Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО. Буквы э — е. Правила русской орфографии и пунктуации онлайн. Полный академический справочник Лопатина Правописание в словах буквы е

§ 8. Буква э пишется только в следующих русских словах: этот, этакий, этак, экий, эк, эй, эх, эхма, эва, эге .

§ 9. В иноязычных словах употребление буквы э определяется следующими правилами:

1. В начале слов э и е пишутся в соответствии с произношением, например: с одной стороны – эра, эллин, этика, экзамен, эвкалипт ; с другой стороны – егерь, ересь, Европа, ералаш .

2. После гласных (кроме и ) пишется преимущественно э , например: поэзия, статуэтка, маэстро .

Но в отдельных случаях, определяемых в словарном порядке, пишется е , например: проект, проекция, траектория, реестр, геенна, феерия .

После гласной и пишется е , например: диета, диез, пиетет, пиемия, гигиена, реквием .

3. После согласных пишется е , кроме слов пэр, мэр, сэр *, а также некоторых собственных имен, например: Улан-Удэ, Бэкон, Тэн .

4. Если слово начинается с буквы э , то написание э сохраняется также после приставки и в составе сложного слова, например: сэкономить, переэкзаменовать, одноэтажный, двухэлементный, квинтэссенция, полиэдр .

* Комментарий редакции портала

В конце ХХ и начале ХХI века в русском языке появилось много новых заимствований, в которых после букв, обозначающих твердый согласный, прочно закрепилась и была зафиксирована в академическом орфографическом словаре буква э , например: компакт-вэн, мэм, мэрия, мэтр (учитель, наставник), нэцке, пленэр, рэкет, рэп, тхэквондо . Таким образом, список исключений из правила сейчас значительно увеличился.

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):

1. В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге ге, эй, эк, эх, эхма, эхе хе .

2. В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э

3. После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:

а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскалация, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкспорт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэлемент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный ;

б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкзаменационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэкваториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, политэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика .

Не в начале корня после гласных (в словах иноязычного происхождения) пишутся как буква э , так и е . Их выбор зависит от предшествующей гласной.

1. После букв е и и пишется е . Перечень основных слов: геенна, реестр, феерия; гигиена, гиена, диез, диета, риелтор, сиеста, спаниель, фиеста и слова на −ент: абитуриент, клиент, ингредиент, коэффициент, пациент и др. (с буквой е , передающей ударный гласный); веер, леер, плеер, иезуит, иерархия, иероглиф, миелит, пиелит, пиетет, реквием, триер (здесь буква е передает безударный гласный).

2. После букв а, о, у, ю пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, силуэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фаэтон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто Рико, Уэльс, Хемингуэй, Моэм, Лаэрт, Аэлита .

Не в начале корня после согласных буква э пишется для передачи гласного э и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного в следующих случаях.

1. В немногих нарицательных словах иноязычного происхождения. Перечень основных слов: мэр, мэтр ‘учитель, мастер’, пленэр, пэр, рэкет, рэп, сэр ; то же в производных от них словах, напр.: мэрия, пэрство, рэкетир . Круг других слов (преимущественно узкоспециальных) определяется орфографическим словарем.

2. Во многих собственных именах иноязычного происхождения, напр.: Бэкон, Дэвид, Дэн Сяопин, Дэвис, Рэлей, Рэмбо, Сэлинджер, Сэм, Сэссон, Тэтчер, Тэффи (личные имена и фамилии), Мэриленд, Тайбэй, Улан Удэ, Хуанхэ (географические названия). Буква э сохраняется в любых словах, производных от таких собственных имен, а также при переходе их в нарицательные, напр.: улан удэнский, рэлей (физическая единица), сэссон (стрижка).

В остальных случаях не в начале корня после согласных пишется буква е .

При этом во всех исконно русских словах буква е указывает на мягкость предшествующего согласного, напр.: белый, ветер, словечко, ноге, дело, в воде, подземный, след, хвалебный, размен, стене, перепись, терпеть, резать, стареть, весенний, чтение, путей .

Однако в словах иноязычного происхождения, пишущихся с буквой е , предшествующий согласный может произноситься твердо. Так, после букв, передающих мягкий согласный, буква е п ишется в словах асбест, версия, гетто, деспот, зебра, комета, леди, пионер, абонент, аспект, акварель, сектор, патент, дефект и в ряде других. После букв, передающих твердый согласный, е пишется в словах беби, денди, дельта, модель, экзема, кузен, сленг, бизнесмен, инерция, фонетика, капелла, регби, рейтинг, диспансер, сеттер, коттедж, партер, стенд, темп и многих других, а также в несклоняемых нарицательных словах, последовательно пишущихся с конечной буквой е , напр.: безе, шимпанзе, макраме, резюме, пенсне, турне, купе, гофре, пюре, тире, кабаре, фрикасе, шоссе, эссе, варьете, декольте, карате, кафе , и в словах с иноязычным суффиксом −есса (типа поэтесса, стюардесса, баронесса ); в ряде собственных имен, напр.: Кармен, Неру, Рерих, Брем, Дантес, Тейлор, Дельфы, Сен Готард .

