Концепция матем образования презентация. Концепция развития математического образования в РФ. Презентация. Проблемы развития математического образования

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные проблемы и перспективы школьного математического образования Выполнили: Вайланд Анна Павловна, учитель математики МАОУ СОШ №3, г. Балаково

2 слайд

Описание слайда:

«Математик, как и художник, и поэт, создает узоры. И если его узоры долговечнее, то это, потому что они сотканы из идей» Г.Г. Харди

3 слайд

Описание слайда:

Подтверждая слова известного философа, следует сказать, что математика является царицей всех наук. Но и сама она служит верой и правдой всем наукам.

4 слайд

Описание слайда:

1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Универсальный элемент мышления - логика. Полноценное развитие мышления современного человека, осуществляемое в ходе самопознания и общения с другими людьми, в ходе рассуждений и знакомства с образцами мышления, невозможно без формирования известной логической культуры. Искусство построения правильно логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений,

5 слайд

Описание слайда:

2. ЦЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основными целями математического образования являются: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; - овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; - воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности; - формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

6 слайд

Описание слайда:

Проблемы математического образования в школе Проблемы, которые при этом встают, связанны с отбором обязательных предметов и предметов по выбору, с определением учебного времени на эти группы предметов. В связи с этим различные формы дифференциации станут жизнеспособными, если будут подкреплены соответствующими учебниками. Более способным учащимся предпочтительны отдельные учебники. Менее способным - интегрированные. Но на сегодняшний день в наших школах их практически нет. В каждой школе имеется немало учеников, у которых нет математических наклонностей, желающих выразить себя совсем в других областях знаний.

7 слайд

Описание слайда:

Еще одна очень важная проблема: стране нужны одаренные люди. Поэтому так важно распознать способности учащихся, развить их, дать почувствовать ответственность перед обществом, перед самим собой за этот дар природы. Дифференциация обучения - один из мостков к школе будущего, какой она видится сегодня нашему обществу, всем нам. Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому уделяют серьезное внимание способам организации контроля и его содержанию.

Авторы: Каракозов Сергей Дмитриевич 1 , доктор педагогических наук, профессор
Атанасян Сергей Левонович 2 , д.п.н., профессор
Семенов Алексей Львович 3 , д.ф.-м.н., профессор академик РАН академик РАО

1 Московский педагогический государственный универсистет, 2 Московский городской педагогический университет, 3 Московский педагогический государственный университет

Реализация Концепции развития математического образования в Российской Федерации обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике, а также способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях

Ключевые идеи Концепции развития математического образования в РФ и ИТ-образование

Распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция развития математического образования в России, представляющая собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

В Концепции отмечается, что

· Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности и культуры. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью.

· Выработанные в математике, осваиваемые человеком в его образовании важнейшие понятия: доказательства, алгоритма, измерения и модели сегодня являются универсальными, общекультурными, значимыми и применяемыми далеко за пределами математики..

· Математика является важным элементом национальной идеи и конкурентным преимуществом России, которое должно быть поддержано соответствующими преференциями.

· Каждый гражданин и каждый профессионал должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой - задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста.

· Освоение математики - это, в первую очередь, решение новых интересных задач, использующее точные правила. Математическая деятельность - ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия поможет России вернуть себе лидирующие позиции в математическом образовании.

· Каждый уровень и сегмент математического образования необходим, в то числе - и для других сегментов и уровней образования.

· Особую поддержку и особую свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры.

· Профессионально-общественная активность математиков, как и педагогов-математиков, осознание и реализация ими своей общественной миссии необходимы для развития математического образования.

· Проблемы качества педагогов-математиков должна получить системное решение.

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике, а также способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

2. Минобрнауки России утвердить в 3-месячный срок план мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев


Прим. ред.: текст распоряжения опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.12.2013.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

I. Значение математики в современном мире и в России

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов. Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Развитые страны и страны, совершающие в настоящее время технологический рывок, вкладывают существенные ресурсы в развитие математики и математического образования.

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.


II. Проблемы развития математического образования

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы.

1. Проблемы мотивационного характера

Низкая учебная мотивация школьников и студентов связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.


