Образование фрг и гдр. Германская демократическая республика Население гдр и фрг

Датой образования Германии (в том виде, в котором она находится сейчас) является 3 октября 1990 года. До этого территория страны была поделена на два государства: Федеративную Республику Германия (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР). Сегодня мы с вами подробнее разберемся, что такое ФРГ и ГДР, и познакомимся с историей этих государств.

Краткая характеристика

23 мая 1949 года была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ее состав вошли участки фашисткой Германии, расположенные в британской, американской и французской зонах оккупации. Специальная статья конституции ФРГ предполагала, что в дальнейшем в состав новообразованного государства войдут и остальные германские территории.

Из-за оккупации Берлина и наделения его особым статусом столица страны была перенесена в провинциальный городок Бонн. 7 октября того же года на советской зоне оккупации провозгласили Германскую Демократическую республику (ГДР). Ее столицей был назначен Берлин (фактически только восточная часть города, которая пребывала под контролем ГДР). Последующие 40 с лишним лет два немецких государства существовали отдельно. До 1970-х годов власть страны ФРГ категорически не хотела признавать ГДР. Позже она начали признавать «соседей», но лишь частично.

Мирная революция в ГДР, которая состоялась осенью 1990 года, привела к тому, что 3 октября ее территории были интегрированы в состав ФРГ. Тогда же столица ФРГ была возвращена в Берлин.

Теперь познакомимся с этими событиями более детально.

Разделение Германии после капитуляции

Когда войска союзников (Америка, СССР, Великобритания и Франция) захватили фашистскую Германию, ее территория была поделена между ними на четыре зоны оккупации. Разделен был и Берлин, однако он получил особый статус. В 1949 году западные союзники объединили подвластные им территории и назвали этот регион Тризонией. Восточная часть страны по-прежнему осталась под оккупацией Советского Союза.

Образование ФРГ

24 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне (город, который относился к британской оккупационной зоне), под строгим контролем военных губернаторов провозгласил ФРГ. В ее состав вошли вновь созданные к тому моменту районы, относящиеся к британским, американским и французским оккупационным зонам.

В тот же день была принята конституция. 23-я статья документа декларировала его распространение на Берлин, который формально мог только частично входить в ФРГ. Основные положения этой статьи предусматривали также перспективу распространения конституции и на другие германские земли. Таким образом была заложена основа для вхождения в ФРГ всех территорий существовавшей ранее Германской империи.

В преамбуле конституции была явно обозначена необходимость объединения немецкого народа на базе воссозданного государства. Сам же документ позиционировался как временный, поэтому официально его даже назвали не конституцией, а «Основным законом».

Так как Берлин был наделен особым политическим статусом, сохранить в нем столицу Федеративной Республики не представлялось возможным. В этой связи было принято решение назначить провинциальный город Бонн, в котором произошло провозглашение страны ФРГ, ее временной столицей.

Создание ГДР

Германские земли Советской оккупационной зоны не намеревались признавать законы ФРГ, принятые 23 мая 1949 года. 30 мая делегаты Немецкого народного конгресса, избранные двумя неделями ранее, приняли конституцию ГДР, признанную 5 землями советской оккупации. На базе принятой конституции в республике, которая называла себя также Восточной Германией, были созданы органы государственной власти.

19 октября состоялись выборы в Палату земель и Народную палату первого созыва. Президентом ГДР стал председатель Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вильгельм Пик.

Политический статус и перспектива расширения ФРГ

С самого начала правительство Федеральной Республики Германия четко обозначило, что такое ФРГ. Оно позиционировало себя как единственного представителя интересов немецкого народа, а саму ФРГ как единственного последователя Германской империи. Поэтому неудивительно, что оно имело притязания на все земли, принадлежащие империи до начала экспансии Третьего рейха. К этим землям относились в том числе территории ГДР, Западная часть Берлина, а также «бывшие восточные области», отошедшие Польше и Советскому Союзу. Первые годы после основания ФРГ ее правительство всячески старалось избегать прямого контакта с правительством ГДР. Причина в том, что он мог свидетельствовать о признании ГДР как самостоятельного государства.

Америка и Великобритания также остались при мнении, что легитимным правопреемником империи является ФРГ. Франция же считала, что Германская империя исчезла как таковая еще в 1945 году. Гарри Трумэн, 33-й президент США, отказался подписывать с ФРГ мирный договор, так как не хотел признавать существование двух немецких государств. В 1950 году на нью-йоркской конференции министры иностранных дел трех стран все-таки пришли к общему знаменателю в вопросе «что такое ФРГ?». Притязания правительства республики касательно единственного представления немецкого народа были признаны. Однако признавать правительство руководящим органом всей Германии отказались.

Из-за отказа от идентификации ГДР законодательство ФРГ признавало существование единого гражданства Германии, поэтому именовало своих граждан просто немцами, а территории ГДР не рассматривало как заграницу. Именно поэтому в стране действовал закон о гражданстве, принятый еще в 1913 году. Тот же закон вплоть до 1967 года имел силу и в ГДР, которая также была сторонником единого гражданства. На практике сложившаяся ситуация означала, что любой немец, проживающий в ГДР, может приехать в ФРГ и получить там паспорт. Чтобы предотвратить это, руководители Демократической Республики запретили ее жителям получать паспорта в Республике Германия. В 1967 году они ввели гражданство ГДР, которое получило официальное признание в ФРГ лишь спустя 20 лет.

Нежелание признавать границы Демократической Республики отображалось в картах и атласах. Так, в 1951 году в ФРГ были изданы карты, в которых Германия имела такие же границы, как в 1937 году. При этом разделение республики, а также разделения земель с Польшей и Советским Союзом были обозначены едва заметной пунктирной линией. На этих картах отошедшие противнику топонимы остались под старыми названиями, а какие-либо признаки ГДР попросту отсутствовали. Примечательно, что даже в картах 1971 года, когда весь мир четко понимал, что такое ФРГ и ГДР, ситуация не сильно изменилась. Штрихованные линии стали более заметными, но по-прежнему отличались от тех, которые обозначат границы между государствами.

Развитие ФРГ

Первым канцлером Федеративной Республики стал Конрад Аденауэр - опытный юрист, администратор и активист Партии Центра. Его концепция руководства базировалась на социальной рыночной экономике. В должности канцлера ФРГ он оставался 14 лет (1949-1963 гг.). В 1946 году Аденауэр основал партию под названием Христианско-демократический союз, а в 1950-м - возглавил ее. Главой оппозиционной социал-демократической партии был Курт Шумахер - бывший боец Рейхсбаннера, прошедший заключение в нацистских концлагерях.

Благодаря содействию США в реализации плана Маршала и планов экономического развития страны Людвига Эрхарда в 1960-х экономика ФРГ устремилась вверх. В истории этот процесс получил название «Германское экономическое чудо». Чтобы удовлетворить потребность в недорогой рабочей силе, Федеративная Республика поддержала приток гастарбайтеров, главным образом из Турции.

В 1952 году произошло объединение земель Баден, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн в единую землю Баден-Вюртемберг. ФРГ стала федерацией, состоящей из девяти земель (государств-членов). В 1956 году, после референдума и подписания с Францией Люксембургского договора, в состав ФРГ вошла Саарская область, находившаяся ранее под протекторатом Франции. Ее официальное присоединение к Республике Германия (ФРГ) произошло 1 января 1957 года.

5 мая 1955 года с отменой оккупационного режима ФРГ официально была признана суверенным государством. Суверенитет распространялся только на зону действия временной конституции, то есть не охватывал Берлин и бывшие территории империи, которые на тот момент принадлежали ГДР.

В 1960-х годах был разработан и внедрен ряд чрезвычайных законов, которые накладывали запрет на деятельность ряда организаций (в том числе коммунистической партии), а также на некоторые профессии. Страна вела активную денацификацию, то есть борьбу с последствиями нахождения у власти нацистов, и всеми силами пыталась обеспечить невозможность возрождения нацистской идеологии. В 1955 году ФРГ вошла в состав НАТО.

Отношения с ГДР и внешняя политика

Правительство Республики Германия не признавало ГДР и вплоть до 1969 года отказывалось вступать в дипломатические отношения с государствами, чья позиция по этому вопросу отличается. Исключение составлял разве что Советский Союз, который признавал ГДР, но входил в состав четырех оккупационных держав. На практике указанная причина только дважды привела к разрыву дипломатических отношений: с Югославией в 1967 году и с Кубой - в 1963-м.

Еще в 1952 году Сталин заговорил об объединении ФРГ и ГДР. 10 марта того же года СССР предложил всем державам-оккупантам как можно быстрее в сотрудничестве с общенемецкими правительствами разработать мирный договор с Германией, и даже составил проект этого документа. Советский Союз был согласен с объединением Германии и при условии ее неучастия в военных блоках даже допускал существование в ней армии и военной промышленности. Западные державы фактически отвергли предложение СССР, настаивая на том, что вновь объединенная страна должна иметь право на вступление в НАТО.

