Повесть степь краткое содержание. Тема и идея произведения чехова степь. Знакомство Егорушки с новыми людьми

Повесть «Степь» называют «историей одного путешествия». Из-за отсутствия как таковой фабулы, характерной для более ранних произведений Антона Павловича, повесть получила довольно неоднозначные отзывы критиков. Большинство рецензентов, однако, сошлись во мнении, что «Степь» – произведение в высшей степени художественное, демонстрирующее новые грани таланта 28-летнего Антона Чехова.

Повесть вышла в свет в 1888 году, появившись на страницах третьего номера «Северного вестника». В основу произведения легли личные впечатления писателя после его путешествия по Приазовью. По словам брата писателя, многое в повести «Степь» носит автобиографический характер.

В 1977 году Сергей Бондарчук («Война и мир», «Судьба человека», «Они сражались за Родину») выпустил одноименную экранизацию чеховской повести. Главные роли исполнили Олег Кузнецов (Егорушка), Николай Трофимов (отец Христофор) и Владимир Седов (Кузьмичев).

«Степь» Чехова: краткое содержание

Главный герой – девятилетний мальчик по имени Егорушка – прощается с родной деревней и по настоянию матери Ольги Ивановны отправляется в большой город учиться в гимназию. Ольга Ивановна – вдова коллежского секретаря – вверяет своего сына брату Ивану Ивановичу Кузьмичеву, который едет по купеческим делам в сторону города. Перед отъездом Егорушка горько плачет, ему не хочется ехать в чужой незнакомый город к чужим людям, бросать маменьку и родные места. Его пугают угрюмые темные обозы и бесконечная степь, которая затянула весь горизонт, и нет ей ни конца, ни края.

Егорушку сопровождает его родной дядя Иван Иванович Кузьмичев, купец, занимающейся продажей шерсти. Главное для Кузьмичева выгода, заработок. Именно поэтому он недоволен тем, что в пути нужно возиться с мальчишкой, который тормозит передвижение. Брат ругается на Ольгу Ивановну, вздумавшую отправить сына в гимназию. Он считает, что образование – пустая блажь, лишняя трата денег и времени, которое можно было употребить на обучение какому-то действительно полезному ремеслу.

Второй провожатый Егорушки – партнер Кузьмичева отец Христофор Сирийский, человек мягкий, легкомысленный. Для него продолжительное путешествие по степи представляет, скорее, не денежный интерес, а познавательный, ведь за это время можно познакомиться с огромным количеством людей. Взгляды на образование Христофора прямо противоположны кузьмичевским. Он, напротив, считает, что всякое учение – свет. В Егорушкины годы, вспоминает Христофор, он уже умел читать по латыни и слагать стихи.

За время пути Егорушка знакомится с множеством новых людей. Это, например, владелец постоялого двора еврей Моисей Моисеевич с братом Соломоном. Моисей – человек «маленький», привыкший перед всеми лебезить и заискивать, купцы Кузьмичев и Христофор для него настоящие господа, поэтому он пляшет даже перед маленьким Егором, угощает его пряником, обделив собственного сына.

На постоялом дворе Моисея Моисеевича Егорушка встречается с графиней Драницкой. Красивее существа мальчик не видел за всю свою жизнь. От дяди Егорушка узнает, что ее обирает какой-то поляк Казимир Михайлыч. Мальчик злится на подлого Казимира и даже немного на дядю, который называет графиню «красивой, но глупой бабой».

Уехав с постоялого двора, наши путешественники пристают к обозу. Там Егорушка знакомится с работниками – молодым скучающим Дымовым, обозленным на жизнь и людей, простым беззастенчивым мужиком Кирюхой, бывшим работником фабрики Васей, певцом Емельяном, потерявшим голос после болезни. Во время продолжительных полуночных разговоров у костра Егорушка узнает многое о жизни других людей, мальчику становится жутко – какая же огромная она эта Россия, Родина.

После долгого степного путешествия Егорушка, Кузьмичев и Христофор, наконец, приезжают в квартиру Настасьи Петровны Тоскуновой, подруги Ольги Ивановны. Женщина согласилась приютить маленького гимназиста. Провожатые говорят мальчику напутственные слова, дают по гривеннику и уезжают.

Оставшись один, Егорушка горько плачет. Ему жаль прощаться с добрым стариком Христофором, которого, ему кажется, он больше не увидит, ему страшно вступать в новую неведомую жизнь. Что она приготовила, кто ответит?

