Тест по изучению личности «Александра I. Тест "Период правления Александра I" Тест по теме правление александра 1

1) Внуком Екатерины 2 и братом Павла 1

2) племянником Екатерины 2 и сыном Павла 1

3) внуком Екатерины 2 и сыном Павла 1

4) племянником Екатерины 2 и братом Павла 1.

2. Александр 1 стал российским императором:

1) в 1803 году после смерти своего брата

2) в 1801 г. После смерти Екатерины 2

3) в 1803 г. По решению Негласного комитета

4) в 1801 г. После убийства Павла 1 в результате дворцового переворота.

3. В негласный комитет не входил:

1) П.А. Строганов

2) В.П. Кочубей

3) Н.Н. Новосильцев

4) Д.Н. Сенявин

4. Крепостные крестьяне, согласно проекту реформы 1809 г., имели

1) общие гражданские права и право перехода в более высокое сословие через выкуп

2) право своего выкупа и право приобретения орудий труда

3) право на участие в Земском управлении и на ограниченную покупку земли

4) право выкупа себя и своих родственников по решению суда.

5. Избирательное право, согласно проекту реформы 1809 г., получали:

1) только дворяне и мещане

2) только лица, владевшие крепостными крестьянами

3) все, кто имел движимое и недвижимое имущество

4) все, кто родился в России и проживал в ней не менее 10 лет.

6. Государственный совет был создан

2) осенью 1811 г. Для подготовки выборов в Государственную думу

3) 1 января 1810 г. Для подготовки и принятия новых законов

4) в марте 1812 г. Для оценки проведенных М.М. Сперанским реформ.

3 Вариант

1. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

1) в 1803 году и разрешал помещикам продавать крепостных крестьян вместе с наделами

2) в 1802 году и разрешал крепостным крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке

3) в 1803 году и разрешал крепостным крестьянам выкупать себя и свои наделы за деньги у помещика

4) в 1802 году и разрешал крепостным крестьянам выкупать у помещика землю в собственность.

2. Конвенция «о взаимной дружбе» была заключена

1) в 1801 г. Между Россией и Швецией

2) в 1804 г. Между Россией и Австрией

3) в 1801 г. Между Россией и Великобританией

4) в 1805 г. Между Россией и Швецией

3. Четвертая антифранцузская коалиция была создана

1) в 1804 г. После разгрома «континентальной блокады» Наполеона

2) в 1805 г. После заключения Тильзитского мира

3) в 1806 г. После победы Наполеона под Аустерлицем

4) в 1807 г. После войны со Швецией.

4.Выберите правильную последовательность событий Отечественной войны 1812 года

1) Березина-Смоленск-Тарутино-Бородино-Москва-Неман

2)Смоленск-Неман-Москва-Бородино-Березина-Тарутино

3) Смоленск-Бородино-Неман-Москва-Тарутино-Березина

4) Неман-Смоленск-Бородино-Москва-Тарутино-Березина.

5. В сражении при Бородино русская армия была:

1) почти в три раза меньше французской армии

2) равна по численности французской армии

3) незначительно больше французской армии

4) больше французской армии в два раза.

6. Генеральное Бородинское сражение произошло:

4) 26 августа, через два с половиной месяца после начала войны.

Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Какое из событий относится к 1801 г.?

1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах

2. Какой из законодательных актов был принят позже остальных?

1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам

3. Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?

1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти

4. Что из перечисленного можно отнести к результатам принятия указа «о вольных хлебопашцах»?

1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании отменить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян

5. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права

1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине

6. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем говорится.

«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав комитета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, - князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, мечтали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».

1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет

«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце - Павле I - __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».

1. Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в

1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?

1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената

3. Одним из последствий реформ Александра I стало создание

1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств

4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важные государственные посты позже остальных?

1) А.И. Остерман
2) А.А. Безбородко
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потемкин

5. Что из перечисленного относится к реформам в сфере образования начала царствования Александра I?

1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России

6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»

1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах

7. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей - Екатерины Великой».

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест


Диагностика результатов изучения темы «Изучение личности Александра I »

Спецификация итоговой работы по данной теме

Назначение работы - выявить уровень подготовки учащихся 9 классов с целью итоговой аттестации по теме «Изучение личности Александра I в школьном курсе истории».

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих нормативных документов:

- Александр I : pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. Статья., коммент. Е. В. Анисимова. - СПб.: РХГА, 2012. - 916 с. - (Русский путь)

Багрятинский В. В. Царственный мистик. М.: Терра, 1997. - 146 с.

Хартли Джанет. Александр I «След истории». Ростов - на - Дону.: Феникс, 1998. - с.320.

- Государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории // ПИвШ. - 2004. - № 6. - С. 24. Утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.1

Апробация работы. Большинство заданий апробируется на уроках и корректируется по результатам проверки и с учетом отзывов экспертов (методистов, опытных преподавателей).

Условия применения. Работа рассчитана на учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений, изучивших личность Александра I , в рамках Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Валидность и надежность работы. Содержательная валидность работы определяется соответствием содержания заданий Государственному образовательному стандарту основного общего образования по истории. Надежность работы обеспечивается надежностью включенных в неё проверочных заданий, по которым показаны достаточно стабильные результаты в рамках применения теста на уроке.

