Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Классификация основных форм человеческой деятельности Классификация основных видов деятельности человека бжд

Понятие деятельности человека

Замечание 1

Человек является существом активным, деятельным. Деятельность человека регулируется сознанием и порождается потребностями, которые направлены не только на познание, но и на преобразование, как самого себя, так и внешнего мира. Содержание деятельности не определяется только потребностью, её породившей. Толчок к деятельности дает потребность, выступающая в качестве мотива. Общественные цели, требования и опыт определяют формы и содержание деятельности.

Специалисты выделяют 3 основных вида деятельности – учение, труд, игру:

  1. Цель учения заключается в приобретении знаний, умений и навыков в той или иной области деятельности человека;
  2. Целью игры является приобретение опыта в процессе деятельности;
  3. Целью такой деятельности, как труд , является производство общественно необходимых продуктов.

В ходе деятельности человек становится деятельным субъектом, а объектом его деятельности выступают осваиваемые им явления. Вне деятельности человек не может существовать, потому что она является непременным условием его жизни. Благодаря деятельности человек сохранил свое место в истории. Это значит, что деятельность и человек между собой неразрывно связаны.

Замечание 2

Таким образом, нет деятельности без человека и человека без деятельности.

В отличие от животных, которые умеют приспосабливаться к условиям, человек эти условия может изменить. Например, человек не только собирает полезные растения для пищи, но и выращивает их в ходе сельскохозяйственного производства.

Замечание 3

Деятельность – это творческая созидательная активность, в процессе которой человек выходит за границы возможного и создает новое, неизвестное природе.

Человеческая деятельность осуществляется в производственной, бытовой, природной среде обитания и активно с ней взаимодействует. Любая человеческая деятельность предполагает наличие результата , определяющего её полезность, и требует от человека повышенной активности восприятия – внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости, высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений.

Замечание 4

Человека в процессе его трудовой деятельности изучает эргономика, цель которой заключается в оптимизации этой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Классификация основных форм деятельности

В нашей стране принята физиологическая классификация трудовой деятельности.

Физическая трудовая деятельность , в соответствии с этой классификацией, выделяет такие формы труда:

Труд, использующий значительную мышечную энергию . Трудовые операции данного вида применяются при отсутствии механизированных средств. Энергетические затраты в данном случае повышены и составляют $4$ - $6$ тыс. ккал в сутки.

Использование механизированных форм труда снижает энергетические затраты до $3$ - $4$ тыс. ккал в сутки. При механизированных формах труда характер мышечных нагрузок изменяется, и усложняются программы действий. Сам труд уже требует специальных знаний и навыков. При управлении механизмами в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые обеспечивают большую скорость и точность движений. Надо сказать, что такая форма труда связана с однообразием простых и локальных действий, а небольшой объем воспринимаемой информации делают труд монотонным.

Частично автоматизированные формы производства. Производство будет относиться к полуавтоматическому, человек не принимает участия в непосредственной обработке предмета труда, потому что эту функцию выполняют механизмы. Непосредственная задача человека заключается в обслуживании автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Работы относятся к монотонным, с высоким темпом, ритмом и нервной напряженностью. Особенность этой трудовой формы связана с постоянной готовностью работника к действию и быстротой реакции по устранению возникших неполадок. Работник постоянно находится в состоянии «оперативного ожидания », что приводит к различной степени утомляемости.

Существует конвейерная форма труда или групповая. Суть её состоит в разделении общего процесса на отдельные и конкретные операции, строгую последовательность их выполнения, автоматическую подачу деталей к каждому рабочему месту. Конвейерная форма труда имеет заданный ритм и темп, поэтому требует от участников процесса синхронной работы. Меньшее время, затраченное на операцию, делает работу более монотонной и простой по содержанию. Конвейерный труд имеет отрицательное последствие – монотонию , проявляющуюся в преждевременной усталости и нервном истощении.