Цель: обучать написанию строчной и заглавной буквы “Э”, слогов, слов, предложений с новой буквой. Обобщать знания о работе гласных.

Оборудование: макет “Горы”, мягкая игрушка Хрюша, С.И. Ожегов “Толковый словарь”, Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин “Прописи №3”, карточки – схемы.

ХОД УРОКА

1. Знакомство с новой буквой.

а) Сообщение темы урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы познакомимся с написанием новой буквы. К нам опять пришёл Х Хрюша (учитель сажает на стол героя программы “Спокойной ночи, малыши”). Он нам поможет. Хрюша отправится искать новых друзей и мы пойдём с ним. (Учитель открывает макет “Горы”). Поросёнок шёл, шёл и пришёл в горы. Чтобы преодолеть их, Хрюша запел песенку. (Звучит аудиозапись).

Его ищем всем отрядом:

Где ты? Где ты?

Рядом! Рядом!

Ребята, кто повторял за Хрюшей?

УЧЕНИК: Это эхо.

УЧИТЕЛЬ: Что такое “эхо”? (Ответы детей). А где можно узнать значение этого слова?

б) Работа со словарём.

УЧИТЕЛЬ: Возьмите толковые словари. На какой странице надо открыть словарь?

УЧЕНИК: Надо найти страницу, на которой написана буква “Э”.

УЧИТЕЛЬ: Прочитай те, что означает слово “эхо”. (Чтение текста из словаря хорошо читающим учеником)

В греческой мифологии ЭХО - это богиня, наказанная за болтливость. У неё отняли голос, и она могла повторять только за всеми окончания слов.

в) Работа над схемой слова.

УЧИТЕЛЬ: Произнесите слово “эхо”. Составьте схему слова при помощи карточек

(На доске один ученик выполняет задание). Дайте характеристику каждому звуку.

УЧЕНИК: [э] - гласный, ударный звук.

[х] - согласный, глухой, твёрдый звук.

[а] - гласный, безударный звук.

Физкультминутка.

г) Работа в прописях.

УЧИТЕЛЬ: Произнесите в слух первый звук. (Ученики хором произносят звук). Звук [э] на письме обозначается буквой “Э”. (Учитель показывает карточку с новой буквой и буквой “С”.)

Буква Э на С дивится.

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка! (Учитель показывает две буквы Э и С)

Чем похожи эти буквы? Чем отличаются?

УЧЕНИК: В написании этих букв используется полуовал.

УЧИТЕЛЬ: Из каких элементов состоит буква “э”?

УЧЕНИК: Буква “Э” состоит из: правого полуовала, прямой горизонтальной линии. Написание буквы отрывное.

д) Упражнения для укрепления мышц руки.

УЧИТЕЛЬ: Пока мы с вами выделяли новый звук Хрюша поднимался в гору. Он устал, и мы устали, особенно руки. Давайте отдохнем и поможем Хрюше вспомнить упражнения для укрепления мышц пальцев. (Ученики с учителем проводят гимнастку для пальцев)

е) Продолжение работы в прописи.

УЧИТЕЛЬ: Обведите строчную букву “э”, а затем, превращая овалы в букву, закончите строку. (Ученики выполняют задание). Прочитайте слово на следующей строке.

УЧЕНИК: (читает) Этажи.

УЧИТЕЛЬ: Обведите слово по образцу, напишите в воздухе, теперь напишите на строке самостоятельно. (Ученики пишут слово в прописях). Прочитайте следующее слово.

УЧЕНИК: Этажерка.

УЧИТЕЛЬ: Что означает это слово? (Высказывания учеников. Предложения проверить в толковом словаре. Учитель показывает картинку изображением этажерки). Разделите слово на слоги, поставьте знак ударения, запишите слово, диктуя по слогам.

(На доске плакат с изображением девочки, собирающей на поляне цветы.)

УЧИТЕЛЬ: Вышел Хрюша на поляну и встретил девочку. Он решил с ней познакомиться. Чтобы узнать её имя, надо отгадать загадки. (У учителя на доске картинки с изображением отгадок. Загадки читают ученики.)

Там где нужно сто лопат,
Я один трудиться рад. (Экскаватор)

Рыжая птичница
В курятник пришла.
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса)

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (Яблоко)

УЧИТЕЛЬ: Назовите в каждом слове первый звук. Обозначьте звуки буквами. (Дети из разрезной азбуки выкладывают слово “Эля”.)Какую букву вы использовали в начале слова? Очень обрадовался Хрюша новой знакомой и решил с ней потанцевать. Давайте и мы потанцуем. (Физкультминутка.)