В повести «Степь» Чехов затрагивает ряд актуальным вопросов. Он рассуждает о пользе образования (спор Кузьмичева и Христофора), живописует тяжелый человеческий труд на степном обозе, отсылая читателя к извечному некрасовскому «Кому на Руси жить хорошо?»

На примере образа еврея Моисея Моисеевича автор обращается к популярному литературному образу «маленького человека», забитого, вынужденного пресмыкаться перед другими, более сильными, богатыми. Причем понятие «маленького человека» довольно относительное. Так, дядя Егорушки Иван Иванович для еврея Моисея – «большой человек», но для богатого купца Варламова уже Кузьмичев становится «маленьким».

Немаловажную идейную роль носит образ степи, который в описаниях Чехова приобретает характер живого организма. У Чехова степь разная: с одной стороны она навевает тоску и одиночество, с другой – является воплощением девственной красоты, символизирует волнующие перемены и новую жизнь. На примере маленького Егорушки, которого пугает огромная незнакомая степь, автор показывает конфликт мира и человека. Последний горько страдает из-за того, что зачастую не может жить в гармонии с миром. Кто-то находит баланс между материальным и духовным, как, например, старик Христофор, кто-то зацикливается исключительно на сфере материального, как дядя Кузьмичев. Обретет ли гармонию Егорушка, пока что не известно, ведь его степь только начинается.

Анализ произведения

В одной из критических статей повесть «Степь» окрестили «бессобытийным путешествием мальчика по степи от родной деревни до города». По сути, характеристика очень емкая и точная. Если бы вас попросили рассказать фабулу повести, достаточно было бы повторить это предложение.

«Степь» для Чехова, которого публика привыкла видеть в амплуа автора коротких веселых рассказов, стала смелым художественным экспериментом. Его «Степь» – это панорама русской жизни и русских характеров. Сама степь – аллегорический образ России – «в Европе люди погибают от духоты и тесноты… у нас же так просторно, что маленькому человеку порой трудно сориентироваться».

Антона Павловича Чехова по праву называют художником жизни. Он создал формы произведений, новые по содержанию и глубине проникновения в душу человека. Главной отличительной чертой его творчества является любовь к жизни. Он не учит, не проповедует, а просто и лаконично рассказывает о людях, независимо от их сословной и профессиональной принадлежности. Вечная потребность счастья – одно из самых высоких стремлений писателя. «Делайте добро!» – восклицает он.

Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.

В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.

«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.

Жанр, направление

«Степь» — это поэзия в прозе. Жанр – лирическая повесть, а направление — реализм.

Лирические описания, философские размышления, бытовые зарисовки, вставные новеллы, коротенькие эпизоды соединены под одним заглавием «Степь». Философско-лирические монологи связаны в основном с картинами природы. Сам Антон Павлович Чехов говорил, что каждая часть повести существует самостоятельно, и связующим звеном между ними является Егорушка.

Суть

Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.

В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.

«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.

Главные герои и их характеристика

  1. Егорушка Князев «путешествует» по степи вместе с дядюшкой и отцом Христофором. Конечная цель этого странствования — поступление в гимназию. Благодаря этой «поездке», он знакомится с представителями разных социальных групп, познаёт жизнь со всеми её перипетиями и радостями. Чехов часто передаёт ощущения героя, его рассуждения, воспоминания, но характер Егория лишь слегка намечен, так как изображение законченного характера персонажа не являлось задачей автора. Егорушка выполняет в повести в основном сюжетно-композиционную роль.
  2. Вася наделён особым слухом и зрением, поэтому у него свой, не доступный никому мир. Вася тих, смирён. Он единственный из всех персонажей воспринимает «музыку» степи: различные перепевы птиц, переклички сусликов, перезвоны, стрёкот и жужжание насекомых.
  3. Не все персонажи замечают окружающую природу и пытаются к ней приблизиться. Так, человеком дела предстаёт Варламов . Как челнок, постоянно передвигается он по степи, озабоченный своими делами. Ему чуждо чувство любования природой, он постоянно «кружит» по дорогам в поисках своей выгоды. И невольно возникает образ человека-коршуна.
  4. Под стать ему по своей деловой хватке дядюшка Егорушки – Иван Иваныч Кузьмичов . Он постоянно думает о прибыли, лицо его всегда сосредоточено, и других эмоций не выражает. Человек однообразный. Однообразие и равнодушие ко всему позволяют провести параллель со степными грачами, которые также равнодушны ко всему происходящему вокруг.
  5. Есть в повести и неравнодушные люди: Пантелей, Емельян, Дымов . Но каждый из них ощущает себя в природном мире по-своему. Как не разгуляться в степи богатырским натурам! Именно к таким былинным молодцам относится Дымов. Но разве идти за обозом в степи – это его стезя? Некуда выплеснуть эту силушку, потому он и озорничает. Но, главное, душа у него добрая. Он готов раскаяться в содеянном, попросить прощения. Такие характеры, скорее, относятся к трагическим.
  6. Пожалуй, самый трагический характер в повести – Емельян. Болезнь лишила его голоса. Раньше он был певчим в церковном хоре. Душа его поёт, а недуг не позволяет развернуться и обрекает человека на одиночество и страдания.
  7. Персонажем, живущим в согласии с современной жизнью, является Пантелей , имеющий свою философию, которую он передает Егорушке. Старик считает, что счастливым станет только тот человек, у которого есть три ума: от матери, от учения и от хорошей жизни. Последнего ума найти на свете сложно, поэтому нет и счастливых людей.
  8. Описание степи

    Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.

    Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.

    Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.

    Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.

    Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.

    Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.

    Образы и символы

    Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?

    Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.

    Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.

    Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.

    Темы

    Невозможно перечислить темы, которые затрагивает в своём произведении Антон Павлович, в строгом, определённом порядке. Они тесно переплетаются между собой, одна вытекает из другой, и, пожалуй, все они объединяются, и образуется основная тема повести — Человек и природа. Важными составляющими этой объёмной темы являются:

    1. сострадание к человеку, природе;
    2. свобода человеческой личности, причём понятие «свободы» неразрывно связано с пространством;
    3. одиночество в бренном мире и во Вселенной;
    4. поиск своего места в жизни;
    5. жизнь и смерть;
    6. любовь к своей Родине.

    Проблематика

    Как сориентироваться человеку в огромном мире, как найти своё место? Как понять людей? Разве можно провести грань, разделив всех на «правых» и «виноватых»? В каких взаимоотношениях находится степь и люди, в ней живущие? Все эти вопросы ставит автор перед своими читателями.

    Основная идея – философская: человек и мир должны быть в родстве. Но между ними – драматический разлад. Люди не чувствуют красоты мироздания. Тенденция разрыва, распада связей личности и природы, может привести к необратимым негативным последствиям.

    На окраине городка мелькает вишнёвый сад – символ весны, молодости, счастья. В большом городе его может не быть. Как же важно сохранить красоту природы, красоту души человеческой.

    Чехов считает, что человек должен жить не ради достижения какой-то определённой цели. Важно — наслаждаться жизнью, тем даром, который послал нам всевышний.

    Повесть пронизана мечтой о человеке, который сможет преодолеть одиночество во Вселенной, стать её частицей и полностью насладиться отведённым ему сроком пребывания на земле. Главное – он должен стать счастливым. Так сам автор обозначил свою главную мысль:

    Человек должен быть не «маленьким» и не «лишним»… а Человеком (Чехов).

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вася из повести «Степь» — подводчик с «деревянной» походкой и «палкообразными руками», у него «тусклое», больное лицо и красный, сильно опухший подбородок — из-за того что когда-то он работал на спичечной фабрике, а там «воздух нездоровый». К Егорушке Вася относится с умилением и любовно называет его «паничек». Так же любовно относится он и к живому миру степи: никак не может примириться с тем, что Дымов «ужика» убил; увиденную им в степи лисицу называет «лисичкой-матушкой». У Васи необычайно острое зрение, так что он может видеть жизнь животных и птиц степи, не различаемую глазом обычного человека. В нем и самом есть что-то звериное, животное, и, когда Егорушка видит, как Вася живьем съедает сырого пескаря и вытаскивает изо рта рыбий хвостик, ему становится рядом с ним неприятно и «скучно».