Берлинская стена

11 августа 1961 года Народная палата ГДР приняла решение о возведении Берлинской стены - инженерно-оборонительного сооружения протяжностью 155 км, укрепляющего границу между двумя немецкими республиками. В результате в ночь на 13 августа было начато строительство. К часу ночи граница между Западным и Восточным Берлином была полностью заблокирована войсками ГДР. Утром 13 августа люди, которые привычно направлялись в западную часть города на работу, столкнулись с сопротивлением правоохранительных органов и военизированных патрулей. К 15 августа подход к границе был полностью перекрыт колючей проволокой, и началось возведение заграждения. В тот же день были закрыты линии метрополитена, которые сообщали две части города. Потсдамская площадь, которая находилась в пограничной зоне, также была закрыта. Многие здания и жилые дома, прилегающие к линии разделения Восточного и Западного Берлина, были выселены. Окна, которые выходили на сторону территории ФРГ были заложены кирпичом. Позже, во время реконструкции заграждения, соседствующие с ним здания и вовсе снесли.

Строительство и переоборудование сооружения продолжалось до 1975 года. Изначально оно представляло собой забор из бетонных плит или кирпичной кладки, оборудованный колючей проволокой. На некоторых участках это были простые спирали Бруно, которые можно было преодолеть с помощью ловкого прыжка. Этим на первых порах пользовались перебежчики, которым удавалось миновать полицейские посты.

К 1975 году стена представляла собой уже неприступное и довольно сложное сооружение. Она состояла из бетонных блоков высотой 3,6 метра, сверху на которые устанавливались цилиндрические барьеры. Вдоль стены была оборудована запретная зона с большим количеством препятствий, сторожевых постов и прибор для освещения. Запретная зона состояла из простой стены, нескольких полос противотанковых ежей или металлических шипов, забора из металлической сетки с колючей проволокой и системой сигнальных ракет, дороги для патрулей, широкой полосы регулярно выравниваемого песка, и, наконец, неприступной стены, описанной выше.

Смена канцлера

Когда в 1969 году на должность канцлера Федеративной Республики Германия вступил Вилли Брандт, в отношениях между ФРГ и ГДР начался новый виток. Социал-демократы, пришедшие к власти, ослабили законодательство и признали нерушимость послевоенных государственных границ. Вилли Брандт и его последователь Гельмут Шмидт улучшили отношения с Советским Союзом.

В 1970 году был подписан Московский договор, в котором ФРГ отказалась от притязаний на восточные области бывшей Германской империи, отошедшие после войны СССР и Польше. Документ также декларировал возможность объединения республик. Это решение ознаменовало начало «новой восточной политики». В 1971 году ФРГ и ГДР подписали Основополагающий договор, регламентирующий их взаимоотношения.

В 1973 году обе республики пополнили состав ООН, несмотря на то, что ФРГ по-прежнему не хотела признавать международно-правовую независимость ГДР. Тем не менее статус-кво Демократической Республики, закрепленный Основополагающим договором, поспособствовал потеплению в отношениях «соседей».

«Мирная революция»

В сентябре 1989 года в ГДР возникло оппозиционное движение «Новый форум», частично состоящее из членов политических партий. В следующем месяце по республике прокатилась волна протестов, участники которых требовали демократизации политики. В результате руководство СЕПГ подало в отставку, а его место заняли представители недовольного населения. 4 ноября в Берлине состоялся массовый согласованный с властями митинг, участники которого требовали соблюдения свободы слова.

9 ноября граждане ГДР получили право на свободный (без уважительной причины) выезд за границу, что привело к стихийному падению Берлинской стены. После выборов, состоявшихся в марте 1990 года, новое правительство ГДР начало активные переговоры с представителями ФРГ о перспективе объединения.

Объединение Германии

В августе 1990 года ФРГ и ГДР подписали договор об объединении страны. Он предусматривал ликвидацию Демократической Республики и ее вхождение в Республику Германия в виде пяти новых земель. Параллельно с этим были воссоединены две части Берлина, и он вновь получил статус столицы.

12 сентября 1990 года представители ГДР, ФРГ, США, СССР, Великобритании и Франции подписали договор, который окончательно урегулировал германский вопрос. Согласно этому документу в конституцию ФРГ должна была быть включена поправка о том, что после воссоздания государства оно отказывается от притязаний на остальные территории, некогда принадлежащие Германской империи.

Фактически в процессе объединения (немцы предпочитают говорить «воссоединения» или «восстановления единства») не было создано нового государства. Земли бывшей территории ГДР были просто приняты в состав ФРГ. В этот же момент они стали подчиняться «временной» конституции Республики Германия, принятой еще в 1949 году. Воссозданное государство с тех пор стало называться просто Германией, но с юридической точки зрения это не новая страна, а расширенная ФРГ.

Государственное устройство

Образование 7 октября 1949 года Германской Демократической Республики явилось актом национальной самопомощи демократических сил Германии . Это был их ответ на раскол Германии , выражением которого явилось создание 7 сентября 1949 года Федеративной Республики, осуществленное вопреки принятым четырьмя великими державами принципам Потсдамского соглашения. В этих условиях провозглашение миролюбивого демократического германского государства стало для немецкого народа вопросом жизненной важности.

При создании ГДР речь шла о том, чтобы сорвать попытки западных держав передать всю Германию в руки возрождавшегося тогда германского империализма и обеспечить демократическим силам Германии прочную государственную основу. Поэтому государственное становление ГДР опиралось на широкое народное движение, охватившее все слои нашего народа.

ГДР - государство, в котором рабочий класс в союзе с классом кооперированных крестьян и другими слоями трудящихся осуществляет политическую власть и ведет к победе дело социализма. Трудящиеся являются хозяевами экономики и государства. Они направляют политическое н экономическое развитие в соответствии с волей и интересами большинства граждан. Важнейшие средства производства - фабрики, полезные ископаемые, средства транспорта н крупные имения - принадлежат народу.

Рабочие и крестьяне осуществляют власть через народные представительства, правительство, органы государственного управления, судебные органы, органы полиции и т. д. Рабоче-крестьянская власть опирается на силы Национального фронта демократической Германии , выставляющего кандидатов в народные представительства и поддерживающего постоянную связь между государственным аппаратом и населением. Помимо этого, граждане имеют широкие права, позволяющие им принимать непосредственное участие в государственной деятельности.

Предпосылкой победы в ГДР социалистических и демократических сил явилось единство рабочего класса, нашедшее свое наиболее яркое воплощение в создании единых профсоюзов и в первую очередь в объединении 21 апреля 1946 года двух партий рабочего класса - Коммунистической партии Германии и Социал-демократической партии Германии - в Социалистическую единую партию Германии .

Германская Демократическая Республика - суверенное государство, решающее независимо, по собственному усмотрению свои внутренние и внешние дела и уважающее права других государств и общепризнанные нормы международного права. Благодаря всестороннему участию населения в решении всех политических и экономических задач, благодаря влиянию, которое население оказывает на законодательство, органы государственного управления и юстиции, в ГДР впервые в истории Германии народ осуществляет свей суверенные права.

ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ

Территория Германской Демократической Республики составляет 107 834 квадратных километра. На севере она омывается водами Балтийского моря; на востоке реки Одер и Нейсе образуют границу мира с Польской Народной Республикой. На западе ГДР граничит с Западной Германией ; на юге Рудные горы соединяют ГДР и Чехословацкую Социалистическую Республику. Длина сухопутных границ составляет на востоке 456 километров, на западе - 1381 километр и на юге - 430 километров.

Эльба (1112 км) и Одер (861 км) - самые длинные реки ГДР . Самые высокие горные вершины - Фихтель-берг в Рудных горах (1243 л*) и Броккен в Гарце (1142.и). Южную и юго-восточную часть ГДР занимают средневы-сотные горы, переходящие на севбре в холмистую предгорную полосу и затем в Северо-Германскую низменность. Многочисленные озера, расположенные в районе Берлина и к северу от него, придают местности особый колорит. Территория ГДР покрыта густой современной сетью автомобильных и железных дорог и прорезана внутренними водными магистралями. Наряду с этим все большее значение приобретает воздушное сообщение, осуществляемое государственной организацией «Дейче Люфт-ганза».

В ГДР проживает 17,3 миллиона человек (на 31 декабря 1959 года). Плотность населения составляет сожителей на квадратный километр. Столицей ГДР является Берлин. В демократическом Берлине проживает 1,1 миллиона человек. Территория ГДР делится на 14 округов: Потсдам, Франкфурт-на-Одере и Котбус в земле Бран-денбург; Нейбранденбург, Росток и Шверин в земле Мек-ленбург; Магдебург и Галле в земле Саксония-Ангальт; Эрфурт, Зуль и Гера в земле Тюрингия; Дрезден, Лейпциг и Карл-Маркс-Штадт в земле Саксония. Округа объединяют 24 города окружного подчинения и 192 сельских района с 9556 общинами. 213 общин насчитывают более 10 тысяч жителей каждая, а 11 городов - Берлин, Лейпциг, Дрезден, Карл-Маркс-Штадт, Галле (Заале), Магдебург, Эрфурт, Росток, Цвиккау, Потсдам и Гера - более чем по 100 тысяч. ГДР - высокоразвитая социалистическая индустриальная страна. Доля промышленности, торговли и транспорта в общем объеме совокупного общественного продукта составляет 90,1 процента, сельского и лесного хозяйства - 9,9 процента. 68 процентов всех работающих заняты в промышленности, торговле и на транспорте и 18 процентов - в сельском и лесном хозяйстве.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Какова основа социалистического строя?

