Гобелен из байе по сценам. Ковер из собора в байе. Изображения на ковре из Байё

Во время большого французского путешествия нам удалось познакомиться с двумя необыкновенными произведениями старинного ткачества и вышивки. Первое – это в Анже, второе – гобелен в Байё. В этот город следует приехать только за тем, чтобы своими глазами увидеть грандиозное творение вышивальщиц (или вышивальщиков?), которому без малого уже 1000 лет! Конечно, ни один интернет-источник не заменит впечатление от настоящей вещи. Но может дать представление о грандиозной работе древних мастеров. А заодно, освежит в памяти важнейший эпизод Средневековой истории Англии – её покорение Вильгельмом (Гийомом) Завоевателем в 1066 году.
С краткой исторической справки и начнём – так понятнее будет разбираться в событиях гобелена.
1051 год. На землях англо-саксов правит король Эдуард Исповедник – племянник нормандского герцога Ричарда II . Детей ему Господь не дал (есть легенда, что свою жену он не любил и оставался девственником), он провозгласил своим наследником молодого нормандского герцога Гийома (в Англии его называют Вильгельмом) – своего двоюродного брата.
1064-1065 годы. Другой претендент на престол – Гарольд был братом королевы Эдиты, супруги Эдуарда Исповедника. В 1064-1065 годах Гарольд оказался в плену у Ги I де Понтье. Вильгельм Завоеватель выкупил его из плена и Гарольд был вынужден признать спасителя наследником престола, поклялся в верности и обещал ему свою поддержку.
1066 год. Смерть короля Эдуарда Исповедника. Английский совет «Витенгамот» признал королём Гарольда. Вильгельм не был им нужен, ведь чужестранец начнёт притеснять местную знать, отбирать у них земли, звания и одаривать своих приближённых-норманнов. Гарольд вступил на престол. Вильгельм здесь же обвинил его в клятвопреступлении, собрал эскадру, разгромил английские войска при Гастингсе и воцарился на английском престоле. Гарольд погиб во время битвы.

Технические и исторические подробности приведём ниже, когда будем рассматривать многочисленные сцены гобелена. “Гобелен” в данном случае назван так условно. В действительности он выполнен в технике вышивки шерстяными нитями по льняной ткани. Снимки взяты с официального сайта музея гобелена в Байё.

Изображённые на гобелене события 1064-1066 годов составляют независимый взгляд на события, который несколько отличается от сохранившихся письменных источников. И если описания главных событий, в целом совпадают с письменными источниками, то в деталях часто противоречат им. Лаконичная природа текста гобелена не объясняет причину несовпадений.

Следует заметить, что о некоторых событиях намеренно рассказано не вполне ясно. Например, о миссии, которую доверил Гарольду Эдуард Исповедник в начале повествования или о содержании завещания короля Эдуарда. Автор, несомненно, знал о разных толкованиях событий по обе стороны Ла-Манша.

ПУТЕШЕСТВИЕ В НОРМАНДИЮ
Сцена 1. В самом начале ковёр был сильно повреждён, но его тщательно реставрировали. Король Англии с 1042 года Эдуард Исповедник разговаривает со своим зятем графом Уэссекса Гарольдом, вероятно, в Вестминстерском дворце. Гарольд в то время был самым могущественным аристократом страны и претендентом на престол. Затем Гарольд (справа) с ястребом в руке отправляется на южное побережье в свои владения Бошем в Сассексе (Bosham in Sussex) со свитой и охотничьими собаками.

Сцена 2. Гарольд со своим спутником входят в храм в Бошеме чтобы помолиться о безопасном плавании. Они пируют в одном из многочисленных дворцов поместья Гарольда в Бошеме (обратите внимание на рог для питья, такая посуда была чрезвычайно распространена в скандинавских кругах) и отправляются в мирный поход – никто из свиты не вооружён. Почему – историкам ничего не известно. Гарольд входит на корабль и отправляется в плаванье. В руках он по прежнему держит ястреба.

Сцена 3. Попутный ветер несёт корабли и Гарольд пересекает Ла-Манш. С мачты сквозь туман следят за берегом. Это Понтье, земли могущественного герцога Ги I де Понтье. Гарольд показан здесь дважды. Слева он стоит на корабле, готовый ступить на берег. Как только его ноги коснулись земли, его схватили люди герцога, который руководит ими, сидя на коне справа.

ПЛЕНЁННЫЙ
Сцена 1. Хоть Гарольд теперь и узник, но к нему относятся с уважением. В центре сцены он изображён на коне со своим ястребом, он скачет в Борен (Beaurain). Справа Ги I де Понтье на троне беседует с Гарольдом.


Сцена 2. В следующих трёх частях последовательность событий показана в обратном порядке. От повелителя Вильгельма Нормандского к герцогу де Ги прибывают два посланника и требуют освобождения Гарольда. Известно, что на этой сцене изображён Турольд – племянник епископа Одо из Байё. Турольд – либо маленький человечек левее центра сцены, либо один из двух посланников справа. Передано, с какой яростью скачут эти всадники – посланники Вильгельма – их волосы развеваются на ветру, они полны серьёзного намерения огласить де Ги волю его повелителя.

Сцена 3. На самом деле эта сцена должна быть первой из трёх. Вильгельм получает весть, что герцог Ги захватил Гарольда. Ги подчиняется приказу и приводит Гарольда на встречу с Вильгельмом. Ги на голубом коне, он указывает на Гарольда, едущего за ним, оба держат в руках ястребов.

НЕЗНАКОМКА

Сцена 1. Вильгельм и Гарольд в сопровождении солдат скачут во дворец Вильгельма в Руане. (Теперь нормандец изображён с ястребом!) Вильгельм сидит, когда Гарольд говорит с ним. Здесь же изображён загадочный эпизод. На гобелене появляются две фигуры: дама, её зовут Элфгива (Aelfgyva), (определённо, она англичанка) и духовное лицо. Кажется, они не имеют отношения к происходящему, но должно быть, это событие было хорошо известно в XI веке. Скорее всего, сцена связана с любовным скандалом. В нижнем регистре изображён нагой человек.

БРАТЬЯ ПО ОРУЖИЮ
Сцена 1. Гарольд сопровождает Вильгельма и нормандских солдат в походе на герцога Бретани Конана (Conan of Brittany). Они проезжают гору Сен-Мишель – границу Нормандии и Бретани.

Чтобы добраться до Бретани нужно переправиться через реку и армия едва уносит ноги от плывуна. Воины поднимают щиты над головой, чтобы они не намокли. Несколько солдат попадают в зыбучие пески и Гарольд спасает сразу двоих!

Сцена 2. Нормандская армия атакует Дол и герцог Конан сбегает, спустившись по верёвке из замка – в центре изображён маленький человечек, спускающийся по верёвке из башни. Преследуя Конана норманны достигают Ренна (Rennes), столицы Бретани.

Сцена 3. Норманны настигли Конана в Динане. В битве всадники бросают копья, солдаты пытаются поджечь оборонительные укрепления. Конан сдаётся. На острие копья он отдаёт Вильгельму ключи от Динана. Кампания закончена. За верную службу Вильгельм награждает Гарольда оружием и посвящает его в рыцари. Этот ритуал хорошо был известен во Франции, но в Англии в это время такой традиции не существовало. Также эта сцена означает признание Гарольдом Вильгельма, как своего сюзерена. С норманнской точки зрения эта сцена чрезвычайно важна.


КЛЯТВА
Сцена 1. Вильгельм с Гарольдом возвращаются в Нормандию и приезжают в Байё. В этом эпизоде есть иллюстрация замка в Байё, его построили в X веке и разрушили в XVIII-ом.