Дымов Микола — подводчик, «рослый, широкоплечий мужчина лет тридцати, русый, кудрявый», «очень сильный и здоровый». Этот герой повести «Степь» Чехова - сын зажиточного мужика, гулявший до двадцати лет в свое удовольствие, пока отец не послал его в извоз работником, боясь, как бы он не избаловался дома. Дымову явно некуда девать свою невероятную силу и жизненную энергию, и, постоянно томясь и не находя себе дела, он растрачивает ее на пустяки, действуя при этом, как правило, жестоко и грубо: убивает ужа, исхлестав его кнутом; во время купания в пруду из озорства дергает за ногу Егорушку, которого вообще недолюбливает из-за того, что он «барин»; на привале, придираясь к Емельяну и называя его тоже «барином», потому что тот «образованный» и был в певчих, вырывает из его рук ложку и швыряет далеко в сторону. Егорушка «всей душой ненавидит» Миколу Дымова за его жестокие выходки и презрение к людям. В сцене с выброшенной ложкой он вступается за Емельяна, бросаясь на Дымова со словами: «Ты хуже всех! Я тебя терпеть не могу!» После этого злоба Дымова неожиданно проходит, и он даже просит Егорушку не обижаться на него, объясняя свой поступок постоянно одолевающей его «тоской».

Егорушка (Князев Георгий Николаевич) — мальчик 9 лет. Его отец, из дворян, служивший в N , уездном городе Z -й губернии коллежским секретарем, умер. Мать Егорушки, Ольга Ивановна, «любившая образованных людей и благородное общество», единственного сына воспитывает как «благородного», хотя сама по происхождению мещанка. Желая дать ему образование, она уговаривает своего брата, купца Ивана Иваныча, едущего продавать шерсть, взять с собой Егорушку и отдать его в гимназию — в губернский город, с тем чтобы он, поступив учиться, столовался и жил у ее старинной подруги Настасьи Петровны Тоскуновой. Отправляя сына в дорогу, мать одевает его богато и красиво: на нем яркая «кумачовая рубаха» и шляпа с павлиньим пером.

Путь героя лежит через степь, по которой, чтобы добраться до цели, нужно ехать несколько дней и ночей. Вместе с Егорушкой и его дядей Иваном Иванычем в той же бричке едет и настоятель N -ской Николаевской церкви о. Христофор. Егорушку с момента расставания с матерью и родным городом не покидает грустное настроение, за время путешествия не раз заставляющее его то плакать, то болезненно остро ощущать себя брошенным и одиноким. Это, однако, не мешает ему с жадностью впитывать новые впечатления, в изобилии предоставляемые путешествием по летней приазовской степи. Впечатления эти двух родов: от людей и от природы. Перед глазами мальчика проходит множество самых разнообразных человеческих типов; помимо дяди и о. Христофора, открывшихся перед ним новыми своими сторонами, он встречается с «ветхозаветной фигурой» старого чабана; с мальчиком-рахитиком по имени Тит, говорящим «сиплым басом»; с братьями-евреями Мойсеем Мойсеичем и Соломоном, на постоялом дворе у которых останавливаются путешественники; со случайно оказавшейся там же графиней Драницкой, молодой красивой женщиной, которая, увидев спящего Егорушку и тронутая его миловидным обликом, целует его в обе щеки; с подводчиками, везущими шерсть, Которых Иван Иваныч просит взять с собой мальчика, так как сам он с о. Христофором вынужден — в поисках «таинственного» Варламова — отклониться от прямого пути; с самим Варламовым, довольно старым «малорослым серым человечком», оборотистым местным купцом и, видимо, богатым землевладельцем, перед которым все трепещут и заискивают, потому что он «имеет денег гораздо больше, чем графиня Драницкая»; с пришедшим на костер к подводчикам Константином Звоныком, богатым крестьянином-украинцем, «счастливым до тоски» оттого, что ему удалось жениться на девушке, которая три года перед тем отказывала ему, и др.

Природа степи Егорушку восхищает и подавляет одновременно. Степь населена огромным количеством разнообразных живых существ: сусликов и куропаток, чибисов и грачей, коростелей, стрепетов, сов, сверчков и кузнечиков; и сама она, с ее «поющими» травами и пряными запахами, огромна: ей нет конца; и даже дорога, по которой движется обоз подводчиков, так широка, что по ней, думает герой, впору было бы ездить былинным богатырям на их «богатырских конях». В то же время Егорушка неизменно «насыщает» пространства и природу степи собственными переживаниями и мыслями (некоторые из них плавно переходят в авторские, т. е. серьезные и «взрослые», лирические отступления, явно превышающие умственный уровень Егорушки), и она уже воспринимается им либо как усугубляющая его страдания, и тогда он чувствует себя потерянным посреди ее необъятных просторов, либо — очеловечивается и отчасти превращается в его страдающего двойника. Так, в течение всего дня степь изнемогает от зноя, а ночью, когда спадает жара и она вроде бы пробуждается к жизни, то и в этом оживлении чувствуется «напряжение и тоска», «как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира».