Социалистический строй означает, что эксплуатация человека человеком ликвидирована и трудящиеся сами решают свою судьбу. Монополисты и помещики экспроприированы, их предприятия стали собственностью народа, а земля принадлежит крестьянам. Поэтому монополисты и помещики не могут больше диктовать, каков должен быть размер заработной платы и какова должна быть продолжительность рабочего дня, кого нанять или кого выбросить на улицу. Труд миллионов трудящихся служит отныне не росту личного богатства и могущества отдельных монополистов. Результаты труда поступают в распоряжение самих трудящихся и их общества, рост производства служит увеличению Личного и общественного богатства. Почетом и уважением пользуются те, кто трудится, труд же является и мерилом вознаграждения.

Одной из решающих предпосылок социалистического строя является то, что важнейшие предприятия принадлежат всему народу, а руководят ими представители рабочего класса. В 1960 году доля народных предприятий в общем объеме промышленной продукции ГДР составляла 89,1 процента. В сельском хозяйстве кооперативное производство одержало в 1960 году полную победу.

Такие преобразования возможны лишь в условиях, когда власть находится в руках народа. Руководящую роль осуществляет рабочий класс во главе со своей партией - СЕПГ. В народных представительствах, в государственном аппарате, в органах юстиции и экономике, в научных и культурно-просветительных учреждениях ведущие позиции принадлежат представителям рабочего класса и крестьянства, интеллигенции и других трудящихся слоев.

Такая расстановка политических сил гарантирует планомерное развитие, находящее свое отражение в народнохозяйственных планах, охватывающих всю экономическую, политическую и культурную жизнь. В планах, например, устанавливается, какая доля доходов народных предприятий направляется на строительство новых промышленных объектов, на повышение жизненного уровня трудящихся, на строительство жилья и учреждений культуры, на социальное обеспечение и т. д.

Разумеется, в стране с социалистическим строем внутренняя и внешняя политика характеризуются стремлением к миру и благосостоянию всех людей. Поэтому Народная палата, Государственный совет, правительство ГДР обратились к западногерманским правительственным органам с целым рядом предложений, служащих делу сохранения мира. Однако до тех пор, пока монополисты, наживающиеся на гонке вооружений, и вдохновители политики агрессии пытаются уничтожить этот новый социалистический строй, социалистические государства будут вынуждены содержать оснащенные отличной техникой вооруженные силы для защиты своих народов.

Является ли ГДР правомерным государством?

ГДР - не только правомерйве государство, но и единственное правомерное германское государство. Этот факт вытекает из многих обстоятельств, коренящихся частично в истории, частично в современности. Важнейшие обстоятельства таковы:

В ГДР сделаны единственно правильные выводы из прошлого. Фабриканты оружия и юнкеры, несущие ответственность за развязывание двух мировых войн, были экспроприированы. Вместе с ними лишились власти и милитаристы. Государственная власть с тех пор находится в руках рабочих и крестьян, заключивших прочный, надежный союз с другими трудовыми слоями населения. Здесь, следовательно, впервые был осуществлен демократический принцип «Вся государственная власть исходит от народа». Во главе государства стоят политические деятели, которые - будучи сами трудящимися - всю свою жизнь борются за интересы трудового народа.

Зафиксированные в Потсдамском соглашении принципы антигитлеровской коалиции, за осуществление которых миллионы людей многих стран мира отдали свою жизнь в борьбе с германским милитаризмом и фашизмом, стали в ГДР действительностью. Борьба за сохранение мира является главным содержанием политики ГДР . Об этом свидетельствует, например, обращение председателя Государственного совета ГДР Вальтера Ульбрихта к правительству ФРГ от 18 декабря 1960 года. В этом обращении боннскому правительству предложено договориться с ГДР о сохранении мира вначале на 10 лет. Тем самым были бы созданы предпосылки для мирного воссоединения и для проведения мирной политики объединенной Германии . Так благодаря своей мирной политике ГДР вселяет уверенность в каждого немца, что она является надежным оплотом < мирного будущего для него и его детей. Уже одно это делает ГДР единственно правомерным германским государством. Правомерность ГДР выражается также в ее суверенитете. Все свои внутренние и внешние вопросы республика решает самостоятельно, без вмешательства извне. На территории ГДР нет оккупационных войск, в то время как в Западной Германии они располагают предельно широкими правами. Участие в Варшавском договоре никоим образом не затрагивает суверенитета ГДР . Поэтому республика смогла внести 150 предложений, направленных на мирное воссоединение Германии . А западногерманскому правительству Боннским и Парижским соглашениями запрещаются какие бы то ни было самостоятельные действия в отношении воссоединения. Поэтому ГДР - единственное германское государство, имеющее реальную программу воссоединения и проводящее национальную политику.

Развитие ГДР отвечает демократическим принципам международного права, а ее политика - Уставу ООН.

Председатель Государственного совета ГДР Вальтер Ульбрихт отметил в программном заявлении Государственного совета, сделанном в Народной палате 4 октября 1960 года:

«Тот, кто сомневается в правомерности ГДР , сомневается также в правомерности борьбы народов против кровавого режима гитлеровского фашизма, политику которого продолжает антидемократическое государство Западной Германии ».

Иначе обстоит дело с Федеративной Республикой, правительство которой утверждает, что она является единственно правомерным государством. Но как можно считать правомерным государство, в котором снова ожило мрачное прошлое Германии и в котором попрано международное право?

Те же силы, которые когда-то поддерживали гитлеровский режим, располагают ныне в Западной Германии экономическим могуществом, еще более возросшим за это время. Они вновь господствуют в государственном аппарате, используя в качестве доверенных лиц таких деятелей, как Штраус и Шредер. В органах юстиции хозяйничают свыше тысячи членов чрезвычайных и военно-полевых судов Гитлера, бундесвер возглавляют 140 гитлеровских генералов, командные посты в полиции занимают эсэсовские и гестаповские молодчики. Старое, отжившее снова правит в Западной Германии . Поэтому элементарные права попираются, демократические партии и организации запрещаются. Население вопреки конституции лишено права выразить свое мнение по таким жизненно важным вопросам, как всеобщая воинская повинность, оснащение бундесвера атомным оружием и т. д. Всенародные опросы по этим проблемам были запрещены. ^

Международно-правовые принципы Потсдамского соглашения по мирному, антимилитаристскому развитию Германии преданы в Западной Германии забвению; ликвидация монополий, аграрная, административная, судебная, школьная реформы, реформа в области культуры вообще не выдвигались в повестку дня или были саботированы при первой же попытке их проведения.

Чистка западногерманского государственного аппарата от коричневорубашечников саботируется. Реваншизм расцвел пышным цветом. Руководящие круги преследуют те же агрессивные цели, что и Вильгельм II и Гитлер. В настоящее время политика правительства ФРГ всецело подчинена планам атомного вооружения, угрожающим жизни немецкого народа и народов Европы.

Боннское правительство предпочло миру и безопасности атомное вооружение бундесвера. Заключив так называемый «Общий договор», оно тем самым передало дело воссоединения Германии в руки западных держав. Ныне оно открыто стремится к захвату ГДР . По этой причине оно отвергло все предложения ГДР по ослаблению напряженности и мирному воссоединению. Западногерманских граждан, желающих воспользоваться своим правом на самоопределение й выступающих за сохранение мира и воссоединение Германии на демократических началах, преследуют и бросают в тюрьмы. Таким образом, Западная Германия - государство, угрожающее жизни народа и предающее национальные интересы,- не может претендовать на то, чтобы считаться правомерным.

Существует ли в ГДР только одна партия?

В ГДР имеется пять партий, а именно: Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), Крестьянская демократическая партия Германии (КДПГ), Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ), Христиан-ско-демократический союз Германии (ХДСГ), Национально-демократическая партия Германии (НДПГ).

Отдельные партии представляют интересы определенных классов или слоев населения. СЕПГ - партия рабочего класса. КДПГ представляет в первую очередь интересы кооперированных крестьян. Христиане, выступающие за мир и прогресс, объединяются главным образом в ХДСГ. В ЛДПГ состоят члены ремесленных производственных кооперативов и прогрессивные представители мелкой и средней буржуазии.

НДПГ также апеллирует к различным кругам среднего сословия и к бывшим кадровым военнослужащим, порвавшим со своим прошлым.

Почему СЕПГ является ведущей партией?

СЕПГ - партия рабочего класса, того класса, который создает наибольшую часть необходимых для жизни материальных ценностей. Как партии самого многочисленного, наиболее прогрессивного и наиболее последовательного в борьбе за мир и демократию класса, ей принадлежит руководящая роль в политической жизни ГДР . И по числу своих членов и сторонников она является наиболее мощной партией. Наряду с рабочими, составляющими подавляющее большинство членов СЕПГ, в этой партии состоят представители всех других слоев трудящихся. Члены этой партии руководят многими решающими участками в государственной, экономической и культурной областях.

В отличие от крупных западногерманских партий СЕПГ выполнила свою программу 1946 года. Под ее руководством рабочий класс, крестьянство, интеллигенция и другие слои трудящихся совершили величайшую революцию в истории Германии - переход от капитализма к социализму. Крупные экономические, социальные и культурные реформы в ГДР в основном проведены по ее инициативе. По предложению СЕПГ осуществлены важнейшие мероприятия в экономическом, культурном и социальном строительстве ГДР . СЕПГ разработала, например, проекты успешно выполненных пятилеток и текущего семилетнего плана, предложения по дальнейшей демократизации общественной жизни и по систематическому подъему жизненного уровня населения.