2. Проблемы содержательного характера

Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена его преемственность между уровнями образования. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах, в требованиях промежуточной и государственной итоговой аттестации для разных групп учащихся приводит к низкой эффективности учебного процесса, подмене обучения "натаскиванием" на экзамен, игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся. Математическое образование в образовательных организациях высшего образования оторвано от современной науки и практики, его уровень падает, что обусловлено отсутствием механизма своевременного обновления содержания математического образования, недостаточной интегрированностью российской науки в мировую.


3. Кадровые проблемы

В Российской Федерации не хватает учителей и преподавателей образовательных организаций высшего образования, которые могут качественно преподавать математику, учитывая, развивая и формируя учебные и жизненные интересы различных групп обучающихся. Сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников не отвечает современным нуждам. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности и опыта применения педагогических знаний. Подготовка, получаемая подавляющим большинством студентов по направлениям математических и педагогических специальностей, не способствует ни интеллектуальному росту, ни требованиям педагогической деятельности в общеобразовательных организациях. Преподаватели образовательных организаций высшего образования в большинстве своем оторваны как от современных направлений математических исследований, включая прикладные, так и от применений математики в научных исследованиях и прикладных разработках своей образовательной организации высшего образования. Система дополнительного профессионального образования преподавателей недостаточно эффективна и зачастую просто формальна в части совершенствования математического образования.


III. Цели и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции - вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний - осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:

Модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики;

Обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

Обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса;

Повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

Поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров;

Обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей;

Популяризация математических знаний и математического образования.


IV. Основные направления реализации Концепции

1. Дошкольное и начальное общее образование

Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить:

В дошкольном образовании - условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни;

В начальном общем образовании - широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.

2. Основное общее и среднее общее образование

Математическое образование должно:

Предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе;

Обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность;

Обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Необходимо предоставить каждому учащемуся независимо от места и условий проживания возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных общеобразовательных организаций и специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики, системы математических соревнований (олимпиад и др.). Соответствующие программы могут реализовываться и организациями высшего образования (в том числе в рамках существующих и создаваемых специализированных учебно-научных центров университетов, а также сетевых форм реализации образовательных программ).

Достижение какого-либо из уровней подготовки не должно препятствовать индивидуализации обучения и закрывать возможности продолжения образования на более высоком уровне или изменения профиля.

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими обучающимися, прежде всего привлекая педагогов с большим опытом работы.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться в первую очередь за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов на базе лидерских практик математического образования, сформировавшихся в общеобразовательных организациях.


3. Профессиональное образование

Система профессионального образования должна обеспечивать необходимый уровень математической подготовки кадров для нужд математической науки, экономики, научно-технического прогресса, безопасности и медицины. Для этого необходимо разработать современные программы, включить основные математические направления в соответствующие приоритетные направления модернизации и технологического развития российской экономики.

Студенты, изучающие математику, включая информационные технологии, и их преподаватели должны участвовать в математических исследованиях и проектах. Преподавателям математических факультетов классических университетов необходимо вести признаваемые профессиональным сообществом фундаментальные исследования, а их студенты должны уделять значительно больше времени, чем в настоящее время, решению творческих учебных и исследовательских задач. Преподаватели математических кафедр технических университетов должны вести исследования в фундаментальной математике или в прикладных профильных областях, выполнять работы по заказу организаций, в которых принимают участие и студенты (аналогично для экономических и других образовательных организаций высшего образования), преподаватели математических кафедр педагогических вузов должны работать со школьниками, участвовать в разработке аттестационных материалов, учебных пособий для школьников. Студентам (в том числе готовящимся стать учителями и воспитателями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность) необходимо решать задачи элементарной математики в зоне своего ближайшего развития, в существенно большем объеме, чем сегодня, проходить практику в школе, используя эту деятельность как основу и мотивирующий фактор для получения психолого-педагогических знаний.

Взаимодействие органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций должно быть ориентировано на поддержку прихода в школу лучших выпускников математических факультетов педагогических образовательных организаций высшего образования, выпускников профильных специальностей классических университетов. Необходимо обеспечить лучшим выпускникам, обучавшимся по программам математической направленности образовательных организаций высшего образования и имеющим склонности и способности к педагогической работе, возможность преподавать в образовательной организации высшего образования.


4. Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука

Для успешных преподавателей должна быть обеспечена возможность их профессионального роста в форме научной и прикладной работы, дополнительного профессионального образования, включая стажировку в организациях - лидерах фундаментальных и прикладных исследований в области математики и математического образования.

Важной является поддержка в России мировых организаций, решающих задачу подготовки исследователей и преподавателей высшего уровня, в том числе создание научно-образовательных центров мирового уровня, приглашающих ученых для проведения исследовательской работы и участия в разработке образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования и научные центры должны обеспечить передовой уровень фундаментальных и прикладных исследований в области математики и их использование в математическом образовании. Необходимо усилить интеграцию российских математических исследований в мировую науку, обеспечить достижение математическими факультетами ведущих российских университетов высоких позиций в мировых рейтингах, а также рост качества, количества и цитируемости работ российских математиков, привлекательность российского математического образования для лучших иностранных студентов и профессоров. Должна повыситься мобильность студентов, аспирантов и молодых кандидатов наук, должно развиваться сотрудничество между образовательными организациями высшего образования и исследовательскими институтами.

Для решения задач настоящей Концепции предусматривается доработать систему оценки труда с учетом специфики деятельности и международной практики оценки труда преподавателей математики, научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, занятых по профилю математики.

Образовательные организации высшего образования и исследовательские центры должны участвовать в работе по математическому просвещению и популяризации математических знаний среди населения России.

5. Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование

Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается:

Обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения;

Создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых;

Обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.


V. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России достигнуть стратегической цели и занять лидирующее положение в мировой науке, технологии и экономике.

Реализация настоящей Концепции будет способствовать разработке и апробации механизмов развития образования, применимых в других областях.

Выступление на пед.совете по теме:

«Ключевые идеи концепции развития математического образования".

2015

«Нет детей, не способных к математике»

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950 - 1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Сегодня Россия выходит на ведущие позиции в области математического образования, уступая лишь китайской, корейской и японской школе.

Об этом свидетельствуют итоги международных исследований:

по Российская Федерация находится на 6 месте из 42-х стран (2011г.).

На в неофициальном командном зачёте российская команда оказалась на 8 месте из 100 команд, участвующих в Олимпиаде (2015г.).

Между тем достижения российских школьников редко отражаются в средствах массовой информации, их имена не звучат, фамилии учителей также нигде не упоминаются.
(Например, 2007 году команда школьников из России заняла 1-е место в международной математической олимпиаде, но это событие совершенно не получило никакой огласки на фоне победы Д.Билана на Евровидении).

Начало 2014 года ознаменовалось знаковым событием – Правительство РФ утвердило Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

Цель концепции – вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. Для этого авторы документа предлагают сохранить достоинства советской системы математического образования и преодолеть существующие на сегодняшний день «серьезные недостатки». Одна из главных задач на ближайшие годы – усиление преподавания математики в школах и вузах.

    модернизация содержания учебных программ математического образования (с обеспечением их преемственности);

    обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

    обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

    повышение качества работы преподавателей математики;

    обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности;

    популяризация математических знаний и математического образования.

Концепция развития математического образования Российской Федерации состоит из пяти основных частей.

Проблемы развития математического образования:

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы – мотивационные ; (Низкая учебная мотивация школьников связана: с общественной недооценкой значимости математического образования; с перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием; с отсутствием программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.)
– содержательного характера; (содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни; потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.)
– кадровые (В Российской Федерации не хватает учителей с высшим образованием, которые могут качественно преподавать математику, развивая и формируя учебные и жизненые интересы. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности.)

Основные направления концепция развития математического образования в РФ

Дошкольное и начальное образование:

создание условий, способствующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей;

использование математических, логических и стратегических игр, соревнований.

Основная школа:

многообразие приложений;

компьютерные инструменты и модели.

Старшая школа: выделить три потока, обеспечивающих

базовую математическую компетентность для учащихся, (уровень математических знаний,необходимых для дальнейшей жизни в обществе)

широкую общекультурную программу математической подготовки; (для выпускников математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования с математической направленостью и в сфере информационных технологий)

Углубленное изучение математики (для практической деятельности математических исследованиях).