Управление производственными процессами и механизмами, как форма труда, включает в систему человека в качестве необходимого оперативного звена. Участие человека увеличивается при уменьшении автоматизированности процесса управления. Основные формы управления производственным процессом с физиологической точки зрения с одной стороны требуют частых и активных действий со стороны человека, а с другой – редких.

В умственной трудовой деятельности существуют профессии, связанные с материальным производством – конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, так и нематериальным производством – ученые, врачи, учителя, артисты, художники и др. Формы умственного труда отличаются по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

К формам умственного труда относятся:

  • Труд оператора . На первом плане многофакторного современного производства лежат функции управления и контроля над работой технологических линий по обслуживанию покупателей и процессом товародвижения.
  • Труд администратора супермаркета , например, связан с переработкой большого объема информации за короткий период времени и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
  • Труд руководителей учреждений и предприятий , который относится к управленческому труду, имеет огромный объем информации и требует быстрого принятия решений, высокую личную ответственность, периодичность конфликтов.

Сложной формой трудовой деятельности является творческий труд . Он требует большого объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоционального напряжения. Творческим трудом занимаются педагоги, программисты, дизайнеры, научные работники, писатели, артисты, художники, архитекторы, конструкторы, композиторы.

Особенностью труда работников всей сферы услуг является постоянный контакт с людьми. Этот труд характеризуется высокой степенью нервно-эмоционального напряжения, повышенной ответственностью, дефицитом времени и информации для принятия решения.

Учебный труд (труд учащихся и труд студентов) связан с напряжением основных психических функций – памяти, внимания, восприятия, а также наличием стрессовых ситуаций – экзаменов и зачетов.

Повышение эффективности трудовой деятельности человека

Замечание 5

Предметы труда и орудия труда, работоспособность человека, организация рабочего места и гигиена производственной среды, оказывают значительное влияние на эффективность трудовой деятельности.

Работоспособность организма человека во время его трудовой деятельности изменяется во времени, поэтому выделяют 3 основные фазы состояний человека:

Фаза нарастающей работоспособности или фаза врабатывания . По сравнению с исходным периодом происходит постепенное повышение работоспособности, длительность которого зависит от индивидуальных особенностей человека. При физическом труде его продолжительность от нескольких минут до $1,5$ часов, а при умственном творческом труде продолжительность увеличивается от $2$…$2,5$ часов.

Вторая фаза связана с высокой устойчивостью работоспособности. В этом периоде происходит сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже снижением напряженности физиологических функций. Фаза может длиться $2$…$2,5$ часа и, конечно, будет зависеть от тяжести и напряженности труда.

Для третьей фазы характерно снижение работоспособности. Происходит снижение функциональных возможностей основных органов человека, возникает чувство усталости.

Любая работа будет продуктивной и не такой утомительной, если выполняется в определенной последовательности и имеет упорядоченный характер. С усвоением ритма движений возникает состояние высокой и устойчивой работоспособности . Опытный и тренированный человек легко выполняет работу, затраты физической и умственной энергии снижаются. Соблюдая определенный ритм и темп работы человек, не только сбережет свое здоровье, но и будет работоспособным в течение длительного времени.

Ритм зависит от характера человека и его целеустремленности, поэтому подбирать ритмичность в работе надо правильно с точки зрения физиологических возможностей организма. Неравномерность нагрузок в течение дня, недели, месяца с отсутствием очередности при выполнении технологических операций, снижают работоспособность, приводят к неорганизованности, появлению ошибок, быстрой утомляемости. Следствием является нарушение согласованной работы физиологических функций организма и переутомление .