На V съезде СЕПГ в июле 1958 года общественности были представлены директивы семилетнего плана. Выполнение этого плана докажет превосходство социалистической экономической системы ГДР над монополисти-ческо-капиталистической системой Западной Германии . Уже сегодня нет сомнения в том, что, выполнив этот план, трудящиеся обеспечат победу дела социализма в ГДР .

Как марксистская партия, СЕПГ олицетворяет лучшие традиции немецкого рабочего класса, систематически претворяя в жизнь старые заветы социалистического рабочего движения. Под ее руководством, а также при участии остальных четырех партий, профсоюзов и других массовых организаций в ГДР строится социализм. При этом политика СЕПГ направлена на то, чтобы путем убеждения и показа успехов вовлекать в дело социалистического строительства все слои трудящихся и частных предпринимателей. В результате каждый гражданин ГДР видит в социализме надежную перспективу.

СЕПГ является также партией, которая выдвинула многочисленные важные предложения, направленные на всеобщее контролируемое разоружение, заключение мирного договора с обоими германскими государствами и на воссоединение Германии мирным путем.

Остальные партии и организации признают руководящую роль партии рабочего класса и, являясь независимыми, самостоятельными организациями, тесно сотрудничают с ней.

Были ли запрещены в ГДР партии?

Нет, в ГДР не была запрещена ни одна партия. Напротив, СДПГ, деятельность которой была разрешена в 1945 году в тогдашней советской зоне оккупации, после проведенного на демократических началах голосования членов этой партии решила объединиться с КПГ. Аналогичное решение об объединении с СДПГ приняла также КПГ. Таким образом, рабочий класс извлек из прошлого урок, заключавшийся в том, что устранить угрозу фашизма и милитаризма и создать новый социалистический строй можно лишь при условии, если рабочие будут действовать в едином строю.

Со времени объединительного съезда, состоявшегося в апреле 1946 года, в ГДР существует Социалистическая единая партия Германии как объединенная партия рабочего класса. В Берлине полному объединению КПГ и СДПГ помешало правое руководство СДПГ, действовавшее по указке империалистических оккупационных держав вопреки воле членов СДПГ. - Подавляющая часть членов СДПГ высказалась за сотрудничество или объединение двух партий рабочего класса. Поэтому СЕПГ и СДПГ существуют в обеих частях расколотой столицы и имеют во всех районах Большого Берлина свои правления *.

Разумеется, создание милитаристских и фашистских организаций, выступающих против мирного сосуществования народов, в ГДР запрещено.

Что следует понимать под политикой Демократического блока?

Политика Демократического блока означает совместное решение общих задач при участии всех миролюбивых и демократических сил ГДР . Она является выражением сотрудничества всех слоев населения под руководством рабочего класса в деле строительства социализма в ГДР , в деле решения национальных задач немецкого народа.

Демократический блок был создан 14 июля 1945 года по решению существовавших в тогдашней советской зоне оккупации партий: КПГ, СДПГ, ХДСГ и ЛДПГ. Основанные впоследствии партии и важнейшие политические организации присоединились к блоку, так что сейчас в него входят: Социалистическая единая нартия Германии (СЕПГ), Христианско-демократический союз Германии (ХДСГ), Либерально-демократическая нартия Германии (ЛДПГ), Крестьянская демократическая партия Германии (КДПГ), Национально-демократическая партия Германии (НДПГ), Объединение свободных немецких профсоюзов (ОСНП), Союз свободной немецкой молодежи (ССНМ) и Демократический женский союз Германии (ДЖСГ).

Объединение было продиктовано стремлением преодо-

Леть раздробленность демократических сил, имевшую столь роковые последствия для Германии в 1933 году. С другой стороны, опо было необходимо для того, чтобы решить трудные задачи послевоенного периода. За истекшее время этот союз партий и организаций настолько оправдал себя, что ныне принадлежит к важнейшим политическим институтам ГДР и оказывает неизменно возрастающее влияние во всех областях жизни государства.

Блок собирается перед принятием всех важнейших решений правительства или Народной палаты по вопросам внутренней и внешней политики и обсуждает их будущую политику. Принятие решения строится на принципе единодушия. Это значит, что обсуждение всех вопросов продолжается до тех пор, пока не достигнуто согласие по принципиальным положениям. Тем самым обеспечивается участие всех политически активных сил в совместной созидательной деятельности. Вершиной деятельности Демократического блока явилось создание Государственного совета Германской Демократической Республики в сентябре 1960 года.

Что представляет собой Национальный фронт демократической Германии?

Национальный фронт демократической Германии - это широкое, не связанное с какой-либо одной партией движение, охватывающее всю Германию . Оно объединяет в своих рядах граждан Восточной и Западной Германии , представителей всех слоев населения независимо от их мировоззрения, членов самых различных партий и организаций, целью которых является воссоединение Германии на мирных, демократических основах. Поскольку такие цели противоречат намерениям правящих кругов ФРГ, федеральное правительство и правительства земель Западной Германии запретили это движение. Сторонников Национального фронта преследовали и преследуют судебные органы западной зоны.

Национальный фронт существует с января 1950 года: он возник - при одновременном расширении задач - на базе тогдашних народных комитетов борьбы за единство Германии и справедливый мирный договор. Руководящими органами Национального фронта являются

Национальный совет, переизбранный в 1958 году III конгрессом Национального фронта, и президиум Национального совета. Председателем президиума снова стал лауреат национальной премии профессор д-р Эрих Кор-ренс.

Национальный фронт представляет собою не организацию, а движение патриотических сил, он не ведет учета членов и не принимает членских взносов. Его деятельность финансируется за счет пожертвований населения. На территории ГДР существует 15 окружных, 219 районных и около 17 тысяч местных, городских, районных, квартальных и сельских комитетов Национального фронта, в которых представлены граждане всех слоев населения. В выборных комитетах Национального фронта в ГДР работают в настоящее время около 300 тысяч человек.

В Западной Германии деятельность Национального фронта, несмотря на противозаконный 7 запрет, распространяется на самые различные слои населения. Об этом, в частности, свидетельствует факт участия в заседаниях Национального совета таких видных политических деятелей Западной Германии , как мюнстерскнйлрофессор д-р Хагеман (бывший член ХДС), депутаты ландтагов от СДГ1Г Шеперкёттер (Северный Рейн - Вестфалия) и Берг (Гамбург).

Каковы цели Национального фронта?

Национальный фронт выступает за заключение мирного договора с двумя германскими государствами, мирное воссоединение нашего отечества и за демократическое развитие всей Германии . В обращении Национального фронта в связи с проводившимися 16 ноября 1958 года выборами в Народную палату и окружные собрания депутатов (обращепие было принято III конгрессом Национального фронта в сентябре 1958 года) говорилось:

«Национальный фронт демократической Германии призывает вас, граждан Германской Демократической Республики , к борьбе за национальное возрождение Германии как миролюбивого, демократического государства».

Таким образом, Национальный фронт знакомит население обеих частей Германии с проблемами разоружения, мирного договора и воссоединения. Он поддерживает выступления западногерманского населения против ремилитаризации, фашизации и атомного вооружения.

В ГДР Национальный фронт поддерживает строительство социализма, ибо усматривает цель своей деятельности в том, чтобы обеспечить трудящимся жизнь в условиях мира и благосостояния. Для того чтобы строительство социализма развивалось еще более успешно, Национальный фронт призывает оказывать в этом деле добровольную помощь. Так, произведена расчистка развалин кварталов, разрушенных воздушными налетами во время второй мировой войны, осуществляется посадка зеленых насаждений, строительство спортплощадок, открытых бассейнов, детских городков и т. д.

В 1960 году по линии Национального фронта было произведено работ на сумму более 447 миллионов марок. Если общую стоимость произведенных работ разделить на все работоспособное население (с 15-летнего возраста, включая пенсионеров), то на каждого человека придется 32,64 марки. Таков добровольный вклад населения в сооружение объектов капитального строительства. Если же учесть всю помощь, оказанную на добровольных началах сельскому хозяйству и промышленности, то получится, что добровольно было отработано 157 миллионов часов.

Особое значение приобретает тот факт, что Национальный фронт играет важную роль в проведении выборов в Народную палату и местные народные представительства. Совместно с блоком демократических партий и организаций он выдвигает кандидатов в депутаты, проводит собрания, на которых кандидаты в депутаты встречаются с избирателями, а депутаты и сотрудники управленческого аппарата отчитываются. Он организует дискуссионные вечера, на которых население высказывает свое мнение и вносит свои предложения по намечаемым мероприятиям Народной палаты и правительства. Так, в 1956 году в обсуждении проекта закона о дальнейшей демократизации (Закон о местных органах государственной власти от 18 января 1957 года) приняло участие более 4,5 миллиона граждан ГДР , которые внесли 10 тысяч предложений по улучшению работы государственных органов. Эти цифры были значительно превзойдены при обсуждении проекта нового трудового кодекса, проведенном в конце 1960 - начале 1961 года в основном по линии профсоюзов.

Как осуществляется право населения на участие в управлении государством и экономикой?