Это кульминационная сцена, на святых реликвиях Гарольд даёт клятву верности Вильгельму (изображение в центре). В присутствие нормандского герцога Гарольд кладёт руки на две реликвии и присягает сюзерену на верность. Текст присяги не известен, но, скорее всего, Гарольд дал слово в случае смерти короля Эдуарда не препятствовать Вильгельму занять освободившийся английский престол. Но действительно ли Гарольд обещал поддержку Вильгельму? Эта сцена является ключевой всей разворачивающейся драмы гобелена – за ней последует смерть Гарольда и крах всей его семьи. Но, по крайней мере, английский граф свободен и возвращается в Англию.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Сцена 1. Гарольд беседует с королём Эдуардом Исповедником и рассказывает ему о своих приключениях. Король изображён старым, слабым и больным. Однако на самом деле в это время он был вполне здоров, хоть в это время ему уже было 62 года.

СМЕРТЬ КОРОЛЯ
Сцена 1. События следующего года оставлены автором гобелена без внимания. Рассказ продолжается событиями 5 января 1066 года, когда умер король Англии Эдуард Исповедник. Здесь хронология повествования нарушена. В гобелене показана сначала сцена погребения, а затем смерти. Слева мы видим похоронную процессию к большой новой церкви Вестминстерского Аббатства. Эдуард был очень болен и не присутствовал на освящении нового храма 28 декабря 1065 года. Хотя храм – это его детище, он строил собор с размахом, доселе невиданным на северной стороне Ла-Манша. В центре изображён дворец. В верхней палате мы видим короля Эдуарда в постели, он говорит со своими верными подданными, включая Гарольда и свою супругу, королеву Эдит. Назвал он Гарольда или Вильгельма своим приемником на смертном одре – неизвестно, каждый исследователь предлагает свою версию. В нижней палате дворца король показан мёртвым, рядом с ним стоит священник. Справа два знатных царедворца протягивают Гарольду корону и топор, символы царской власти. Гарольд принимает регалии.


ДА ЗДРАВСТВУЕТ КОРОЛЬ!
Сцена 1. Утром 6 января 1066 года похоронили короля, а днём проходит коронационная церемония Гарольда, Новый король сидит на троне, по его левую руку стоят приближённые, по правую – архиепископ Кентерберийский Стиганд (Archbishop Stigand). Англо-саксонскую знать, присутствующую на коронации, легко узнать по их оружию: они вооружены большими боевыми топорами. На заднем плане народ приветствует нового короля. Появляется “звезда с волосами” – это комета Галлея. Более раннего её изображения, чем на гобелене из Байё, пока не найдено.


Комета Галлея в верхнем ряду справа над трёхкупольным зданием

Народ в ужасе – появление небесного тела воспринимается как зловещий знак. Сцена слева – Гарольду докладывают о комете и новоиспечённый король со страхом принимает весть. В нижнем регистре изображёно несколько призрачных кораблей, это указание на грядущее вторжение норманнов.



ЗАДУМЫВАЯ ВТОРЖЕНИЕ
Сцена 1. До герцога Нормандии Вильгельма через Ла-Манш дошли вести о смерти Эдуарда и воцарении Гарольда: мы видим, как отплывает английское судно, чтобы предупредить его о случившимся. Герцог в ярости – он уже видел себя английским королём и посчитал Гарольда узурпатором. Он решает идти на Англию войной и собирает флот кораблей. Слева от него изображён епископ Байё Одо, его единоутробный брат по матери. В этой сцене Одо появляется впервые.


Сцена 2. Люди Вильгельма готовят вторжение и строят флот. Лесорубы рубят деревья и делают из них доски. Из досок строят корабли и спускают их на море. Эти сцены гобелена самые знаменитые и очень яркие и живые. Мы видим плотников с топорами, подгонку досок и появление судна, в носовой части оно украшенно драконом. Мы знаем, что Вильгельм также реквизировал все имеющиеся у норманнских вельмож корабли, но на шпалере это никак не отражено.


Сцена 3. На корабли на руках и на тележках доставляют еду и питьё. Также подносят оружие – кольчуги, шлемы, мечи и копья. Подносят вино в сосудах из звериных шкур, в бочках, в мешках и другой самой разнообразной таре.

ПЕРЕПРАВА
Сцена 1. Вильгельм ведёт своё войско для посадки на корабли и они отправляются. Автор гобелена пропустил многое из событий начала похода – долгое ожидание попутного ветра в Див-сюр-мер (Dives-Sur-mer), блуждания вдоль берега в поисках удобной пристани в Сент-Валери-сюр-Сомме (Sent-Valery-sur-Somme). Показано лишь пересечение Ла-Манша напрямик – создатель показывает начало марша Нормандии к победе.


Но ещё лучше на гобелене представлены лодки норманнов – украшенные резными драконьими головами, они устремляются вперёд, подгоняемые попутным ветром. Хорошо видны разноцветные паруса и щиты, вставленные в отверстия для вёсел кораблей, которые везут воинов и, наконец, судно с лошадьми на борту.

Сцена 2. На море множество кораблей, корабли полны солдат и лошадей. Вильгельм плывёт на корабле Мора, подаренным его женой Матильдой. Его корабль легко отличить от других – маленький человечек трубит в трубу, над мачтой виден флаг с крестом – без сомнения, это “штандарт Святого Петра”, вручённый Папой Александром II который благословил герцога на его предприятие.


БЕРЕГОВОЙ ПЛАЦДАРМ
Сцена 1. 28 сентября армия Вильгельма высадилась на Английском берегу, в Певенси (Pevense), сейчас это место находится в нескольких милях от моря. Корабли вытащены и сушатся высоко на берегу. Воины скачут по направлению к Гастингсу и запасаются провизией, отнимая скот у земледельцев.

Сцена 2. 29 сентября 1066 года операция начинается. На берегу добывается необходимая провизия и на открытом воздухе готовится небывалый пир – цыплята на шпажках, на открытом огне тушится мясо, блюда вынимаются из печи. Здесь есть возможность оценить, каким образом в то время готовили еду.

Епископ Байё Одо благословляет еду и вино. Справа изображён Вильгельм, он восседает за столом, пируя со своими двумя единоутробными братьями, с достоинством сидящими по обе стороны от герцога. Слуги нагружают еду на щиты и подносят её для банкета. Вадард (Wadard), приближённый Одо, изображён слева за столом.


Сцена 3. Герцог Вильгельм вступает в спор со своими единоутробными братьями епископом Одо и Робертом, графом Мортена (Count of Mortain).

Епископ Одо, Роберт, граф Мортена

Чтобы укрепить базу норманнов в Гастингсе возведён мотт – постройка наподобие замка. Посыльный приносит весть о прибытии Гарольда и его войска. Вильгельм расчищает поле битвы – он приказывает сжечь несколько домов. Справа женщина с ребёнком спасаются из горящего дома.


ВИЛЬГЕЛЬМ СКАЧЕТ НА ВОЙНУ
Сцена 1. Изображено утро битвы, 14 октября 1066 года. Вильгельм покидает Гастингс и в полном снаряжении собирается вскочить на коня. Норманнская конница Вильгельма скачет навстречу английском войску Гарольда. Встреча произошла примерно в 8 милях от нынешнего берега где позже было построено аббатство.

Сцена 2. Здесь Вильгельм изображён дважды: сначала на тёмном коне во главе своего войска. Затем сразу справа, он спрашивает одного из приближённых Одо Виталя (Vital), заметил ли уже тот армию врага.


Сцена 3. Теперь изображена английская сторона. Стражник предупреждает Гарольда о приближении войска норманнов. И снова показаны норманны: Вильгельм с булавой в руке произносит речь, чтобы подбодрить своих воинов, он призывает их быть смелыми и мужественными.


БИТВА ПРИ ГАСТИНГСЕ
Сцена 1. Норманны атакуют и начинается битва при Гастингсе. Быстрый ход французской кавалерии защищают пешие лучники


Сцена 2. Воздух наполняется стрелами и пиками, воины падают замертво. Английская сторона пешая, солдаты вооружены боевыми топорами и пиками, они защищают себя стеной щитов. С обеих сторон наступают норманны. Нижний регистр ковра заполнен картинами тел погибших и раненых воинов.