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. Можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций.Физический труд . Выполнение человеком энергетических функций в системе «человек - орудие труда». Физическая работа требует значительной мышечной активности. Она подразделяется на два вида: динамическую и статическую.Динамическая работа связана с перемещением тела человека, его рук, ног, пальцев в пространстве;статическая - с воздействием нагрузки на верхние конечности, мышцы корпуса и ног при удерживании груза, при выполнении работы стоя или сидя. Динамическая физическая работа, при котором в процессе трудовой деятельности задействовано более 2/3 мышц человека, - называетсяобщей , при участии в работе от 2/3 до 1/3 мышц человека (мышцы только корпуса, ног, рук) -региональной , прилокальной динамической физической работе задействовано менее 1/3 мышц (например, набор текста на компьютере). Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности и подразделяется на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые физические работы.Легкие физические работы (категория I) подразделяются на две категории. К категории Iа относятся работы, проводимые сидя и сопровождающиеся незначительным физическим усилием. К категории Iб относятся работы, проводимые сидя, стоя или связанные с ходьбой и сопровождающиеся некоторым физическим усилием.Физические работы средней тяжести (категория II) подразделяются на две категории. К категории IIа относятся работы, связанные с постоянной ходьбой, перемещением мелких (до 1 кг) изделий или предметов в положении стоя или сидя и требующие определенных физических усилий. К категории IIб относятся работы, связанные с ходьбой, перемещением и перенесением тяжестей массой до 10 кг и сопровождающиеся умеренным физическим усилием.К тяжелым физическим работам относятся работы, связанные с постоянными передвижениями, перемещением и перенесением значительных (свыше 10 кг) тяжестей и требующие больших физических усилий.Умственный труд . Этот труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие преимущественного напряжения внимания, сенсорного аппарата, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т. п.).Операторский труд - отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.Управленческий труд - определяется чрезмерным ростом объема информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышения личной ответственности за принятие решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.Творческий труд - требует значит. объема памяти, напряжения внимания, нервно-эмоц. напряжения.Труд преподавателя - постоянный контакт с людьми, повышенная отве-ть, дефицит времени и инф. для принятия решения.Труд учащегося - память, внимание, восприятие, наличие стрессовых ситуаций. При вып. человеком умственной работы при нервно-эмоц. напряжении имеют место сдвиги в вегетативных функциях: повышение кров. давления, измен. ЭКГ, увел. легочной вентиляции и потребленияO 2 , повышение т-ры.

Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

Основные формы деятельности человека в эргатической системе

Деятельность человека в эргатических системах можно разделить на три основные работы по характеру выполняемых человеком функций˸

физический труд,

механизированные формы физического труда,

умственный труд.

Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций в системе ʼʼчеловек-орудие трудаʼʼ. Тяжесть работы при этом определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности. Физический труд подразделяется на следующие категории˸

легкие (1а – затраты менее 139 Вт, 1б – от 140 до 175 Вт),

средней тяжести (IIа – 175-232 Вт, IIб – 233-290 Вт),

тяжелые (свыше 290 Вт).

Механизированные формы физического труда - ϶ᴛᴏ деятельность человека-оператора машины. Деятельность эта должна быть двух видов˸

детерминированная – по заранее известным правилам, алгоритмам действий,

недетерминированная – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, но в то же время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность). Этот труд объединяет работы, связанные с приемом, переработкой и передачей информации и требующие напряжения внимания, памяти, сенсорного аппарата͵ активации процессов мышления, эмоциональной сферы (некоторые виды операторского труда, управление, преподавание, наука, учеба, творчество).

Вопрос о рабочей нагрузке на человека в эргатической системе весьма важен и сложен. Неумение анализировать возможности человека приводит к таким последствиям как˸

Низкая производительность труда;

Плохое качество производимой продукции или выполняемой работы;

Ошибки и несчастные случаи;

Аварии и катастрофы.

Изучением человека в ЭС, то есть с позиций его связи с рабочим местом, технологическим процессом и инструментом, с целью согласования условий производства с потребностями работника и адаптации его к интен­сивной рабочей нагрузке, условиям труда и трудовому процессу занимаются специальные науки - физиология и психология туда. Здесь в системе "чело­век-работа" подсистема "человек" характеризуется конкретной квалификаци­ей и степенью рабочей нагрузки, а подсистема "работа" - уровнем рациона­лизации, механизации и автоматизации труда.