Требования к кадрам на этапах проведения и проверки работы. Использование инструкции по проведению работы должно позволить обеспечить соблюдение единых условий проведения контрольного тестирования без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

Структура работы. Работа состоит из 7 заданий. Задания направлены в основном на проверку знаний о личности Александра I .

Задание 7 - необходимо установить соответствие между элементами двух множеств.

8. Эквивалентность вариантов работы обеспечивается как на этапе ее разработки, так и на этапе обработки результатов ее выполнения.

На этапе разработки эквивалентность вариантов обеспечивается:
- формированием работы в соответствии с единой спецификацией;
- включением в разные варианты работы взаимозаменяемых заданий;
- отбором заданий определенного уровня трудности.

На этапе обработки результатов данные выполнения отдельных вариантов должны быть стандартизированы (приведены к единой шкале с одинаковой системой подсчета результатов для каждого варианта).

Число заданий в каждом варианте работы -7.

Типы заданий. В работе используются следующие типы заданий:

1) закрытого типа с выбором ответа;
2) с открытым кратким ответом;
3) на установление хронологической последовательности;

4) на установлении соответствия между множествами.

11. Вес заданий.

Критерий оценивания (1-4 вопросы): полный правильный ответ оценивается 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Критерий оценивания (5 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерий оценивания (6 вопрос): полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерий оценивания (7 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 10.

12. Общее время выполнения работы - 20 минут.

13. Оценка выполнения работы.

Для получения отметки <5> необходимо получить не менее 9 баллов, для отметки <4> - 7 - 8 баллов. Чтобы получить отметку <3> - надо набрать не менее 6 баллов.

Итоговое тестирование по теме «Изучение личности Александра I »

для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений

Инструкция для проводящего тестирование

Перед выполнением задания преподаватель должен раздать учащимся инструкции по выполнению теста.

Преподаватель отвечает за проведение теста после раздачи бланков ответов, однако, до раздачи заданий знакомит учащихся с целью тестирования, с характером подсчета, учета результатов. Демонстрирует правильность заполнения бланков ответа.

Говорит учащимся о количестве баллов, которые предусмотрены за то, или иное задание; о максимуме баллов за всю работу, а также, о том, сколько баллов следует набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5».

Сообщает общее время выполнения заданий. По истечении половины времени, отведенного на выполнение задания, необходимо объявить учащимся о том, сколько времени им осталось на выполнение работы. Также это следует сделать и за 2 минуты до окончания выполнения заданий.

Инструкция по выполнению работы для учащихся

На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 7 заданий.

Задания направлены в основном на проверку понимания личности Александра и его характера.

Задания 1 - 4 закрытого типа с выбором ответа (необходимо выбрать только один правильный ответ). Они направлены на проверку знания дат и фактов.

Задание 5 - вопрос, в котором необходимо написать правильный краткий ответ. Он направлен на проверку знания терминов.

Задание 6 требует установления хронологической последовательности.

Задание 7 - необходимо установить соответствие между двумя множествами.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант I .

1. Воспитатель Александра I , прививший ему уважение к свободе личности:

А) Лагарп;

Б) Екатерина II ;

В) Пален;

Г) Павел I

2. Александр I был преемником:

А) Петра I ;

Б) Павла I ;

В) Лагарп;

Г) Пален.

3. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние:

А) теории «официальной народности»;

Б) теорий общинного социализма;

В) идей Просвещения;

Г) идей славянофильства.

4. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:

А) Верховный Тайный совет;

Б) Тайная канцелярия;

В) Уложенная комиссия;

Г) Негласный комитет.:

Вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.

Ответ:________________

6. Установите в правильной последовательности события произошедшие в годы царствования Александра I:

А) Отечественная война 1812 г.;

Б) создание Негласного комитета;

В) учреждение министерств;

Г) учреждение государственного совета.

I и их высказываниями о нем:

Современники Александра I

Высказывания о нем

1. Н. И. Греч;

А) «Мы примеряемся с его личностью, потому, что в источнике его недостатков находим не дурные наклонности, а недостаток воспитания воли»;

2. Пыпин;

Б) «Очень умен и образован, но ему нельзя доверять, о неискренен; это истинный византиец… тонкий, противоречивый, хитрый»;

3. Наполеон;

В) «Он все делает наполовину»;

4. Сперанский.

Г) «Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомненья и страстей. Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей»;

Д) «Прекрасный младенец и отрок... сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников... Она... пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный!... Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола.

Вариант II .

Воспитал Александра I в духе просветительских идей:

А) Кутузов;

Б) Лагарп;

В) Аракчеев;

Г) Сперанский.

2. Идеологом заговора против Павла был:

А) Зубов;

Б) Пален;

В) Александр I ;

Г) Беннигсен.

3. Причина отказа Александр I от введения конституции в России?

А) помешали крестьянские бунты;

Б) события 1812 г.;

В) присоединение России Финляндии

Г) мощное сопротивление дворянства реформаторскому курсу

4. В состав Негласного комитета не входил:

А) Сперанский;

Б) Чарторыйский;

В) Кочубей;

Г) Александр I .

5. Назовите определяемое слово.

