с вашими реальными фото.

Это одно из самых крышеносных происшествий, которые со мной случались. «Нырять» в себя через свои глаза на фото – та еще жесть… А еще это обалденные ощущения…

Из инструкции руководителя курса: Сегодня вы будете рассматривать определённые, конкретные моменты. Также вы освоите технику стоп-кадра, научитесь проникать по другую сторону картинки. Приготовьтесь - снова будете ‘проникать в тело’. Закрепите навык грамотного перемещения.

Из домашки.

1 Вспомните свои детские, самые ранние фотографии. Используйте их как двери в свои воспоминания. - Рассмотрела 3 фото на сеансе и около 3-4 после. Получились все, кроме самой ранней, в 3 месяца.

2 Перенесите себя с одной стороны фотографии на другую, войдите в тело. - Упражнение переноса легко получается. Чувствуется, что навык уже натренировала.

3 Любое воспоминание можно "запустить" как фильм, пусть он сам идёт вперёд и показывает сюжет. - «Запустить» только возможно упражнением «вождение», пробуксовывая. Память пока не дается максимально.

4 Проделайте это с каждой фотографией, которую сможете вспомнить. - Проделала с каждым фото, зачет!

5 Вы могли предположить, что сможете самостоятельно заглянуть в такой ранний возраст? - Мне казалось, что вспоминаются обрывки фраз, время года, тепло-холодно в тот момент и подобные ощущения.

6 Какие эмоции Вы почувствовали при этом? - Эмоции радости от того, что я уже это умею:).

Чем было полезно . Углубляю и натренировываю полезный навык. Думаю, у меня все получится))

Урок 8. «Вы в мамином животе»

Вотттт.. Добрались… Это казалось невероятным и уж точно галлюциногенным! Ну это же можно только придумать или домыслить! Как же я приятно ошибалась… Конечно, при мыслях, какие события происходили вокруг меня, когда я только родилась, больше работал ум, нежели воспоминания. Ум мешал ощущениям, выстраивал свои гипотезы, какими были больницы того времени, 40 лет назад. Сложновато было вспомнить свою коляску и кроватку…

Из инструкции руководителя курса: Мы подходим вплотную к результату. Вы научитесь ощущать себя в утробе матери, вспомните забытые чувства. Вы получите уникальный опыт и сравните с тем, как это бывает у других.

Из домашки.

1 Какие фрагменты Вам удалось просмотреть до самого раннего Вашего воспоминания? - Практиковать, практиковать, и с каждым разом слой толщи времен становится податливей.. Удается понемногу вспоминать, надеюсь, это не плод фантазии.

4 Как Вы узнавали маму? Как Вы ее ощущали? Как Вы ощутили маму в первый момент своего рождения? - С узнаванием мамы были большие проблемы. Мне легче вспоминать папу, родственников и даже воспитателей. Но ощущений от мамы нет совсем, чтобы она меня когда-нибудь обнимала. В первый момент восстановить ощущения невозможно, но знала, что мне все были рады. Она меня очень хотела.

6 Вспомнили ли Вы себя “в домике”? Как Вы ощущали себя и свою маму на разных сроках своего пребывания “в домике”? - Вспоминая себя в домике, можно говорить об ощущениях, пришедших в трансе воспоминаний. Ощущения были – уютно, спокойно, комфортно, безопасно, тихо. Это странно, потому что меня сохраняли все 9 месяцев, думаю, лекарств вогнали в меня немеряно. Поэтому знание реального и ощущения гипнотического транса разнятся.

Чем было полезно : «О этот мозг! Она опять анализировала))» Я пыталась разделить вынужденные фантазии от памяти тела, научиться управлять своим состоянием и больше доверять своему телу, его сигналам. А тело очень доверяет вашему голосу:) , поэтому опыт считаю благоприятным, вопреки провалам в информации (мне мало что рассказывали родные) и играм разума.

Урок 9. «Ваше рождение»

Инструкция проводника была еще более удивительной : "Пройдете сквозь завесу тайны, удивитесь еще больше. Пройдетесь по ленте воспоминаний и снова захотите понять, что же такое жизнь".

Я так поняла, что с итогом этого упражнения можно было уже четко понять, привиделось или не привиделось. Потому что были некие «несостыковочки»…

Из домашки.