Пронесшаяся над степью, к концу путешествия Егорушки, страшная гроза также не приносит ей облегчения. Сам мальчик, застигнутый вместе с обозом грозой, сильно заболевает. Выздоравливает он уже в городе, где вновь встречается с дядей и о. Христофором, остановившимися в «торговой» гостинице. Грусть не оставляет Егорушку, когда они с дядей находят Настасью Петровну, у которой ему теперь предстоит жить. Хотя она хорошо принимает мальчика, он, сосредоточенный на горьком чувстве утраты, после прощания с дядей и о. Христофором, плачет; с этих слез и начинается его «новая, неведомая жизнь», о которой можно сказать, что едва ли она будет радостной.

Емельян — подводчик лет сорока, с длинным лицом «с жидкой козлиной бородкой» и «с губчатой шишкой под правым глазом»; двигаясь за обозом, он помахивает обеими руками, как будто дирижирует, и «что-то гудит себе под нос»; у него «сиплый, придушенный голос». Когда-то Емельян был обладателем удивительного голоса и 15 лет пел в церковном хоре, но однажды, выкупавшись в Донце, застудил горло и потерял голос. Считает себя «пропащим человеком». Когда подводчики купаются в жаркий день, Емельян, наученный горьким опытом, опасается входить в воду глубже, чем по колено.

Кирюха — подводчик, приятель Дымова, «низенький», «коренастый» и «чернобородый», в его голосе и смехе «чувствовалась непроходимая глупость». Он не отстает от сильного Дымова и готов одобрять все его выходки. Так, например, став свидетелем убийства ужа, он разражается «басистым, кашляющим смехом». В прошлом Кирюха «жил в кучерах у хороших людей и на весь округ считался лучшим троечником».

Кузьмичев Иван Иваныч — N -ский купец, дядя Егорушки по матери. Хотя внешне (он бреет бороду и носит очки) Кузьмичев «больше похож на чиновника, чем на купца», типично купеческая жажда получения скорейшей торговой прибыли составляет главный стержень его жизни, он «фанатик своего дела», с его лица практически никогда не сходит выражение «деловой сухости», придающее его чертам что-то «неумолимое, инквизиторское». Не разделяя стремлений своей сестры к «дворянству» и «образованию», он убежден, что и Егорушке лучше было бы пойти не «в ученые да благородные», а по «торговой» части. Саму поездку с племянником и хлопоты по его устройству в городе он воспринимает как известную обузу для себя, отвлекающую от более важных дел. Перед Варламовым, как фигурой более крупного ранга, Кузьмичев чувствует себя «маленьким и зависимым», и тогда на его лице появляется выражение «заботы и страха».

Мойсей Мойсеич — хозяин постоялого двора, немолодой еврей с бледным лицом и черной, «как тушь», красивой бородой, высокий и тощий, когда говорит, то всплескивает руками и «взмахивает фалдами». Останавливающихся на его постоялом дворе богатых русских, таких как Кузьмичев и о. Христофор, встречает преувеличенными комплиментами, беспорядочно хлопочет и всячески суетится, стараясь им угодить. У него есть жена Роза и шестеро детей. К Егорушке Мойсей Мойсеич и его жена относятся с нежностью, как к оставшемуся «без маменьки»; посовещавшись, они решают угостить его большим пряником в виде сердца, так как ему «некому теперь гостинца дать».

Соломон — брат Моисей Мойсеича, невысокий молодой еврей, с большим птичьим носом, хитрыми, насмешливыми глазами и презрительной улыбкой на «жирных губах». Одно время на ярмарке в N , в балагане, этот герой повести «Степь» Чехова «представлял жидов» — рассказывал сцены из еврейского быта и пользовался большим успехом. Но потом прекратил эти выступления, скорее всего под влиянием выработанной им самим жизненной философии, согласно которой главное зло в мире — это деньги, заставляющие менее богатого лакейски пресмыкаться и заискивать перед более богатым. Эту философию Соломон, сам сжегший в печке все деньги, оставленные ему в наследство отцом, в лицо излагает всем, кого подозревает в таком заискивании. Он открыто презирает своего брата, называя его «лакеем у проезжающих», открыто намекает на то, что таким же «лакеем», только у Варламова, является Кузьмичев. По словам Мойсея Мойсеича, считающего своего брата сумасшедшим, потому что он «никого не почитает» и «никого не боится», — Варламов за подобную откровенность однажды побил Соломона, а заодно и самого Мойсея Мойсеича кнутом.