Население ГДР пользуется не только широкими правами на участие в руководстве всеми областями общественной жизни, но и правом на активное участие в управлении государством и экономикой. В ГДР претворяется в жизнь лозунг: «Вместе со всеми планируй, трудись, управляй». Решающее влияние на развитие всей общественной жизни граждане могут оказывать через партии, профсоюзы и другие организации, в которых они состоят, а также через Национальный фронт демократической Германии . Там на собраниях и в дискуссиях обсуждаются, например, важные законопроекты правительства. Такому обсуждению были подвергнуты, в частности, проект закона о социалистическом развитии школьного дела и проект Трудового кодекса. Это значит, что граждане могут высказывать свое мнение, вносить предложения по изменению обсуждаемых проектов, оказывая тем самым влияние на окончательную редакцию законов.

Важнейшей формой участия в управлении государством являются народные представительства. Народная палата" насчитывает 466 депутатов. В местных народных представительствах занято 270 тысяч граждан, являющихся депутатами или заместителями депутатов. Следовательно, каждый пятидесятый гражданин, пользующийся избирательным правом, принимает непосредственное участие в управлении государством. Как представители всего населения, депутаты выносят на обсуждение пожелания и предложения избирателей. Каждый избиратель может обратиться к своему депутату и оказать с его помощью влияние на государственные и административные органы.

Рабочие и служащие народных предприятий принимают активное участие в руководстве производством. Важной формой их участия в управлении предприятием являются постоянные производственные совещания как выборные органы заводской профсоюзной организации. Они активно участвуют в разработке производственных планов и контроле за их осуществлением, высказывают критические замечания в отношении организации производства п представляют предложения, направленные на то, чтобы добиться наиболее высоких производственных показателей. Такое реальное участие рабочих в руководстве предприятиями могло сложиться благодаря тому, "что в условиях народной собственности пет антагонизма между интересами администрации предприятия и интересами рабочих и служащих.

Могут ли граждане ГДР открыто и свободно высказывать свое мнение?

Право свободно высказывать свое мнение обеспечивается всем гражданам в соответствии со статьей 9 Конституции ГДР . Эта статья категорически запрещает преследовать граждан за осуществление такого права. В ГДР поэтому немыслимо положение, при котором гражданин, критикующий, например, работу своего начальника или министра, вскрывающий определенные недостатки в работе учреждения или управления и т. д., потерял бы свое место или даже был бы арестован. Более того, открыто высказывать мнение об имеющихся недостатках - не только право, но и обязанность граждан. Ибо только таким путем можно вскрыть недостатки и быстрее устранить трудности, а тем самым и ускорить социалистическое строительство. При этом не играет роли, чем руководствуется гражданин, высказывая и отстаивая свое мнение, - христианской ответственностью, либеральными взглядами или марксистским мировоззрением. Все граждане имеют возможность собираться для этой цели.

Есть только одно ограничение: высказываемые мнения и проводимые собрания должны служить делу мира и демократии. Подстрекательство против демократического государства и его учреждений, подстрекательство к убийству политических деятелей и других лиц, проявление религиозной, расовой и национальной ненависти запрещены статьей 6 Конституции.

От милитаристской и военной пропаганды население ограждается Законом о защите мира. Исключено, чтобы реваншисты, милитаристы и эсэсовцы собирались и требовали установления «нового порядка» в Европе, как это имеет место в ФРГ. Такие лица в ГДР немедленно были бы арестованы и наказаны по закону.

НАРОДНАЯ ПАЛАТА

Обладает ли Народная палата всеми правами суверенного органа народного представительства?

Высшим государственным органом Республики является Народная палата. Ее депутаты избираются гражданами путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании.

Из всех государственных органов Народная палата обладает наиболе широкими и всеобъемлющими правами. Никакой другой орган не имеет права давать указания этому высшему органу народного представительства или вмешиваться в его деятельность. Более того, для всех других государственных органов решения Народной палаты являются обязательными. Все другие органы подлежат контролю со стороны Народной палаты.

В ГДР не существует так называемого разделения власти, которое ставит органы юстиции или управления вне контроля со стороны выбранного населением парламента. Ни один суд не имеет права пересматривать законы Народной палаты, как это происходит с законами бундестага в Западной Германии . Народная палата суверенна.

К компетенции Народной палаты относятся самые разнообразные задачи. Так, Народная палата имеет право: устанавливать принципы правительственной политики; утверждать состав правительства, контролировать его деятельность и в случае необходимости отказывать ему в полномочиях;

осуществлять надзор за местными народными представительствами и руководить их деятельностью; издавать законы;

принимать решения о государственном бюджете, народнохозяйственном плане, о займах и государственном кредите Республики, ратифицировать международные договоры;

выбирать членов Государственного совета и в случае необходимости отзывать их;

выбирать членов Верховного суда и Генерального прокурора п в случае необходимости отзывать их.

Таким образом, этот выбранный народом парламент обладает самыми широкими правами, какими когда-либо

в истории Германии был наделен парламент. Народная палата олицетворяет единую государственную власть.

Как работает Народная палата?

Народная палата принимает все важные решения на своих пленарных заседаниях. Для подготовки этих решений и для лучшей организации своей работы Народная палата образует комиссии. Эти комиссии, однако, не имеют права действовать самостоятельно, подменяя пленум Народной палаты. Их решения нуждаются в утверждении на пленарном заседании Народной палаты.

Законодательная деятельность отвечает демократическому характеру ГДР . Законопроекты могут вноситься правительством или депутатами Народной палаты. Как правило, проводятся два чтения, между которыми законопроект обсуждается в соответствующих отраслевых комиссиях Народной палаты. Часто законопроект до принятия его Народпой палатой обсуждается на тысячах собраний населения, как это имело место весной 1961 года при обсуждении проекта Трудового кодекса. При этом все предложения по законопроекту, внесенные гражданами, тщательно рассматриваются и, конечно же, в случае их полезности принимаются во внимание.

Это позволяет понять, почему широкая законодательная деятельность Народной палаты выражает интересы населения и является примером для будущей мирной, демократической, едипой Германии . Так, в частности, были приняты законы, которые, отражая изменение экономических и политических условий, расширяют демократические права граждан. К их числу прежде всего относится Трудовой кодекс, гарантирующий право на труд, право на творческое участие трудящихся в руководстве производством и предусматривающий постоянное улучшение материальных и культурных условий жизни рабочих и служащих. Еще 19 января 1957 года Народная палата приняла Закон о сокращении рабочего времени, которым во всей промышленности была введена 45-часовая рабочая неделя без сокращения заработной платы. Другими важными решениями Народной палаты являются: Закон о правах молодежи, Закон об охране матери и ребенка и о правах женщины, гарантирующий полное равноправие женщин во всех областях общественной жизни, и, не в последнюю очередь, Закон о защите мира.

Из международных договоров, ратифицированных в последние годы Народной палатой, следует назвать в первую очередь Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 14 мая 1955 года, на основе которого все социалистические страны гарантируют безопасность ГДР против агрессии. С различными странами заключен ряд договоров об оказании правовой помощи, а также консульских конвенций. В последнее время были заключены многочисленные торговые соглашения и соглашения о судоходстве, в частности с Народной Республикой Болгарией, Демократической Республикой Вьетнам, Чехословацкой Социалистической Республикой, Китайской Народной Республикой, а также договор о сотрудничестве в области социального обеспечения с СССР.

В любой период своего существования Народная палата осознавала свою национальную ответственность. Вновь и вновь она обращалась к западногерманскому бундестагу с предложениями, направленными на ликвидацию раскола Германии . 6 июля 1961 года Народная палата обсудила план мира немецкого народа, направленный на мирное решение германского п западноберлинского вопроса путем заключения мирного договора. После принятия Народной палатой он стал основой национальной политики ГДР . Однако все эти усилия, предпринятые в интересах воссоединения Германии , пе встретили поддержки со стороны Бонна.

Существует ли в Народной палате

деление па правительственные и оппозиционные партии?

Все пять партий, существующие в ГДР , и влиятельные в политическом отношении массовые организации представлены в правительстве ГДР и являются, следовательно, правительственными партиями. Такое положение законодательно закреплено в Конституции, где устанавливается, что все политические объединения, представленные в Народной палате не менее чем 10 процентами депутатов, должны разделять ответственность правительства. Поэтому центральное место в деятельности правительства занимает серьезный деловой разговор всех несущих ответственность фракций. Совместное обсуждение, не исключающее критики и борьбы мнений при сближении противоположных точек зрения, составляет основу их работы. Этот метод лучше всего отвечает интересам дела и, следовательно, населения. Поэтому в Народной палате нет, как в парламентах империалистических государств, показных политических баталий, призванных одурачивать рядового избирателя.

Само собой разумеется, что вЛ партии при этом объединяет общая политическая цель. Для ГДР такая общая цель сформулирована в решениях блока демократических партий и массовых организаций (см. стр. 17 и след.), в котором после 1945 года объединились все антифашистские, демократические партии и организации. В последующие годы такое сотрудничество, служащее благу населения ГДР , оправдало себя наилучшим образом. Основу его составляют: политика мира, быстрый экономический подъем, постоянное улучшение материального положения и, не в последнюю очередь, многочисленные предложения, направленные на мирное воссоединение Германии . Установление социалистического общественного строя, гарантирующего людям благосостояние, мир и веру в будущее, - вот общая цель всех партий ГДР .

В роли оппозиции против этой прогрессивной политики, отвечающей интересам народа, могли бы выступить только империалистические и милитаристские силы, однако с ними в ГДР покончено. Их идеи подготовки войны, преступного подстрекательства и т. д. лишены питательной почвы в ГДР .

Как проводятся выборы в ГДР?