__________________ - философское и общественно- политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Ответ:________________________

6. Установите правильную последовательность события произошедшие в годы царствования Александра I:

А) указ «О правах и обязанностях Сената»;

Б) Финансовая реформа;

В) « Введение к уложению государственных законов »;

Г) реформа в области образования.

7. Установите правильное соответствие между современниками Александра I и их высказываниями о нем:

Современники Александра I

Высказывания о нем

1. Тургенев А. И.;

А) «Сфинкс, неразгаданный до гроба»

2. Чарторыйский;

Б) «Коронованный гамлет»

3. Лагербильке ;

В) «Любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность»»;

4. Вяземский.

Г) «Республиканец на словах и самодержавец на деле»;

Д) «В политике тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».

Бланк заполнения ответов

Вариант 1

задания

Правильный ответ

Бланк заполнения ответов

Фамилия, имя учащегося_____________________________________________

Вариант 2

задания

Правильный ответ

Инструкция по проверке и оценке итогового тестирования по теме «Изучение личности Александра I » для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений

Вариант 1

п/п

Правильный ответ

Количество баллов

1

2

3

4

5

Мистицизм

6

Б, Г, В, А

7

1 - Д, 2 - А, 3 - Б, 4 - В

2(1) 2

3

4

5

Либерализм

6

А, В, Б, Г

7

1 - Д, 2 - В, 3 - Г, 4 - А

2(1)

Список использованных источников и литературы

Научная

Александр I: pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. статья., коммент. Е. В. Анисимова. - СПб.: РХГА, 2012. - 916 с. - (Русский путь)

Анри Труайя. Александр I, или северный сфинкс. М.: Молодая гвардия; Студенческий меридиан, 1997. - 320 с., ил. - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 743)

Архангельский А. Н. Александр I. - М.: Молодая гвардия, 2012.

Безотосный В. Два императора // Родина. - 2002. № 8. С. 6 - 9.

Богданович М. И. История царствования Александра I и Россия в его время. - СПб., 1869 - 1871. - Т. 1 - 6.

А. Валлатон. Александр I: пер. с фр. / А. Валлоттон, Н.И. Казаков. СПб: Прогресс, 1991. - 398 с. (Века и люди)

Вандаль А. Александр I и Наполеон. - Ростов - на - Дону., 1995.

Е. В. Волков, А. И. Конюченко. Русские императоры XIX века в свидетельстве современников и потомков. Издательство: Челябинск: Аркаим, 2003. - 336 с.

Ю. В. Готье. Мемуары. Тайны истории в романах, повестях и документах. Издательство: Терра, 1997. - 591 с.

Кизеветтер А. А. Исторические силуэты: Биогр. Очерки. - Ростов - на - Дону: Феникс., 1997.

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. - Ростов - на Дону., 2002.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. - М., 1918.

С. Любош. Последние Романовы. Тернополь, 1994.

Мельгунов С. П. Дела и люди Александровского времени. - Берлин., 1923.

Надлер. В. К. Император Александр I и идея Священного союза. - Рига., 1886 - 1892. - Т. 1 - 5

Николай Михайлович, вел. князь. Александр I: опыт исторического исследования. - СПб., 1914Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. - СПб., 1912 - Т. 3.

Окунь С. Б. История СССР. Конец XVIII - XIX века. Лекции. - Л., 1974. - Ч. 1.

Орлик Е. В. «Европейская идея» Александра I // Новая и новейшая история. - 1997. № 4. С. 52

Палмер. Александр I: царь войны и мира. - Лондон., 1974

Предтеченский А. В. Очерки общественно - политической истории России в первой четверти XIX века. - М., 1957

А. Е. Пресняков. Российские самодержавцы. Издательство: Книга, 1990. - 464 с.

Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. - СПб., 2001.

Сафонов Михаил. Господин Александр и Салтыковы // Родина. - 2005. № 3. С. 38 - 42.

Сахаров А. Н. Александр I. - М.: Наука, 1998. 287 с.

Соловьев. С. М. Император Александр I. Политика. Дипломатия. - М., 1995.

Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. - М.: Высшая школа, 1994.

Ульянов Н. И. «Северный Тальма»: Александр I - император, актер, человек. - Вашингтон., 1964.

Федоров В. А. Александр I // Вопросы истории. - 1990. № 1. С. 52 - 54.

Фирсов Н. Н. Император Александр I и его душевная драма. Историко - психологический этюд. - М., СПб., 1910.

Ханс - Йобст К. Александр I. - Ростов - на - Дону., 1997.

Хартли Д. Александр I. - Ростов - на - Дону., 1997.

Шильдер Н. К. Император Александр I его жизнь и царствование. - СПб., 1997 - 1998. - Т. - 1 - 4

Шиман Т. Александр Первый. - М., 1909.

Методическая

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.: Учебное пособие СПб.: Питер, 2008. - 304 с. ISВN 978-5-388-00006-4.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2004. - 256 с.

Шаповаленко И. В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология), М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. С. 136 - 137.

Вариант 1.