Холодов Пантелей Захарович — подводчик, тощий и малорослый старик с седой бородой и «строгим, сухим» выражением лица. Родился в городе Тиме Курской губернии. Как приверженец «старой веры», Пантелей в бытовом поведении отличается от других подводчиков; кашу ест не из общего котла, а из своей «деревянной чашечки», воду пьет из специальной лампадки, не ест раков. Сопровождая обоз, он безостановочно говорит о чем-то, мало заботясь о том, слышат ли его окружающие. Почти всю дорогу он идет босиком, потому что у него больные ноги, а при ходьбе босиком боль, по его словам, отпускает.

О. Христофор Сирийский — настоятель N -ской Николаевской церкви, «маленький длинноволосый старичок» лет 70 с небольшим. Мягкий, легкомысленный и смешливый, он с радостным умилением взирает на мир Божий, в котором готов видеть одну только светлую сторону; на его лице то и дело появляется «широкая» восторженная улыбка. В отличие от Кузьмичева этот герой повести «Степь» Чехова уважает науки и образование и едущего учиться Егорушку сравнивает с Ломоносовым. В молодости он сам подавал в этом отношении блестящие надежды; уже в 14 лет «говорил и стихи сочинял по-латынски, все равно как по-русски», потом научился читать «и по-гречески, и по-французски, знал философию, математику и гражданскую историю», и ему уже пророчили, что из него выйдет «ученейший муж, светильник церкви». Однако родители не благословили его продолжать учение, что о. Xристофор воспринял со смирением, как должное: «ученый из меня не вышел, да зато я родителей не ослушался». Он и в старости вполне доволен своей жизнью. Помимо отправления своих прямых обязанностей как священника отец Христофор занимается еще и торговлей — «продает шерсть», но и в коммерческих делах (в которых он умеет разбираться не хуже, чем Кузьмичев) его интересует не столько прибыль, сколько суета и общение с людьми, а в деловой поездке — прежде всего новые впечатления, доставляемые ею.

Когда о. Xристофор во время привала снимает с себя облачение и остается в заправленных в высокие сапоги брюках и «кургузой курточке», то кажется Егорушке похожим на Робинзона Крузо.

Повесть «Степь» Чехов написал в конце 1880-х годов. Это был период, когда автор размышлял, анализировал свои жизненные ценности, стремился отыскать новые способы повествования. Это отразилось на содержании «Степи» - в ней встречаются совершенно новые, не встречавшиеся ранее у Чехова принципы строения повествования. Произведение «Степь» является как бы экспериментом, в ходе которого ищутся новые стилистические пути.

У повести довольно простой сюжет: из родного дома в город везут Егорушку - мальчика лет девяти, чтобы отдать его в гимназию. Вместе с ним едут «два М-ских обывателя» - купец Кузьмичов, который является дядей Егорушки, и священник отец Христофор. Кузьмичов и Христофор едут продавать шерсть, а Егорушку захватили по пути. На протяжении всего времени поездки мальчик получает новые впечатления, которые в ходе повествования чередуются с мыслями и комментариями автора. В этом и заключается сюжет повести, в которой все - степь, природа, люди описывается через восприятие Егорушки.

В «Степи» некоторые черты характера и внешность героев описываются глазами Егорушки. Но когда требуется изобразить развернутую характеристику героев, то это делается от имени автора, который как бы передает более высокий уровень сознания.

Кузьмичов в повести предстает как противник дополнительного образования и считает отправку племянника на учебу в гимназию капризом своей сестры. Это служит причиной его постоянных упреков в адрес Егорушки. Кузьмичова постоянно преследует страх, что им не удастся догнать купца Варламова, которому они со священником хотят продать шерсть по выгодной цене.

Отец Христофор представлен в повести человеком мягким и легкомысленным. За какое бы дело в своей жизни он ни брался - оно его, как правило, мало интересовало, а главным для него были суетливость, характерная для всякого мероприятия, и общение с людьми. И во время поездки в город он интересовался не столько шерстью или купцом Варламовым, а долгой дорогой, разговорами в пути, едой не вовремя.

Купец Варламов изображен в повести вездесущим и неуловимым человеком. На протяжении всего пути можно встретить его имя.