Для развития математического образования необходимо :

1. Создание условий для качественного математического образования детей и удовлетворения их учебных потребностей.

2. Проблемы преемственности и профилизации обучения математике.

3. Организация работы с одаренными детьми.

4. Организация работы с детьми группы риска.

5. Систематическое повышение профес-сиональной квалификации.

6. Эффективное использование новых информационных технологий в обучении.

Каждый регион разработал план мероприятий по реализации Концепции…

Нами тоже разработан план по реализации данной концепции, в который включено:

Разработка и утверждение плана работы по реализации Концепции;

Разработка и утверждение положений о массовых мероприятиях среди обучающихся (конференции и др.), направленных на развитие математического образования;

Подготовка и участие в мониторингах (внутреннем и внешнем 7 - 11 классы

Подготовка и организация участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по математике;

Организация участия учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях по математике;

Организация участия учащихся в творческих конкурсах, направленных на развитие математической культуры;

Организация и проведение элективных курсов, кружков математической направленности;

Организация повышения квалификации учителей математики с использованием различных форм (курсы повышения квалификации, учебные и методические семинары);

Проведение заседаний ШМО по вопросам реализации Концепции развития

Изучение и распространение опыта работы учителей начальных классов и учителей математики математического образования;

Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по математике и результатов ГИА в 9,11 классах, формирование предложений по совершенствованию математического образования в следующем учебном году;

Создание тематического раздела по вопросам реализации Концепции на официальном сайте школы;

Организация внеурочной деятельности математической направленности (по развитию логического мышления, математических способностей и пр.);

Проведение общешкольного родительского собрания по реализации мероприятий в рамках «Концепции математического образования в школе»

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России занять лидирующее положение в мире.

    Глубокое изучение нормативных документов,

    разработка планов реализации Концепции н,

    анализ результатов итоговой аттестации,

    учет требований Федеральных государственных образовательных стандартов

– есть механизм успешной реализации Концепции математического образования.

« Школы существуют ради детей...…и всё, что мы делаем, должно соответствовать этой единственной цели»

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Концепция развития математического образования в Российской Федерации Брейтигам Э.К. , доктор пед. наук, профессор АлтГПА, сент. 2014

Указ Президента РФ от 7мая 2012 года Национальная гордость, элемент национальной идеи Национальный бренд Основа прошлых и будущих достижений Правительство – декабрь 2013 г. Концепция, система мероприятий Дорожная карта Федеральные, региональные проекты

Три проекта представленный сотрудниками МГУ (на сайте МГУ); проект, представленный коллективом под рук. Алексея Львовича Семенова на основе работы Рабочей группы (Сайт http://math.ru/conc/); проект, представленный Станисла́вом Константи́новичем Смирно́вым, российским математиком, лауреатом Филдсовской премии (2010), входит в состав Общественного совета при Минобрнауки.

Общие характеристики Они согласованы с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 г., принятой в октябре 2012 г. и законом РФ «Об образовании», принятом в декабре 2012 г. 2. Все концепции не предполагают коренной ломки системы, а направлены на сохранение преемственности с действующей системой, её совершенствование в плане модернизации, выход на передовые международные позиции; развитие непрерывного математического образования и разработку объективных критериев оценки качества математической подготовки школьников, студентов и преподавателей математики.

Основные разработчики Концепция рабочей группы под руководством Алексея Львовича Семёнова (род. 13 октября 1950, Москва - российский математик, методист и преподаватель математики. Академик РАН (2011), действительный член РАО, доктор физико-математических наук; с 1993 года - ректор Московского института открытого образования, с 2013 года – ректор Московского педагогического государственного университета) –координатор рабочей группы. Группа создана при министерстве образования и науки РФ, 16 человек, участвует и и курирует А.А. Фурсенко.

Из доклада А.Л. Семёнова 28 ноября 2013 года. Почему математика? Математическая деятельность – важнейшая в XXI веке: Фундаментальная математика ИТ (программирование,…) Приложения математики Ключевая роль в большинстве отраслей Важность математической грамотности и логики рассуждения для всех Эффективность инвестиций в инфраструктуру Национальная традиция и имеющийся уровень

Основные разделы Концепции I. Значение математики в современном мире и в России II. Проблемы развития математического образования – мотивация – содержание (отбор содержания устарел) – кадры III . Цели и задачи Концепции IV . Основные направления реализации Концепции А.Л. Семенов говорил, что объединяющим понятием Концепции является «математическая деятельность».

