Методическая разработка «преемственность между школой и доу по фгос. Преемственность в работе между детским садом и школой в художественно-эстетическом воспитании Формы осуществления преемственности доу и школы

МБОУ»Приреченская СОШ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на ТМЦО «Родничок» по теме:

«Формы преемственности ДОУ и школы»

Выступил: учитель начальных классов

Глухова Елена Александровна

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б.Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства- дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Что же такое преемственность? Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания. (Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений. Обычно в начале учебного года педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по трем основным направлениям:

    работа с детьми;

    взаимодействие педагогов;

    сотрудничество с родителями.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

    экскурсии в школу;

    посещение школьного музея, библиотеки;

    знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

    выставки рисунков и поделок;

    встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

    совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    участие в театрализованной деятельности;

    посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- классы;

    круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

    психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

    проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

    взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

    педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями:

    совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    консультации с педагогами ДОУ и школы;

    встречи родителей с будущими учителями;

    дни открытых дверей;

    творческие мастерские;

    анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы;

    семейные вечера, тематические досуги;

    визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

    заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.

Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:

    создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);

    улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;

    углубление интереса к жизни в школе;

    оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.

Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 49 городского округа-город Камышин (МБДОУ Дс № 49)

«О роли педагогических коллективов МБДОУ Дс № 49 и МБОУ СОШ № 19 в организации преемственности работы по подготовке детей к школе»

Актуальность.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.

Задачи:

Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС ДО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции): мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу).

Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

Замену учебного блока на образовательные области

Увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

Изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

Изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности) , который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию разработанную рабочей группой ДОУ на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

НОД – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Для более полного усвоения программного материала педагоги на занятиях используют различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи – шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты, игровые задания .

Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.

Наше учреждение тесно сотрудничает с МБОУ СОШ № 19. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

Были определены:

- Цель преемственности - реализация единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса.

- Задачи непрерывного образования на дошкольной ступени :

    приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

    обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

    развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

    формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;

    развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой:

1 этап - поступление ребенка в ДОУ:

    учет детей

    медицинское обследование

    адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад

    психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа:

    Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

    Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.

    Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.

    Экскурсии детей подготовительных групп в школу.

    Разработка совместных программ.

    Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т.д.)

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

    Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.

    Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.

    Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

    Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

    методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

    работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

    работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Работа с педагогами:

    совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Обмен мнениями», «Преемственность», «Портфолио дошкольника»; и др.

    проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе.

Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.

    взаимодействие узких специалистов

    открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.

    консультации с педагогами ДОУ и школы «Кризис семи лет», «Ребенок и книга» и др.

Работа с детьми:

Периодически дети совершают экскурсию в школу «День знаний», «Последний звонок», где имеют возможность присутствовать на линейке, посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы: библиотекой, столовой, спортивным залом, учебным классом, и др. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у дошколят.

Посещение школьного музея «Всемирной истории человечества» тематика экскурсий планируется с учетом возрастных особенностей детей;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых моментах, «Что возьму с собой в портфель», «Я иду в школу», «Веселая переменка»;

Выставки творческих рисунков и поделок «Осенний марафон, «Новогодняя игрушка», «Мама-главное слово»

Выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.

Проведение совместных спортивных праздников «Олимпийские игры», «Мама, папа, я – спортивная семья, «Спартакиада», «А ну-ка – мальчики», музыкальных и театрализованных развлечений «Мисс осень», «Аз и буки», «Масленица». Традицией нашего детского сада, стали выступления бывших воспитанников ДОУ, уже учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста.

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий школы будущих первоклассников «Почемучки»

Мы поддерживаем тесную связь с родителями и выпускниками ДС, что позволяет прослеживать их дальнейшее развитие и достижения – с этой целью оформили стенд «Выпускники – наша гордость»,

Для всестороннего развития детей организуются платные дополнительные образовательные услуги: коррекционная работа по развитию речи, изобразительная деятельность, развитие интеллектуальных способностей детей (занятия с психологом), хореография.