В оптимизированной системе рабочая нагрузка должна соответствовать реальным возможностям человека, его работоспособности, то есть быть адекватной. Работоспособность человека зависит, в свою очередь, от трех базовых и равнозначных факторов˸

От приспособленности физиологических функций к трудовой деятель­ности; эта приспособленность может значительно повышаться за счёт трени­ровки;

От эмоционального состояния человека;

От состояния условий труда.

Пределом работоспособности является общее утомление организма, в базе которого лежат тормозные процессы в ЦНС и ее высшей отделœе - коре головного мозга. Само по себе утомление - это реакция организма, сигна­лизирующая о перегрузке, и, тем самым, защищающая он нее организм. Утом­ление - процесс обратимый.

Есть и такое понятие - социально приемлемый уровень рабочей наг­рузки, то есть допустимый, приемлемый для данного общества в данный мо­мент времени. данный уровень постоянно меняется.

Можно ли рабочую нагрузку человека измерить в строго физических единицах? В случае если говорить о физической нагрузке, то, очевидно, можно.

Можно выделить следующие физиологические рабочие нагрузки˸

1) тяжелая динамическая мышечная работа;

2) динамическая мышечная работа͵ выполняемая конечностями одной половины тела (работа малых групп мышц).

3) статическая мышечная работа;

4) умственная работа (напряжение функции сосредоточения и внима­ния).

5) однообразная работа в монотонной обстановке.

6) влияние атмосферных условий (температура и влажность воздуха, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации организма.

7) напряжение организма, обусловленное другими факторами окружающей среды (к примеру, физическими - шум, блики, плохое освещение, вибрация и социологическими - межличностные отношения или факто­ры, личностные м групповые проблемы.

Превышение уровней рабочих нагрузок приводит к негативным последствиям˸ снижению работоспособности, профессиональным заболеваниям, травматизму. В связи с этим существует понятие опасных и вредных факторов.

Психофизиологические нагрузки:

1. Монотонность или монотония – психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятий или действий. Два вида монотонии:

Монотония за счет информационной перегрузки одних и тех же нервных центров в результате поступления большого объема одинаковых сигналов при многократном повторении единообразных движений(например, работа на конвейерах с мелкими операциями);

Монотония, вызываемая однообразием восприятия, из-за постоянства информации и недостатка новой информации(например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала).

2. Утомление – процесс понижения работоспособности, временный упадок сил, возникающий при выполнении определенной физ-ой или умств-ой работы.

Различают:

Быстроразвивающееся утомление(первичное) – наступает в результате выполнения работы, для которой требуются значительные физические усилия или значительное напряжение;

Медленно развивающееся утомление(вторичное) – характеризуется постепенным снижением работоспособности в результате привычной, но чрезмерно длительной и монотонной работы.

Для предупреждения утомляемости:

Оптимальная орг-ция режима труда и отдыха;

Рациональная орг-ция трудового процесса;

Эффективное обучение с целью быстрого овладения трудовыми навыками.

3. Рабочая поза . Основными позами человека, представляющими интерес для производства, явл-ся позы «стоя» и «сидя», что следует учитывать, проектируя рабочее место и рабочую позу, отвечающую данному виду работы. Необходимо стремиться к тому, чтобы рабочая поза была как можно ближе к естественной позе человека, т.к. последняя характеризуется наименьшими энергетическими затратами по сравнению с производными от них позами.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего ϶ᴛᴏ социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50 % рабочего времени – отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Стоит сказать, для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия будет одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда. Стоит сказать, длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (побудет большое число ошибок)

Отметим тот факт - что в современной трудовой деятельности чисто физический труд не играет существенной роли. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с существующей физиологической классификацией трудовой деятельности различают формы труда, требующие значительной мышечной активности, механизированные формы труда, формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производством, групповые формы труда (конвейеры), формы труда, связанные с дистанционным управлением, и формы труда интеллектуального (умственного) труда.

