Эссе на тему что такое человеческая душа. Сочинение на тему душа. Несколько интересных сочинений

Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Н.С. Лескова "По обычаю своему эконом Бобров был домосед."

Как Вы понимаете значение слова ДУШЕВНОСТЬ ? Напишите сочинение-рассуждение на тему "Какого человека можно назвать душевным? "

Исходный текст

Душевность – редкое качество человека, которое заключается в доброте, милосердии, умении сопереживать и воспринимать невзгоды других людей как свои. Душевным человеком называют того, кто по-доброму относится ко всем людям без исключения, пытается поставить себя на место этих людей.Душевным человеком является герой текста Лескова Андрей Петрович. Он – любимый воспитанниками эконом кадетского училища, который при всей своей нарочитой строгости на самом деле всегда жалел своих воспитанников. Автор описывает его как жалостливого человека, который даже нарушал правила, если не мог поступить иначе. Он подкармливал провинившихся кадетов, посаженных на хлеб и воду, а когда ему приходилось кого-то ругать, то после этого он всегда подбадривал, утешал наказанного. Такого человека, безусловно, можно назвать «душевным». Это его качество не могло остаться незамеченным: «кадеты его любили», даже носили его на руках. Этот пример доказывает, что душевность - прекрасное качество. К душевному человеку и окружающие люди относятся с теплотой.

Душевным можно назвать и героя одноименного рассказа А.П. Платонова Юшку. Он обладает огромным сердцем, в котором есть место и для каждой травинки, которую он не спешит срывать, и для каждого мальчишки, кинувшего в него камень, и для сироты, которой он отдает все свои деньги, чтобы она получила образование.

Таким образом, можно сделать вывод, что душевность – высшее проявление добра в человеке. Это качество делает человека особенным, к душевному человеку тянутся окружающие, а он, в свою очередь, делает людей лучше, подавай им пример человеколюбия и доброты.

Душа и разум - две наиболее важные составляющие внутреннего мира, которые, будучи в гармонии, позволяют человеку оставаться человеком. Их взаимодействие рождает наши поступки и устремления. Что делать, если доводы рассудка вступают в противоборство с голосом чувств? «Слушайте своё сердце, оно не обманет», - говорят одни. Другие же предпочтут эмоциям логику, здравый смысл и холодный расчёт. «Если выбросить из жизни все чувства, боль исчезнет вместе с ними, и я стану неуязвим, - говорил герой книги американской писательницы Жаклин Сююзан «Машина любви». Может быть… Но гораздо чаще безудержность и сила эмоций, страстей одерживают верх над логикой умозаключений и рациональностью разума. К чему это приводит: счастью победы или горечи поражения? Попробуем в этом разобраться.

Ответ на этот вопрос можно найти в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Большое впечатление произвела на меня история Сони Мармеладовой. Перед нами «великая грешница», как называет ее Раскольников. Мы видим, что она и сама понимает, какого ее положение в обществе, подобные ей не имеют права находиться в приличном обществе, жить со своей семьей. Само их положение компрометирует их самих, их близких и окружающих их людей. Соня осознает все это, именно поэтому она живет отдельно от семьи, лишь изредка заглядывая к ним в гости, чувствует себя неловко при знакомстве с Разумихиным, матерью Раскольникова и его сестрой, боится сесть и находиться рядом. Ты «умертвила и предала себя»- в этих словах Родиона раскрывается общественное отношение к тем, кто живет по желтому билету. То, насколько позорно и бесчестно положение подобных Соне, видно в описании мыслей главного героя:»Ей три дороги: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Однако, читая историю Сони, начинаешь понимать, что на этот путь ее толкнули чувства. «внешне» бесчестие порой не является показателем внутреннего состояния человека. Она девушка из бедной семьи, где детей-сирот постоянно избивают, жалкий и безработный отец выпивает, а полусумасшедшая чахоточная мачеха зачастую впадает в истерику. Денег нет совсем. Такая картина открывается читателю при прочтении известного романа. Соня жалеет всех: и бедную больную чахоточную мать, и вечно плачущих малышей с глазами, полными страха, и даже пьяницу-отца. Становится ясно, что Соня, вопреки голосу разума выбирает худшую жизнь для себя самой, но лучшую для дорогих ей людей Ф.М.Достоевский показывает, что нравственность присуща этой героини, не смотря на ее положение, и родилась она искренними, чистыми чувствами.