1 Хотели ли Вы родиться? - Да, я хотела родиться.

2 Как Вы себя чувствовали в момент рождения? Как Вы ощущали маму в этот момент? Кто находился вокруг Вас? - Момент родов мне представился в полумраке, в легком тумане… Врачи сновали, атмосфера какого-то неизбежного перехода и торжества жизни. Это видение отличалось от того, как я сама рожала в роддоме. По своему реальному рождению ощущения транса - не думаю, что реальные: я родилась в патологических родах, в асфиксии, которую, впрочем, скрыли. Я ощутила атмосферу уже послеродовой палаты, спокойствие и радость окружения.

5 Какие события Вы вспомнили после этого дня? Какое из давно забытых воспоминаний Вы вспомнили? - По вашему голосу я «пошла» вспоминать последующие события, и всплывали мелкие детали, давно забытые. Это было неожиданно и необыкновенно… Прошлась так по детству, юности, становлению и до сегодняшнего дня. Мне хватило времени точь-в-точь как раз до момента окончания записи!

6 Расскажите о Ваших мыслях и ощущениях, когда Вы радовались прекрасным моментам в жизни. - Я вам очень благодарна за такую возможность! Какое великое дело вы делаете! Конечно, я радовалась своей жизни, еще раз переоценила ее. Неужели я столько прожила! И сколько же я видела в жизни и вспомнила!

Чем было полезно : я заметила, что даю обратную связь больше не образами, а ощущениями, некоей атмосферой. А еще я гибко маневрировала освоенными навыками. Еще 3 дня назад я боялась «выпрыгивать» из тела, сейчас это легко, смешно и достоверно:)

Остальным участникам и новичкам также хочется пожелать удачных экспериментов. С тренировкой все это получается, даже если вы так же пугливы и скептичны, как и я:)

За пределами отчета, или Что не вошло в домашку

Вообще я «вспомнила» около 30 глубоко забытых ситуаций и подробностей, затерянных в глубинах нейронных паутин. Некоторые – смешные. Некоторые – даже с подробными детско/недетскими мыслями в тот момент. Это невероятно.

Я несколько дней ходила под впечатлением… Потом решилась спросить маму о давних событиях и «свериться» с реальными обстоятельствами. Больше всего я боялась задать вопрос о ночи, когда она меня родила. Моя же ночь родов дочери прошла в большом зале, возле меня около 7 человек персонала, и помню много ламп и света. Да и этот процесс по телепрограммам воспринимается немного по-другому.

Но вот свое рождение я увидела весьма странным. Что-то подозрительно для такого места, как роддом. Почему такое очень маленькое помещение, и очень темно? Совсем нет людей, и как-то тихо. Потом я увидела пару снующих теней – в темной комнате появились люди… Потом – другие небольшие подробности… Что за тайна рождения была у меня?..

Вы знаете, с родителями иногда разговаривать бывает полезно. Эту ночь рождения со мной никогда ранее не обсуждали. Сейчас же мама ответила на мой вопрос, что была глубокая ночь, и правда, в палате было очень темно… Врачей не могла дозваться – да так в кровати меня и родила … Потом к ней наконец пришли две санитарки и переместили нас… В общем, она подтвердила все мои подробности…

Она удивилась, откуда я это знаю .. А у меня было такое состояние трансформирующее . Я прониклась этим ощущением, как она, этот бедный перепуганный 18-летний ребенок, совсем одна-одинешенька, оказалась в такой ситуации, когда рядом никого нет. Я будто «побывала в ее мокасинах две луны». Сколько же пережила моя мама.. А я еще полжизни предъявляла к ней претензии….

Было много удивительных моментов воспоминаний детства, которые просто немыслимо охватить разумом. Вспомнила даже то, что уже не помнила сама моя мама, и мне пришлось ей напоминать!:)

А еще я «пошла в свой страх» - хотя боялась увидеть травмирующие опыты детства. Сердечко мое затрепетало, когда одно вытесненное воспоминание активизировалось. Несколько лет подряд с 7 до 12 лет (!!!) я преодолевала получасовый путь из школы домой. Мне помнилось чувство глобального одиночества и безысходности. Я очень не любила ходить той дорогой.