1. Поражение в Крымской войне заставило Александра 2 пойти на ликвидацию:

А) стрелецкого войска Б) абсолютизма

В) крепостного права Г) поместного войска

2. «Временнообязанными» в 19 веке назывались:

А) крестьяне-отходники Б) жители военных поселений

В) крестьяне, выполнявшие чрезвычайные повинности в пользу государства

Г) крестьяне, выполнявшие повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки

3. Причина крестьянского малоземелья во второй половине 19 века:

А) отрезки

Б) ликвидация общины

В) передача земли под строительство заводов

Г) сокращение территории Российского государства

4. Главный орган управления в деревне после Крестьянской реформы 1861 года:

А) магистрат Б) губной староста В) сельский сход Г) администрация помещика

А) крестьяне освобождались от уплаты подушной подати

Б) размер крестьянского надела зависел от качества земли

В) запрещалось привлекать крестьян к барщинным работам в выходные и праздничные дни

Г) крестьяне получали экономические и гражданские права

Д) крестьяне по желанию помещика получали надел земли в собственность

Вариант 1 : 1-В, 2-Г, 3 - А, 4 -В, 5 - Б, Г

Тест по теме «Правление Александра II»

Вариант 2.

1. Значение Крестьянской реформы 1861 года состояло в:

А) ликвидации сословного строя Б) ускорения модернизации страны

В) ликвидации отработочной системы Г) ликвидации помещичьего землевладения

2. Земли, которые изымались у крестьян в том случае, если их надел превышал норму, установленную по Крестьянской реформе, назывались:

А) отрезками Б) наделами В) чересполосицей Г) десятиной

3. Причина крестьянского обнищания после отмены крепостного права:

А) выкупные платежи Б) ликвидация общины

В) рост подворного обложения Г) начало мирового финансового кризиса

4. Самые большие земельные наделы по Крестьянской реформе 1861 года крестьяне получили в:



А) Сибири и Азии Б) нечерноземной полосе

В) черноземной полосе Г) прибалтийских губерниях

А) военные поселения ликвидировались

Б) ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь

В) до перехода на выкуп крестьяне считались временнообязанными

Г) крестьянам разрешалось свободно торговать и основывать собственные предприятия

Д) помещики по своей воле предоставляли личную свободу крестьянам с выделением их надела в пользование.

Вариант 2 : 1 -Б, 2 - А, 3 - А, 4 - Б, 5 - В, Г

Тест по теме: «Россия при Александре II»

Вариант I

  1. Кто был наставником великого князя Александра Николаевича?

а) Ф. Лагарп; б) В.А. Жуковский;
в) М.Н. Погодин; г) С.С. Уваров.

  1. Кому принадлежат слова о том, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу»?

а) А.И. Герцену; б) Н.П. Огареву;

в) Александру II; г) председателю Реакционных комиссий Я.И.Ростовцеву.

  1. Что из перечисленного относится к судебной реформе 1864 г.?

а) состязательность сторон в ходе судебного процесса;

б) наказание розгами виновных;

в) гласность суда;

г) периодическая сменяемость судей;

д) создание особого суда для дворян;

е) зарплата судей одна из самых высоких в мире;

ж) введение суда присяжных;

з) бессословность суда.

  1. Земские учреждения не решали вопросов…

а) строительства дорог;

б) строительства школ и больниц;

в) организации судебных органов;

г) развития торговли и промышленности.

  1. Представители какого сословия преобладали в земствах?

а) крестьяне; б) дворяне;

в) купцы; г) мещане.

  1. Какие крестьяне считались временнообязанными?

а) не заключившие выкупной сделки с помещиком;

б) крестьяне сибирских губерний;

в) государственные крестьяне;

г) все указанные под а), б), в).

  1. Для чего были созданы редакционные комиссии?

а) для сбора статистических данных о крестьянских наделах;

б) для составления единого проекта закона об освобождении крестьян;

в) для составления итогового отчета Главному комитету по крестьянскому делу;

г) для редакции журналов и газет.

  1. По реформе 1861 г. земля после уплаты выкупа становилась…

а) собственностью крестьянской семьи;

б) собственностью крестьянской общины;

в) государственной собственностью;

г) передавалась крестьянам помещиком в пожизненную аренду.

  1. Сколько крестьяне должны были заплатить помещику за выкупаемый надел?

а) сразу 20-25% стоимости надела, а 75-80% платило государство;

б) сразу 100% стоимости надела;

в) 100% стоимости надела в течение 59 лет;

г) 50% стоимости надела, а остальное платило государство.

  1. Труд крестьян на земле помещика за взятую ими в аренду землю назывался…

а) месячина; б) испольщина;

в) барщина; г) отработки.

  1. Что отражает буржуазный характер Великих реформ?

а) отмена крепостного права;

б) волостной суд для решения мелких крестьянских дел;

в) наделение крестьян землей;

г) состязательность судебного процесса;

д) общинное землевладение;

е) появление отработочной системы;

ж) всесословный характер земств;

з) всеобщая воинская повинность;

и) крестьянское малоземелье;

к) отрезки.

  1. Новая промышленная база, основанная на добыче нефти в 70-е годы XIX в. Была заложена:

а) на Донбассе; б) в Сибири;

в) в районе Баку; г) в Средней Азии.

  1. Соотнесите событие и дату:
  1. начало перевода крестьян на выкуп; а) 1878 г.
  2. судебная реформа; б) 1 марта 1881 г.
  3. убийство Александра II; в) 1863 г.
  4. Берлинский конгресс; г) 1864 г.
1. 2. 3. 4.
  1. Основоположником какого течения народничества был П.Л. Лавров?