Из произведения И.С. Тургеньева «Отцы и дети» мы можем вынести урок о том, почему полное руководство разумом порой может привести к не самым лучшим последствиям. Автор романа искусно изображает главного героя, Евгения Базарова, яркого представителя молодежи второй половины 19 века. Он харизматичен, амбициозен, остроумен и умен. Окружающие подчас побаиваются его остроумия и прямоты. Будучи убежденным нигилистов, он отвергает все прежние ценности и чувства, искусство и историю. И такой холодный, прямолинейный, устремленный лишь к науке персонаж, на первый взгляд, казалось, не способен испытывать никаких чувств. Лишь ум и холодный расчет - вот его спутники жизни. Ожднако И.С. Тургенев решает провести своего героя через главное испытание - испытание любовью. В романе появляется новое действующее лицо, Одинцова, полностью изменившая Евгения. После общения с ней поведение Базарова постепенно меняется, читатель замечает перемены и в его поступках, мыслях, речах. Что же с ним происходит. Попав во власть романтики, которую раньше считал белибердой, он поступается многими своими убеждениями и взглядами. Осознав свои истинные чувства, он корит себя за слабость, которую себе позволил. Но как бы он не старался, стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой уже невозможно. Базаров «с негодованием осознавал романтика в самом себе» и это лишь причиняло ему страдания. И.С. Тургенев рисует сцену смерти Базарова очень символично, только на краю жизни Евгений признается сам себе в истинных чувствах, отступает перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед могущественной жизнью. Автор романа умело показывает читателю, как скудна, как тяжела может быть человеческая жизнь без чувств, и как порой мы можем пожалеть, однажды не доверившись сердцу.

Как часто мы гонимся за призрачными идеалами, за статусом, карьерой и деньгами. Мы используем в собственной жизни один лишь разум, стараясь не разбрасываться чувствами, боясь обжечься. Однако какие ошибки мы совершаем, не доверяя порой сердцу. Об этих ошибках мы жалеем всю жизнь и они губят нас. Я считаю, что в наши дни нужно больше доверять чувствам, ведь чувства - истинная нравственность.

С детства мы слышим, что у человека имеется не только тело, но и душа, о которой нужно помнить и питать ее, развивая духовно. Только так душа и внутренний мир человека будут богаты и интересны. Об этом далее и напишем в нашем мини по ЕГЭ.

Что такое душа человека?

Большинство задается вопросом, что же это такое, какая она, что собой представляет и существует ли в действительности?

Имеется ли у человека душа? Сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Здесь, скорее всего, вопрос в вере. Если человек верит в то, что она имеется, значит так оно и есть. Я верю. Мне кажется что душа, подобно огоньку пламени, который нужно питать, поддерживая огонь. Нужно развиваться духовно и культурно, а главное, нужно делать добро и тогда о вас точно скажут, что вы человек с большой душой. Черствых людей, которых не волнуют проблемы других, или кто равнодушен к чужому горю и может причинить боль, называют бездушными. И это точная характеристика. Вряд ли у черствых и жестоких людей имеется душа. А если она и есть, то она наверняка черная.

Как мне представляется душа? Наше тело подобно сосуду, которое до самых краев наполнено душой. Это что-то невесомое, невидимое, но очень теплое и светлое. В моем сочинении душа человека видится совокупностью эмоций людей, их сознанием, мыслями, чувствами. А самое главное, она вечная. Где пребывает эта человеческая суть, когда мы уходим, сложно сказать. Но хочется верить, что жизнь после смерти продолжается.

Эссе... о Душе...