Задачи развития математического образования в Российской Федерации модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением их преемственности) исходя из потребностей обучающихся и потребностей общества во всеобщей математической грамотности, в специалистах различного профиля и уровня математической подготовки, в высоких достижениях науки и практики; обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки "нет неспособных к математике детей", обеспечение уверенности в честной и адекватной задачам образования государственной итоговой аттестации, предоставление учителям инструментов диагностики (в том числе автоматизированной) и преодоления индивидуальных трудностей;

Задачи развития математического образования в Российской Федерации (продолжение) обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования, в том числе в электронном формате, инструментов деятельности обучающихся и педагогов, применение современных технологий образовательного процесса; повышение качества работы преподавателей математики (от педагогических работников общеобразовательных организаций до научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования), усиление механизмов их материальной и социальной поддержки, обеспечение им возможности обращаться к лучшим образцам российского и мирового математического образования, достижениям педагогической науки и современным образовательным технологиям, создание и реализация ими собственных педагогических подходов и авторских программ;

Задачи развития математического образования в Российской Федерации (продолжение) поддержка лидеров математического образования (организаций и отдельных педагогов и ученых, а также структур, формирующихся вокруг лидеров), выявление новых активных лидеров; обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, всех условий для развития и применения этих способностей; популяризация математических знаний и математического образования.

Уровни образования –Дошкольное и начальное общее образование Дошкольное Создание сред и ситуаций Не «готовность к школе», а регистрация достигаемого уровня, диагностика трудностей Нет детей неспособных к математике

Уровни образования - Дошкольное и начальное общее образование Начальное образование Расширение: Логика Алгоритмы Игры Базовые объекты Наглядность Проектность (проектами руководят тьюторы, а не учителя-Седова Е.А.) ФГОС

Уровни образования - Дошкольное и начальное общее образование Начальное образование: Из требований к предметным результатам по математике овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов Индивидуализация Автоматизированная диагностика (Пример - МатРешка)

Уровни образования- Основное общее и среднее общее образование «В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования». Основное общее Работа с отстающими (тьюторы) Выявление и поддержка высоко-мотивированных Продолжение содержания начальной школы Итоговая аттестация

Уровни образования - Основное общее и среднее общее образование Среднее общее образование Три уровня Грамотность (в 10-11 классах доучивают программу основной школы) Применение (уровень технического вуза) Создание Массовая школа –ЕГЭ, но не для продолжения образования в техническом вузе Итоговая аттестация

Уровни образования - Профессиональное образование (из доклада) Педагогическое Математическое Техническое, экономическое и др. Педагогическое образование В школу идут лучшие учителя Деятельностная основа образовательного процесса Решение задач элементарной математики Работа в школе (+ младшекурсники) как отправная точка психолого-педагогической подготовки Что с остальными? Педагогическое образование – универсально и не все выпускники педвузов должны идти в школу!

Продолжение образования (из доклада) Создание научно-образовательных центров; Стажировка преподавателей Положительным является требование: В педагогическую магистратуру и аспирантуру в области математического образования принимаются в первую очередь работающие учителя. Такое требование существовало в 70-80е годы прошлого века. Система дополнительного профессионального образования для работающих учителей требует переподготовки собственных преподавателей, прежде всего – в сфере ИКТ, дистанционных образовательных технологий. Необходимо обеспечить возможность выбора учителем программ дополнительного профессионального образования среди широкого спектра, в том числе –территориального, снятия бюджетных перегородок. Особенно проблема последипломной профессиональной подготовки становится актуальной в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, при которой в школу придут на работу выпускники педагогического бакалавриата по направлению, например, «Математика и информатика».

