Нравственная саморегуляция определение. Чудновский В.Э. Возрастные психологические особенности нравственной саморегуляции поведения. – Что такое дао

Компоненты системы моральной регуляции

Вопрос 3. Моральная регуляция

Гуманизирующая

Познавательная

Воспитательная

Вопрос 2. Функции морали

2. Ценностное

J. Коммуникативная

5. Регулятивная

1. К основным функциям морали относитсявоспитательная функция, ко­торая заключается в:

Формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внуше­нии моральных запретов;

Самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осоз­нанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и сред­ства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности ("установка на добро").

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

Ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (эти­кет и пр.);

Гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально при­ятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этичес­кие познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) зак­лючается в регуляции поведения людей и общества в целом посред­ством:

Ограничения негативных устремлений людей;

Саморегуляции индивида и социальной среды;

Управления общественными отношениями;

Воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция "высокой морали" является тенденцией, устрем­лением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и мо­ральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

Стремлении морали совершенствовать человека;

Обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

1. Мораль - система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индиви­дов, человеком и обществом и т. д.).

В систему моральной регуляции входят:

* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:


* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные зап­реты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным , если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нрав­ственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо соци­альной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригориз­мом.

2. Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

императивный , нравственные правила преподносятся (иногда навязы­ваются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

Привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

Рефлексию (раздумья);

Интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

Моральные переживания.

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с мораль­ными правилами общества, устоями прошлых времен (обы­чаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с об­щепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обще­стве, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом :

Моральные нормы закреплены законом;

Либерализация морали влечет либерализацию права;

- взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки , особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).

Исходя из главной цели школы, разностороннее развитие и творческая активность личности школьника должны формироваться на высоконравственной основе. Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения . Она находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.

Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, так и непроизвольной.

При произвольной, преднамеренной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям.

При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто не может. Моральные мотивы поведения у него сильнее, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков. Непроизвольная саморегуляция формируется в основном двумя путями. Во-первых, в процессе стихийного накопления нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т.е. формируются нравственные привычки. Подлинный моральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже.

Этот путь, посредством которого закрепляются главным образом элементарные правила и нормы, создает почву для усвоения более сложных моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути: первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем непроизвольно. Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения , происходит становление нравственной саморегуляции.

Существенным недостатком, часто встречающимся в практике воспитания, является то, что при обучении детей моральным знаниям не опираются на их собственный жизненный опыт. Знания даются как бы абстрактно, тем самым не создаются условия для упражнения детей в поведении, основанном на изучаемых моральных знаниях. При этом в предъявлении детям нравственных знаний часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментарно, от случая к случаю.

Эти и другие недостатки в нравственном воспитании школьников приводят к разрыву между моральными знаниями и моральным поведением.

  • Для ликвидации разрыва необходимо:
    • соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данных знаний в поведении;
    • ставить перед детьми специальные задачи по вычленению общего нравственного содержания из их различных поступков и выражению его в словесной форме;
    • побуждать детей ставить перед собой нравственные вопросы и помогать им находить на них ответы;
    • вооружать детей специальными средствами, нужными для применения нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в поведении, т.е. обучать детей соответствующим формам нравственного поведения; и, наконец;
    • постоянно оценивать поведение детей с точки зрения тех норм, которыми они должны овладеть.
| следующая лекция ==>

В. Э. ЧУДНОВСКИЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

В старшем школьном возрасте существенно изменяется социальная ситуация развития. Устремленность в будущее - характерная особенность старшего школьника (Л. И. Божович). Он еще живет реальной жизнью ученика школы, но вместе с тем уже приблизился к тому моменту, когда реальностью станет жизнь за пределами школы после ее окончания. Будущее все больше влияет на его сегодняшнюю действительность, изменяя и преобразуя ее. Создаются неповторимые условия для формирования личности школьника, в том числе ее устойчивости. В самом деле, относительная эмансипация от непосредственных воздействий может иметь место лишь в том случае, когда человек подчиняет свои действия и поступки определенным ориентирам, позволяющим ему оценивать ситуацию в свете более или менее отдаленного будущего. Характерная для старшеклассника обращенность в будущее создает благоприятные психологические условия для формирования способности подчинять свои поступки отдаленным ориентирам. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление не только действовать в рамках данной ситуации, но планировать будущее и самоопределяться в нем. Этим существенно определяются особенности познания окружающего мира старшими школьниками: если подросток идет к познанию внешнего мира во многом "от себя", через свои переживания, интересы и стремления, то старшеклассник, познавая внешний мир, воссоздавая в своем сознании более или менее полное представление о нем, "возвращается к себе": "Что я значу в этом мире?", "Какое место занимаю я в нем?", "Каков я?", "Каковы мои возможности?" Интерес к собственной личности, попытки разобраться в ее особенностях, достоинствах и недостатках обусловливают стремление старшеклассника к моральным знаниям и самовоспитанию (А.Я.Арет, 1961; Л.И.Божович, 1968; Н.С.Лейтес, 1971; Л.И.Ру-винский, 1969).