УЧЕНИК: Мы положили в слове заглавную букву. Имена собственные надо писать с заглавной буквы.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите, как пишется заглавная буква. Чем похожи, чем отличаются строчная и заглавная буквы?

УЧЕНИК: Буквы состоят из одинаковых элементов, отличаются высотой.

УЧИТЕЛЬ: Напишите букву “Э”. (Ученики выполняют задание). А теперь прочитайте слова написанные на следующей строке.

УЧЕНИК: Эмма, Элина.

УЧИТЕЛЬ: Почему эти слова написаны с заглавной буквы?

УЧЕНИК: Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

УЧИТЕЛЬ: Какое соединение и написание букв в этих словах?

УЧЕНИК: В слове “Эмма” - написание отрывное из-за буквы “Э”, соединение нижнее, в слове “Элина” - написание тоже отрывное, соединение букв смешанное.

УЧИТЕЛЬ: Напишите слова, диктуя себе по слогам.

2. Закрепление изученного материала.

а) Письмо предложения.

УЧИТЕЛЬ. Достаньте из конвертов карточки со словами. Из этих слов составьте предложение. Какое предложение вы составили?

УЧЕНИК: Я составил предложение: “В этом доме пять этажей.”

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на памятку. Какие правила необходимо помнить, чтобы списать предложение без ошибок? (Ученики читают памятку и выполняют списывание предложения)

3. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы знакомились с написанием новой буквы. Поменяйтесь прописями и проверьте работы своих одноклассников. Кому понравились работы соседа?

Какие ошибки вы заметили? Что посоветуете своим друзьям, чтобы у них были хорошие работы? А теперь оцените свою работу, нарисуйте у Хрюши ротик (у детей на столах рисунок героя “без рта”). Дети рисуют на изображении: “улыбку, удивление и недовольство”.

Буква э пишется в начале корня для передачи гласного э (без предшествующего j ):

В начале следующих исконно русских местоименных слов и междометий: этот (эта, это, эти), этакий, эдакий, экий, этак, эдак; эва, эвон, эге, эге-ге, эй, эк, эх, эхма, эхе-хе.

В начале слов иноязычного происхождения (в том числе собственных имен), напр.: эврика, экспорт, экстренный, эллин, эпос, эра, этика, эхо, Этна, Эрик (с буквой э, передающей ударный гласный); эвкалипт, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, электричество, элемент, элита, эмоция, энергия, эпиграф, эпидемия, эскорт, эстетика, этимология, эфир, Эверест, Эдип, Эсхил (здесь буква э передает безударный гласный).

В названиях букв эль, эм, эн, эр, эс, эф, а также в начале аббревиатур, пишущихся по названиям букв, и слов, образованных от названий букв и от буквенных аббревиатур, напр.: эсер, энный, энский, эмка.

После приставок или составных частей сложных и сложносокращенных слов (как после гласных, так и после согласных). Примеры:

а) после гласных: антиэлектрон, антиэсеровский, деэскала- ция, неэтичный, переэкзаменовка, поэтапно, поэтому, реэкс- порт; диэлектрик, киноэкран, телеэкран, мегаэрг, микроэле- мент, полиэфирный, полуэтаж, пятиэтажный;

б) после согласных: безэлектродный, подэкранный, предэкза- менационный, разэдакий, сэкономить, сверхэкономный, субэква- ториальный, суперэлита; двухэтажный, трёхэлементный, по- литэкономия, санэпидстанция, Мосэнерго, Минэкономика.


Примечание 2. В некоторых именах собственных после и пишется буква э , напр.: Мариэтта, Глиэр.

2. После букв а, о, у, ю пишется э. Перечень основных слов: дуэль, дуэт, маэстро, менуэт, пируэт, поэт, поэзия, поэма, си- луэт, статуэтка (здесь буква э передает ударный гласный); алоэ, аэродром (и другие слова с начальной частью аэро- ), брандмауэр, каноэ, коэффициент, люэс, маэстозо, муэдзин, фа- этон, фуэте (здесь буква э передает безударный гласный). То же в собственных именах, напр.: Пуэрто-Рико, Уэльс, Хемингу- эй, Моэм, Лаэрт, Аэлита.

Исключения: в словах проект, проектировать, проекция, проектор и др. однокоренных, траектория, интроекция, а также в словах на -ер (напр., буер, гаер, фраер, интервьюер ) пишется буква е.

Примечание к пп. 1 и 2. Независимо от предшествующей буквы пишутся с э слова со второй частью -эдр: гексаэдр, октаэдр, тетраэдр, ромбоэдр, триэдр, полиэдр.