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, имеют место при отсутствии механизации. Эти работы характеризуются в первую очередь повышенными энергетическими затратами. Особенностью механизированных форм труда будут изменения характера мышечных нагрузок и усложнения программы действий. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, кᴏᴛᴏᴩые должны, обеспечить большую скорость и точность движений, необходимых для управления механизмами. Важно заметить, что однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в процессе труда информации приводит к монотонности труда. При ϶ᴛᴏм снижается возбудимость анализаторов, рассеивается внимание, снижается скорость реакций и быстро наступает утомление.

При полуавтоматическом производстве человек выключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, кᴏᴛᴏᴩый целиком реализует механизм. Задача человека ограничивается выполнением простых операций на обслуживании станка подать материал для обработки, пустить в ход механизм, извлечь обработанную деталь. Характерные черты ϶ᴛᴏго вида работ–монотонность, повышенный темп и ритм работы, утрата творческого начала.

Конвейерная форма труда определяется дроблением процесса труда на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, автоматической подачей деталей к каждому рабочему месту с помощью конвейера. При ϶ᴛᴏм чем меньше интервал времени, затрачиваемый работающими на операцию, тем монотоннее работа, тем упрощеннее ее содержание, что приводит к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

При формах труда, связанных с дистанционным управлением производственными процессами и механизмами, человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено. В случаях, когда пульты управления требуют частых активных действий человека, внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. В случаях редких активных действий работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. К примеру, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд учащихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как память, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты)

В наибольшей степени сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – ϶ᴛᴏ творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писателей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение легочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

Энергетические затраты человека зависят от интенсивности мышечной работы, информационной насыщенности труда, степени эмоционального напряжения и других условий (температуры, влажности, скорости движения воздуха и др.) Суточные затраты энергии для лиц умственного труда (инженеров, врачей, педагогов и др.) составляют 10,5... 11,7 МДж; для работников механизированного труда и сферы обслуживания (медсестер, продавщиц, рабочих, обслуживающих автоматы) –11,3...12,5 МДж; для работников, выполняющих работу средней тяжести (станочников, шахтеров, хирургов, литейщиков, сельскохозяйственных рабочих и др.), –12,5...15,5 МДж; для работников, выполняющих тяжелую физическую работу (горнорабочих, металлургов, лесорубов, грузчиков), –16,3...18 МДж.

Затраты энергии меняются в зависимости от рабочей позы. При рабочей позе сидя затраты энергии превышают на 5–10 % уровень основного обмена; при рабочей позе стоя–на 10...25 %, при вынужденной неудобной позе–на 40...50 %. При интенсивной интеллектуальной работе потребность мозга в энергии составляет 15...20 % общего обмена в организме (масса мозга составляет 2 % массы тела) Повышение суммарных энергетических затрат при умственной работе определяется степенью нервно-эмоциональной напряженности. Так, при чтении вслух сидя расход энергии повышается на 48 %, при выступлении с публичной лекцией –на 94 %, у операторов вычислительных машин –на 60... 100 %.

Уровень энергозатрат может служить критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеющим важное значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации. Уровень энергозатрат определяют методом полного газового анализа (учитывается объем потребления кислорода и выделенного углекислого газа) С увеличением тяжести труда значительно возрастает потребление кислорода и количество расходуемой энергии.

Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. Стоит заметить, что оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы,–при физическом труде, и эмоциональным –при умственном труде, когда имеет место информационная перегрузка.

Физическая тяжесть труда – ϶ᴛᴏ нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая или динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10...25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172...293 Дж/с); 50 % и более–тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с)

Динамическая работа –процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. При ϶ᴛᴏм энергия расходуется как на поддержание определенного напряжения в мышцах, так и на механический эффект. В случае если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5...10 кг для женщин и 15...30 кг для мужчин –средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин –тяжелая.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Исключая выше сказанное, при оценке степени напряженности учитывают эргономические показатели: сменность труда, позу, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75...175–средней тяжести; свыше 176– тяжелая работа.