а) бунатрское; б) пропагандистское;

в) заговорщическое; г) либеральное.

  1. Как называлась первая народническая организация в России?

а) «Земля и воля»; б) «Черный передел»;

в) «Народная воля»; г) «Освобождение труда».

  1. К какому направлению общественной мысли относились Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ?

а) либеральное; б) радикальное;

в) консервативное; г) реакционное.

  1. Какое имя лишнее и почему?

а) И.В. Гурко; б) А.М. Горчаков;

в) М.Д. Скобелев; г) П.С. Нахимов.

_____________________________________________________________________________

  1. На Берлинском конгрессе произошло:

а) пересмотр положений Сан-Стефанского мирного договора;

б) укрепление позиций России;

в) признание решений Сан-Стефанского мирного договора;

г) создание новой коалиции против России.

  1. С какой страной в 1860 г. был подписан договор, закрепивший Уссурийский край за Россией?

а) с Японией; б) с Китаем;

в) с США; г) с Кореей.

а) Сан-Стефанский мирный договор;

б) начало перевода крестьян на выкуп;

в) раскол «Земли и воли»;

г) хождение в народ;

д) оборона Шипкинского перевала.

Вариант I.

  1. а, в, г, ж
  2. а, в, г, ж.
  3. 3-б, 1-в, 2-г, 4-а.
  4. б, г, д, а, в.

Тест по теме: Тест по теме: «Россия при Александре II»

Вариант II

  1. Осуществление Великих реформ 1860-1870-х гг.:

а) замедлило развитие капитализма в России;

б) дало толчок развитию капитализма в России;

в) не повлияло на темпы развития капитализма в России;

г) сделало невозможным развитие капитализма в России.

  1. Какие органы занимались составлением единого проекта закона отмены крепостного права?

а) редакционные комиссии; б) губернские дворянские комитеты;

в) крестьянские комитеты; г) все указанные под а), б), в).

  1. Мировые посредники…

а) проверяли правильность составления уставных грамот;

б) назначались Сенатом;

в) решали споры крестьян с помещиками;

г) все указанное под а), б), в).

  1. Как назывались крестьяне до перехода на выкуп?

а) не выкупленные; б) безземельные;

в) крепостные; г) временнообязанные.

  1. Что из перечисленного входило в состав земской реформы 1864 г.?

а) выборный характер земств;

б) земства по первым двум куриям избирались на основе имущественного ценза;

в) губернские чиновники могли назначаться только с согласия земств;

г) в ряде губерний земства решено было не создавать;

д) земства содержали больницы, школы, тюрьмы, дороги;

е) во главе губернских земств стояло центральное земство;

ж) депутатов земств называли гласными.

  1. Какая реформа не была проведена в 60-70-е годы?

а) крестьянская; б) высших органов власти;

в) судебная; г) военная.

  1. Какие из приведенных терминов отражают капиталистический характер развития России, а какие – сохранение феодальных пережитков?

а) отработки; б) отрезки;

в) аренда земли крестьянами; г) строительство фабрик и заводов;

д) выкупные платежи крестьян на землю; е) крестьянское малоземелье;

ж) железнодорожный бум.

  1. Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался…

а) окружной суд; б) волостной суд;

в) мировой суд; г) мировой посредник.

  1. Присяжные заседатели – это…

а) судебные чиновники; б) специально отобранные люди для вынесения вердикта;

в) судья в незначительных делах; в) кандидаты в мировые судьи.

  1. В 1862 г. к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города…

а) Москвы; б) Санкт-Петербурга;

в) Воронежа; г) Твери.

  1. Какова была цель «хождения» в народ?

а) познакомиться с жизнью крестьян;

б) обучить крестьян разным специальностям;

в) вызвать революционный взрыв в деревнях;

г) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права.

  1. Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества?

а) П.Н. Ткачев; б) М.А. Бакунин;

в) П.Л. Лавров; г) Г.В. Плеханов.

  1. Какая организация в России занималась террористической деятельностью?

а) «Черный передел»; б) «Народная воля»;

в) «Топор и расправа»; г) «Земля и воля».

  1. С именем М.Т. Лорис-Меликова связано:

а) создание III отделения;

б) проект созыва выборных от земств с правом совещательного голоса;

в) создание Департамента государственной полиции при МВД;

г) проект созыва Государственной Думы.

  1. Соотнесите событие и дату:

1. Манифест об освобождении крестьян; а) 1874 г.

2. «Хождение в народ»; б) 1877-1878 гг.

1. 2. 3. 4.
  1. Какие государства объединились в «Союз трех императоров»?

а) Франция, Россия, Турция; б) Австро-Венгрия, Турция, Россия;

в) Франция, Англия, Россия; в) Россия, Пруссия, Австро-Венгрия.

  1. Какая главная внешнеполитическая задача стояла перед министром иностранных дел А.М. Горчаковым на первом этапе его деятельности?

а) поиск союзников для военного реванша после поражения в Крымской войне;

б) создание военного блока против Англии и Франции;

в) борьба за отмену ограничительных статей Парижского мира;

г) создание коалиции против Австро-Венгрии и Пруссии.

  1. По Сан-Стефанскому мирному договору 1878 г….

а) провозглашалась независимость Болгарии;

б) предоставлялась независимость Герцеговине;

в) Россия получила контрибуцию с Турции;

г) России отходили города Ардаган, Батум, Карс, Баязет.