Мы часто употребляем слово - душа... А что мы знаем об этом понятии... образе..., слове...?
Обычно говорят, ну не можешь ты объяснить, что это такое, но ведь чувствуешь, ведь правда! И тут, признаюсь вам, я в недоумении...
Давайте для начала попробуем определить, когда и в каких случаях применяют это слово...?
И так...
Петь душой (или с душой) ..., Душа болит и плачет... ,
Душевная связь... Сказано душевно..., Это мне не по душе...
Душа ушла в пятки... Душевный разговор...,
Родственные души..., Душещепательно...,
С души воротит..., Душа просит..., Душа поёт (летает)...
Не выносит душа..., Ноет душа...
Наконец:
песнях: " я не прекрасен может быть наружно, зато душой красив наверняка..."
"Душа человека страшится встречи с душою вселенной..." Виктор Гюго
И так далее, каждый может продолжить...
Какие же качества присущи душе, судя по предыдущим примерам?
Получается, что она - есть некий орган, или присущий ему духовный символ, чего - то, что чувствует..., но не обычными нашими 5 - ю чувствами, а несколько по - другому...? Можем ли мы назначить соответствующий орган в теле человека, который бы адекватно определял душу? И где ее так сказать - обитель? Может быть она - принадлежит уму (это врядли…)? Возможно, она - есть нечто в нашем сознании?
Конечно, хорошо бы еще определить, что есть наше сознание? Но представим себе, что все понимают, что есть сознание! Кажется - это будет еще почище, чем наш вопрос о душе... Однако оставим все как есть... Поговорим о сознании потом..., когда - нибудь...
Уму, кстати, также необходимо найти свое определение..., короче, чем дальше в лес тем соотвеоственно и дров больше...!
Но, остановимся на душе...
И в жизни, да и в литературе, образ души пользуется неограниченно и постоянно из поколения в поколение, из столетия в столетие...
К примеру, душа может летать, т. е. перемещаться в пространстве..., поёт - т.е. обладает неким голосом, его не слышно, но все как бы понимают его (голос). Далее - соприкасаться с другими душами и даже понимать друг - друга! Отторгать другие души - тоже может, ей может быть отвратительно, скушно, невыносимо, радостно и весело.
Она может болеть, как и любой орган в человеческом теле, а затем неожиданно - выздороветь! Сплошные чудеса с этой самой душой!
А вот пощупать ее..., извини подвинься..., увы...!
Но давайте обратимся например..., к популярным энциклопедиям.

Википедия, - не весть что, но все же...
Душа́ (от др.-рус. дѹша) (греч. ψυχή, лат. anima) - сложное понятие из области философии и религии.
Согласно многим идеалистическим, дуалистическим философским направлениям и религиозным течениям, душа - бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа его личности, дающая начало и обуславливающая жизнь, способности ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, противопоставляемая телу.
По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной.
Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе...
В 1863 Вильгельм Вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных. Вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах.
В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства – досократиков, в греческой философии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит)
С точки зрения Платона, душа и тело существуют отдельно друг от друга, в то время как для Аристотеля («все естественные тела суть орудия души) они неразрывно взаимосвязаны.
Для современной психологии душа - носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств (см. Гештальткачества) микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику (одушевлённость).
Во как...!
После античного периода к исследованию души вновь обращаются Шопенгауэр, Кант и Гегель. В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души, как мистического понятия, несмотря на работы таких учёных, как: Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка.
В Талмуде душа описывается как независимая от тела сущность, как та часть человека, которая непосредственно создана Богом. По своей природе душа непорочна, а злое в человеке объясняется тем, что наряду с благим началом, которое стремится к добру (иецер ха-тов), в человеке присутствует и отрицательное начало - склонное ко злу (иецер ха-ра). Душа одухотворяет тело и управляет им; подобно тому, как Бог наполняет Вселенную, но остается невидим, так и душа наполняет тело человека, сама оставаясь невидима.
В учении Каббалы душа мыслится как духовная сущность, берущая начало в высшем разуме или мировой душе и возникающая как эманация последнего. Нисхождение души в тело определяется её природой: ей надлежит соединиться с телом, чтобы, выполнив свое назначение в земной жизни, вернуться к миру чистого света - Богу.
Суть человека представляет собой совершенно иное, не видимое и не ощущаемое, потому что это - духовная сущность, в скрытой форме воплощенная внутри тела. И это «я» человека. Это «я» человека, представляющее собой тело со всем его наполнением, считается собственностью этого «я», духовного и вечного.

Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе как о сотворённой Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли (т. н. троичность души), составной неотъемлемой частью которой у человека является - нетварный дух. После смерти тела человека душа, согласно этим представлениям, продолжает полностью сознательное существование, и её дальнейшая судьба определяется Богом на суде (сначала предварительном, затем Страшном), и дальнейшим местом пребывания души является либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь, кроме этого, имеет учение о чистилище.
Учение о бессмертии души является составной частью вероучения всех христианских конфессий, за исключением адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы и некоторых немногочисленных деноминаций.
В христианстве понятие «душа» неразрывно связано с понятием спасения. Под спасением души подразумевается спасение человека от вечного наказания за грех (в аду или геенне огненной). Спасение достигается посредством веры в смерть и телесное воскресение Иисуса Христа и покаянием перед Богом. Большинство христиан считает, что после воскресения умерших, души спасённых людей воссоединятся с телами и в этих телах получат вечную жизнь.
Буддисты обозначали душу словом «атман». Согласно “анатмаваде” или фундаментальной буддийской доктрине о «не душе», буддизм отрицает существование” атмана”, души или «я» и считает, что вера в существование атмана ведёт к омрачнению и является главной причиной всех страданий.
В 1901 году американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по «прямому взвешиванию души» в соответствии с научной методологией своего времени. (получил потерю веса от
15 - до 35 гр.) - 6 экспериментов.
Ребята..., и это всего лишь Википедия..., что уж говорить о Британской Энциклопедии или Энциклопедии Брокгауза и Ефрона..., не говоря уже о горах философских трудов на эту тему...!!!
Ну вот так всегда, начнешь копать..., а конца и края не видно...
Но у меня есть вопрос, многие сходятся в том, что душа имеет божественное происхождение!? Что же получается, если от божественного, т. е. очевидно: абсолютного, совершенного, безграничного - мы получаем часть, которая болит и стонет и даже может при случае уходить в пятки... , но одновременно она - бессмерта, непорочна, сущность ее - духовна..., но ее можно взвесить в граммах!? И еще забыл сказать - она может развиваться!
Георгий Гурджиев, отмечал, что человеку после его рождения ее (душу) необходимо вырастить, в противном случае..., все распадается как и тело на молекулярные составляющие...
Да еще, чтобы не забыть, после смерти душу "судят" - и кто - же..., оказывается сам БОГ...!? Это что же получается, самый совершенный, “отщепнув” от себя частичку и вдохнув её в человека - дает человеку возможность испортить её же... И эта бессмертная часть, в зависимости от поведения человека на нашей " грешной" земле (тут вообще уйма вопросов?!) может портиться!!! Очевидно, нечто может её испорить!
А папа, духовный, смотрит со стороны, ну как наблюдатель..., и думает про себя, интересно, ну - этот рыжий и кудрявый, выплывет или нет, хотя в общем то это ему должно быть ведомо заранее...!
Не клеится здесь что - то, не срастается...
Вот у Экхарта Толле, есть понятие - "Сущее" и "Личность"...
Позвольте вести рассуждения на основании этих двух понятий...
Это отталкиваясь от Толле, но все же и от себя...
Сущее - это то, что от части Существования, Божественного, Бытия -дается человеку, оно вечно и неизменно, как и Целое, от которого происходит... Его нельзя испортить, оно не страдает и не плачет..., оно присутствует..., и своим присутствием дает быть и существовать всему живому и не живому, потому что все это многообразие мира от Целого... Без Сущего, ничто в мире не может существовать и проявиться в мире, без Сущего нет ничего, его отсутствие - есть отсутсвие не только в мире физическом, умственном, но и в мире идей и духовном...Нет Сущего - нет Сознания, а значит и всего остального, что есть наш мир...
Сущее - это как поплавок, к берегу не тянет, к лодке не плывет, а вот утонуть - не даст, в любом случае, даже если захлебнешься волной...
В мире духовном, Сущее обладает качеством - некоей высокой частоты, присущей также и всему "Целому" - Бытию...
Теперь поговорим о "Личности". Эта категория, есть - категория, взращенная цивилизацией в целом и окружающим человека социумом, семьей, школой, церковью, политикой, моралью данного общества... Все это формирует личность, заодно приспособляя ее к комфортному существованию в нашей цивилизации...
В силу вышесказанного, данная "Личность" - безусловно может характеризоваться всевозможными качествами, как отрицательного, так и положительного свойства (с точки зрения общества, взрастившего эту - личность).
Вот она (личность) - по моему мнению, может: обладать всеми качествами, как было показано ранее - присущими душе человека!
Эта личность - находится в смятении, поёт, негодует, летает и прочее и прочее...
Так вот, частотная составляющая "Личности", обычно ниже частотной составляющей "Сущего" и задача каждой "Личности" сравняться по своей частотной составляющей с "Сущим" - в этом случае, Душа человека (состоящая из Сущего и Личности) - становится совершенной и ей более не нужно проходить новые жизни (реинкарнации) чтобы слиться с Сущим по частоте - т.е. стать равной с Целым, Бытием.
Та свобода выбора, которая подарена Бытием человеку, необходима ему для того, чтобы он имел возможность сознательного выбора своего в трансценденции себя, обретении осознанности, позволяющей мгновенно соединить "Личность" с "Сущим", без того нудного подталкивания в каждой реинкарнациии (жизнь – смерть)путем страданий и лишений...
Есть лишь два пути к совершенствованию и "Целому", либо через страдание, либо через просветление, третьего не дано...
Наш путь (Дао) определен не нами, но как его пройти - полностью зависит от нас...
А что же Душа...?
Требуется продолжение…