В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с гигиенической классификацией труда (Р.2.2.013– 94) условия труда подразделяются на четыре класса: 1–оптимальные; 2–допустимые; 3–вредные; 4–опасные (экстремальные)

Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Уместно отметить, что оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Стоит сказать, для других факторов условно применяют такие условия труда, при кᴏᴛᴏᴩых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения (в пределах фона)

Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, кᴏᴛᴏᴩые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены, они не должны оказывать неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на здоровье работающего и его потомства. Уместно отметить, что оптимальный и допустимый классы ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙуют безопасным условиям труда.

Вредные условия труда характеризуются уровнями вредных производственных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Экстремальные условия труда характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие кᴏᴛᴏᴩых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Вредные условия труда (3-й класс) подразделяют на четыре степени вредности. Первая степень (3.1) характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, кᴏᴛᴏᴩыетрадиционно вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания. Вторая степень (3.2) определяется такими уровнями производственных факторов, кᴏᴛᴏᴩые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости, временной утрате трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.

При третьей степени (3.3) воздействие уровней вредных факторов приводиттрадиционно к развитию профессиональной патологии в легких формах, росту хронической общесоматической патологии, в т.ч. к повышению уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В условиях труда четвертой степени (3.4) могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний; отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Степень вредности 3-го класса по гигиенической классификации устанавливают в баллах. Число баллов по каждому фактору Хфi, проставляют в карте условий труда с учетом продолжительности его действия в течение смены: Xфi = ХстiТi, где Хстi –степень вредности фактора или тяжести работ по гигиенической классификации труда; Тi =τфi/τpc – отношение времени действия факторов τф к продолжительности рабочей смены τрс, если τфi≥τрс, то Тi= 1,0.

Для определения конкретных размеров доплат условия труда оценивают по сумме значений фактических степеней вредности, тяжести и напряженности труда Хфак = Хф1 + Хф2 +…+хфn =

Классификация основных форм деятельности человека

1. Основные формы человеческой деятельности.

2. Физиологические основы труда и профилактика утомления

1. Основные формы человеческой деятельности.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное

влияние на изменение функционального состояния организма человека.

Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и

умственный труд.

Трудовая деятельность

Умственный труд

Характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой

на опорно-двигательный аппарат

и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервномышечную, дыхательную и др.),

Характеризуется низкой

социальной неэффективностью, недостаточной производительностью, необходимостью высокого

напряжения физических сил и

потребностью в длительном - до 50 % рабочего времени -

Физический труд

Объединяет работы, связанные с приемом и переработкой

информации, требующей

преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления,

эмоциональной сферы.

Для данного вида труда характерна гипокинезия , т.е. значительное снижение

двигательной активности

человека, приводящее к ухудшению реактивности

организма и повышению эмоционального напряжения.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой

деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

Формы труда

Требующие значительной мышечной энергии

(4000-6000 ккал в сутки)

Применяется при отсутствии механизированных средств

Механизированные

(3000-4000 ккал в сутки)

С частично автоматизированным производством

(2000-3000 ккал)

Связанные с управлением производственными процессами и механизмами

Формы интеллектуального труда

Операторов

Управленческий

Творческий

Медицинских работников

Учащихся

(2000-2400 ккал)

Групповые (конвейер)

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии . Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков . Прежде всего, это его неэффективность , связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда . При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и

усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко

требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности , в работу вовлекаются мелкие мышцы

дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и

точность движений, необходимые при управлении механизмами.

Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда .

Формы, связанные с частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют

механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных

линий и управлением электронной техникой.

Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный

теми и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда - это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок – состояние "оперативного ожидания " различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого

действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное

звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.

Групповые формы труда - конвейер.

Особенности этой формы заключается:

в разделении общего процесса на конкретные операции,

строгой последовательности их выполнения,

автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит

работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание. Монотония - одно из отрицательных последствий конвейерного труда,

которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание,

уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере

материального производства, например конструкторы, инженеры, техники,

диспетчеры, операторы и др., так и вне его - ученые, врачи, учителя, писатели,

артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого - мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций.

Мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Формы умственного труда подразделяются:

на операторский, управленческий, творческий труд,

труд медицинских работников,

труд преподавателей, учащихся и студентов.

Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд . В условиях современного многофакторного

производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания

покупателей.

Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое

время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд - труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием

решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд - наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение.

Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников,

писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается

постоянными контактами с людьми,

повышенной ответственностью,

дефицитом времени и информации для принятия правильного решения,

высокой степенью нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов - это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное

снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором,

одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Таким образом , успешное осуществление различных форм трудовой

деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических

основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

2. Физиологические основы труда и профилактика утомления

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс

физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела.

Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

Источником химической энергии , превращающейся в механическую работу мышц, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).

Количество кислорода , расходуемое на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить критерием интенсивности выполняемой физической работы.

В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и

другие органы и системы организма. Например, увеличивается объем легочной вентиляции , обусловливаемый как учащением, так и углублением дыхания , причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание.

Происходят изменения и сердечно-сосудистой системы, где физическая

нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения

сокращений и увеличения ударного объема сердца.

Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное

повышение максимального артериального давления.

Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой . При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется

некоторое время и в течение восстановительного периода.

При тяжелых работах, производимых в условиях кислородной задолженности

наблюдается резкое повышение содержания молочной кислоты ,

сопровождающееся одновременным падением резервной щелочности крови . Могут наблюдаться определенные изменения водно-солевого обмена при

работе в горячих цехах или при выполнении тяжелой физической работы.

При этом значительное повышение деятельности потовых желез может

снижать выделительную функцию почек.

При тяжелой физической нагрузке возможно замедление переваривания

и всасываемости пищи.

понижение корковой

возбудимости, нарушение условнорефлекторной деятельности, а также повышение порога чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов.

Некоторые особенности физиологических изменений в организме имеют место при выполнении умственной работы с преимущественным участием высшей нервной деятельности. Отмечено, что при интенсивной умственной деятельности (в отличие от физической работы) газообмен или совсем не

изменяется, или изменяется незначительно.

Умственный труд обычно вызывает замедление пульса , повышается

кровяное давление , учащается дыхание , увеличивается кровенаполнение сосудов

мозга, но уменьшается кровенаполнение сосудов конечностей и брюшной полости.

Напряженный умственный труд вызывает отклонения от нормы тонуса

гладких мышц внутренних органов, кровеносных сосудов, в особенности сосудов мозга и сердца.

Мышечная работа при умственной деятельности человека играет

большую роль. Установлено, что легкая мышечная работа стимулирует умственную деятельность, а тяжелая, изнурительная работа, наоборот, понижает ее, снижает качество. Имеются данные о том, что для многих

представителей творческой умственной деятельности ходьба являлась необходимым условием успешного выполнения работы.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению и переутомлению

Утомление и переутомление.

Под утомлением понимают особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном понижении

работоспособности.

Один из объективных признаков - это снижение производительности

труда, субъективно же оно обычно выражается в ощущении усталости, т. е. нежелании или даже невозможности дальнейшего продолжения работы.

Утомление может возникать при любом виде деятельности.

Утомление связано с изменениями физиологического состояния всего организма в результате длительной или тяжелой работы, причем определенное

значение имеют нарушения, возникающие в центральной нервной системе.

При длительном воздействии на организм вредных факторов

производственной среды может развиться переутомление , называемое иногда

хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает

снизившуюся за день работоспособность.

Основой для возникновения переутомления служит постоянное

несоответствие продолжительности и тяжести работы и времени отдыха.

Кроме того, развитию переутомления могут способствовать

неудовлетворительная обстановка труда, неблагоприятные бытовые условия, плохое питание.

Симптомы переутомления - различные нарушения со стороны нервнопсихической сферы, например ослабление внимания и памяти.