Сцена 3. Насилие продолжается, люди до смерти рубят и колют друг друга. Оба брата Гарольда погибли в этой битве.


Гибель братьев Гарольда.

Сцена 4. Битва показана в самом разгаре: люди и лошади падают замертво на землю, нижний ряд усеян убитыми воинами и лошадьми.

С булавой в руке появляется епископ Одо, он машет оружием и подбадривает своих последователей. Обратите внимание, что у священнослужителя не меч, а булава, его сан запрещает проливать людскую кровь.

Сцена 5. Вильгельм упал с лошади. Но чтобы показать, что он жив, герцог поднял забрало шлема и открыл лицо. Его воины должны это увидеть, он побуждает солдат продолжать сражение. Граф Юстас (Count Eustace) несёт изукрашенное знамя, вполне возможно, что это та самая хоругвь, которую Папа вручил Вильгельму как знак поддержки его намерения вторгнуться в пределы Англии.

Сцена 6. Кажется, норманны берут верх в битве, но она ещё продолжается. Много воинов полегло, одному отрубили голову. Справа изображена самая известная сцена: норманны убивают короля Гарольда. Но как в самом деле он был убит? Кажется, что на этой сцене его изобразили дважды: сначала он вытаскивает стрелу из глаза, во второй раз он повержен норманнским рыцарем. В этой части очень ковёр трудно поддаётся расшифровке, но исследователи сходятся во мнении, что показана сцена гибели Гарольда.

Сцена 7. Битва заканчивается с гибелью короля. Победители преследуют оставшихся в живых англо-саксов.

Заключительная сцена ковра не сохранилась. Была ли на ней была изображена церемония коронации Вильгельма Завоевателя королём Англии в Венстминстере? Ответить на это вряд ли возможно, но эта сцена отлично подходила к началу повествования – коронации короля Эдуарда Исповедника, который утвердился на троне всего за два года до описываемых событий.

Финальные сцены гобелена были восстановлены в XIX веке и весьма грубо.

  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОБЕЛЕНЕ В БАЙЁ

Ковёр Байе – это не только удивительное произведение искусства, это и бесценный исторический документ. Историки находят в нём множество важных деталей. Даже после двухсотлетнего исследования значение многих элементов не ясно и учёным ещё предстоит потрудиться над расшифровкой их истинного смысла.

В любом учебнике по истории Средних веков обязательно есть иллюстрации какой-то части ковра из Байё. В английских, американских, скандинавских книгах их даже больше, чем во французских. Знаменитый гобелен привлекает не сотни, а тысячи туристов ежегодно, о нём написано множество книг и бессчётное количество статей, но он так и не изучен до конца.

О гобелене заговорили в сравнительно недавних источниках. Впервые он был упомянут в 1476 году среди ценностей собора Байё и до начала XVIII века о нём ничего не было известно. Поэтому точная дата его изготовления весьма спорна. Скорее всего, его выткали вскоре после завоевания Англии Вильгельмом Нормандским в 1066 году. Возможно, шпалера появилась между 1070 и 1080 годами. Есть основания полагать, что гобелен расшили для торжественного освещения вновь построенного собора в Байё.

Определённо, что работу выполнили английские мастера, возможно из графства Кент (County of Kent). Сейчас уже никто не скажет, женщины или мужчины занимались его вышиванием. Но нет сомнения в том, что эти люди имели отношение к храмам Кентеберри. Есть все основания полагать, что работу заказал и оплатил епископ Байё Одо, единоутробный брат Вильгельма Завовевателя, когда он был первым графом Кентским. В средние века и до самой французской революции ковёр регулярно вывешивали в соборе в первых числах июля, в ознаменование событий, которые на нём изображены.

Во время Революции отцам города удалось сохранить бесценную шпалеру. Указом Наполеона её объявили национальным достоянием и Байё обязали хранить и заботиться о нём. В XIX веке гобелен несколько раз реставрировали. В 1982 году тщательные исследования установили, что несколько последних сцен ковра утеряны. С 1983 года его выставляют в здании бывшей главной епархиальной семинарии. Осмотр гобелена организован очень грамотно – туристам выдают аудиогиды на разных языках, в том числе на русском. Русский текст составлен великолепно – диктор живо и интересно повествует о событиях, обращает внимание на детали, которые пронумерованы. Туристы движутся в одном направлении, не мешая друг другу. Фото и видеосъёмка запрещены, поэтому никто не стоит перед вами с фотоаппаратом и не мешает изучать ковёр.

  • ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

Ещё раз подчеркнём, что хотя это произведение и зовётся гобеленом, но выполнили его отнюдь не ткачи, а вышивальщики. Ковёр состоит из восьми широких льняных полос неодинаковой длины. Сцены вышиты шерстяными нитями. Длина ковра – около 70 метров, ширина – около 50 см. Позже вся работа была пришита на другое льняное полотно, грубее по качеству. Это дало возможность пронумеровать все сцены, что почти наверняка сделали в XVIII веке.

Все сцены вышиты пряжей восьми разных цветов. Они довольно высоко выступают над фоном бисквитного цвета. Контуры фигур подчёркнуты стебельчатым стежком, они контрастируют с ровными участками шва гладью. Несмотря на то, что гобелену уже более 900 лет, нити сохранили первоначальный цвет! Всего несколько нитей выдернули из гобелена, может быть в Средние века, может быть позже, но швы и стежки видны настолько ясно, что можно проследить всю технику работы. Единственные сцены, которые больше всего пострадали от времени – это сцены после смерти Гарольда. Они не подлежат реставрации. Да и сцены отступления английских войск считаются довольно грубой подделкой. Никто сейчас уже не может сказать, что было изображено на финальных картинах, но совершенно ясно, что утеряно совсем не много.

Почти по всей своей длине гобелен разделён сверху донизу на три сегмента: верхняя и нижняя части отделены от главной центральной композиции почти непрерывной линией. На них изображены фигуры, которые не имеют отношения к главному повествованию. До сих пор является загадкой, зачем их поместили на ковёр. Там изображены главным образом фантастические животные, что упоминаются в романском искусстве (львы с поднятыми хвостами, грифоны и пр.), лиственный орнамент, различные завитки. В первой половине ковра нижняя полоса занята живыми сценами, частично взятыми из сюжетов древних сказаний, но чаще всего без какого-то определённого значения.

Есть ли в этих изображениях какие-то параллели с главным действием? По сей день это не удалось выяснить. Когда сцены главного повествования становятся напряжённее, фигуры в верхней и нижней полосах дополняют рассказ, особенно это заметно во второй части истории: лучники, окружающие кавалерию, разбросанные тела убитых, мародёры, снимающие с мёртвых оружие и амуницию. В верхней части центральной полосы помещён комментарий на латыни. Повествование вышито заглавными буквами, названы некоторые главные персонажи. Это краткое описание событий не представляет никакого литературного интереса, но является одним из главных источников истории завоевания и событий, ему предшествующих. Написание имён и названий – например, король Эдуард, мистическая Элфгива (Aelfgyva), города Байё, Певенси и Гастингс и, наконец, имена братьев Гарольда, доказывают, что текст составил англичанин.

Последовательность событий показана довольно современными способами – действие развивается от одной сцены к другой. Движение передаётся несколькими изображением почти одинаковых фигур – когда скачет или атакует кавалерия, когда флот пересекает Ла-Манш. На протяжении всей шпалеры на заднем плане нет ни единого изображения пейзажа, исключение составляет только гора Сен-Мишель. Но контрастные цвета, например между ног лошадей подчёркивает идею перспективы.