Работа с родителями:

Мы стремимся создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом нам помогают такие формы работы как:

Круглые столы, дискуссионные встречи, творческие «гостиные» «Как подготовить ребенка к школе»;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, тестирование родителей; «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»,

Образовательно - игровые тренинги и практикумы, всеобуч для родителей «Учимся играя», «Всесторонне развитие ребенка».

За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания подготовительной группы в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т.д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации, оформлены папки-передвижки, информационные блоки по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Гиперактивность» и др.

Очень нравятся родителям уже ставшие традиционными смотры – конкурсы проводимые в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала «Осенний марафон», поделки из бросового материала «Кормушки для птиц», совместные тематические и творческие выставки «Очумелые ручки», «День матери», «День пожилого человека» после выставки работ дети, родители, сотрудники детского сада с нетерпением ждут подведения итогов и конечно, поощрений.

С учетом постоянно развивающихся информационных технологий стало необходимым - повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно – коммуникативных технологий; публичность и открытость системы управления дошкольного учреждения. С этой целью был создан и функционирует сайт детского сада, который оказывает системное информационное воздействие, направленное на общественность и позволяет быть в курсе реализуемых программ, достижений и проблем в развитии ребенка. Специально для родителей будущих первоклашек в разделе заботливым родителям размещена консультация «Маршрут первоклашки», в разделе Образование размещены: договор и план работы со школой, портрет выпускника детского сада, презентация «Преемственность ДОУ и школы». Используя наиболее эффективные формы работы с родителями, мы укрепляем взаимоотношения, создается атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими решать познавательные задачи, детский сад сотрудничает с эколого-биолгоческой станцией, историко-краеведческим музеем, музыкальной школой № 1, художественной галереей, имеются договора и планы совместной работы.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Однако, тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. Отдают ребенка во все кружки, которые только возможно, тем самым перегружают его как физически, так и психологически. И в этом направлении ведется активная работа.

Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов программы «Воспитания и обучения в детском саду» при поступлении в школу имеют хорошие показатели.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.

Ольга Белоусова
Преемственность ДОУ со школой

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".

Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование . И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием .

Что же такое преемственность ?

Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы .

Стандартизация дошкольного образования заключается в

Особенности состояния дошкольного детства в России

Совместная деятельность воспитателя и детей

Игровые формы образования

Отсутствие жесткой регламентации

Гендерный подход

Универсальность и интеграция

Единство требований к выпускнику

Основополагающим принципом ФГТ является

Интеграция образовательных областей (например)

Здоровье – познание – коммуникация

Если провести сравнительный анализ ФГТ и ФГОС, то можно сделать следующие выводы.

1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает :

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы :

Совместная деятельность детей

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

3) Следующее : цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ :

Развитие физических качеств - укрепление физического здоровья

Формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

Формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание

Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание , где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований : к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Предпосылки регулятивных УУД дошкольника

Действовать по образцу и заданному правилу

Сохранять цель

Видеть указанную ошибку и исправлять ее

Контролировать свою деятельность

Понимать оценку взрослого и сверстника

Предпосылки познавательных УУД дошкольника

Выделять параметры объекта

Устанавливать взаимо-однозначное соответствие

Выделять существенные признаки

Умение устанавливать аналоги

Осуществлять классификацию и сериацию

Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника

Кодирование/замещение

Декодирование

Умение использовать наглядные модели

Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника

Испытывать потребность в общении

Использовать вербальные и невербальные средства общения

Позитивно относиться к процессу сотрудничества

Ориентироваться на партнера

Умение слушать собеседника

Какие же предпосылки УУД у детей должны быть сформированы к школе . Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих

Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой : подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ.

Задачи :

Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы ;

Физическое развитие и укрепление здоровья детей;

Развитие творческих способностей;

Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы ;

Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.

Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы );

Работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы ;

Совместные праздники;

2. Взаимодействие педагогов :

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями :

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения , родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе . Интегративные качества ребёнка-дошкольника , которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ :

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками , будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы . Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.

Данные проводимого мониторинга адаптации показывают, что 7 чел высокий уровень адаптации к школе , у 2 средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.

Работу по преемственности детского сада со школой целесообразно осуществлять по трем основным направлениям:

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.) ;

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы) .