Образ степи соединяет в себе два противоположных друг другу настроения: тоска, одиночество и жажда красоты, предвкушение скорой счастливой жизни. Бричка, в которой едут герои повести, теряется в бескрайних просторах равнины посреди трав, выжженных солнцем. Куда ни бросишь взгляд - везде мерещится тоска, равнодушие и безжизненность.

Чеховские пейзажи в произведении одновременно и символичны, и реалистичны. Их оригинальность связана с мастерством писателя, который смог передать действительность посредством детского восприятия.

В завершение поездки Егорушка вступает на новый этап своей жизни, он становится совсем другим, более взрослым. Он будто пережил важную своей жизни, почувствовав, что вместе с этими людьми для него навсегда исчезло всё то, что было пережито до настоящего момента.

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

В 1888 году была написана повесть Чехова «Степь». Краткое содержание ее будет дано в этой статье. В произведении обозначен новый подход к повествованию: часть картин читатель видит через восприятие действительности главным героем - Егорушкой. Их дополняют авторские комментарии, помогающие раскрыть особенность окружающего мира и понять душу обычных людей.

Глава 1. Начало пути

Раннее Из уездного города выехала ветхая бричка, которой управлял молодой кучер Дениска. В ней сидели три пассажира: настоятель церкви отец Христофор, купец Кузьмичев Иван Иваныч и его девятилетний племянник Егорушка. Взрослые ехали продавать шерсть, а мальчика везли поступать в гимназию.

Так начинает Чехов «Степь». Краткое содержание повести продолжается описанием ощущений Егорушки. Он впервые остался один и теперь, осматриваясь по сторонам, вспоминал, как на Пасху ходил в церковь. А еще - как умерла бабушка. И вдруг заплакал от жалости к самому себе. Дядя и отец Христофор заговорили о пользе учения. А перед глазами мальчика уже показалась бесконечная (подробно описать ее не позволяет отмечает, что после испарения животворной росы все вокруг поникло от зноя. Егорушка утомился и равнодушно смотрел на однообразную картину. Остались позади косари и бабы на поле, свора собак и варламовские овцы. Впереди показался ветряк, который все не исчезал из виду.

Глава 2. Привал

К полудню остановились у ручья. Расположились под обозом, поели печеных яиц с пирогами. Так продолжается рассказ Чехова «Степь». Краткое содержание знакомит читателя с жизнью отца Христофора. Он с детства говорил на нескольких языках, имел познания во многих науках, мечтал учиться в Киеве. Но родители не благословили такое решение, и юноша остался при церкви, где прошла вся его жизнь. Сейчас отец Христофор ни о чем не жалел, так как не нарушил воли отца, хотя и был уверен, что учиться нужно. Эту мысль он внушал Егорушке. Потом говорили о шерсти и каком-то Варламове.

Перекусив, взрослые легли спать. Мальчик же сходил в деревню, поиграл с проснувшимся Дениской, который в душе все еще оставался ребенком. Наконец отправились в путь, и до вечера перед глазами Егорушки мелькали те же картины, что и с утра.

Глава 3. На постоялом дворе

Уже в сумерках остановились у немолодого еврея. Радушию Мойсея Мойсеича не было предела, но гости не решились на ночлег: нужно было найти таинственного Варламова. Купец и святой отец пересчитали деньги - Егорушка никогда не видел такой кучи. Напились чаю. Поговорили с евреем о житье. Сонного Егорушку хозяева угостили пряником - они все сокрушались, что теперь некому позаботиться о мальчике.

Так можно обозначить тему 3 главы и ее краткое содержание. «Степь» Чехов продолжает описанием появления у еврея известной в округе графини Драницкой, которая тоже надеялась увидеть Варламова.

Глава 4. Встреча с обозом

Полусонный Егорушка сел рядом с Дениской. Он все думал о Варламове, который был очень богат и неуловим, и о красивой графине. Его убаюкивали запахи и звуки степи, погруженной во мрак. Уснувшего мальчика разбудили голоса. Это Иван Иваныч спрашивал у мужиков, сопровождавших обоз, который они нагнали, о Варламове. Затем Егорушку пересадили на большой тюк с шерстью, и он, довольный, что можно удобно лечь, заснул. Дядя попросил мужиков не обижать племянника и пообещал забрать его, как только побывает у молокана. Таково начало новой главы и ее краткое содержание.