  1. Какое событие канцлер А.М. Горчаков назвал самой темной страницей в своей карьере?

а) Русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

б) Лондонскую конференцию 1878 г.

в) Берлинский конгресс 1878 г.

г) Сан-Стефанский мирный договор.

  1. Расставьте в хронологической последовательности:

а) манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости;

б) начало русско-турецкой войны;

в) создание «Союза трех императоров»;

г) земская реформа;

д) Берлинский конгресс.

Вариант II

  1. а, б, д, ж.
  2. 1-в, г, ж; 2 – а, б, д, е;
  3. 1-г, 2-а, 3-б, 4-в;
  4. а, г, в, б, д.

Тест по истории России «Правление Александра II», 8 класс, 1 вариант

1. С именем М.Г. Лорис-Меликова в истории России XIX в. связан(о)…

А. создание III отделения, корпуса жандармов;

Б. проект о созыве выборных от земств с правом совещательного голоса;

В. проект создания законодательного органа – Государственной Думы;

Г. проведение судебной, военной и крестьянской реформ.

2. Назовите годы проведения Александром II либеральных реформ, получивших название «Великих»:

А. 1880-1890 гг.; Б. 1860-1870 гг.; В. 1810-1820 гг.; Г. 1890- начало 1990-х годов.

А. крестьяне получили равные с помещиками права;

Б. крестьяне получили землю без выкупа;

В. отменено временнообязанное положение крестьян;

Г. была сохранена крестьянская община.

4. Укажите главную задачу военной реформы 70-х годов XIX в. в России:

А. создание системы военных поселений;

Б. создание системы военно-полевых судов;

В. переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности;

Г. создание новых родов войск в составе вооружённых сил.

5. Какая из отраслей русской промышленности была наиболее развита в 60-70 гг. XIX в.?

А. машиностроение; Б. нефтедобыча;

В. лёгкая промышленность; Г. лесоперерабатывающая промышленность.

6. Определите черту, которую нельзя назвать пережитком крепостничества после реформы 1861 г.:

А. предоставление крестьянам личной свободы; Б. отрезки;

В. помещичье землевладение; Г. выкупные платежи.

7. Укажите черту, не характерную положению крестьян после реформы 1861 г.:

А. малоземелье; Б. безденежье;

В. бесправие; Г. создание фермерских хозяйств.

8. Укажите год проведения в России реформы местного самоуправления:

А. 1861 г.; Б. 1864 г.; В. 1874 г.; Г. 1880 г.

9. Укажите соответствие между историческими личностями России и видом их деятельности:

1 . Великий князь Константин Николаевич; а. инициатор создания Московского купеческого банка;

2. А.И. Герцен; б. министр просвещения, против реальных гимназий;

3. Д.А. Толстой; в. возглавил Главный комитет по подготовке проекта

4. В. Кокарев. крестьянской реформы 1861 г.

г. редактор журнала «Колокол».

А. 1а 2в 3б 4г; Б. 1б 2а 3г 4в; В. 1в 2г 3б 4а; Г. иной ответ

10. Укажите, что легло в основу расчёта суммы выкупа, выплачиваемого крестьянином по реформе 1861 года?

А. сумма оброка; Б. арендная стоимость земли;

В. номинальная стоимость земли; Г. количество душ мужского пола в семье.

11. Определите, какое из положений не предусматривалось судебной реформой 1864 г.:

А. введение адвокатуры; Б. введение единого всесословного суда;

В. учреждение суда присяжных; Г. отмена телесных наказаний для крестьян.

12. Укажите значение либеральных реформ 1870-1880 гг.:

А. они фактически стали Конституцией;

Б. способствовали превращению России в буржуазную монархию;

В. они уничтожили самодержавие;

Г. они полностью уничтожили политическое бесправие народа.

13. Центрами крупного машиностроения в России в 60-70 годы XIX в. стали:

А. Нижний Новгород и Москва; Б. Петербург и Москва;

В. Баку и Шуя; Г. Тула и Петербург.

14. Назовите общественных деятелей XIX в., являвшихся западниками:

А. В.Г. Белинский и А.Г.Герцен; Б. М.А. Бакунин и Н.П. Огарёв;

В. К.Д. Кавелин и Г.Н.Грановский; Г. П.Я. Чаадаев и С.С. Уваров.

15. Укажите характерную черту революционной идеологии общественного движения России 30-50 г. XIX в:

А. надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

Б. обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе;

В. уверенность в необходимости сохранения основ Российского общества – православия, самодержавия, народности;

Г. расчёт на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер.

16. Какое из событий русско-турецкой войны 1877-1878 гг. произошло раньше других:

А. взятие Адрианополя;

Б. форсирование русской армией Дуная;

В. падение крепости Плевна;

Г. подписание Сан-Стефанского мирного договора.

_______________________________________________________________________________________

17. Форма феодальной ренты (дохода, не связанного с предпринимательской деятельностью), принудительный труд крепостного, работавшего со своим инвентарём в хозяйстве феодала. В России широко использовалась до середины XIX в.

18. Земельный участок, предоставляемый в пользование крестьянину феодалом или государством за выполнение определённых повинностей.