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами ДОУ и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Преемственность в работе ДОУ и школы

Переход из детского сада в школу является важным моментом для каждого ребёнка, ведь именно в это время деятельность воспитанника меняется и переходит на качественно новый этап – учащегося. Меняется и окружение ребёнка, взаимоотношения со сверстниками и с взрослыми, изменяются требования к ученику, всё это вызывает определённый эмоциональный отклик у учащегося. Именно по – этому качественно организованная педагогами работа по преемственности обеспечивает наиболее безопасное вхождение ребёнка в школьную среду.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих совместных этапов в дошкольном образовательном и общеобразовательном учреждении:

Основные формы работы со школой в ДОУ:

взаимопосещения специалистов дошкольного образовательного и общеобразовательного учреждения;

проведение совместных мероприятий (совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.);

проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы.

Построение работы педагога–психолога в данном направлении должно осуществляться согласно основным видам деятельности: психодиагностика, корекционно–развивающая деятельность, психопрофилактика, психологическое консультирование, просвещение

Основные м ероприятия по реализации преемственности дошкольного и начального школьного обр азования в деятельности педагога -психолог а

п/п

Мероприятие

Цель

Оформление стендов в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников»

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

МонМониторинг готовности выпускников ДОУ к школьному обучению

Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению

Развивающие занятия для воспитанников подготовительных групп (в течение года)

Подготовка детей к школьному обучению

Выступление на родительских собраниях

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой подготовки детей к школе

Проведение консультаций группового и индивидуального плана для родителей

Повышение родительской компетентности

Проведение семинаров – практикумов с элементами тренинга

Практическая подготовка родителей

Семейные конкурсы

Формирование сплоченности у родителей и детей

Коррекционно-развивающие занятия для детей

Профилактика и коррекция поведения

Творческая мастерская

Обогащение впечатления детей о школьной жизни.

Основные ф ормы работы с родителями

Индивидуальные консультации психолога в рамках комплексного психологического обследования ребенка

И Индивидуальные обучающие консультации по вопросам содержания, форм и м стимуляции развития, подбора адекватных средств общения с ребенком, методам игрового взаимодействия с ним

Групповые тематические семинары и тренинги психотерапевтической направленности

Тематические лекции и семейные конкурсы

Стендовая информация

Основные пути взаимодействия с семьей:

Систематическая пропаганда психолого-педагогических занятий

Практическая дифференцированная помощь семье в воспитании ребенка

Обмен положительным опытом среди родителей

Активное вовлечение семьи в образовательный процесс ДОУ

Подготовим маленького к самостоятельной жизни среди сверстников, попытаемся научить его простым правилам детского общежития:

Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

Не дерись без обиды.

Не обижайся без дела.

Сам ни к кому не приставай.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

Не ябедничай за спиной у товарищей.

Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Советы психолога родителям

Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребенка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течение всего дня – поправить прическу, почистить костюм. Научите убирать свое рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.

Кроме того ребенок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками, и как – со взрослыми. При чем важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.

Не забывайте, что ребенок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультики, слушать и петь песни Шаинского, Чичкова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.

1. Нельзя игнорировать объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для шестилетнего возраста.

3. Избегать резкого перехода к использованию новых методов и способов работы в процессе обучения малышей.

4. Использовать в своей работе дидактические, двигательные игры, игры-путешествия и т. д.

5. Постоянно поддерживать у учащихся интерес и стремление к занятиям, использовать разнообразные приемы стимулирования детей.

7. Создавать условия комфорта, доброжелательности, прививать любовь к школе.

8. Работать в тесном сотрудничестве с воспитателями, психологами, родителями детей

обязательность – для обеспечения охраны и здоровья ребенка, его полноценного развития все родители должны овладеть определенным комплексом знаний и умений

Принципы сопровождения семьи

избирательность – определение знаний и умений, необходимых родителям в зависимости от уровня их психолого-педагогической культуры, от особенностей условий семейного воспитания

углубленность - овладение родителями технологией воспитательной деятельности и презентация ее другим семьям

Расширение социальных контактов семьи

Разработка индивидуальной образовательной программы для ребенка, исходя из его потребностей

Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах сотрудничества с семьей

Задачи сотрудничества с семьями

Просвещение родителей по вопросам воспитания и образования с учетом индивидуальных потребностей ребенка

Беседы о школе, о Дне знаний.