  • АВТОРЫ ГОБЕЛЕНА БАЙЁ

С точки зрения авторства гобелена следует назвать три, или даже четыре уровня исполнителей.
1.Человеком, который заказал эту работу, был, вероятно, епископ Байё Одо или Едо Контевиль (1045-1096), единоутробный брат (брат по матери) Вильгельма Завоевателя. На самой шпалере он показан как минимум трижды: благословляющим пищу, когда норманны высадились на английском берегу, когда французы строят лагерь и, в последний раз, во время кульминации битвы. Вполне вероятно, что его также изобразили, хотя не назвали, в сцене, где Вильгельм получает весть о коронации Гарольда. Известно, что Одо был очень сильной личностью, обладал острым умом, ценил искусство. Его больше привлекала политика, чем служение церкви.
2. Автор рисунков гобелена без тени сомнения был англичанином. Он был знаком с ранними работами в этой же технике, а также с древними манускриптами начала XI века, хранившимися в Кентербери. Разные подходы к изображению этих событий давали ему полную свободу и он не преминул ими воспользоваться.
3.Был ли автор рисунков также и автором текста – неизвестно, но почти наверняка он тоже был англичанином. Этот человек явно получил отличное образование. Некоторые из его образных выражений удивительны и несут литературный аспект, например, речь Вильгельма Завоевателя во время битвы.
4.И, наконец, выполнившие работу вышивальщики или вышивальщицы. Они провели долгие месяцы за доверенной им скрупулёзной работой. Артель древних мастеров иглы работала настолько слаженно, что невозможно отличить участки, выполненные разными руками, кажется, что фигуры вышиты одним человеком, что невозможно даже предположить.

Следует добавить, что в XVIII веке появилась легенда о причастности супруги Вильгельма Завоевателя, королевы Матильды, к выполнению шпалеры. Легенда не имеет под собой основания, королева Матильда не имеет ни малейшего отношения к выдающемуся произведению древних мастеров.

  • ТЕМА ГОБЕЛЕНА ИЗ БАЙЁ

С первого взгляда, основной темой шпалеры стала битва при Гастингсе и гибель английского короля Гарольда. Этот сюжет назван главным и в конце XV века, когда обнаружили гобелен. Но ведь такая сцена абсолютно неприемлема для храма и её никогда не стали бы ни хранить, ни выставлять в соборе! И если бы главным сюжетом композиции действительно была бы победа норманнов, то зачем начинать повествование с 1064 года?

На самом деле главная идея повествования имеет глубокий религиозный смысл – это наказание за клятвопреступление, за то, что человек не сдержал слово, данное на святых реликвиях и неизбежное наказание виновного за обман, показанное в последовательности событий.

Именно поэтому, непременно нужно было показать клятву, данную Гарольдом на святых реликвиях. Повествование завершается смертью клятвопреступника, наказание показывает могущество Вседержителя. Следовательно, моральный аспект изображения превалирует над военным и политическим. Все необходимые сцены, которые помогают вникнуть в причины вторжения и детали самой битвы оставлены без внимания. Мы не видим ни причин, по которым Вильгельм имеет право претендовать на английский трон, ни интриги младшего брата Гарольда Тостига, ни коронации в Венстминстере 25 декабря 1066 года. Всё это известно по другим источникам и не отражено ни в одной из сцен гобелена.

Но нет основания говорить о том, что гобелен не прославляет победу норманнов при Гастингсе и их предводителей – самого Вильгельма Завоевателя и его единоутробных братьев – епископа Одо и графа Роберта. Но в то же время это сделано удивительно сдержанно: ни в тексте, ни в иллюстрациях, англичане не унижаются ни единым словом, ни единым действием. Вина в Господнем наказании полностью лежит на Гарольде и это ни в коем случае не отражается на их человеческих качествах, ни паче чаяния военной доблести в битве, которая поставлена на один уровень со смелостью норманнов. “Здесь англичане и французы вместе гибнут в битве” – говорится в 53 сцене гобелена. Удивительно, что победителей называют “французы”, а не “норманы”, как всегда говорили к северу от Ла-Манша, и не “норманны”, как писали все авторы герцогства.

  • ГОБЕЛЕН ИЗ БАЙЁ, КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Небывалое богатство выражено, прежде всего, множеством сцен – 626 фигуры, 202 коня, 41 корабль, 37 зданий, можно посчитать и другие детали. Здесь же удивительное количество подробностей всех аспектов жизни в XI веке – оружие, одежда, конская упряжь, строительство кораблей, сцены охоты и приготовления блюд. Все детали невозможно даже перечислить, остановимся на наиболее важных.

В первую очередь, в большинстве случаев художественные идеи ковра взяты с точки зрения английской стороны Ла-Манша, где работал его создатель. За исключением некоторых сцен, автора не интересовала разница между англичанами и норманнами. На поле битвы воины обеих сторон одеты в одинаковые кольчуги (с брюками, очень удобными для английской пехоты и совершенно бесполезными для норманнских кавалеристов), на головах одинаковые шлемы, они воюют одинаковыми мечами и копьями. На море английские и норманнские корабли невозможно отличить. Однако, по крайней мере в ранних сценах, англичане изображены с длинными волосами и усами, а норманны бриты, их волосы подстрижены до уровня шеи. В бою норманны, в основном, лучники, а англо-датская гвардия Гарольда вооружена знаменитыми боевыми топорами викингов.

Следует отметить, что автор, скорее всего, был очевидцем происходящего. Профессиональные кавалеристы и коневоды, во всяком случае, принимают его за своего: он был любителем лошадей и не оставил без внимание ни одно возможное движение коня. Также, создатель шпалеры настолько хорошо разбирался в кораблях и мореплавании, какое ещё не наблюдалось со времён древних греков. Он также знал толк в реликвариях, в которых хранились святые мощи: одно из них показано в сцене присяги Гарольда, этот мощевик удивительно напоминает единственную скандинавскую реликвию того времени. Кроме того, автору гобелена знакомы рыцарские традиции и королевский церемониал погребения. Из этого мы выводим, что он был человеком широких интересов и обладал несомненным талантом в передаче несколькими штрихами (возможности вышивки ограничены) сути сюжета, который он показал столь ярко.

Многие сцены гобелена, даже те, что не имеют прямого отношения к действию, очень тщательно изучили. Гарольд отправляется в плавание в Понтье после того, как он посетил церковь в Бошеме. Этот храм изображён с высокой и узкой аркой.

Это точная форма арок саксонских церквей, такие арки до сих пор разделяют неф и хоры храмов. Гарольд покидает корабль с ястребом на руке – из источников XII века известно, что он владел книгой о повадках и разведении ястребов. Во время осады Дола беглец спускается со сторожевой башни на верёвке.

Беглец спускается со сторожевой башни на верёвке

Тот же самый способ описан летописцем (хронистом) Ордериком Виталем (Orbderic Vital) вскоре после осады Антиохии (Antioch). При сдаче Динана герцог Конан передаёт норманнам ключи от города, они кажутся огромными.

Датские археологи обнаружили подобные ключи. То здесь то там, появляются здания с арочными крышами и здания, похожие на перевёрнутый корпус корабля – существование таких домов подтверждено находками норвежских и английских археологов.

Передавал ли автор события с хронологической точностью? Хотелось бы у него попросить разъяснений по поводу очевидного факта – король Эдуард Исповедник сначала показан на смертном одре, а на следующей сцене он показан дающим указания приближённым. Здесь автор применил инверсию, зачем – не известно. Однако, временные отношения переданы с разной интенсивностью: в некоторых сценах время идёт медленно, действие показано подробно, в других – наоборот, создатель перескакивает от одного временного события к другому очень быстро, например, совсем не показано, что происходило в 1065 году. Многие современные исследователи объявили автора гобелена виновным из виновных в вопиющем нарушении последовательности событий. Но более тщательные исследования показали, что они не правы.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

До наших дней дошли лишь несколько документов, представляющих столь живые картины такой широкомасштабной военной операции, включающей и оружие и тактику ведения боя.