Более избирательным, личностным становится и отношение к сверстникам. "Каков он как личность - мой одноклассник, товарищ, приятель?", "Каковы его достоинства и недостатки?" - такие вопросы свойственны старшеклассникам. Они также стремятся четко определить свое отношение к некоторым поступкам сверстников. При этом, как показывают исследования, юноши и девушки нередко проявляют максимализм и бескомпромиссность, иногда граничащие с беспощадностью. Наиболее ярко такая избирательность проявляется в характерных для этого возраста романтических отношениях между юношами и девушками. Если иметь в

виду, с одной стороны, физическую акселерацию и связанное с ней ускоренное половое созревание, с другой - склонность старшеклассников к обсуждению и решению нравственных проблем, то станет ясно, почему эти новые взаимоотношения характеризуются тесным переплетением романтического начала со стремлением к их нравственному осмыслению и оценке . Этот вид отношений начинает занимать существенное место в нравственном развитии школьника и общем формировании его личности.

Итак, для старшеклассника характерна направленность в будущее, а его возросшие физические и умственные возможности создают определенную уверенность в себе, нередко переходящую в самоуверенность. Вместе с тем старшекласснику свойственна еще характерная для подростка переоценка ценностей, его моральные взгляды только складываются. В анализе сложных явлений окружающей действительности им часто недостает гибкости и жизненного опыта старших поколений. Поэтому столкновение с каким-либо фактом, не укладывающимся в рамки выработанных старшеклассниками взглядов и убеждений, может приводить к значительной и болезненной ломке жизненных представлений. Отсутствие достаточного опыта, юношеский максимализм, большая эмоциональная возбудимость делают этот возраст легко ранимым.

Этим в большой степени объясняется своеобразное отношение старшеклассников к взрослым; как уже упоминалось, оно становится весьма избирательным и критичным, вместе с тем к некоторым взрослым, обладающим привлекательными для них качествами личности, устанавливается то особое, восторженное отношение, которое в чем-то напоминает отношение к взрослым младших школьников. Разумеется, сходство здесь чисто внешнее. Существенным отличием старшеклассника во взаимоотношениях со взрослыми является тот факт, что для него характерна не вообще потребность в руководстве со стороны взрослого, во внешней опоре, чтобы чувствовать себя защищенным, а потребность в помощи и поддержке для совершенствования собственной системы саморегуляции, развития самостоятельности и целеустремленности.

В этом возрасте и в самом деле создаются наиболее благоприятные предпосылки для удовлетворения такой потребности. Весь

ход предыдущего интеллектуального и нравственного развития подготавливает школьника к усвоению научного и морального мировоззрения (Н.А.Менчинская, Т.К.Мухина, 1976). Знания об окружающем мире и сведения об основах нравственности объединяются в сознании старшеклассника в единую картину. Это способствует изменению системы нравственной саморегуляции школьника, которая становится более полной, осмысленной и гибкой. Формирующиеся на основе научных знаний и жизненного опыта убеждения все больше становятся основными ориентирами поведения и обусловливают относительную самостоятельность, независимость от привходящих ситуационных влияний. Разумеется, этот процесс не завершается в старшем школьном возрасте, в нем только закладываются основы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование системы нравственной саморегуляции. <...>

У старшеклассников начинает формироваться именно нравственная устойчивость, школьник приобретает способность быть относительно эмансипированным от непосредственных воздействий и преобразовывать обстоятельства. В отличие от младших возрастов у старшеклассника увеличивается способность оптимально использовать свои индивидуальные особенности. Это дает возможность добиваться результатов в различных видах деятельности, организуя профессиональную сторону деятельности в соответствии со своими возможностями. По-видимому, именно в различиях процессуальной стороны деятельности индивида выступает его способность преобразовывать собственное поведение.

Относительная эмансипация от ситуации, преобразование обстоятельств и собственного поведения все больше начинают зависеть от характера нравственных побуждений, их иерархической структуры. Это значит, что с возрастом увеличивается зависимость устойчивости личности от содержательной стороны побуждении, от характера направленности личности.

Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость
личности. - М, 1981.-С. 176-180.

В диспутах, на вечерах вопросов и ответов на темы морали, в которых нам приходилось участвовать, подавляющее большинство вопросов было "про любовь" или "про дружбу", причем дружба очень часто есть просто другое название любви. Старшеклассников интересуют особенности этих взаимоотношений, нравственная оценка их, что "можно", а что "нельзя", что является предосудительным с точки зрения морали и т.д. Разумеется, это вполне естественно: запретная тема впервые становится разрешенной, доступной для открытого обсуждения и как бы приобщает юношей и девушек к миру взрослых. Стремление разобраться в новых переживаниях, осмыслить новый вид взаимоотношений и включить их в систему ориентировки в окружающем мире и в себе самом становится для старшеклассников насущной задачей.