Мастерская «Сделаем подарок первоклассникам»

Посещение школы

Игра в школу, игра – фантазия на тему «Школа»

Знакомство с литературными произведениями о школе

Придумывание смешных историй о школьной жизни

Занятия коррекционно – развивающего плана: «Хозяин своих чувств», «Выбирая, думай, что будет потом», «Важное слово «нет»»…

Семейные конкурсы: «Герб моей семьи», «костюм для первоклассника»…

Преемственность в работе детского сада и школы

Преемственность в работе школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, сложных звеньев, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к занятиям, учебной деятельности

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс; увеличение потока информации; изменения, происходящие в нашем обществе, совершенствование содержания и повышение значимости образования; переход на обучение с шестилетнего возраста.

Результаты передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны, а выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающий процесс.

Преемственность – это не что иное, как опора на пройденное, использование и дальнейшее развитие имеющихся у детей знаний, умений и навыков, расширение и углубление этих знаний, осознание уже известного на новом, более высоком уровне. Преемственность дает возможность в комплексе решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи. Она выражается в том, что каждое низшее звено перспективно нацелено на требования последующего. Проблема преемственности в системе образования не нова. Еще К. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе».

Решить проблему преемственности возможно лишь тогда, когда будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, только тогда две ступени образования будут действовать в тесной взаимосвязи.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и письму. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Однако если содержание школьного образования выстраивается в «школьной логике» – логике будущих школьных предметов, то практикуется обучение усложненным для дошкольников предметам, игнорируются объективные возрастные закономерности развития ребенка, характерные для дошкольного возраста, назревает опасность таких негативных последствий, как потеря у детей интереса к учебе.

Иногда, наоборот, дублирование целей, задач, форм и методов начальной школы в дошкольном учреждении может спровоцировать негативное отношение ребенка к данным предметам. Первое и главное требование начальной школы – сформированность у выпускников детского сада интереса к учебной деятельности, желания учиться, создание прочной базовой основы. Но школу не удовлетворяет формальное усвоение знаний и умений. Необходимо не только качество этих знаний, но и их осознанность, гибкость и прочность. Выпускники дошкольного учреждения должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд и др.).

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов в детском саду. Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях.

Чему нужно научить ребенка в детском саду, кроме программных требований к знаниям и умениям? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Необходимо учить подмечать закономерности, сходство и различие, давать упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, задания логического характера, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;

составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;

проведение мероприятий, таких как: “День открытых дверей”, “День Знаний”, совместные спортивные праздники, развлечения и т.д.;

работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);

проведение заседаний ПМПк, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи);

планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;

проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Первое и основное: не исказите веру ребенка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни “розовой” водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя. Чтобы сформировать такую веру и такую готовность, мы должны хорошо знать ребенка, трезво оценивать его способности и склонности, представлять пределы его возможностей, все то, чем он одарен, что умеет и к чему склонен. Иными словами, относиться к нему как к себе; мы ведь себя ценим по тому, что можем и умеем, понимая, что мочь и уметь все невозможно.

Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребенка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.

Но если вам очень хочется заниматься с ребенком дома, то вам пригодятся наши рекомендации:

чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками;

рисуйте “кривулечки”, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение;

раскрашивайте рисунок карандашам то густо,то бледно. Карандаши хорошо менять то толстый, то тонкий;

возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки);

затем закрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе;

научите ребенка набирать петли на толстых спицах и толстыми спицами. Это тренирует локоток и терпение, поможет малышу ровно держать спину во время письма за партой;

лепите из пластилина, вяжите –это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные;

купите перьевую ручку и пишите все, что вам захочется (шариковая ручка напрягает мышцы кисти);

не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами;

покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление;

не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Но особое внимание хочу обратить на вопросы здоровья. В настоящее время практически нет абсолютно здоровых детей. Надо уделять первостепенное внимание укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию, развивать моторику, координацию, необходимо не просто гулять во дворе, а играть в подвижные игры. Поймите: если ребенок не обладает физическими силами и выносливостью, то все остальные его знания и умения практически лишены смысла. Перед школой установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Отсутствие режима в первую очередь бьет по здоровью, по неокрепшей нервной системе. Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности. В трудную минуту помогите, защитите, не отталкивайте своего малыша. Ребенок в этом возрасте еще не способен себя оценить, оценить результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравиться. Будьте осторожны, оценивая работу первоклашки. И еще, в силу незрелости мозга ваш ребенок пока очень плохо понимает юмор. Поэтому его нельзя поддразнивать, а подшучивать над ним нужно очень осторожно.