Степь Чехов описывает в своей повести часто. Но утром Егорушку больше интересовали обоз и люди, с которыми он ехал дальше. Всего двенадцать подвод и пять сопровождавших их мужчин. Рядом с возом, на котором лежал мальчик, шел старик Пантелей, который говорил и подпрыгивал так, словно замерз.

Когда остановились у колодца, Егорушка разглядел остальных путников. Сильного, уверенного в себе Дымова, убившего по дороге ужа и вызвавшего недовольство остальных возчиков. Емельяна, бывшего певчего, теперь потерявшего голос. Чернобородого Кирюху недалекого ума. Удивительно зоркого Васю, который мог видеть и слышать то, что остальным было недоступно.

Глава 5. На реке

Стало нестерпимо жарко. Остановились у реки. Возчики резвились в воде. Когда поймали рака, сбегали в деревню за бреднем и наловили рыбы, из которой сварили кашу. Егорушке, тоже решившему поплавать, испортил настроение Дымов. Мужчина схватил его за ногу и едва не утопил. После этого мальчик сидел на берегу и наблюдал за остальными.

О чем еще пишет в своей повести Чехов? «Степь», краткое содержание которой вы читаете, включает также описание обедни в деревенской церкви, куда от скуки сходил Егорушка, и встречу с лавочником, налившим ему чаю.

Вернувшись к реке, герой вместе со всеми ел кашу и слушал рассказы мужиков об их прежней жизни, которая была лучше нынешней.

Глава 6. У костра

К вечеру отправились в дорогу. Егорушка смотрел, как на небе появляются звезды, и думал о бабушке. Ему казалось, что сам он никогда не умрет. А Пантелей все продолжал свой бесконечный рассказ.

К полуночи разожгли костер. Пока варили кашу, завели разговор об убитом недалеко от этого места купце. Тему продолжил Пантелей, который, если верить его словам, однажды сам едва не стал жертвой разбойников. И хотя в рассказе чувствовалось много вымысла, Егорушка слушал его, затаив дыхание.

Позже к костру подошел незнакомец. Его молодая жена уехала к матери, а он в ее ожидании не знал, куда себя деть. Счастливый вид мужчины вызвал у всех грусть. Егорушку снова охватила скука, и он взобрался на свой воз.

Проснувшись, мальчик увидел наконец Варламова, которого все искали в степи. Это был низкорослый человек на некрасивой лошади. Поговорив с возчиками и обругав своего верхового, он умчался по дороге. Такими были два дня из новой жизни Егорушки. Однако этим не заканчивается краткое содержание. "Степь" Чехова продолжается седьмой главой.

Глава 7. Гроза

Ночью снова сидели у костра. Беседа не получалась. К тому же Дымов спровоцировал ссору с Емельяном, и Егорушка, с самого начала испытывавший неприязнь к первому из них, встал на защиту певчего. Расстроенный мальчик взобрался на тюк и расплакался, мечтая оказаться дома.

Даль почернела, стало душно. Вскоре разразилась сильная гроза. Обоз двигался вперед, а Егорушка сидел на тюках, испытывая невероятный страх. Ему чудилось, что сзади надвигается великан. Герой весь вымок и замерз. А от грохочущего грома и сияющих молний невозможно было укрыться. Сначала Егорушка крестился и звал Пантелея. Потом им овладела уверенность, что гроза никогда не закончится, и его убьет. Это был самый страшный момент в жизни мальчика, как показывает сюжет повести и ее краткое содержание.

«Степь» Чехов А. П. продолжает описанием болезни героя. Уже в деревенской избе он все никак не мог согреться и бредил. А рано утром снова отправились в дорогу. Егорушка с путающимся сознанием трясся от холода на своем возе.

Глава 8. Конец пути

Наконец въехали на большое подворье, и мальчик услышал голос Дениса. Отец Христофор растер больного Егорушку, затем укрыл одеялом и тулупом. Из разговора взрослых мальчик понял, что сделка с шерстью удалась.

Наутро герой чувствовал себя здоровым. А после завтрака разыскали Н. П. Тоскунову, подругу матери. Иван Иваныч договорился с ней насчет проживания, устроил племянника в гимназию и уже на следующий день вместе с отцом Христофором и Дениской отправился домой. Егорушка же с тоской и слезами приветствовал жизнь в чужом доме.

Так заканчивает А. П. Чехов «Степь». Краткое содержание по главам позволило передать только ключевые моменты повести.