Наряду с этим у переутомленных людей наблюдаются головные боли,

расстройства сна (бессонница), ухудшение аппетита и повышенная раздражительность.Кроме того, хроническое переутомление обычно вызывает

ослабление организма, снижение его сопротивляемости внешним воздействиям,

что выражается в повышении заболеваемости и травматизма. Довольно часто это состояние предрасполагает к развитию неврастении и истерии.

Например, статистические данные свидетельствуют о том, что резкое повышение заболеваемости нервными болезнями среди рабочих на производствах вызвано неудовлетворительными гигиеническими условиями трудовой деятельности.

Профилактика утомления.

обоснование и внедрение в производственную деятельность наиболее

целесообразного режима труда и отдыха, выбор правильного ритма работы;

внедрение механизации и автоматизации производства; санитарное благоустройство производственных помещений (кубатура,

микроклиматические условия, вентиляция, освещенность, эстетическое

оформление); взаимоотношения в трудовых коллективах эмоциональные перегрузки,

перенапряжение анализаторов.

активный отдых, в частности физические упражнения, проводимые во время коротких производственных перерывов;

Физкультура на предприятиях повышает производительность труда от 3 до

14% и улучшает некоторые показатели физиологического состояния организма

работающих; использование функциональной музыки, а также кабинеты релаксации или

комнаты психологической разгрузки; аутогенная тренировка, основанная на комплексе взаимосвязанных приемов

психической саморегуляции и несложных физических упражнений со словесным самовнушением;

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социальноэкономических преобразований. Вместе с тем труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.


Многообразные формы трудовой деятельности делятся на три основные группы по характеру выполняемых человеком функций:

Физический труд;

Механизированные формы физического труда;

Умственный труд.

Физическим трудом называют выполнение человеком энергетических функций в системе «человек – орудие труда».

Физическая тяжесть труда – это нагрузка на организм при труде, требующая преимущественно мышечных усилий и соответствующего энергетического обеспечения. Классификация труда по тяжести производится по уровню энергозатрат с учетом вида нагрузки (статическая и динамическая) и нагружаемых мышц.

Статическая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии. Так, работа, требующая нахождения работающего в статической позе 10 – 25 % рабочего времени, характеризуется как работа средней тяжести (энергозатраты 172 – 293 Дж/с); 50 % и более – тяжелая работа (энергозатраты свыше 293 Дж/с).

Динамическая работа – процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также самого тела человека или его частей в пространстве. Если максимальная масса поднимаемых вручную грузов не превышает 5 кг для женщин и 15 кг для мужчин, работа характеризуется как легкая (энергозатраты до 172 Дж/с); 5 – 10 кг для женщин и 15 – 30 кг для мужчин – средней тяжести; свыше 10 кг для женщин или 30 кг для мужчин – тяжелая.

Напряженность труда характеризуется эмоциональной нагрузкой на организм при труде, требующем преимущественно интенсивной работы мозга по получению и переработке информации. Кроме того, при оценке степени напряженности учитываются эргономические показатели: сменность труда, поза, число движений и т.п. Так, если плотность воспринимаемых сигналов не превышает 75 в час, то работа характеризуется как легкая; 75 – 175 – средней тяжести; свыше 176 – тяжелая работа.

Механизированные формы физического труда в системе «человек – машина». Человек выполняет умственные и физические функции. Деятельность человека происходит по одному из процессов:

детерминированному – по заранее известным правилам, инструкциям, алгоритмам действий, жесткому технологическому графику и т.п.;

недетерминированному – когда возможны неожиданные события в выполняемом технологическом процессе, неожиданное появление сигналов, но в тоже время известны управляющие действия при появлении неожиданных событий (расписаны правила, инструкции и т.п.) в выполняемом процессе.

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти (управление, творчество, преподавание, наука, учеба и т.п.), а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. После напряженной умственной работы восстановление организма происходит медленнее, чем после напряженной физической работы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.