Сегодня принято нагружать ребенка массой дополнительных заданий. но в первом классе перегружать ребенка кружками, по крайней мере, первые полгода, не нужно, а дальше надо смотреть и действовать по обстановке. Если ребенок адаптировался, вошел в школьный ритм, основная нагрузка не доставляет проблем, не требует большего напряжения, то можно подумать и о внеклассной деятельности. Особое внимание хочу обратить на музыкальные занятия – они, как правило, отнимают слишком много сил и времени, если вы не мечтаете вырастить из своего сына или дочери великого музыканта, отложите начало этого процесса, хотя бы до второго класса. Одно остается в силе всегда –это физическое закаливание, зарядка, в выходной день – лыжи коньки, прогулки вместе с родителями,

Понаблюдайте за ребенком. Сколько времени он может заниматься с вами? Вырабатывайте усидчивость не спеша. Если в результате интересного занятия он может работать 20 – 25 минут – это хорошо. Помните, усидчивость достигается не принуждением (элементы его нужны, но в мягкой форме), а живой заинтересованностью.

Школьная готовность – это и готовность, способность не только к усидчивому труду, но и к творчеству. Детские самоделки ценны не только тем, что ребенок их сам смастерил, но и тем, что он находит для них разное применение: палка может стать саблей, антенной, копьем, да мало ли чем еще – она –то как раз и побуждает к творчеству. Творческое начало, которым одарены все малыши, может быть хлопотным для взрослых, и поэтому нередко – порой, даже полуосознанно – ими подавляется. Мы не всегда чувствуем, насколько оно связано с будущей учебой – не только умением получать знания, но и самостоятельно думать и пользоваться ими.

Полезно обратить внимание и на то,как ребенок реагирует на похвалу и порицание, победу и поражение. Одних детей неуспех буквально парализует, у других – вызывает бурный протест, а третьих мобилизует и стимулирует на новые усилия. Есть дети, которых похвала побуждает действовать с утроенной энергией, но есть и склонные “почивать на лаврах”. При крайних типах реакций ребенка на успех и неуспех надо попытаться их уравновесить. Единых для всех “ рецептов” нет и быть не может. Видимо, таким детям уместнее сказать что-нибудь вроде: “Давай-ка сделаем зто еще лучше, ты ведь умеешь”. Важно, чтобы обращение учитывало реакцию ребенка и в любом случае не было обидным.

Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учебе. Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Проблема готовности ребёнка к школе волнует человечество уже не одно десятилетие. психологи доказывали преимущества более раннего начала обучения. Однако жизнь корректирует многое, в том числе и школьное образование: до сих пор в большинстве школ России нет условий для обучения шестилеток, да и родители понимают, что шестилетнему и не совсем здоровому ребенку (а таких детей большинство) не по силам учебные нагрузки, и переносят начало обучения на год (“пусть подрастет, окрепнет”). Правильно ли это? И не случайно Министерство образования России приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее обучение. При этом ребенку, поступающему в школу, в сентябре должно быть не менее 6,5 лет. Но для некоторых детей и в этом возрасте ещё рано садиться за школьную парту.

Влияет ли возраст на адаптацию к школе? Быть может, чем старше ребенок, тем меньше у него будет трудностей? Эти вопросы часто задают и учителя, и родители. К сожалению, однозначно ответить на них невозможно по причине отличия паспортного и биологического возраста, несоответствие функциональной и психологической зрелости организма и комплекса учебных и внеучебных нагрузок.

Рассматривая проблему подготовки детей к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школе и школьному обучению. Речь идет о готовности ребенка не к обучению вообще, а к обучению в школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.