19. Назовите древнюю форму организации русских крестьян, сохранившуюся вплоть до XX век, для которой были характерны регулярные переделы земли, круговая порука, сходки.

20. Русский военачальник второй половины XIX в. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Под его командованием была одержана блестящая победа под Ловчей, осуществлены два штурма г. Плевна, зимний переход через Балканский хребет, выигран бой под с. Шейново. Солдаты называли его «белым генералом» за привычку появляться в опасных местах на белом коне в белом кителе и белой фуражке.

21. Лица разного чина и званий.

22. Название петербургского журнала, редактором которого стал Н.Г. Чернышевский.

23. Общественно-политическое движение, стремившееся к переходу России к социализму через крестьянскую общину.

Ответы:

17. барщина

18. надел

19. община (или крестьянская община)

20. Скобелев М.Д.

21. разночинцы

22. «Современник»

23. народничество

24. Бакунин М.А.

Тест по истории России «Правление Александра II», 8 класс, 2 вариант

1. Назовите государственного деятеля, который предлагал Александру IIсозвать комиссию выборных от земств и создать представительный орган при царе, обладающий правом совещательного голоса:

А. М.Г. Лорис-Меликов; Б. А.А. Аракчеев; В. А.Х. Бенкендорф; Г. С.С. Уваров

2. Подберите исторический термин, характеризующий освобождение крестьян от крепостного права, коренные преобразования в общественной, социальной, культурной жизни в 1870-1880 гг. при сохранении государственного строя:

А. революция; Б. контрреформы; В. реформы; Г. контрреволюция.

3 . Укажите изменения в жизни крестьян, которое произошло в ходе проведения реформы 1861 г.:

А. появилось сословие государственных крестьян;

Б. появился слой «временнообязанных» крестьян;

В. наделы большинства крестьян существенно увеличились;

Г. возникла сословная группа «экономических» крестьян.

4. Укажите новый промышленный район России, возникший в первые пореформенные десятилетия XIX в.:

А. Уральский; Б. Петербургский; В. Московский; Г. Южный.

5 . Укажите обязательный признак капиталистической фабрики в середине XIX в.:

А. работа по казённым заказам; Б. использование парового двигателя;

В. использование наёмного труда; Г. работа на внешний рынок.

А. Александр II; Б. Николай I; В. А.И. Герцен; Г. Н.А. Милютин

7. Определите прогрессивную черту крестьянской реформы 1861 г.:

А. освобождение крестьян с наделами; Б. выкуп (денежный) крестьян за землю;

В. круговая порука крестьян в общине; Г. неполнота личной свободы крестьян.

8. Назовите годы царствования Александра II:

А. 1801-1825 гг.; Б. 1855-1881 гг.; В. 1825-1855 гг.; Г. 1881-1894 гг.

9. Укажите соответствие между государственными деятелями и проведёнными ими преобразованиями, подготовленными ими проектами реформ:

1. М.М. Сперанский; а. разработка проекта о созыве выборных от земств;

2. А.А. Аракчеев; б . основание военных поселений;

3. Д.А. Милютин; в. проект созыва законосовещательного органа - Государственной Думы;

4. М.Г. Лорис-Меликов; г. подготовка и проведение военной реформы 60-70-х гг.XIX в.

А. 1а 2б 3г 4в; Б. 1в 2б 3г 4а; В. 1в 2г 3б 4а; Г. иной ответ

10. Укажите неверное положение в перечне причин, побудивших императора Александра II провести реформы 60-70-х гг.:

А. рост крестьянских выступлений;

Б. экономическая невыгодность сохранения крепостного права;

В. развёртывание либерального крепостнического движения;

Г. усиленное давление со стороны ведущих европейских держав.

11 . Продолжите предложение. Земская реформа 1864 года…

А. являлась реформой местного самоуправления;

Б. признавала, что Земские собрания утверждали губернатора;

В. предполагала крупные государственные субсидии земствам;

Г. передавала всю полноту власти в губернии дворянскому собранию.

12. Укажите положение, предусмотренное военной реформой 1874 года:

А . отмена рекрутских наборов;

Б. введение ограниченной воинской повинности;

В. обязательная служба в пехоте (10 лет);

Г. возможность представителю любого сословия, в том числе крестьян, мещан, стать офицером.

13. Определите функцию земских учреждений по реформе 1864 года:

А. осуществление политической и законодательной власти на местах;

Б. выполнение полицейских функций;

В. решение хозяйственно-административных и культурных вопросов местного значения;

Г. сбор налогов и пошлин.

14. Основой революционного движения в России во второй половине XIX в. стали:

А. крестьяне; Б. мещане; В. дворяне; Г. разночинцы.

15. Назовите общественных деятелей XIX в., являвшихся славянофилами:

А. Г.Н. Грановский, А.И. Герцен; Б. Ф.М. Достоевский, В.Г. Белинский;

В. М.П. Погодин, С.П. Шевырёв; Г. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин.

16. Определите, какое из событий политической истории России XIX в. произошло раньше других:

А. создание российской социал-демократической рабочей партии;

Б. возникновение организации «Земля и воля»;

В. возникновение Северного и Южного общества декабристов;

Г. создание группы «Освобождение труда».

______________________________________________________________________________________

17. Назовите год убийства Александра II народовольцами.