На ковре показаны три вида амуниции: кольчуги, шлемы и щиты. Около двухсот всадников, как английских, так и норманнских одеты в одинаковые кольчуги. Они защищают тело, руки до локтя или немного ниже, ноги закрывают что-то вроде кольчужных брюк (хотя, на самом деле, всадники такие штаны вряд ли носили). На груди очень часто показана съёмная пластина. В время боя на воинов надет так называемый “кольчужный колпак” – сетка, которая защищает шею. Во времена, когда каждое кольцо и каждое соединение выковывалось вручную, можно себе представить, сколько стоило полное вооружение.

Все шлемы были коническими с пластиной, защищающей нос, но на шлеме отсутствовала защита шеи. Большинство щитов овальной или миндалевидной формы с остриём вниз. Щиты, скорее всего деревянные, обтянуты кожей. Щиты имеют разную окраску. Те, что принадлежат командирам, имеют отличительные знаки. Несколько английских пехотинцев изображены с круглыми щитами.

Из оружия на гобелене показан меч – длинный и обоюдоострый; пика, её вкладывают под руку и таким образом всадник может ею пользоваться при фронтальной атаке (одно из самых ранних упоминаний такого применения пики на гобелене Байё) или, когда рука поднята, как дротик; также изображен боевой топор викингов, телохранители Гарольда раскачивают его обеими руками.

Лучники вооружены довольно короткими луками и это единственное их оружие. Колчан закреплён либо на плече, либо на поясе. Несколько человек из знати показаны с дубинами или булавами, например епископ Байё Одо, как упоминалось выше, священнослужитель не может проливать кровь, и герцог Вильгельм.

Представляет интерес и конская упряжь. На лошадях надеты тяжёлые сёдла, всадник в них сидит прочно и надёжно, тело зафиксировано как спереди, так и сзади: с седла спускаются стремена, они были новым изобретением запада. В таком положении всадник мог выдержать удар пики противника, при этом не слишком подвергаясь риску быть опрокинутым с седла. В те времена все носили шпоры.

Англичане, обычно, сражались пешими, даже если сам Гарольд был конным. Главный удар норманны наносили тяжёлой кавалерией. Но тактику начала битвы вряд ли можно назвать скандинавской: сначала выступил отряд лучников, который отошёл назад сразу после того, как вступили основные силы. В сражении командиров можно узнать по их штандартом, которые держит окружающая его свита. Несомненно, стяг Вильгельма имеет изображение креста, потому что он получил благословение Папы. На штандарте Гарольда нарисован зверь, подобный дракону, вероятно вырезанный из листа бронзы, точно такие же обнаруживаются в Норвегии и используются как флюгеры на крышах церквей.

Стоит отметить, что гобелен также служит основным источником истории фортификаций некоторых областей и городов: Бретани, Байё и Гастингса. Замки построены из дерева и расположены на насыпных курганах: они являются основополагающими для норманнов в XI столетии, но вряд ли существовали в Англии во времена Эдуарда Исповедника.

  • ГОБЕЛЕН БАЙЁ И ИСТОРИЯ ФЛОТА

С этой точки зрения гобелен изучили наиболее тщательно. Без этого многие стороны конструкции и использования нефов (esnèques) остались бы неизвестными. Esnèque – (от скандинавского snekkja) – в XI – XII веках в Нормандии так называли ладьи, на которых ходили викинги. До сих пор ни одного зверя, подобного дракону, украшающего носы этих кораблей, археологи не обнаружили. И хотя во многих источниках упоминаются подобные украшения, увидеть их можно лишь на гобелене Байё. Точно также, иллюстрации парусов и другой оснастки кораблей обнаружены лишь на нечётких изображениях на колоннах на Шведских остравах Готланда и датируются VIII-IX веками.

Все корабли на гобелене имеют одинаковый скандинавский тип, за исключением некоторых вариаций. Они происходят от того же типа кораблей викингов, которые обнаружены в королевских захоронениях Норвегии или найдены во время археологических раскопок в Датских фьордах. Такой тип кораблей доминировал во всей северной Европе с VIII по XII столетие. Их приспосабливали для военных нужд, либо для перевозки людей и товаров. Делали их их дерева, доски подгоняли не “встык”, а с нахлёстом, киль был порожним. Корабли отличались довольно низким фальшбортом с отверстиями для вёсел, последние вёсла можно было снять. На таких ладьях не было ни палубы, ни трюма. Осадка у них была достаточно мелкая, таким кораблям не нужна была гавань: экипаж просто подтаскивал судно к берегу, мачту снимали. Корабли были достаточно большими, передвигались за счёт парусов. Парус был один, по форме больше треугольный, чем прямоугольный, внизу прикреплялся к центральной мачте. Эти ладьи могли также передвигаться с помощью гребцов, но на гобелене сцены гребли отсутствуют.

Эти корабли были достаточно надёжными и долго служили, они отличались манёвренностью, но были чрезвычайно неудобны. Гобелен Байё не даёт ответа на вопрос, сколько людей мог вмещать такой корабль, но скандинавские источники говорят, что на обыкновенном судне могли сидеть 30-40 человек. Поэтому можно себе представить, что в походе 1066 года весь флот состоял из нескольких сотен кораблей.

Лошадей, по видимому грузили по широким сходням из брёвен, это можно видеть на гобелене, такую технологию знали ещё викинги. Её усовершенствовали в Нормандии во время похода на Сицилию в 1060 году и она стала одной из решающих причин успеха Вильгельма Завоевателя.

В заключении прилагаем видеозапись анимации гобелена. Некоторые сцены гобелена пропущены, но видео даёт великолепное представление о событиях, изображённых на шпалере.

Обычно, музей открыт ежедневно, но иногда его закрывают на реставрацию.
В 2014 году он не работает с 6 по 31 января. Он также закрыт с 24 по 26 декабря 2014 года.
Ежегодно музей закрывается в 12.30 31 декабря и открывается в 14 часов 2 января.
В остальные дни он открыт:
С 15 марта по 15 ноября – 9 до 17.45, с мая по август – до 18.15.

С 16 ноября до 14 марта музей работает с 9.30 до 11.45 и с 14 до 17.15.
Ссылка на страницу расписания работы музея .

Авторы статьи путешествовали по Франции на автомобиле, в навигатор установили пункт назначения – центр города Байё. Адрес: Musée de la Tapisserie de Bayeux Centre Guillaume le Conquérant 13 bis rue Nesmond.
Прилагаем ссылку на Гугл-карту музея .

На нашем сайте можно познакомиться с ещё одним необыкновенным произведением ткачества – Ковром Апокалипсиса

Обычно в экскурсиях Байе всегда идет вкупе с Каном – не только, потому что они расположены в 50 км друг от друга. (Мы их так и называли: Каё-Байё). Основные события в жизни этих городов происходили в одно время – в эпоху Вильгельма Завоевателя. И в данном контексте Байе служит дополнением к Кану, так как является хранителем уникальной реликвии эпохи Вильгельма Бастарда, превратившегося в Вильгельма Завоевателя.

Эта реликвия, так называемый ковер Байе, — 1070 года создания. Так называемый – потому что на самом деле это не ковер или гобелен в обычном понимании. Это узкое длинное полотно шириной в полметра и длиной под 70 метров, которое я бы его определила как первую киноленту, фильм, созданный возможными для того времени средствами.

В этом «фильме» грубыми шерстяными нитками по льняному полотну подробно и тщательно, с множеством сцен и персонажей, вышита история завоевания нормандцами Англии.

А интрига всех этих событий как раз и завязывалась в Байё. Здесь Гарольд, посланник английского короля Эдуарда Исповедника, был вынужден на святых мощах поклясться в верности Вильгельму, но клятву преступил, сам занял королевское место после смерти Эдуарда, чем вызвал вторжение возмущенных нормандцев в Англию и свою собственную гибель в битве при Гастингсе.