P.s. миниатюрный опыт представления…, на полноту и тем более истину … не претендующий…

Мы кажемся себе плотными непроницаемыми объектами, но это не так. Внешние факторы влияют на внутренние процессы. И всё же мы сохраняем свою целостность. Наш организм всё время обновляется: одни клетки отмирают, другие рождаются. И всё же мы сохраняем свою целостность. Чем же обусловлена эта целостность? Разумеется, присутствием души.
Генетики мне возразят: целостность организма обусловлена генокодом. Но почему генокод работает именно так, а не иначе? Почему он вообще работает? Его работа поддерживается присутствием души. Мы можем как-то почувствовать свою душу? Разумеется. Душа – это наше чувство собственного «я». В этом чувстве нет ничего плохого, предосудительного. В чистом чувстве собственного «я» нет даже эгоизма. Это естественное чувство. Это чувство в своём расцвете есть самосознание. Это чувство в своей кульминации есть осознание Абсолютного Сознания, то есть Бога. Чувство собственного «я» у каждого своё и у всех одно: у людей, зверей, растений и камней. У планет, квазаров и проч. То, что нас разъединяет, нас и объединяет в сложной и величественной симфонии Жизни.
Душа не есть некий абстрактный принцип наподобие Платоновской «идеи». И в тоже время душа связана с телом, как мысль с её словесным выражением. Материальна ли мысль? Есть мнение, что в известной степени материальна. Мы говорим, что мысль «посещает», «приходит в голову». Как знать, может быть за этими образными выражениями стоит некая реальность. Во всяком случае, несомненно, что мысль обладает влиянием, порой огромным. Так же несомненно, что мысль предшествует своему словесному выражению. Вот так и душа предшествует своему физическому воплощению и превосходит его. Можно сказать, что душа творит тело по своему образу и подобию. Мне могут возразить, что тогда мы все были бы прекрасны, как ангелы. Но представления о красоте в разные эпохи у разных народов весьма различны. Они различны даже у представителей одной эпохи и одного народа. Кроме того, души, как и живые существа, наделены разными способностями: одни менее, другие более талантливы. Степень одарённости, вероятно, зависит от чистоты канала, связующего душу с её Создателем, по образу и подобию которого она и создана. Душа Иисуса Христа была гениальна: она сумела воскресить свою физическую оболочку после того личного апокалипсиса, которое мы называем «смерть». Но и наши души талантливы уже потому хотя бы, что воскрешают наши тела каждое утро после маленькой смерти под названьем «сон» (кому ничего не снится, меня поймут).
С небольшой долей условности можно сказать, что душа – частица Бога в каждом из нас. Условность в том, что душа и Бог на самом деле не отделимы друг от друга. При этом душа обладает реальной свободой воли. Мы едины в Боге, это и есть соборность. Соборность же на уровне физических единиц – это толпа (футбольных болельщиков, религиозных фанатиков – не имеет значения). Несмотря на единство душ в Боге, каждая душа – индивидуальность. Индивидуальность же обладает свойствами. С одной стороны, присущими всем (что создаёт возможность для коммуникации), с другой стороны, присущими только ей (что обеспечивает её уникальность). Подвержена ли душа эволюции? И да, и нет. Нет, потому что в душе изначально есть всё, что нужно. Да, потому что то, что есть в душе изначально, должно проявиться, развёртываясь во времени.
Подвержена ли душа злу? И да, и нет. Да, потому что душа связана с физической оболочкой, чья природа является, так сказать, более низкой, чем природа души, и интенции этой низкой природы могут быть негативными. Но, поскольку зло (в отличие от добра) не имеет субстанции, оно проходит сквозь душу, не искажая её. Так отражение в зеркале не меняет природу зеркала. Душа по определению не может быть грешной. Что бы с ней ни происходило и как бы она сама не действовала, она остаётся частицей Бога. И поскольку душа – частица Бога, она свободна и от смерти.