Депутаты Народной палаты и местных народных представительств избираются, согласно положениям Конституции, путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании сроком на 4 года. Право избирать имеют все граждане, достигшие 18 лет. Каждый гражданин, достигший 21 года, имеет право быть избранным.

Важно подчеркнуть, что уже выдвижение кандидатов в депутаты происходит при решающем участии избирателей. Вначале демократические партии и массовые организации, объединившиеся на основе совместно разра-ботапной программы в Национальном фронте демократической Германии , намечают кандидатов в депутаты от всех партий и массовых организаций. Кандидаты обязаны лично встретиться со своими избирателями и рассказать им о своей прежней деятельности и о своей будущей работе в качестве депутатов. При этом избиратели имеют право задавать вопросы кандидатам в депутаты и отклонять те кандидатуры, которым они не доверяют.

Такое выдвижение и проверка кандидатов в депутаты сампмп избирателями-принципиально новое явление в развитии немецкого избирательного права. Избиратели, следовательно, не отдают больше свои голоса кандидатам, которых им предлагают и которые в большинстве случаев являются неизвестными лицами, но сами решают, кто останется в списках кандидатов в депутаты. Такой метод гарантирует, что депутаты в ГДР являются подлинными представителями народа.

Сами выборы проводятся на демократических началах. Каждый избиратель голосует тайно. Однако такая подача голосов в день выборов имеет совсем иное значение, чем, например, в буржуазно-капиталистических странах. Она представляет собою завершение длительного демократического процесса выборов, утверждением со стороны избирателя списка кандидатов в депутаты, которых он уже раньше проверил и одобрил.

Очередные выборы в Народную палату состоялись 16 ноября 1958 года. Итоги выборов показали, что граждане ГДР в своем подавляющем большинстве восприняли программные требования Национального фронта как свои собственные. В выборах участвовало 98,89 процента общего числа избирателей. Из них за кандидатов в депутаты от Национального фронта демократической Германии отдали свои голоса 98,87 процента.

Перед кем ответственны депутаты?

Поскольку депутаты в ГДР являются избранниками народа, они обязаны осуществлять волю своих избирателей и непосредственно ответственны только перед ними. Из этого следует, что они должны поддерживать со своими избирателями постоянную и тесную связь, с тем чтобы знать их мнение, разъяснять им политику и законы государства и привлекать их^ к активному участию в решении государственных задач.

Депутаты обязаны регулярно проводить прием избирателей, выслушивать их, быстро и добросовестно рассматривать их наказы и советы. Они должны также периодически отчитываться перед гражданами своего избирательного округа о всей своей деятельности. Отчитываясь, они должны, в частности, доложить о выполнении наказов избирателей и о судьбе Предложений и жалоб населения. Следовательно, в ГДР недопустимо, чтобы депутаты выступали до своего избрания с пустыми обещаниями, которых они позже не выполнят. Избиратели могут постоянно контролировать своих депутатов. Обнаружив, что избранный ими представитель не оправдывает оказанного ему доверия или не выполняет своих депутатских обязанностей, они могут на собрании избирателей потребовать его отзыва.

Кто входпт в состав Народной палаты?

Народная палата состоит пз 466 депутатов. 400 депутатов избираются в округах ГДР . Столица ГДР , Берлин, посылает в Народную палату 66 депутатов.

Народная палата на своем первом заседании избирает президиум, который во главе со своим председателем руководит заседаниями Народной палаты.

Председатель Народной палаты - д-р Иоганнес Дик-ман (ЛДПГ). Его первый заместитель - Герман Матерн (СЕПГ). В президиум Народной палаты входят, далее, в качестве заместителей председателя Народной палаты: Август Бах (ХДСГ), Фридрих Эберт (СЕПГ), Эрнст Голь-денбаум (КДПГ), Грета Гро-Куммерлёв (ОСНП), Генрих Хоман (НДПГ), Вильгельмина Ширмер-Прёшер (ДЖСГ).

Депутаты Народной палаты не являются профессиональными парламентариями. Все они трудятся на том или ином посту. Для осуществления своих прав и обязанностей в качестве выборных представителей народа депутаты располагают необходимым временем, которое предоставляется им соответствующими предприятиями и учреждениями.

Состав Народной палаты по принадлежности депутатов к партиям или массовым организациям, по их соцп-альному происхождению, возрастным группам й полу выглядит следующим образом (на ятгварь 1959 года):

Принадлежность к фракциям

52 Немецкий Культурбунд

Социальное происхождение

53 29 29 18 12

СЕПГ ЛДПГ ХДСГ НДПГ КДПГ

Рабочие 286 Крестьяне 36 Служащие 57 Представители интеллигенции 41

Ремесленники

Священники

Предприниматели

42 2 2

До 25 лет От 26 до 30 лет От 31 до 40 лет

Возрастные группы

22 От 41 до 50 лет 27 От 51 до 60 лет 117 Старше 60 лет

Среди депутатов Народной палаты 95 женщин, то есть почти четверть общего количества избранников народа. Число молодых депутатов, представляющих интересы молодежи, также выше, чем в какой-либо капиталистической стране.

Состав Народной палаты свидетельствует о том, что в Германской Демократической Республике государственная власть - в противоположность Западной Германии - находится в руках рабочего класса, выступающего в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО

Почему в ГДР был создан Государственный совет?

Учреждение Государственного совета - совершенно новое явление для Германии . На посту первого президента германского рабоче-крестьянского государства вплоть

До своей смерти находился всеми уважаемый Вильгельм Пик, который и возглавлял государство рабочих и крестьян - Германскую Демократическую Республику.

С момента вступления в силу конституции в 1949 году на территории ГДР произошли коренные изменения. Республика за это время превратилась в социалистическое государство. Принципы управления социалистическим государством иные, чем буржуазными государствами. Один из этих принципов гласит: >ообща строить социализм и сообща управлять государством. Иными словами, во всех государственных звеньях в духе единодушия сотрудничают представители различных партий и массовых организаций - рабочие, служащие, крестьяне, интеллигенты и ремесленники, христиане, либералы и социалисты. С избранием Государственного совета этот принцип распространился также на высший орган государственной власти. В нем с полным сознанием ответственности трудятся члены всех партий и массовых организаций, представители всех слоев населения.

Создание Государственного совета диктовалось также и другим соображением - необходимостью внедрения принципа коллективного руководства. Всюду в государственных органах и учреждениях руководство должны осуществлять коллегии с учетом ответственности каждого отдельного лица. Коллективные знания и опыт нескольких лиц позволяют принять лучшее решение, учитывающее все обстоятельства дела. Группа людей знает и видит больше, чем один человек. Во всех областях государственной жизни уже в течение ряда лет проводится принцип коллегиальности. Вот почему Народная палата на своем заседании 12 сентября 1960 года приняла решение упразднить пост президента республпкп и создать Государственный совет.

Носят ли полномочия Государственного совета лишь представительский характер?

Принципу коллективного руководства государством отвечало предоставление Государственному совету ГДР более широких полномочий по сравнению с обычными функциями представительства, которыми наделяется президент.

Статья 106 Конституции, изложенная в Законе о создании Государственного совета от 12 сентября 1960 года,

устанавливает:

«Государственный совет Республики назначает выборы в Народную палату и созывает ее первое заседание после выборов;

может проводить всенародный опрос; ратифицирует и денонсирует международные договоры Германской Демократической Республики ;

назначает и отзывает полномочных представителей Германской Демократической Республики в иностранных государствах;

принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

дает общеобязательное толкование законов; издает решения, имеющие силу закона; принимает принципиальные решения по вопросам обороны и безопасности страны;

утверждает принципиальные распоряжения Национального совета обороны Германской Демократической Республики ;

назначает членов Национального совета обороны Германской Демократической Республики ;

устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и нные специальные звания;

награждает орденамп и другими высокими наградами и присваивает почетные звания; осуществляет право помилования». Государственный совет ГДР имеет право принимать важные политические решения, за которые он, однако, обязан в любое время отчитаться перед Народной палатой как высшим органом народного представительства.

Кто входит в состав Государственного совета?

В Государственный совет входят 24 человека. Он состоит из председателя, шести его заместителей, 16 членов и секретаря.

Председатель - Вальтер Ульбрихт, первый секретарь Социалистической единой партии Германии . Заместители председателя:

O tto Гротеволь, председатель Совета Министров Германской Демократической Республики , член Политбюро ЦК СЕПГ;

д-р Иоганнес Дикман, председатель Народной палаты, заместитель председателя ЛДПГ;

Геральд Гёттинг, депутат Народной палаты, генеральный секретарь ХДСГ;

Генрих Хоман, заместитель председателя Народной палаты, заместитель председател^НДПГ;

Манфред Герлах, депутат Народной палаты, генеральный секретарь ЛДПГ;

Ганс Ритц, депутат Народной палаты, заведующий главным отделом при правлении КДПГ.

В числе членов Государственного совета - прославленная работница Луиза Эрмиш, передовая крестьянка, член СХПК Ирмгард Нейман и известный ученый - профессор д-р Эрих Корренс. Так Государственный совет ГДР олицетворяет сплоченность и растущее морально-политическое единство нашего населения. Члены Государственного совета избираются сроком на 4 года. Председатель, его заместители, члены и секретарь Государственного совета могут быть отозваны Народной палатой, которой они подотчетны. И это положение, закрепленное законом,- еще одно свидетельство того, что высший орган народного представительства является основным органом государственной власти, облеченным обширнейшими полномочиями.