Заказ этого полотна сначала приписывали жене Вильгельма, Матильде Фландрской. Потом более вероятным заказчиком посчитали сводного брата Вильгельма, Одо, епископа Байе, который как раз в момент создания полотна выстроил в Байе кафедральный собор. Вышитая лента событий ежегодно стала выставляться в стенах собора, чтобы в горожанах не ослабевала память о тех героических событиях.

Несколько раз ленте грозило уничтожение. В годы Французской революции ее хотели использовать просто в качестве добротной льняной тряпицы. А потом Наполеон перевез ее в Париж. Прошли годы, ковер возвратился в Байе, только в соборе его уже не выставляют. Специально для него был построен трехэтажный музей.

Вот в него-то и попадает первый делом всякий прибывший в город добропорядочный турист.

На первом этаже музея и развернута уникальная лента – ковер Байе. На входе каждому дают аудиогид (есть на русском), который и разъясняет вам «кадр за кадром» по мере продвижения вдоль полотна. События изложены скрупулезно: вышиты здания, корабли, многочисленные персонажи, животные, детали одежды, еда. Изображен даже цыпленок на вертеле, загружаемый в качестве провианта на корабль. По краям полотна, сверху и снизу, вышит орнамент: иллюстрации к басням Эзопа.

Фрагменты

Орнамент

Пройдя 70 метров вдоль этого полотна, невольно проникаешься – даже не значимостью изображенных событий – а вот именно что уникальностью того, что только что проплыло перед твоими глазами. Других подобных аналогов в мире не существует.

Второй и третий этаж музея – для закрепления материала. На втором этаже можно в замедленном режиме на экране просмотреть каждую картину. Также там представлены вещи и макеты времен Вильгельма Завоевателя.

На третьем этаже демонстрируется 20-минутный фильм: то на английском, то на французском языках.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Всё пересмотрев в музее, турист перемещается во вторую достопримечательность Байё – кафедральный собор Нотр-Дам, в стенах которого ковер когда-то и демонстрировался. На освящении собора присутствовал Вильгельм Завоеватель.

На собор не поскупились – роскошный. Правда, от 11-го века сохранилось немногое. Все это готическое великолепие возникло позднее.

Кафедральный собор Нотр-Дам

Крипта 11-го века

К счастью, от Второй мировой войны Байё практически не пострадал. Если за соседний Кан бились долго и ожесточенно, то Байё перешел в руки союзников уже на другой день после высадки.

В самом городе сохранилось много симпатичных местечек.

Мельницы на реке Орн


Фотографии взяты отсюда .

В 1064 году, после разговора в Королевском дворце в Вестминстере со свои зятем, королем Англии Эдуардом, граф Уэссекский Гарольд Годвинсон с соколом в руке направился со своими соратниками и сворой собак на юг страны, держа путь к Бошему, что в Сассексе, родовому гнезду графа. Именно эта сцена является первой среди тридцати двух сцен гобелена из Байо, которыми в деталях повествуется о завоевании Англии нормандцами.
1.

Король английский Эдуард, за строительство Вестминстерского аббатства прозванный Исповедником, скончался 5-го января 1066 года после двадцатитрехлетнего царствования. Будучи бездетным, он не оставил прямых наследников. Следствием этого стала трехсторонняя борьба за престол, окончившаяся битвой при Гастингсе и завершением англо-саксонского правления в Англии.

Главным претендентом на трон являлся упомянутый Гарольд Годвинсон, советник короля и, по сути, второй человек в стране. Его положение, родство с Эдуардом, который был женат на сестре графа, и уважение среди равных делали Гарольда естественным преемником. И его позиция только усилилась, когда, уже на смертном одре, Эдуард, как говорят, произнес: «В руки Гарольда предаю я королевство мое!» С таким царственным волеизъявлением Витенагемот, совет старейшин, единодушно выбрал Гарольда новым королем, коронация которого прошла в один день с погребением Эдуарда. Однако корона на голове – это весьма часто большая проблема для головы.

Герцог Нормандский Вильгельм претендовал на трон Англии не меньше Гарольда, подтверждая свои права на него кровным родством с Эдуардом (они были дальними кузенами) и утверждая, что именно его за несколько лет до того король назвал преемником: якобы королевское послание, в котором будущим господином Англии назывался Вильгельм, в 1064 году доставил ему никто иной как сам Годвинсон, к тому же поклявшийся на мощах святых мучеников поддерживать герцога в его правах на престол. Получалось, что Гарольд не только надел корону вопреки желанию Эдуарда, но и нарушил священную клятву. Последнее обстоятельство позволило Вильгельму заручиться поддержкой Папы Римского, который тут же отлучил Гарольда от церкви, предав его и его сподвижников вечному горению в Аду. Вильгельм же начал немедленную подготовку к вторжению в Англию.

Но был еще и третий претендент – король норвежский Гаральд Гардрада, чьи притязания основывались на запутанной истории, случившейся в год воцарения Эдуарда. Дело в том, что до 1047 года Гаральд правил совместно со своим племянником Магнусом, который в 1042 заключил сделку с датским правителем Англии Хартакутом о том, что в случае смерти одного из них и при отсутствии наследников мужского пола, другой становится единоличным правителем страны. Однако, когда Хартакут умер, Магнус был слишком занят борьбой за собственно датскую корону, чтобы разбираться еще и с Англией. В результате Эдуард стал первым англосаксонским королем. По смерти же последнего и Магнуса, Хардрада объявил, что именно он, будучи наследником Магнуса, является законным правителем Англии, а едва Гарольд короновался, начал немедленную подготовку к вторжению.

Он нанес удар первым. В середине сентября 1066 года норвежские войска высадились на северном побережье Англии и, разорив несколько окрестных деревень, двинулись в сторону Йорка. К ним присоединился и никчемный брат Гарольда Тостиг. Армия викингов быстро сокрушила английские войска, державшие Йоркскую дорогу, и захватила город. Эти вести заставили короля Гарольда спешно выдвинуться на север, по пути пополняя вооруженные ряды. Быстрота, с которой он продвинулся и встал лагерем возле Стэмфордского моста у Йорка, позволила застать норвежцев врасплох. 25 сентября в жестокой битве пали войска Гардрады, а следом – и силы Тостига. Остатки норвежской армии погрузились на корабли и ретировались домой. Поражение викингов было столь сильным, что из 240 кораблей, приставших к английскому берегу, отчалили от него лишь 24. Гарольд же, отдыхая после битвы, получил весть о высадке армии Вильгельма.

Надо сказать, что строить флот для вторжения Вильгельм закончил еще в июле 1066 г. Но сильные северные ветра были опасны, и герцогу пришлось целых шесть недель томиться у нормандского берега. Наконец, 27 сентября, когда ветер сменился на южный, флот, после торжественного пронесения мощей св.Валерия вдоль моря, снялся с якоря. 28 сентября, то есть 942 года тому назад, нормандцы высадились неподалеку от Певенси и сразу продвинулись к Гастингсу.

Гарольд рванул на юг и развернул свои боевые штандарты на холме в пяти милях от города. Ранним утром следующего дня, 14-го октября, дозорные короля увидели длинную колонну нормандских воинов, которая, подойдя к подножью холма, перестроилась в боевые порядки. Выстроенные в нескольких сотнях ярдов друг от друга, армии обменивались насмешками и оскорблениями. Но вскоре, по сигналу, нормандские лучники заняли свои позиции перед основным войском, на что англосаксы ответили тем, что подняли над собой щиты. Битва началась.