18. Путь развития общества, предполагающий резкий, скачкообразный переход к новому общественно-политическому устройству – это … путь.

19. Методы, применяемые нелегальной организацией для сохранения в тайне своего существования и деятельность.

20. Назовите вид феодальной повинности, которую крепостные крестьяне до середины XIX в. в России должны были платить в натуральной или денежной форме.

21. Как называлась газета, которую издавал А.И. Герцен и Н.П. Огарёв за границей с 1857 по 1867гг.

22. Как называлась турецкая крепость, которую трижды штурмовали русские войска в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

23. Обязательные платежи за землю освобождённых от крепостной зависимости крестьян, которые должны быть погашены за 49 лет.

24. Организованное прекращение работы с целью добиться выполнения требований.

Ответы:

· революционный путь

· конспирация

· «Колокол»

· Плевна (Плевен)

· выкупные платежи

I

1 вариант

1. Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) М. Сперанский Б) А. Бенкендорф В) А. Аракчеев Г) Александр I

2. Почему Александр I отказался от введения конституции в России после войны?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала война 1812 года;

3. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.

4. Противостояние каких держав определяло международную обстановку в начале XIX века?

А) России и Франции; Б) Англии и России; В) Англии и России; Г) Франции и Англии.

5. Назовите дату Бородинского сражения:

6. Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому договору?

А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе;

Б) становилась союзником Франции в войне против Англии;

В) обязана была вступить в войну против Англии.

7. После какого сражения французская армия вынуждена была отступать по старой Смоленской дороге?

А) под Смоленском, Б) под Калугой, В) под Малоярославцем.

8. Определите, о ком идет речь? «Родился в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг. занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.

9. Какова цель военных поселений?

А) подавить волну выступлений крестьян;

Б) снизить государственные расходы на содержание армии,

В) организация массовой подготовки резервов.

10. Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией?

А) Венский; Б) Парижский; В) Берлинский.

11. Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова?

А) М. Барклай де Толли; Б) П. Багратион, В) И. Мюрат.

12. Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение». Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы. Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».

13. 23 мая 1816 года Александр I утвердил положение об эстляндских крестьянах, по которому в прибалтийских губерниях:

А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;

В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.

14. Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) сохранение крепостного права; Б) освобождение крестьян без земли;

16. Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?

А) конституционная монархия, Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

А) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский.

Б) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

19. Как решался вопрос крепостного права в Конституции Н. Муравьева:

Россия в царствование Александра I

2 вариант

1. Кто был инициатором введения экзамена на должность в 1810 году?

А) М. Сперанский; Б) А. Аракчеев; В) Н. Новосильцев.

2. Почему Александр I отказался от введения проекта конституции М. Сперанского?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала русско-турецкая война;

В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3. В 1818 г. А. А. Аракчеев подал Александру I проект отмены крепостного права, по которому он предполагал:

А) начать широкую покупку помещичьих имений с крепостными в казну,

Б) ликвидировать помещичье землевладение,

В) передачу всей земли крестьянам.

4. Найдите лишнее: На Венском конгрессе основные решения принимали:

А) Англия; Б) Герцогство Варшавское; В) Россия; Г) Пруссия; Д) Австрия.

5. Отечественная война началась:

6. Как назывался договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии?

А) Эрфуртский, Б) Шенбруннский; В) Тильзитский.

7. На совете в Филях решался вопрос:

А) оставить Москву без боя или сражаться за нее до последней капли крови;

Б) кто должен возглавить русскую армию;

В) как пополнить продовольственные запасы?

8. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи сельского священника. Некоторое время работал учителем. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства. Именно ему Александр I поручил разработать проект государственной реформы. Именно о нем Наполеон сказал «Единственно светлая голова в России»».

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев

9. Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806 – 1812 года:

А) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;

Б) желание России господствовать на Черном море;

В) территориальные притязания России и Турции.

10. В каком году Александр I подписал конституцию царства Польского?

А) 1815 г,; Б) 1818 г.; В) 1820 г.

11. Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны;

Б) Все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра I;

В) Все они были единомышленниками Павла I

12. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи грузинских князей. Любимец армии, был бесстрашен в бою. В Отечественную войну 1812 года командовал второй армией. Настаивал на генеральном сражении. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение»

А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион

13. В 1822 году Александр I издал указ, по которому…

А) помещикам разрешалось без всяких ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

Б) запрещалось ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

В) запрещалось продавать дворовых людей.

14. Вторая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) «Союз спасения», Б) «Союз Благоденствия», В) «Союз офицеров»

15. «Конституция » Н. Муравьева предполагала:

А) сохранение крепостного права;

Б) освобождение крестьян без земли;

В) сохранение помещичьего землевладения.

16. Какой строй устанавливался в России по проекту Н. Муравьева?

А) конституционная монархия,

Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

17. Кто из декабристов был казнен после поражения восстания в 1825 году?

А) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

Б) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский

В) С. Волконский, А. Одоевский, А. Бестужев, Ф. Глинка.

18. «Русская правда» Пестеля предполагала:

А) разделение земли на общинную и частную, равенство всех граждан перед законом,

Б) передача всей земли в государственную собственность при сохранении помещичьего землевладения,

В) передачу всей земли крестьянам.

19. Как решался вопрос крепостного права в «Русской правде» П. Пестеля:

I вариант