Избирается ли правительство парламентом?

Да. Согласно Конституции, наиболее многочисленная фракция Народной палаты выдвигает кандидатуру на пост председателя Совета Министров, который затем формирует правительство. Народная палата утверждает состав правительства. Члены правительства приносят председателю Государственного совета присягу в том, что они будут действовать в соответствии с Конституцией. Правительство должно пользоваться довернем Народной палаты, которой оно подотчетно. В соответствии с демократическими принципами Народная палата может отказать в доверии министру или нескольким членам правительства - а не только канцлеру, как в ФРГ,- и заставить их уйти в отставку.

Чтобы обеспечить участие всех демократических сил различных политических направлений в управлении делами государства, все фракции Народной палаты, насчитывающие не менее 40 членов, должны быть, согласно Конституции ГДР , представлены в правительстве пропорционально их численности министрами или статс-секретарями.

Кто входит в состав правительства?

В правительство входят: председатель Совета Министров, его заместители, председатель Государственной плановой комиссии, председатель Совета народного хозяйства, министры, статс-секретарь по делам высшего и специального образования, статс-секретарь по делам научных исследований и техники и председатель Центральной комиссии государственного контроля.

В соответствии с характером государства правительство состоит из представителей трудящихся. В нем представлены все партии ГДР . Большинство членов правительства - выходцы из рабочего класса. Другие слои, осуществляющие власть в союзе с рабочим классом, также представлены в правительстве. Состав правительства ГДР отражает всю совокупность партий и организаций, представленных в Национальном фронте демократической Германии .

В состав правительства входят такие деятели, как председатель Совета Министров Отто Гротеволь. Печатник по профессии, он долгие годы участвовал в рабочем движении, был депутатом рейхстага от социал-демократической партии. После 1933 года, находясь в подполье, боролся против фашизма, а после 1945 года, будучи председателем Центрального правленпя социал-демократической партии, активно выступил за объединение двух партий рабочего класса.

Пауль Шольц, заместитель председателя Совета Министров, был рапыпе сельскохозяйственным рабочим. За свою подпольпую антифашистскую деятельность был арестован. После 1945 года работал заместителем главного редактора газеты «Дер фрейе бауэр». В 1948 году он участвовал в создании Крестьянской демократической партии Германии .

Вот нынешний состав Совета Министров ГДР :

Председатель Совета Министров Заместитель председатели Совета Министров по координации и контролю Заместитель председателя Совета Министров и министр здравоохранения Заместитель председателя Совета

Министров Заместитель председателя Совета

Министров Заместитель председателя Совета Министров и министр иностранных дел Заместитель председателя Совета Министров по координации принципиальных вопросов народного хозяйства Заместитель председателя Совета Министров по вопросам торговли, снабжения и сельского хозяйства Заместитель председателя Совета Министров по вопросам культуры и воспитания Председатель Государственной плановой комиссии и министр Председатель Совета народного

хозяйства и министр Министр внутренних дел Министр финансов Министр национальной обороны

Министр внешней и внутригер-

манской торговли Министр торговли и снабжения Министр сельского и лесного

хозяйства и заготовок Министр транспорта Министр почты и связи Министр строительства

Отто Гротеволь

Вилли Штоф

^.Макс Зефрин д-р Макс Зурбир Пауль Шольц

д-р Лотар Больц Бруно Лейшнер

д-р Грета Витковски

Александр Абуш

Карл Мевис

Альфред Нейман Карл Марон Вилли Румпф Генерал армии Гейнц Гофман

Юлиус Бальков Курт-Гейнц Меркель

Ганс Рейхельт Эрвин Крамер Фридрих Бурмейстер Эрнст Шольц

Министр культуры

Министр народного образования

Министр юстиции Министр государственной безопасности

Статс-секретарь по делам высшего и специального образования Статс-секретарь по вопросам научных исследований и техники (секретарь научно-исследовательского совета) Председатель Центральной комиссии государственного контроля

Ганс Бентций проф. д-р Альфред Лемниц

д-р Хильда Беньямип

Эрих Мильке д-р Вильгельм Гирнус

проф. д-р Ганс Фрюауф

Ганс Ендрецки

В чем различие задач правительств двух германских государств?

Задачи Совета Министров (то есть правительства) ГДР более обширны и разносторонни по сравнению с задачами боннского правительства. Он является высшим звеном государственного управления ГДР . Ему вменяется в обязанность ведение правительственных дел. Совет Министров осуществляет на основе и во исполнение законов и решений Народной палаты и решений Государственного совета руководство делом социалистического строительства в политической; экономической и культурной областях. Он направляет, проверяет и совершенствует деятельность органов государственного управления, обеспечивая гармоническое сочетание централизованного планирования и руководства с самым широким участием трудящихся в управлении государством и экономикой. Совет Министров представляет Республику в области дипломатических сношений с иностранными государствами. Он обеспечивает роддержание спокойствия и порядка внутри страны и охрану социалистических достижений трудящихся от посягательств внутренних и внешних врагов. Для этой цели в его распоряжении находятся Народная полиция, органы государственной безопасности и Национальная народная армия.

В соответствии с политикой мира, проводимой ГДР , на Совет Министров возложена прежде всего задача обеспечить мир и будущее нации. Поэтому он уже неоднократно обращался К западногерманскому правительству с многочисленными предложениями относительно переговоров по вопросам разоружения, воссоединения Германии и заключения мирного договора. Бонн отверг все эти предложения.

Особое значение имеют задачи Совета Министров в экономической, культурной и социальной областях, принципиально отличающиеся от функций прежних правительств в Германии и боннской* правительства. Социалистическое государство осуществляет планирование м руководство всем народным хозяйством и развитием в культурной и социальной областях. Это стало для правительства ГДР возможным потому, что основные средства производства находятся в руках народа.

На основе народнохозяйственного плана, принятого Народной палатой, Совет Министров намечает конкретные мероприятия по развитию экономики, культуры и социального обеспечения и определяет общую линию в повышении жизненного уровня населения. Для этого в его распоряжении находятся Государственная плановая комиссия, Совет народного хозяйства, министерства и прочие экономические, культурные и социальные учреждения.

Уважаемые пользователи! Не забывайте, пожалуйста, при копировании любых материалов данного сайта оставлять активную гиперссылку на копируемые материалы этого сайта.

Согласно Конституции, Совет Министров наделен правом представлять Народной палате законопроекты. Кроме того, Совет Министров сам может издавать постановления, не выходящие за рамки законов и решений Народной палаты.

Новые положения о задачах и порядке работы местных народных представительств и их органов, разработанные в результате всестороннего обмена опытом со всеми слоями населения и государственными органами и принятые 28 июня 1961 года, закрепляют лучшие методы государственного управления. На их основе теперь развивается деятельность всех местных органов.

Германия

Германская Демократическая Республика (ГДР, Восточная Германия) - социалистическое государство, основанное 7 октября 1949 года в советской оккупационной зоне Германии и восточном (советском) секторе Берлина. Республика официально прекратила существование и была объединена с ФРГ в 00:00 по центральноевропейскому времени 3 октября 1990 года.

9 июня 1945 года на территории, где находились советские войска, была образована Советская военная администрация в Германии (СВАГ, прекратила своё существование в октябре 1949 г. после провозглашения ГДР и вместо неё была образована Советская контрольная комиссия), первым её главнокомандующим стал Г. К. Жуков.

Провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон ФРГ, 7 октября 1949 провозглашена Конституция ГДР.

Важнейшие вехи истории ГДР:

июль 1952 г. - на II конференции СЕПГ был провозглашен курс на построение в ГДР социализма

Условия восстановления экономики в ГДР были заметно тяжелее, чем в ФРГ: на Восточном фронте Второй мировой войны были более ожесточенные бои, повлекшие огромные разрушения, значительная доля месторождений полезных ископаемых и предприятий тяжелой промышленности оказалась в ФРГ, более тяжелым бременем ложились и репарации СССР.

В начале 1952 г. был поднят вопрос об объединении Германии. По решению ООН была создана комиссия по проведению всеобщих выборов. Однако по решению Сталина представители комиссии не были допущены на территорию ГДР. Смерть Сталина в следующем году не повлияла на ситуацию.

События 17 июня 1953 года привели к тому, что, вместо взимания репараций, СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь. В условиях обострения внешнеполитической ситуации вокруг германского вопроса и массового исхода квалифицированных кадров из ГДР в Западный Берлин 13 августа 1961 года началось возведение системы заградительных сооружений между ГДР и Западным Берлином - «Берлинской стены».

В начале 1970-х гг. началась постепенная нормализация отношений между двумя германскими государствами. В июне 1973 вступил в силу Договор об основах отношений между ГДР и ФРГ. В сентябре 1973 ГДР стала полноправным членом ООН и других международных организаций. 8 ноября 1973 ГДР официально признала ФРГ и установила с ней дипломатические отношения.