Англосаксы, как сказали бы сегодня, «играли от обороны», тогда как пехота и всадники герцога раз за разом пытались эту оборону пробить. Весь день исход битвы был под вопросом. Но к вечеру в рядах англосаксов образовалась брешь, в которую нормандцы тут же направили всю свою ярость. Король Гарольд пал, как, впоследствии, и вся англосаксонская аристократия. Победа Вильгельма была полной. В Рождество 1066 года она был коронован в Вестминстерском аббатстве, получив в истории прозвище Завоеватель.

Таковы вкратце события, изображенные на гобелене из Байо. На самом деле это полуметровое в ширину и 70-метровое в длину полотнище не соткано, а вышито – предположительно около 1070 года по заказу Одо, епископа Байо, бывшего единокровным братом Вильгельму Завоевателю. Впрочем, по одной из версий, собственно изготовлено полотнище было мастерами из Кента, слава о вышивальном мастерстве которых была распространена по всей Европе. В 1885 г. некой Элизабет Уордл, члену общества вышивальщиц Стаффордшира, чей муж не без успеха промышлял в шелковом деле, пришла в голову идея создать реплику гобелена, поскольку «у Англии должна быть собственная копия» этого исторического произведения ремесленного и изобразительного искусства. Усилиями тридцати пяти стаффордширских вышивальщиц под руководством миссис Уордл появилось еще одно полотнище, хранящееся в Музее города Рединга. Вот оно: На самом деле оба гобелена настолько похожи, что я решила не заморачиваться и показать именно этот гобелен. Если не прочитать о том, что это гобелен из Рединга, то вполне можно принять его за гобелен из Байё. Год изготовления правда несколько разниться. Каких-нибудь 8 веков...
Но суть события от этого не изменилась.
2.
Гарольд и его спутник входят в церковь в Бошеме поблагодарить Господа за благополучное возвращение. Затем в манорхаусе, одном из домов графа, происходит пиршество перед отбытием Гарольда. Он погружается на корабли и отплывает. Сокол всё еще в его руке.

3.
Корабли Гарольдя пересекают Канал (ныне – Ла-Манш). С мачты впередсмотрящий разглядывает землю. Это Понтьё на севере Нормандии, владения свирепого графа Ги. Гарольд здесь показан дважды: слева он стоит на палубе корабля, готовый к сойти на берег; но едва он это делает, его хватают солдаты графа Ги, который на коне руководит захватом.

4.
Гарольд – узник, но с ним обращаются уважительно. Он на переднем плане, с соколом в руке, скачет по направлению к Борену, столице территорий графа Ги. Последний сидит на троне и беседует с Гарольдом.

5.
Этот, как и последующий, эпизод продолжают повествование задом наперед. Здесь мы видим двух посланцев герцога Вильгельма Нормандского, сюзерена графа Ги, с требованием отпустить Гарольда. Самая маленькая фигура – это Турольд, один из посланцев. Справа же посланцы еще только скачут что есть мочи, везя письмо герцога, и волосы их развеваются на ветру.

6.
Начало сцены с посланцами: Вильгельм получает весть, что Ги захватил Гарольда в плен. Далее Ги подчиняется приказу герцога и везет Гарольда на встречу к нему. Ги указывает на Гарольда. У обоих в руках соколы.

7.
Вильгельм и Гарольд скачут в сопровождении солдат в герцогский дворец в Руане, и теперь уже Вильгельм держит сокола. Вот он уже сидит, пока Гарольд обращается к нему. Загадочное происшествие с правого краю, кажется, не имеет никакого отношения в главному повествованию, но, возможно, было хорошо известно в XI веке. Не исключено, что связано оно с неким скандалом на сексуальной почве: человек у нижней границы полотнища был одет викторианскими вышивальщицами в трусы, хотя на оригинальном гобелене в Байо он наг.

8.
Гарольд сопровождает Вильгельма и нормандскую армию в их устремлении воевать Конана II, бретонского князя. Они минуют монастырь св.Михаила, находящийся на границе Нормандии и Бретани. Чтобы вторгнуться в Бретань, им нужно перейти реку. Они держат щиты над головами, чтобы не намочить. Некоторые из солдат угодили в зыбучие пески, и Гарольд спас их –двоих за раз! (Интересно, что Конана Вильгельм в итоге отравил в 1066 году, но это другая история.)

9.
Нормандцы атакуют город Дол, что в 30 километрах от монастыря св.Михаила, и князь Конан бежит из замка, спускаясь по веревке. Преследуя его, нормандцы минуют Ренн, столицу Бретани.

10.
Нормандцы догоняют Конана в городе Динане. В ходе сражения конники метают пики, а другие поджигают городские укрепления. Конан сдается. Он передает ключи от города Вильгельму на кончике копья. А тот самолично награждает Гарольда за службу, что можно было бы трактовать в том смысле, что Гарольд признает над собой сюзеренитет Вильгельма, – с нормандской точки зрения, очень важное событие.

11.
Вильгельм и Гарольд возвращаются в Нормандию, в город Байо. Кульминация истории: Гарольд клянется на святых мощах. Обещал ли он поддерживать Вильгельма в его притязаниях на трон? Наконец, он свободен и отплывает в Англию.

12.
Гарольд говорит с королем Эдуардом. Король изображен ослабевшим и глубоко больны, хотя в действительности на тот момент, в 1064 году, он был еще вполне здоров.

13.
Эдуард умирает 5-го января 1066 года. На полотнище эпизоды с его смертью и погребением также даны в обратной последовательности. Здесь мы видим похоронную процессию, следующую к большой новой церкви Вестминстерского аббатства, которая была Эдуардом построена (точнее заново отстроена), но к моменту освящения которой 28-го декабря 1065 года он был уже слишком болен. Далее мы видим короля в верхних покоях: он в постели и беседует с верными приближенными, в том числе Гарольдом и королевой Эдитой. Ниже он уже мертв, рядом священник. Двое англосаксонских аристократов предлагают Гарольду корону и топор, символы королевской власти. Он принимает предложенное.

14.
Гарольд – коронованный король английский. Утром того же дня, 6-го января 1066 года, проходит погребение Эдуарда. Новый король сидит на троне в окружении нобилитета слева и архиепископа Стиганда справа. В отдалении народ приветствует его. С краю справа появляется комета Галлея; люди испуганы, поскольку полагают, что это дурной знак. Весть о комете доставляют Гарольду, под которым, по самой границе полотнища, виднеется призрачная флотилия – намек на скорое нормандское вторжение.

15.
Весть о смерти Эдуарда и коронации Гарольда через пролив доходит до герцога нормандского Вильгельма. Он в ярости. Он объявляет, что английский трон должен быть его и называет Гарольда узурпатором. Вильгельм решает напасть на Англию и начинает строительство боевых кораблей. Слева от него сидит Одо, епископ Байо, его единокровный брат. Это первое появление епископа в изображениях полотнища.

16.
Люди Вильгельма готовятся к вторжению. Дровосеки валят лес и тешут его в доски, из которых строят суда, которые перетаскиваются к морю.

17.
На корабли грузятся запасы провизии и воды, а также вооружение: кольчуги, шлемы, мечи и копья.

18.
Вильгельм ведет свою армию к кораблям. Они садятся и отплывают.

19.
Море «кишит» кораблями, полными солдат и лошадей. Вильгельм на корабле «Мора», купленном для него его женой Матильдой.

20.
28-го сентября 1066 года они достигают южного побережья Англии и высаживаются возле Певенси. Воины скачут в сторону Гастингса и собирают еду у крестьян.

21.
На свежем воздухе готовится пиршество: цыплята на вертелах, баранина, которую тушат на открытом огне, и всякая снедь из печей. Вильгельм усаживается со своей знатью и епископ Одо говорит слово о благодати. Слуги ставят блюда на щиты, чтобы поднести их к пиршественным столам. Слева в верхней части эпизода – это Вадард, приближенный епископа Одо.