3. После согласных; при этом перед буквой е пишутся раз- делительные ь и ъ (см. § 27 - 28), напр.: колье, премьера, шансонье, крупье, пьеса, курьер, конферансье, бадье (дат. п.), в статье, Мольер; въехать, подъехать, отъезд, разъединить, съесть, сверхъестественный, панъевропейский, инъекция, фельдъегерь.


Тема:

1. Буквы э или е в начале русских и заимствованных слов пишутся в соответствии с произношением, например: эге, экий, этот; эвкалипт, эллин, этика - еда, ель, ехать; евангелие, егерь, ересь.

2. Буква э сохраняется после приставок на согласную, в сложных словах, первая часть которых оканчивается на согласную, в сложносокращенных словах и аббревиатурах, например: разэтакий, сэкономить; бельэтаж, двухэтажный; политэкономия, нэп.

3. После гласных, кроме и, в соответствии с произношением пишется э; после и, как правило, пишется е, например: алоэ, дуэт, маэстро; гигиена, диета, реквием.

Исключения: проект, реестр, траектория, феерия и некоторые другие.

4. После согласных в русских и заимствованных словах пишется е, например: белеть, делитель; декольте, тендер.

Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрство и т. п.), пленэр (живопись или киносъемка на открытом воздухе), а также некоторые собственные имена: Бэла, Додэ, Сихотэ-Алинь и др.

5. Употребление буквы ё желательно в случаях, если необходимо предупредить неверное произношение или возможное вследствие этого ошибочное понимание слова, например: озеро Акгёль, город Белёв, желёзка (ср.: железка), познаёшь (ср.: познаешь).

6. В иноязычных словах (в начале слов и после гласных), если произносится ё, пишется сочетание йо: йод, йоркширский, майор, район и некоторые другие.

Упражнение 44. Объясните употребление гласных е и э.

Адекватный, бенефис, Бодуэн де Куртенэ, бромэтил, бекон, Бэкон, геенна, гейзер, гиена, декаэдр, декольте, денди, диез, диэлектрик, дуэт; Ева, еда, ералаш, каноэ, кашне, квинтэссенция, кеб, кекс, коттедж, леди, маэстро, метр, мэрия, октаэдр, отэкзаменовать, пенсне, пиетет, пируэт, полиомиелит, поэзия, поэтому, Рафаэль, силуэт, стенд, Суэц, Тэн, Улан-Удэ, Шопен, эй, эра, этажерка, это, эфир, эхо, эшелон.

Упражнение 45. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Все греческие эпические песни сложены г…кзам…тром. (Черн.) 2. Квартира состояла из шести прекрасных комнат в бель…таже. (Леек.) 3. Выслушав и выстукав паци…нта, доктор присел на угол письменного стола. (Купр.) 4. Вечер проектировался, однако же, запросто: ожидались одни только «друзья дома». (Дост.) 5. …ст…тика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем …ст…тика поведения. (Макар.) 6. У подножья каланчи находилось д…по од…сской пожарной команды. (Кат.) 7. Журавлев перелистал тонкие, хрупкие страницы, и мелкий синеватый т…кст, напечатанный на г…ктографе, как бы распахнул перед ним прошлое. (Лид.) 8. Кабель пробит - и могучая сила уходит в эту брешь. В какие-то доли секунды маленькие чуткие р…ле должны отозваться на случившееся и спасти от гибели г…н…раторы на станции. (Гран.) 9. Хоробрых издевался над казенной восточной …кзотикой. (Пауст.) 10. Был уже поздний вечер, когда Энгельс вернулся с несколькими представителями м…рии. (Серебр.) 11. В общей толчее скрипели колесами дрожки, повозки, фа…тоны. (Коч.) 12. В нетопленном фой… было холодно. (Сим.)

Упражнение 46. Объясните употребление буквы ё и сочетания йо.

1. Всё и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных. (П.) 2. Бог дал вёдро, пора бы сено убрать. (П.) 3. У корыта лежала боком на земле громадная розовая йоркширская свинья. (Купр.) 4. Идеалисты, буддисты йогов изучают, «Вестник теософии» издают. (Горьк.) 5. Это - город, это - Нью-Йорк. (Горьк.) 6. Я люблю Машеньку, люблю страстно, больше жизни! Шесть лет разлуки ни на йоту не уменьшили моей любви к ней. (Ч.) 7. Уставшие глаза отдыхают в прохладной полутьме мечети, выложенной синей холодной майоликой. (С.-М.) 8. Конский падёж после выхода войска из Астрахани усилился еще пуще. (Злоб.) 9. На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. (Пауст.) 10. В лицо ударил воздух морского раздолья, смешанный с запахом копченой рыбы, йода, смолы. (Беляев)