Обратно в раздел

Саморегуляция – произвольная регуляция своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.) как заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Три уровня регуляции:

Непроизвольное приспособление к среде (поддержание постоянства кровяного давления, температуры тела, выброс адреналина при стрессе, адаптация зрения к темноте и др.);

Установки, обусловливающие слабо осознаваемую или неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или иной ситуации;

Произвольная регуляция (саморегуляция) своих индивидуально-личностных характеристик (текущего психического состояния, целей, мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Характеристики рефлексивных процессов:

Способность встать в определенную позицию по отношению к себе, сделав объектом познания собственный внутренний мир (мысли, чувства, отношения), свое поведение и взаимоотношения с окружающими (Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Фихте, Г.Гегель, Я.Л. Коломинский, А.А. Реан и др.)

Способность смотреть в себя, благодаря чему появляется чувство субъектности (внутренней активности по У.Джеймсу) или контроля над собой и своей жизнью (Л.С.Выготский, В.Франкл, Л.И.Божович, Н.И. Гуткина и др.);

Способность упорядочивать и интегрировать собственные психические содержания, осознавать основания своих мыслей и действий (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.Франкл, Л.И. Божович, В.В. Столин и др.).

Личностный выбор отличается тем, что:

«человек обращается к самому себе как сущностному условию выбора»;

«оценивается как особо значимый и важный;

Существенно влияет на дальнейшую жизнь» (Ф.Е. Василюк).

Это особая активность человека, целостный акт оценивания себя как личности; оценка своих возможностей в конкретной жизненной ситуации (В. Франкл).

Способность личности к активному, сознательному, оптимальному осуществлению выбора связывается с необходимостью актуализации глубинных ценностно-смысловых структур. Специфика деятельности субъекта в ситуации личностного вы бора во многом зависит от степени осознания субъектом возможных альтернатив и их последствий, оказывающих влияние на дальнейший ход жизни. Также хорошее понимание своих способностей, своих притязаний создает чувство свободы маневра, свободы выбора и укрепляет жизненные силы человека (Абульханова-Славская).

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Возможность выбора является сущностью свободы, он выполним при наличии альтернатив и доступности вариантов. Но не следует отождествлять выбор со свободой воли.

Условия, необходимые для свободного морального выбора : отсутствие внешнего принуждения и запретов; присутствие сознательности и рефлексии, понимание возможных вариантов выбора; действие не должно быть совершено под влиянием моральных установок, привычек, ставших частью подсознания человека. Автоматизм морального действия, влияние обезличенных сил являются признаком несвободного выбора; наличие ориентиров (ценностей и идеалов) свободной воли, а также средств, при помощи которых возможно выполнить задуманное, и способов деятельности.

Осуществляя моральный выбор, человек сталкивается с противоречиями (антиномиями) морали, что проявляется в виде морального конфликта. Конфликт обнаруживается при выборе того или иного типа поведения.

Осуществляя выбор, человек руководствуется нравственными мотивами.

Моральная мотивация определяется внешними (природными, социальными и пр.) и внутренними (психологическими) условиями совершения поступка. Но если внешние мотивы не зависят от сознательной воли действующего субъекта, то он свободен в мотивации своих внутренних поступков.

Нравственным считают лишь такой выбор, при котором человек руководствуется моральным мотивом.

Механизмы волевой регуляции:

1. Самодетерминация – способность создавать дополнительное побуждение к действию через намеренное изменение его смысловой стороны.

2. Самотрансценденция – стремление человека к возможно более полному раскрытию транцендентного содерджания в себе самом, в своем образе я.

Что исследуют, чему учат этика и эстетика

Этика

· Этика - наука о правилах поведения в обществе. Предмет изучения этики - нравственность.
Этика - наука о морали, добре и зле.

· Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного

· Этика - ветвь философии, изучающая вопросы морали

· Этика - это наука о морали, а мораль, в свою очередь, это совокупность моральных правил, норм и принципов поведения людей в отношении друг к другу и к обществу.

Эстетика

· Эстетика - наука, изучающая и определяющая принципы красоты в этом обществе

· Эстетика - основоположница искусства, учащая о красоте.

· Эстетика представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного

15. Моральные ценности и моральная регуляция

Моральные ценности

  • Моральные ценности - система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.
  • Моральные ценности - это вечные и универсальные ценности, являющиеся основой духовного единства общества и человечества
  • Моральные нормы это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным и оказывается аморальным. Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах.

Моральная регуляция

· Моральная регуляция представляет собой саморегуляцию, детерминированную способностью личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом, направлять, контролировать, оценивать и эмоционально переживать свое поведение. Обобщенное выражение этой способности представлено в понятии «совесть».

Ø В систему моральной регуляции входят:

* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:

* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные зап­реты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным , если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:



* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нрав­ственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо соци­альной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригориз­мом.

Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

императивный , нравственные правила преподносятся (иногда навязы­ваются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

Привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

Рефлексию (раздумья);

Интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

Моральные переживания.