Во второй половине 1980-х в стране стали нарастать экономические трудности, осенью 1989 года возник общественно-политический кризис, в результате руководство СЕПГ вышло в отставку (24 октября - Эрих Хонеккер, 7 ноября - Вилли Штоф). Новое Политбюро ЦК СЕПГ 9 ноября приняло решение разрешить гражданам ГДР частные поездки за границу без уважительных причин, в результате чего произошло стихийное падение «берлинской стены». После победы ХДС на выборах 18 марта 1990, новое правительство Лотара де Мезьера начало интенсивные переговоры с правительством ФРГ по вопросам германского объединения. В мае и августе 1990 подписаны два Договора, содержащие условия присоединения ГДР к ФРГ. 12 сентября 1990 в Москве подписан Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, который содержал решения по всему комплексу вопросов германского объединения. В соответствии с решением Народной палаты ГДР присоединилась к ФРГ 3 октября 1990.

В период с 1949 по 1990 год на территории современной Германии существовало два отдельных государства — коммунистическая ГДР и капиталистическая ФРГ. Образование этих государств было связано одним из первых серьёзных кризисов времён холодной войны, а объединение Германии — с окончательным падением коммунистического режима в Европе.

Причины разделения

Основной и, пожалуй, единственной причиной разделения Германии было отсутствие среди стран-победительниц единого мнения относительно послевоенного устройства государства. Уже во второй половине 1945 года бывшие союзники стали соперниками, а территория Германии — местом столкновения двух противоречащих друг другу политических систем.

Планы стран-победительниц и процесс разделения

Первые проекты, касающиеся послевоенного устройства Германии, появились ещё в 1943 году. Этот вопрос был поднят на Тегеранской конференции, где встретились Иосиф Сталин, Уинстон Черчилль и Франклин Рузвельт. Поскольку конференция проходила уже после Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге, лидеры «Большой Тройки» прекрасно понимали, что падение нацистского режима произойдёт в течение нескольких ближайших лет.

Наиболее смелый проект предложил американский президент. Он считал, что на территории Германии необходимо создать пять отдельных государств. Черчилль также полагал, что после войны Германия не должна существовать в прежних границах. Сталин, которого больше беспокоило открытие второго фронта в Европе, считал вопрос о разделении Германии преждевременным и не самым важным. Он полагал, что ничто не сможет в дальнейшем помешать Германии снова стать единым государством.

Вопрос о расчленении Германии поднимался и на последующих встречах лидеров «Большой Тройки». Во время Потсдамской конференции (лето 1945) была установлена система четырёхсторонней оккупации:

  • Англией,
  • СССР,
  • Францией.

Было решено, что союзники будут рассматривать Германию как единое целое и поощрять появление на территории государства демократических институтов. Решение большинства вопросов, связанных с денацификацией, демилитаризацией, восстановлением разрушенного войной хозяйства, возрождением довоенного политического устройства и т. п., требовало сотрудничества всех победителей. Однако сразу после окончания войны Советскому Союзу и его западным союзникам становилось всё сложнее находить общий язык.

Основной причиной раскола среди бывших союзников стало нежелание западных держав ликвидировать немецкие военные предприятия, что противоречила плану демилитаризации. В 1946 англичане, французы и американцы объединили свои зоны оккупации, образовав Тризонию. На этой территории они создали отдельную систему управления экономикой, а в сентябре 1949 было объявлено о появлении нового государства — Федеративной Республики Германия. Руководство СССР немедленно предприняло ответные меры, создав на своей зоне оккупации Германскую Демократическую Республику.

МОСКВА, 1 апр — РИА Новости, Антон Лисицын. В бундесвер поступила директива — какими примерами из военного прошлого следует гордиться немецким солдатам. В том, что касается армии ГДР, чествовать полагается лишь тех, кто "восстал против правления СЕПГ или имеет особые заслуги в борьбе за германское единство". В единой Германии живут два разных по культуре народа — из ФРГ и ГДР. Почему граждане бывшей Германской Демократической Республики испытывают "остальгию" по временам "тоталитаризма" — в материале РИА Новости.

"Хотят показать, как жили их родители"

Ostalgie Kantine — буфет "Остальгия" находится в земле Саксония-Анхальт на территории бывшей ГДР. Буфет — название условное. Скорее, это парк социалистического периода. Тут интерьеры тех времен, выставки советской военной техники и автомобилей "народной демократии", в том числе легендарных "Вартбурга" и "Трабанта", полки с игрушками.

Менеджер Майк Силабецки рассказывает, что 80 процентов посетителей — бывшие граждане ГДР. "Часто приходят с детьми, чтобы показать им, какой была ГДР, как жили их родители. Школьников приводят классами на уроки истории", — объясняет он.

Силабецки полагает, что парк социализма пользуется популярностью, поскольку у многих из бывшей ГДР "хорошие воспоминания о тех временах, о социализме и СССР".

Из той же Саксонии-Анхальт издание Mitteldeutsche Zeitung сообщает тревожные вести. В городке Бёрде закрывается местный музей времен ГДР. Здание, где хранится собрание артефактов времен социализма, сносится.

Восток есть восток, запад есть запад

Германия воссоединилась в 1990 году. Юридически это выглядело так: в августе парламент Германской Демократической Республики принял решение (уже давно согласованное Восточным Берлином, Бонном и заинтересованными державами) о присоединении к Федеративной Республике Германия. Третьего октября были упразднены все органы власти ГДР и ее вооруженные силы. Конституция ФРГ от 1949 года вступила в действие по всей стране. То есть ГДР была расформирована, ее земли включены в состав Западной Германии.

Объединенные немцы называли друг друга уменьшительно-ласкательно — "осси" и "весси", от немецких слов ost и west, "восток" и "запад", соответственно. Вскоре возник и термин "остальгия" — тоска по временам "народной демократии".

По экономическому развитию ГДР отставала от ФРГ, тем не менее Восточная Германия в 1980-е была на шестом месте по объемам промышленного производства в Европе. В республике работали такие предприятия, как Robotron, ORWO, выпускались экспортировавшиеся за рубеж грузовые автомобили, вагоны, локомотивы, краны. Большая часть индустриального потенциала "народной демократии" была уничтожена в 1990-е. Бизнес весси вел себя на присоединенных землях как победитель.

ГДР просуществовала всего 41 год, но, как выяснилось, оставила глубокий след в коллективном немецком сознательном и бессознательном.

Один из российских блогеров интервьюировал в 2015-м осси, и тот ему описал экономические реалии объединенной Германии."Где-то через 15 лет, в 2003-2004-м, некоторые управленцы осознали ошибку: зачем было разорять часть своей же страны? И получить проблему субсидий?" — удивлялся бывший гражданин ГДР.

Сколько стоит единство Германии

В 2014 году в ФРГ решили подсчитать, во что обошлось воссоединение страны. Накануне 25-летия объединения Welt am Sonntag опубликовала результаты исследования экспертов Института экономики: "Два и двенадцать нулей — немецкое единство на сегодняшний момент стоит два триллиона евро".

"По данным немецкого Института экономических исследований (DIW), пять восточных земель и их население с момента объединения потребили примерно на 1,5 триллиона евро больше, чем произвели сами", — продолжали журналисты.

Горбачев: СССР в вопросе объединения ФРГ и ГДР поступил правильно По словам Михаила Горбачева, в политбюро все высказались за объединение ФРГ и ГДР. Предлагались различные формы объединения, в том числе конфедерация, рассказал он.

Через два года ситуация не слишком изменилась. В 2017-м Берлин официально признал, что земли бывшей Восточной Германии по уровню социально-экономического развития по-прежнему отстают от Германии Западной. Правительство выразило опасения, что разрыв между бывшими ГДР и ФРГ будет не сокращаться, а увеличиваться. Объем внутреннего валового продукта на душу населения на востоке не превышает 70 процентов западногерманского. И, что крайне показательно, 30 компаний — флагманов немецкой экономики, входящих в главный германский биржевой индекс DAX, не имеют штаб-квартир на востоке.

"Повседневный расизм"

В немецком сегменте Сети популярны тесты "Кто вы — весси или осси?". Социологи фиксируют негативное отношение граждан бывших ГДР и ФРГ друг к другу. Так, в 2012-м выяснилось, что восточные немцы считают западных соотечественников высокомерными, чрезмерно жадными, склонными к формализму. А многие весси характеризуют осси как вечно недовольных, подозрительных и боязливых.

Насколько серьезно в Германии рассматривают эту проблему, можно судить по названию социологической статьи — "Весси против осси: повседневный расизм?". Там приводятся и расхожие стереотипы — "Весси просто используют осси", "Да эти осси просто ни на что не способны!".

"По словам немецких политиков, они в 1990-м надеялись, что им удастся "переварить" восток за пять лет, ну не за пять, но за десять, не за десять, так за пятнадцать. Однако прошло уже двадцать восемь лет, и политики признают: разница между двумя частями страны сохраняется. Один высказался прямо: мы до сих пор, по сути, живем в двух странах, — говорит ведущий научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, кандидат исторических наук Александр Кокеев. — И это, конечно, касается политики. Например, в бывшей ГДР большей поддержкой пользуются правопопулистские партии, такие как "Альтернатива для Германии".

Вместе с тем, как подчеркивает эксперт, эта проблема сейчас не так остра, как сразу после воссоединения. Берлин ее решает и относится к ней со всей внимательностью. "Так называемая остальгия есть, но она во многом иррациональна. Уровень жизни восточных немцев значительно вырос, просто многие сравнивают его с более высокими показателями в западной части страны, и, естественно, у кого-то это вызывает недовольство. Кроме того, часть бывших граждан ГДР, в основном пожилого возраста, ощущают себя людьми второго сорта, которых выставили на лестницу из их квартиры и при этом еще поучают, как правильно жить", — резюмирует Кокеев.