То, что мы не хотим помнить из прошлого, память вытесняет – это очень мудрый механизм. Для чего вспоминать дела давно минувших дней , спросите вы? У каждого на этот счет свое мнение. Я думаю, что возможно сделать некую переоценку своего давнего периода жизни, снять обиды (если они еще остались), переосознать детские страхи и найти в них ресурсы…

В своем воспоминании «вне тела» я увидела Себя летящей над Собой , топающей по пустынной улочке – я увидела, что зря боялась, со мной всегда были Хранители. Может, я и есть сама себе Ангел ?... И присматривала за Собой сверху?..

Я увидела безопасность всего моего школьного пути домой – сверху. С той высоты произошли трансформация и переосознание опыта.

Никто бы меня в обиду не дал. Так чего же я боялась? Не надо бояться. А мы часто боимся «наперед», на запас.

Много чего.. Кроме такого, «якобы нересурсного» вспоминания, можно еще и окунуться с головой в безмятежность и беззаботность детства. Если приходит то, что уже знаешь, сказать: «Вселенная, нет, ты другое покажи!», и затем погрузиться в такие глубины бессознательного, что нам и не снилось…

  • < Техника “Генератор намерения” создание мыслеформы
  • Чему учат особые дети (реинкарнационный коучинг) >

Лобные доли коры головного мозга, ответственные за память, созревают к двум годам: с этого возраста мы можем помнить все, что с нами происходило. Почему же этого не происходит?

Почему мы редко помним свое ранее детство? Фото: Lori.ru.

Одновременно в детстве мы формируем отношения с родителями. Отношения с ними потом и будут определять нашу способность создавать контакт с другими людьми. Связь с самыми значимыми образами в жизни — определенная матрица нашего восприятия мира и окружающих.
А если мы много чего-то о своем детстве не помним, часто это свидетельство того, что услужливая память стерла часть трудных воспоминаний.

Иллюстрацией этому служит вот такой сон:

«Недавно я заказала сон, который бы прояснил, что такое происходило в моем детстве, что до сих пор оказывает влияние на мою жизнь. И мне приснился сон, где главные герои — души. Как выглядят — сказать не могу, но по ощущениям — это души. Я лечу рядом со старшей душой. Очень родной мне. Она для меня — Бог. Я безгранично ей доверяю. И вдруг физически во сне, как наяву, начинаю ощущать на горле удушение. То есть она душит меня. И смеется. Я ничего не могу сделать. У меня только беспомощность, изумление, слабость и ощущение себя жалкой и ничтожной. И самое яркое чувство — дикий страх. Потом я почти проснулась и в полусне или наяву продолжила сон тем, что я ожила — то ли не додушили меня, то ли я вдруг в последний момент понадобилась этой душе. Я продолжала летать с ней рядом через некоторое время, потому что я ничего не помнила. Не помнила удушения. Осталось только непонятное ощущение собственной ненужности, неполноценности, беспомощности. Еще интуитивное недоверие к окружающим. Я стала летать чуть дальше от этой души, но с прежней любовью».

Сон свидетельствует о том, что есть какой-то абсолют, авторитетная душа рядом с нашей сновидицей. И эта душа вместо любви и поддержки оборачивается для сновидицы угрозой для жизни. Такие сны часто снятся тем, кого воспитывали и наказывали физически. Ребенок оказывается в ловушке. Нормальным поведением в случае побоев было бы убежать или дать отпор. Но поскольку обидчик — это взрослый, которого он любит и нуждается в нем, то ребенку приходится учитывать возможное наказание. Он превращается в тревожного, мнительного, подозрительного, недоверчивого.
Хотя многие родители воспитывают детей с помощью шлепков и ударов, но никто не придает этому значения. На самом деле, это одна из самых распространенных и фатальных родительских ошибок. Тем самым они внушают мысль ребенку, что его тело не ценно, что его можно разрушать и вторгаться в него по настроению. Вырастая, такие дети не умеют защищать себя перед другими, особенно перед авторитетами.

Видимо, сон нашей сновидицы в усиленной форме отражает то, что, вероятно, она переживала в отношениях с любимыми авторитетами — угрозу, которую она запомнила скорее бессознательно, чем осознанно.
И только через сон она имеет возможность соприкоснуться с дистанцией и страхом, которые всегда присутствует в отношениях.


Мария Дьячкова, психолог, семейный терапевт и ведущая тренингов личностного роста Тренинг-центра Марика Хазина