22.
Вильгельм спорит со своими братьями Одо и Робертом, графом де Мортеном. Части мотте, особого типа средневекового замка, представлявшего собой обнесенный частоколом двор, внутри которого или рядом находился увенчанный деревянной крепостью холм, изготавливаются для укрепления лагеря нормандцев у Гастингса. Гонец приносит Вильгельму вести о Гарольде и его армии. Справа женщина с ребенком бегут из горящего дома.

23.
Утро битвы, 14-е октября 1066 года . Вильгельм в полных доспехах вот-вот взойдет на своего коня. Его кавалерия скачет во весь опор навстречу воинам Гарольда.

24.
Здесь Вильгельм показан дважды. Сначала на темном скакуне во главе войска, а потом – справа – спрашивающим Витала, одного из людей Одо, видел ли он врага.

25.
События показываются сначала с английской стороны: дозорный предупреждает Гарольда о приближении нормандской армии; а потом снова с нормандской: Вильгельм с булавой в руке напутствует своих солдат.

26.
Нормандцы наступают, битва при Гастингсе началась.

27.
Воздух наполняется стрелами и пиками, люди гибнут. Пешие английские солдаты защищаются с помощью щитов. Нормандцы атакуют с обеих сторон. Низ полотнища усеян мертвыми и ранеными.

28.
Бойня продолжается: люди колют, рубят, режут друг друга. Братья Гарольда гибнут в схватке.

29.
Битва бушует. Люди и кони валятся на землю. По нижнему краю полотнища снова убитые воины и животные. Епископ Одо появляется в гуще сражения, размахивая палицей и подбадривая сторонников герцога. Оружие Одо – палица, а не меч, потому что епископам не следовало проливать кровь.

30.
Упав с лошади, Вильгельм поднимает забрало и показывает лицо войскам – чтобы они видели, что он жив, и продолжили бой. Граф Булонский Евстафий держит искусно выделанное знамя, которое, возможно, подарено самим Папой, поддержавшим вторжение Вильгельма в Англию.

31.
Похоже, нормандцы берут верх в битве. Множество солдат погибло, одному отрубают голову. Справа мы видим одну из самых известных сцен полотнища: нормандцы убивают короля Гарольда. Но как? Это показано дважды: сначала он выдергивает стрелу из глаза, а потом – его рубит мечом нормандский рыцарь. Впрочем, это только предположение, что фигура справа – убитый Гарольд.

32.
Гарольд мертв, битва окончена. Победители преследуют остатки английской армии. К сожалению, на этом полотнище обрвано, и финальная сцена до нас не дошла. Возможно, это была коронация Вильгельма, что согласовалось бы с самым началом истории, двумя годами раньше, где спокойный и уверенный, король Эдуард изображен на троне.

В результате внимательного прочтения текста пояснений под каждым из фрагментов гобелена, я обнаружила интересную деталь. Битва при Гастингсе состоялась
14-го октября 1066 года. В день моего рождения, правда за 888 лет до него. Что это значит, я не знаю, но, почему-то, мне это показалось символичным. И не надо надо мной смеяться.
И еще я хочу вызазить благодарность незнакомому мне

«Соборы Московского Кремля» - Иконы собора писал замечательный русский иконописец Андрей Рублёв. Почему исторические памятники являются национальными святынями Отечества? Фасад палаты облицован белым гранёным камнем, отсюда и название палаты. Архангельский собор Московского Кремля Архитектор: Алевиз Новый. Благовещенский собор Московского Кремля.

«Церкви храмы и соборы» - Храм Христа Спасителя в Москве. Храм состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Свято-Успенский собор. Какой архитектурный ансамбль является чудом русского деревянного зодчества? Гениальный архитектор крепостной Яков Бухвостов был неграмотным. Благовещенский собор Московского Кремля. Центральный – Покровский.

«Собор» - Собор. Строительство началось в 1386, закончилось в 1856. Обилие килевидных закомар и кокошников напоминает каменное кружево. А. Амадео, К. Солари, П. Тибальди и другие. Собор Парижской Богоматери. В городе бывает несколько соборов. Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде). Земский собор.

«Софийский собор» - Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшими в сырую поверхность грунтовки. Наличие хоров во многих храмах Древнерусского государства было характерным явлением. С принятием христианства начинается сооружение храмов и монастырей. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Памятники древнерусской архитектуры свидетельствуют о высоком развитии строительного дела в государстве.

«Успенский собор во Владимире» - Здесь в то время находились мясные, сапожные, красильные ряды. Музей заповедник. Плато делится поперечными оврагами на три части. Успенский собор стал еще более величественным. Ведущую роль всегда играла центральная часть, или кремль. В знаменном гербовнике 1730г. впервые голова льва повёрнута в фас.

«Воскресенский собор» - Собор с трёх сторон окружен двухъярусными галереями. В который раз гляжу я на собор, Не в силах скрыть восторг и изумленье. Воскресенский собор (1652-1675). Подобье кружева – цветной узор Заворожил искусным исполненьем. Весь храм как белокаменное диво! К.Конюшев. Венчает собор мощное пятиглавие с простыми стройными восьмиконечными крестами.

Гобелен из Байё (иногда ковёр из Байё; англ. Bayeux Tapestry; фр. Tapisserie de Bayeux) - памятник средневекового искусства, представляющий собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м. Изображает сцены подготовки нормандского завоевания Англии и битвы при Гастингсе, создан в конце XI века. В настоящее время гобелен выставлен в специальном музее в городе Байё в Нормандии и относится к национальному достоянию Французской Республики. В 2007 году ЮНЕСКО включила гобелен из Байё в реестр «Память мира».

Самое раннее письменное свидетельство о ковре содержится в описи имущества кафедрального собора Байё, датированной 1476 годом. Точный автор этого произведения искусства не установлен. Согласно традиционной точке зрения, гобелен был вышит по приказу королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, её придворными ткачихами. Во Франции гобелен известен как «Гобелен королевы Матильды». В XX веке была выдвинута другая гипотеза: заказчиком создания ковра мог быть Одо, епископ Байё, единоутробный брат и один из ближайших соратников короля Вильгельма I. В качестве подтверждения этого тезиса обычно приводят следующие факты: на ковре изображены трое из служилых людей епископа, чьи имена также содержатся в Книге Страшного суда; гобелен хранился в соборе Байё, построенном Одо; возможно, он создавался именно в то время, когда велось строительство собора (1070-е годы гг.) и, наверное, предназначался для его убранства. В случае, если заказчиком ковра действительно был епископ Одо, его авторами, вероятно, были английские ткачи, поскольку основные земельные владения епископа находились в Кенте. Это косвенно подтверждается тем, что некоторые латинские названия на ковре являются производными от англосаксонских, а растительные красители, использованные при создании ковра, были широко распространены именно в Англии. Существует предположение, что авторами ковра из Байё были монахи монастыря Св. Августина в Кентербери. Гобелен вышит на льняном полотне шерстяными нитями разных цветов: терракотового (жёлтого, красного), сине-зелёного, тусклого золотого, оливково-зелёного и голубого, с небольшим количеством синего, чёрного, а также шалфейно-зелёного. При вышивке применялись техника тамбурной строчки, техника стебельчатого шва, а также простой «набор».

История обнаружения

Гобелен был обнаружен в конце XVII века в Байё, где он по традиции раз в год выставлялся в местном соборе. Первые репродукции ковра были опубликованы в 1730-х гг. Бернаром де Монфоконом. В период Великой Французской революции некоторые республиканцы из Байё хотели сделать из ковра покрытие для повозки с военной амуницией, но один из адвокатов, понимавший ценность ковра, спас его, предоставив другую ткань. В 1803 г. Наполеон вывез гобелен в Париж с целью пропаганды планируемого французского вторжения в Англию. Однако, когда план вторжения провалился, его возвратили в Байё. Там он и хранился в свёрнутом виде, пока его не захватили представители германского Аненербе…