Концепция МГУ Предлагают: «Пересмотреть ФГОСы высшего образования для математических направлений и специальностей: установить необходимый минимум знаний, умений и навыков в отдельности по каждой математической дисциплине; установить необходимый минимум аудиторных занятий по дисциплинам профессионального цикла при очной форме обучения в размере не менее 50 процентов от общего числа часов». Этот момент включён в основной вариант. Считают необходимым: «Разработать и утвердить федеральные государственные требования по дополнительному профессиональному образованию по программам «Учитель математики», «Преподаватель математики»»

Концепция МГУ Пересмотреть нормативы учебной нагрузки учителей и преподавателей математики в сторону уменьшения, включить в нагрузку часы на проверку домашних заданий. Пересмотреть нормативы количества ставок преподавателей на математических кафедрах по отношению к числу студентов. Количество ставок не должно зависеть от количества «оставшихся» студентов. -Э то предложение важно и в плане повышения качества подготовки будущих учителей математики и как-то решит проблему оценки вузов Министерством по сохранению контингента студентов. Сейчас, в связи с тем, что на естественно-научных направлениях подготовки студентов не удаётся избежать отсева студентов, вузы идут по пути сокращения набора студентов на математическое, физическое и информационное направление. В результате в регионах остро стоит проблема нехватки учителей математики в школах, а педвуз сокращает набор на факультет Физико-математического образования.

Проект МГУ Создать при крупных университетах бесплатные и доступные для всех желающих центры дистанционного математического образования по программам средней школы, программам различных естественнонаучных и инженерно-технических направлений образования, предусмотреть для этих центров федеральное финансирование. Семестровое повышение квалификации для преподавателей вузов Создавать условия для широкого включения вузов в школьное образование: организация совместных проектов; участие в оценке знаний школьников (экзамены, ЕГЭ); привлечение к преподаванию в специализированных классах и школах.

Из проекта Смирнова С.К. 1. Значимыми факторами эффективного математического образования является качественная подготовка учителей и преподавателей математики для всех ступеней, а также престиж и социальная защищенность преподавательской профессии. 2. Международная интеграция 3 · Создание государственной сертификации уровней школьной математической подготовки. Достижение базового уровня контролируется в основном при окончании основной школы. Достижение повышенного и высокого уровней – при окончании полной средней школы. 4. Повышение престижа профессии учителя математики 5. Математическое просвещение населения и индикаторы эффективности мат. образования и учебных достижений разных групп учащихся и населения

Елена Александровна Седова -Зав. отделом естественнонаучного и математического образования ФГНУ ИСМО РАО Формирование фундаментального ядра математического образования не доведено до конца и стремление к фундаментализации математического образования; Возврат к гуманистической парадигме: индивидуальная образовательная траектория и деятельностная направленность (деятельность в зоне ближайшего развития); Проблема формирования новой методической системы обучения математике как одного из компонентов новой методической системы образования.

Правительство РФ утвердило Концепцию развития математического образования в Российской Федерации специальным распоряжением от 24 декабря 2013 г. №2506-р

План мероприятий состоит из разделов Общесистемные мероприятия Общее образование Профессиональное образование, в том числе дополнительное, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование Мониторинг и контроль реализации Концепции

Общесистемные мероприятия Разработка методических рекомендаций по составлению учебных планов и программ, новых УМК, проведения олимпиад и конкурсных мероприятий для научных работников, преподавателей и учителей математики, поддержка талантливых математиков через гранты, поддержка нетиповых организаций, получивших результаты; поддержка профессиональных объединений, проведение общероссийских мероприятий.

Общее образование Совершенствование системы государственной аттестации, КИМов, открытый банк видеолекций, развитие ИКТ, создание общенациональной интернет-школы (не менее трёх) для учащихся 5-11 классов по математике Разработка методических рекомендаций по работе с отстающими Поддержка участия школьников и студентов в международных системах оценки качества образования

Профессиональное образование, в том числе дополнительное, подготовка научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука Развитие системы ДО Поддержка программ развития математических факультетов вузов Привлечение иностранных преподавателей и научных работников. Развитие академической мобильности преподавателей и студентов Создание не менее 6 научно-образовательных центров мирового уровня в области математики Доступ к международным информационно-образовательным ресурсам Разработка моделей дополнительного математического образования, повышения квалификации

Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование Поддержка интерактивных музеев российских математиков Поддержка математических интернет-порталов, телевизионных передач, направленных на популяризацию математики Организация на конкурсной основе разработки математических обучающих игр и игр-стимуляторов Организация разработки календаря знаменательных дат в области математики